Работа над звуками речи. Гласные звуки. Йотированные гласные
РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем. Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При описании движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно». Интенсивность определяет динамику речи, т. е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произнесении того или другого звука. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо». Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иной движение. Оно выражается в длительности или краткости. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно». С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками. Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п. ): 1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к, л, р. 2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И. п. начинаются движения для звуков и, к, л.
3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п. для звука р. Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребенка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т. п. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ А И. п. 1. Вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном длительном произнесении а___________ ___. Примечание. Здесь и далее знак______ (а_____) соответствует протяжному произнесению гласного.
Движение характеризуется: по напряженности — ненапряженное; по интенсивности — слабое; по времени — длительное (рис. 2). О И. п. 1. Вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновременном произнесении о_____.
Движение слегка напряженное, слабое, длительное (рис. 3).
У И. п. 1. Вдох, давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении у _________. Движение напряженное, слабое, длительное (рис. 4).
И И. п. 2. Вдох, руки вверх при одновременном произнесении и_______. Движение ненапряженное, слабое, длительное (рис. 5).
Э
И. п. 1. Вдох, руки вперед в стороны при одновременном произнесении э______. Движение ненапряженное, слабое, длительное (рис. 6).
Ы И. п. 1. Указательным движением (резко) выбросить правую, затем левую руку вперед в сторону при одновременном произнесении слога ты. Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 7).
Йотированные гласные
Произнесение йотированных гласных необходимо начинать с повторения сочетаний гласных иа, иэ, ио, иу, для чего движение на звук и переходит в движение на звук а, затем следует движение на звук я и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|