Работа над ритмом
Ритм, как известно, организует двигательную деятельность человека. В образовании и развитии чувства ритма участвует все тело. У слабослышащих детей отмечается большое количество отклонений в ритме движений, двигательных реакциях, в распределении собственных усилий. Известно также, что младший школьный возраст считается наиболее оптимальным для развития чувства ритма. В этот период у детей более быстро, чем в любое другое время, вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. Выполнение ритмических упражнений и заданий способствует саморегулированию и развитию движений (рис. 68 и 69). Слуховое восприятие ритмических сигналов, как при помощи звукоусиливающей аппаратуры, так и без нее, позволяет обучить маленьких слабослышащих детей приемам и способам слуховой ориентировки, развивает слуховую память, стимулирует деятельность слухового анализатора. Ритм регулирует не только движение, но и слово, руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи, к которым в первую очередь относится словесное ударение. Одной из задач фонетической ритмики является развитие чувства ритма у слабослышащих детей с целью использования его для формирования и коррекции произношения. Разнообразные движения в сочетании с речевыми упражнениями формируют у слабослышащих детей не только чувство ритма, они способствуют развитию двигательной памяти, внимания и коррекции речи. Воспроизведение различных ритмов помогает слабослышащим детям исправлять ошибки в расстановке словесного ударения. Соблюдение правильного словесного ударения одно из необходимых условий разборчивости русской устной речи.
Восприятие слабослышащими детьми сложной ритмической структуры развивается постепенно. Сначала ученик воспринимает и воспроизводит какой-либо один структурный вариант — слоги и односложные риттмы; затем ритмические отношения следующего варианта — двухсложные и трехсложные ритмы и слова и, наконец, следуют многосложные ритмы, в которых надо выделить ударный слог в ряду слогов. Для правильного воспроизведения ритмов в движении и проговаривании необходимо, чтобы ритм, передаваемый движением, соответствовал ритмическому рисунку слова или фразы: v движения учителя и ученика должны быть синхронными; v напряжение мышц в движении должно совпасть с усилением звучания слога (при словесном ударении), слова (при логическом ударении). Из ритмических движений используются такие, как отхлопывание, притоптывание, прыжки. Допускается отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету. В любом случае ударному слогу должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному — тихий. Особо выделены ритмы без выраженного ударения. Сложным видом работы является восприятие и воспроизведение ритмов стихотворений или небольших текстов. Последовательность работы такова: v прослушивание ритма стихотворения; v отхлопывание его; v прослушивание текста стихотворения; v отхлопывание ритма в сопровождении проговаривания; v воспроизведение текста стихотворения с движениями; v воспроизведение стихотворения без движений. Такая последовательность работы над стихотворением или небольшим текстом исключает невольное частичное скандирование речевого материала, которое может быть вызвано отхлопыванием в такт проговариванию. Переход к движениям, которые характеризуются плавностью и слитностью при произнесении речевого материала, дает возможность слабослышащим школьникам сохранить это качество в речи и без движений.
В процессе занятий учитель использует слухо-зрительное восприятие учащихся. Но по мере накопления речевого материала в каждое занятие включаются и упражнения по различению и воспроизведению различных ритмов, а соответственно и речевого материала к этим ритмам только на слух. Известно, что словесное ударение плохо воспринимается при чтении с губ, тогда как на слух воспринимаются не только различные ритмы, но и предложения с различной ритмической структурой. Умение дифференцировать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения способствует их автоматизации, что, в свою очередь, исключает напряжение в двигательном аппарате, а это положительно сказывается на качестве речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|