Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа над ритмом




Ритм, как известно, организует двигательную деятель­ность человека. В образовании и развитии чувства ритма участвует все тело.

У слабослышащих детей отмечается большое количество отклонений в ритме движений, двигательных реакциях, в распределении собственных усилий.

Известно также, что младший школьный возраст счита­ется наиболее оптимальным для развития чувства ритма. В этот период у детей более быстро, чем в любое другое вре­мя, вырабатываются и закрепляются динамические стерео­типы движений.

Выполнение ритмических упражнений и заданий способ­ствует саморегулированию и развитию движений (рис. 68 и 69).

Слуховое восприятие ритмических сигналов, как при по­мощи звукоусиливающей аппаратуры, так и без нее, позволяет обучить маленьких слабослышащих детей приемам и способам слуховой ориентировки, развивает слуховую па­мять, стимулирует деятельность слухового анализатора.

Ритм регулирует не только движение, но и слово, руково­дит как темпом, так и динамическими особенностями речи, к которым в первую очередь относится словесное ударение.

Одной из задач фонетической ритмики является развитие чувства ритма у слабослышащих детей с целью использова­ния его для формирования и коррекции произношения. Раз­нообразные движения в сочетании с речевыми упражнения­ми формируют у слабослышащих детей не только чувство ритма, они способствуют развитию двигательной памяти, внимания и коррекции речи.

Воспроизведение различных ритмов помогает слабослы­шащим детям исправлять ошибки в расстановке словесного ударения. Соблюдение правильного словесного ударения одно из необходимых условий разборчивости русской уст­ной речи.

Восприятие слабослышащими детьми сложной ритмичес­кой структуры развивается постепенно. Сначала ученик воспринимает и воспроизводит какой-либо один структурный вариант — слоги и односложные риттмы; затем ритмические отношения следующего варианта — двухсложные и трехсложные ритмы и слова и, наконец, следуют многосложные ритмы, в кото­рых надо выделить ударный слог в ряду слогов.

Для правильного воспроизве­дения ритмов в движении и проговаривании необходимо, чтобы ритм, передаваемый движением, соответствовал ритмическому рисунку слова или фразы:

v движения учителя и ученика должны быть синхронными;

v напряжение мышц в движе­нии должно совпасть с усилени­ем звучания слога (при словес­ном ударении), слова (при логи­ческом ударении).

Из ритмических движений ис­пользуются такие, как отхлопывание, притоптывание, прыжки. Допускается отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету. В любом случае ударному слогу должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному — тихий. Особо выделены ритмы без выраженного ударения.

Сложным видом работы является восприятие и воспро­изведение ритмов стихотворений или небольших текстов. Последовательность работы такова:

v прослушивание ритма стихотворения;

v отхлопывание его;

v прослушивание текста стихотворения;

v отхлопывание ритма в сопровождении проговаривания;

v воспроизведение текста стихотворения с движениями;

v воспроизведение стихотворения без движений.

Такая последовательность работы над стихотворением или небольшим текстом исключает невольное частичное скандирование речевого материала, которое может быть вы­звано отхлопыванием в такт проговариванию. Переход к дви­жениям, которые характеризуются плавностью и слит­ностью при произнесении речевого материала, дает возмож­ность слабослышащим школьникам сохранить это качество в речи и без движений.

В процессе занятий учитель использует слухо-зрительное восприятие учащихся. Но по мере накопления речевого мате­риала в каждое занятие включаются и упражнения по разли­чению и воспроизведению различных ритмов, а соответ­ственно и речевого материала к этим ритмам только на слух. Известно, что словесное ударение плохо воспринимается при чтении с губ, тогда как на слух воспринимаются не только различные ритмы, но и предложения с различной ритмичес­кой структурой.

Умение дифференцировать разнообразные ритмы и со­знательно подчинять им свои движения способствует их ав­томатизации, что, в свою очередь, исключает напряжение в двигательном аппарате, а это положительно сказывается на качестве речи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...