Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выступление на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН




(Нью-Йорк, 24 сентября 2001 г. )*

Уважаемый господин Председатель!

Уважаемые дамы и господа!

Нынешняя сессия Генеральной Ассамблеи ООН открыла свою работу в трагические дни. Весь цивилизованный мир скорбит вместе с американским народом. Мы также скорбим о всех тех, кто пал от рук террористов в различных точках планеты. В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире эпохи глобализации боль утраты становится общей, независимо от того, где произошел террористический акт.

Недавняя трагедия — это драматическое свидетельство того, что порожденные глобализацией масштабные перемены во всех областях жизни современного общества способны вызвать как положительные, так и отрицательные последствия для человечества.

С одной стороны, безвозвратно ушла в прошлое опасность глобальной ядерной конфронтации, а новые достижения в области научно-технического прогресса и стремительный рост мировых торгово-экономических связей создают предпосылки для устойчивого развития всего человечества. С другой — для большинства государств преимущества глобализации оказались попросту недоступны, а разрыв между наиболее и наименее развитыми странами продолжает быстро увеличиваться. Наконец, мир столкнулся с новыми угрозами и вызовами. Помимо международного терроризма это — агрессивный сепаратизм, организованная преступность и незаконный оборот наркотиков.

В этих условиях перед международным сообществом во весь рост встает задача дать адекватный, а главное — солидарный ответ на вызовы времени. Срочно требуется выработать стратегию совместных действий, способную направить процессы глобализации в русло справедливого решения ключевых проблем человечества, укрепления всеобщей безопасности. В этой связи мы разделяем содержащуюся в докладе Генерального секретаря ООН " О работе Организации" мысль о необходимости укрепления и повышения роли ООН как незаменимого инструмента поддержания международного мира и безопасности, мобилизации человечества перед лицом новых, невиданных ранее угроз.

Будучи твердо приверженной именно такому подходу к формированию нового мирового порядка, Российская Федерация выступает за принятие коллективных мер, которые придали бы процессам глобализации управляемый, а значит безопасный характер. Каждое государство должно реально ощутить, что результаты глобализации способны содействовать его процветанию и благополучию.

Эффективный механизм регулирования процесса глобализации должен быть комплексным и охватывать все сферы: от политической и военной до гуманитарной. Российская Федерация открыта к самому тесному сотрудничеству с другими государствами в интересах реализации этой имеющей первостепенное значение для судеб человечества задачи.

В сфере борьбы с новыми опасностями, главной из которых, несомненно, является международный терроризм, центральная задача — создать глобальную систему противодействия новым угрозам и вызовам. Эта система должна включать в себя соответствующие многосторонние механизмы взаимодействия, в том числе по раннему предупреждению и предотвращению возникающих угроз, решительному и адекватному реагированию на все их проявления в рамках международного права и при центральной координирующей роли ООН.

В политической сфере речь идет о полновесной реализации решений Саммита и Ассамблеи тысячелетия, принятых год назад в этих стенах. В первую очередь это касается формирования справедливого, ненасильственного демократического мирового порядка, учитывающего интересы и чаяния всех государств и народов. Добиться этого можно лишь при условии, что все страны будут равны перед мировым законом, фундаментом которого являются Устав ООН и другие основополагающие принципы и нормы международного права, и будут его свято чтить.

В эпоху глобализации главной тенденцией призвано стать усиление, а не размывание международного правопорядка. Как становление демократически сильного государства возможно только на основе прочной законодательной базы, так и формирование нового мирового порядка требует укрепления международных правовых норм.

Развитие международного права, которое должно чутко реагировать на происходящие на международной арене перемены, требует совместных согласованных усилий. Любые же односторонние действия в современном мире, в котором судьбы стран, народов, отдельных людей все теснее переплетаются, будут лишь расшатывать правопорядок, ослабляя тем самым возможности международного сообщества эффективно реагировать на новые и все более опасные вызовы.

Не военная или экономическая мощь государства, а его способность ответственно выполнять взятые на себя международные обязательства должна стать мерилом авторитета в мировом сообществе.

В военной сфере центральной задачей является укрепление стратегической стабильности как важнейшего элемента международной безопасности. Понимаем выраженную в докладе Генерального секретаря ООН озабоченность в связи с продолжающимся ростом военных расходов в мире и недостаточным уровнем международного разоруженческого сотрудничества.

Полностью осознавая свою роль в деле обеспечения международной безопасности, Российская Федерация выдвинула развернутую реалистичную программу, направленную на укрепление стратегической стабильности и ускорение разоруженческого процесса. Президент Российской Федерации В. В. Путин призвал пять ядерных держав — постоянных членов СБ ООН начать консультационный процесс по вопросам ядерного разоружения и стратегической стабильности.

Мы подтверждаем наше предложение Соединенным Штатам Америки о согласованном сокращении стратегических наступательных вооружений до 1500 ядерных боезарядов для каждой из сторон к 2008 году, а затем, возможно, и ниже. Напомню, что в 1990 году, то есть к моменту окончания " холодной войны", только совокупные стратегические ядерные арсеналы СССР и США достигали 20 834 боезарядов. Реализация этой инициативы не только способствовала бы укреплению глобальной стабильности, но и внесла бы весомый вклад в совместное строительство новых стратегических отношений между Россией и США.

Все это ознаменовало бы также беспрецедентный прорыв в сфере ядерного разоружения, стало бы мощным стимулом к укреплению режимов нераспространения оружия массового уничтожения, к приданию Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний универсального характера.

В комплексе мер по обеспечению стратегической стабильности важное место занимает предотвращение размещения оружия в космическом пространстве. Наш общий долг перед будущими поколениями — совместными усилиями сохранить космос мирным.

Россия предлагает международному сообществу начать подготовку всеобъемлющей договоренности о неразмещении оружия в космосе, неприменении силы или угрозы ее применения в отношении космических объектов. Она могла бы содержать, в частности, следующие элементы:

— использование космического пространства в соответствии с международным правом в интересах поддержания мира и безопасности;

— обязательство не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с любыми видами оружия, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом;

— обязательство не прибегать к применению силы или угрозе ее применения в отношении космических объектов;

— установление механизма контроля за выполнением такой договоренности на основе мер доверия и открытости в космической сфере.

Первым практическим шагом в этом направлении могло бы стать введение моратория на размещение в космосе боевых средств до достижения международным сообществом соответствующей договоренности. Россия была бы готова принять на себя такое обязательство незамедлительно, если другие ведущие космические державы присоединятся к этому мораторию.

Наряду с " традиционными" разоруженческими задачами эпоха глобализации несет новые вызовы международной безопасности, вовлекая в сферу разоружения все более широкий круг государств. Это касается, в том числе, нераспространения ракетных технологий, ликвидации химического и несоздания бактериологического оружия, перекрытия каналов незаконной торговли легким и стрелковым оружием.

Одним словом, в области разоружения накопилось большое количество вопросов, требующих глубокого всестороннего обсуждения. Наиболее подходящим форумом для этого представляется четвертая Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению, созыв которой активно поддерживает Российская Федерация.

Практическая реализация этих инициатив, разумеется, требует ответственного и бережного отношения к судьбе Договора по ПРО 1972 года, а также всего блока многосторонних и двусторонних разоруженческих договоров и соглашений, заключенных за последние десятилетия и составляющих правовую основу сложнейшей архитектуры в области разоружения. Мы обратили внимание на то, что в докладе Генерального секретаря содержится призыв продолжить консультации по этим вопросам с тем, чтобы предотвратить новую гонку вооружений.

В сфере миротворчества особое внимание следует уделить внедрению в международную практику культуры предотвращения конфликтов. Российская Федерация поддерживает основные идеи подготовленного Генеральным секретарем ООН доклада по этому вопросу. Убеждены, что закрепление центральной роли ООН в международном миротворчестве отвечает долгосрочным интересам всех государств. Это, естественно, потребует модернизации миротворческого потенциала ООН, оснащения Организации адекватными людскими и материально-финансовыми ресурсами. Многое еще предстоит сделать для повышения качества подготовки и проведения миротворческих операций, оперативности их развертывания. Решению этой задачи, по нашему мнению, могла бы способствовать активизация деятельности Военно-штабного комитета Совета Безопасности ООН. К его работе целесообразно подключить широкий круг государств — поставщиков миротворческих контингентов.

Время не ждет. Необходимо действовать и делать это быстро, слаженно, так как острые кризисные ситуации в различных точках планеты несут реальную угрозу международной безопасности. Особую тревогу в этом отношении вызывают события на Ближнем Востоке и Балканах.

Проводя работу по преодолению кризисных ситуаций, мы не можем вместе с тем абстрагироваться от глубинных причин их возникновения. Как правило, особенно если взять пример Африканского континента, в их основе проблемы социально-экономического характера. Это еще один веский аргумент в пользу того, чтобы мировое сообщество, не откладывая, занялось социальными и экономическими аспектами глобализации.

Отмеченные Генеральным секретарем ООН некоторые особенности региональных кризисов, в том числе расширение источников их финансирования и доступ к самым различным видам оружия, созвучны инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина о необходимости пресечения внешней подпитки конфликтов.

Глобализация широко раздвинула рамки международного сотрудничества в экономической сфере, предоставляя невиданные ранее возможности для перелива товаров, капитала и услуг. В различных уголках мира появились новейшие производства, а интеллектуальный труд стал определяющим фактором прогресса. Но все ли от этого выиграли? Разве исчезли голод и безграмотность на планете? Конечно же, нет. Богатые страны действительно стали богаче, воспользовавшись плодами глобализации, но бедные оказались еще беднее.

Если сохранится нынешняя тенденция и благосостояние будет расти лишь на одном полюсе, то на другом это неотвратимо будет порождать социальную напряженность и политический экстремизм. Избежать этого можно лишь усилив социальную составляющую глобализации и покончив с дискриминацией в международных экономических отношениях. В ходе нового раунда торговых переговоров в рамках ВТО следует выработать более сбалансированные правила мировой торговли. Они должны учитывать законные интересы всех стран, в том числе стоящих сейчас на пороге ВТО, и давать возможность поддерживать более равномерный уровень развития национальных экономик. Важное значение имеет также разработка механизмов прогнозирования международных финансовых кризисов и быстрого реагирования на них со стороны соответствующих международных структур. Требуется расширение сотрудничества ООН с Бреттон-Вудскими учреждениями и другими международными финансовыми и экономическими институтами.

Необходимо также полнее и солидарно задействовать имеющиеся у мирового сообщества возможности для облегчения ситуации в наименее развитых странах. Россия, несмотря на собственные внутренние сложности, предпринимает конкретные шаги в этом направлении, в частности в том, что касается списания задолженности и улучшения доступа на российский рынок товаров из наименее развитых стран.

Формирование глобального информационного пространства — наиболее яркое проявление мировых интеграционных процессов. За последние годы в наши офисы и дома прочно вошел Интернет. Мы получили возможность в реальном времени следить за происходящими в мире событиями.

Вместе с тем информационное пространство стало объектом активного использования различного рода экстремистскими силами. Растет угроза кибертерроризма. На смену цензуре пришло не менее опасное зло — информационные войны, способные дестабилизировать ситуацию не только в отдельном государстве, но и целом регионе.

Все это несет прямую угрозу свободе слова и праву граждан на получение правдивой информации. Поэтому необходимы конкретные шаги по укреплению международной информационной безопасности. При непосредственном участии России этот вопрос уже является предметом детального обсуждения в ООН. Теперь следует двигаться дальше — к согласованным конкретным мерам в этой области.

Сегодня экологические проблемы имеют для выживания человечества не меньшее значение, чем проблемы военные. Наше будущее зависит от состояния окружающей среды, а потому ее сохранение — наша общая задача и высокая ответственность. Россия подтверждает приверженность рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Киотскому протоколу к ней.

В целом же климатическая проблематика требует комплексного подхода. С учетом этого Россия предложила созвать в 2003 году Всемирную конференцию по изменению климата с участием представителей правительств, деловых и научных кругов, а также гражданского общества. Мы рассматриваем этот форум в общем контексте с Киотским процессом. Рассчитываем, что конференция внесет важный научный и экономический вклад в его поступательное развитие.

Глобализация широко раздвинула горизонты возможностей в гуманитарной области. Само понятие " права человека" перестало быть исключительно внутренним делом государств и приобрело универсальную ценность. Генеральный секретарь ООН отмечает, что " сегодня глобальные идеи — суверенитет народов, подотчетность руководителей, личные права и верховенство права — распространяются по всему миру. И все же нет гарантии того, что эти ценности устоят и что некоторые нации не станут вновь жертвами тирании и угнетения".

Россия, как и другие государства, решительно осуждает грубые нарушения прав человека в любой части Земного шара. Мы вместе с тем твердо убеждены, что реагировать на гуманитарные кризисы международное сообщество должно исключительно на прочном фундаменте права и законности с опорой на Устав ООН. Императивом является соблюдение принципов суверенитета и территориальной целостности государств и прерогатив Совета Безопасности ООН по санкционированию применения силы, если в этом возникнет необходимость.

В условиях глобализации все более реальной становится угроза того, что культура, творчество перестанут соответствовать душе человека и окажутся сведены преимущественно к потребительской функции. По нашему глубокому убеждению, важно, чтобы и в XXI веке европеец или азиат, американец или африканец сохранили свою индивидуальность, а не растворились в феномене толпы, чреватом гибельным высвобождением ничем не контролируемой энергии.

Непредвзятый анализ процесса глобализации подводит к однозначному выводу о том, что он должен быть управляемым. Отсюда — настоятельная необходимость единого центра, который мог бы координировать национальные, региональные и международные усилия на этом направлении.

Роль такого центра по праву принадлежит Организации Объединенных Наций. Универсальный характер всемирной Организации, ее обширный опыт многостороннего сотрудничества, солидные ресурсы и организационные возможности позволяют решать сложнейшие задачи по постановке глобализации на службу всем членам международного сообщества.

Выполняя свои функции, ООН должна адекватно отвечать на требования времени, постоянно наращивать свои оперативные возможности и повышать эффективность своих действий. Именно в этом мы видим смысл процесса реформы ООН, который должен продолжаться на основе максимально широкого согласия всех государств-членов.

Процессы глобализации сжимают пространство и время, делая Земной шар все меньше. Сегодня на всех нас лежит огромная ответственность перед грядущими поколениями за то, чтобы, укрепляя позитивные тенденции глобализации, всецело направить их во благо всего человечества. Убеждены, что, добившись этой цели совместными усилиями, мы сможем построить в XXI веке подлинно безопасный, стабильный и процветающий мир.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...