Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа над звуками речи. Гласные звуки. Йотированные гласные




РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, харак­теризуются тремя основными элементами: напряжен­ностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные груп­пы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия муску­латуры в движении зависит и характеристика этих движе­ний. При описании движений, сопровождающих произнесе­ние звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи, т. е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произ­несении того или другого звука. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иной движение. Оно выражается в длительности или краткости. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».

С самого начала занятий фонетической ритмикой следу­ет обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают про­изнесение звуков и слогов с этими звуками.

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесе­ние гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п. ):

1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к, л, р.

2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И. п. начинаются движения для звуков и, к, л.

3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п. для звука р.

Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребенка есть склонность к открытой гну­савости при произнесении изолированных гласных, то уп­ражнения следует проводить в сочетании гласных с соглас­ными, например па, по и т. п.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

А

И. п. 1. Вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном длительном произнесении а___________ ___.

Примечание. Здесь и далее знак______ (а_____) соответствует про­тяжному произнесению гласного.

 

Движение характеризу­ется: по напряженности — ненапряженное; по интен­сивности — слабое; по вре­мени — длительное (рис. 2).

О

И. п. 1. Вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновремен­ном произнесении о_____.

 

Движение слегка напря­женное, слабое, длительное (рис. 3).

У

И. п. 1. Вдох, давящим дви­жением вытянуть руки вперед при одновременном произнесе­нии у _________.

Движение напряженное, слабое, длительное (рис. 4).

И

И. п. 2. Вдох, руки вверх при одновременном произ­несении и_______.

Движение ненапряжен­ное, слабое, длительное (рис. 5).

 

 

 

Э

 

И. п. 1. Вдох, руки впе­ред в стороны при одно­временном произнесении э______.

Движение ненапряжен­ное, слабое, длительное (рис. 6).

Ы

И. п. 1. Указательным движением (резко) вы­бросить правую, затем левую руку вперед в сто­рону при одновременном произнесении слога ты.

Движение напряжен­ное, сильное, краткое (рис. 7).

 

Йотированные гласные

 

Произнесение йотированных гласных необходимо начи­нать с повторения сочетаний гласных иа, иэ, ио, иу, для чего движение на звук и переходит в движение на звук а, затем следует движение на звук я и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...