Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения на чередование. Низкой и высокой тесситуры




УПРАЖНЕНИЯ НА ЧЕРЕДОВАНИЕ

НИЗКОЙ И ВЫСОКОЙ ТЕССИТУРЫ

ма__↓   ма__↓ ма__↓ ма__↑

мо__↓ мо__↓  мо__↓ мо__↑

му__↓   му__↓    му__↓    му__↑

ми__↓ ми__↓ ми__↓ ми__↑

 

Дети стоят по кругу.

Понижение и повышение голоса при произнесении ряда слогов. Движение правой руки вправо-влево на уровне гру­ди (дирижирование) сопровождает проговаривание каждого слога. Три первых слога говорить голосом низкой тесситу­ры, последний — высокой. Рука при произнесении этого сло­га «подбрасывается» вверх.

* *    *

Была зима — был холод, снег.        низко

Ушла зима — и снегу нет.               высоко

 

Дети стоят по кругу.

1. Произнести текст разным по высоте голосом. Первую строчку сказать низко. Движение на звук б (была зима) пере­ходит в естественное потирание рук и дутье на них (был хо­лод), затем следует движение на звук с (снег). Вторую строч­ку сказать высоко. Махнуть рукой вперед (ушла зима) и раз­вести руками в стороны (и снега нет).

2. Повторить упражнение с движениями, затем без дви­жений, изменяя голос по высоте.

* *   *

— Садись поближе,         высоко

Нагнись пониже,              низко

Посмотри получше —    высоко

Вот так.                            низко

 

Дети стоят по кругу.

1. Произнести текст разным по высоте голосом. Первую и третью строчки — высоко, вторую и четвертую — низко. Сопровождать проговаривание естественными движениями или указательными жестами.

2. Повторить упражнение с движениями, затем без них.

 

* * *

—Ну, Весна, как дела?                 высоко

—У меня уборка.                         низко

—Для чего тебе метла?                высоко

—Снег мести с пригорка.            низко

                               О. Высотская

Дети стоят по кругу.

Произнесение текста разным по высоте голосом.

1. — Ну, Весна, как дела? — Указательное движение пра­вой руки переходит в движение, обозначающее вопрос. Текст произносится в высокой тесситуре.

У меня уборка — Указательный жест на себя переходит в естественное движение («вытирание стола тряпкой»). Текст произносится в низкой тесситуре.

Для чего тебе метла? — Движение, обозначающее во­прос (для чего? ), переходит в указательный жест на кого-нибудь, затем в естественное движение («подметание пола»). Текст произносится в высокой тесситуре.

Снег мести с пригорка — Движение на звук с перехо­дит в естественное движение («подметание»). Текст произ­носится в низкой тесситуре.

2. Повторить упражнение. Чередование высокой и ни­зкой тесситуры выполнить следующим образом: 1-ю и 3-ю строчки текста говорить низко, 2-ю и 4-ю — высоко в сопро­вождении описанных движений.

3. Проговаривание текста стихотворения без движений.

 

* * *

Дали туфельку слону,              высоко

Взял он туфельку одну.           высоко

И сказал: «Нужны пошире,     низко

И не две, а все четыре».           низко

С. Маршак

Дети стоят по кругу.

1. Произнести текст разным по высоте голосом.

 Дали туфельку слону — Протянуть руку вперед, как будто что-то даем. Сказать на одном выдохе и одном движении высо­ким по тесситуре голосом.

Взял он туфельку одну — Естественное движение (рукой к себе), показать один палец на слове туфельку. Сказать высо­ко.

И сказал: «Нужны пошире — После движения на звук с развести руки в стороны. Сказать низко.

И не две, а все четыре». — Отрицательное движение рукой и покачивание головой сменяется широким естественным жестом и показыванием четырех пальцев. Сказать низко.

2. Разделить детей на две группы, повторить упражнение с движениями «по ролям». Затем, повторить упражнение, поменяв группы местами.

3. Повторить упражнение без движений, изменяя голос по высоте.

* * *

—Где ты был? Где ты был?    высоко

—Я ходил на речку.                низко

—А зачем ты ходил?               высоко

—Рыбу там ловил.                   низко

 

Дети стоят по кругу.

1. Произнести текст разным по высоте голосом. Первую строчку произнести высоко. Движение, обозначающее во­прос (где? ), переходит в указательное движение на кого-ни­будь (ты), затем удивленно развести руки в стороны (был).

Вторую строчку произнести низко. Движение на звук я и 2 шага вперед (Я ходил), показать рукой вперед (на речку).

Третью строчку произнести высоко. Движение, обозна­чающее вопрос, переходит в указательное движение на кого-нибудь. (А зачем ты ходил? )

Четвертую строчку произнести низко. Указательное дви­жение рукой вперед- вдаль. На этом движении сказать слит­но все предложение.

2. Повторить предложения с учителем, выучив текст по ролям.

3. Повторить упражнение в форме игры: одна группа детей задает вопросы, выполняя движения, голосом высокой тесситуры, другая группа детей отвечает, выполняя движе­ния, голосом низкой тесситуры.

4. Повторить упражнение в форме игры, где вопросы следует произносить низко, а ответы — высоко.

5. Повторить упражнение без движений, варьируя толь­ко голос.

 

* * *

Покружилась звездочка        высоко

В воздухе немножко,              низко

Села и растаяла                     высоко

На моей ладошке.                   низко

 

Дети стоят по кругу.

1. Произнести текст разным по высоте голосом. Каждую строчку говорить слитно на одном движении.

Покружилась звездочка — Сказать высоко, выполняя круговые движения рукой.

В воздухе немножко — Сказать низко, выполняя движе­ние на звук в.

Села и растаяла — Сказать высоко, немножко присесть, руки в стороны.

На моей ладошке — Сказать низко, показать пальцем одной руки на ладошку другой.

2. Повторить упражнение с движениями. Первую и третью строчки сказать низко, вторую и четвертую — высо­ко.

3. Повторить упражнение без движений.

* * *

Это кто? Это кто?               низко

По дороге скачет?              

— Это наш озорной          высоко

Непоседа-мячик.                 

 

Дети стоят по кругу.

1. Произнесение текста разным по высоте голосом. Первые две строчки говорить низко. Указательное движение на кого-нибудь переходит в движение, обозначающее вопрос. Выполнить дважды (Это кто? Это кто? ). Показать рукой перед и подпрыгнуть на месте (По дороге скачет? ).

Следующие две строчки произнести высоко. Указатель­ное движение на себя переходит в движение на звук з (Это наш озорной), а затем в движение, имитирующее «удар» по мячу (Непоседа-мячик).

2. Повторить упражнение. Чередование высокой и низкой тесситуры происходит так: две первые строчки произносятся высоко, две следующие — низко.

3. Повторить упражнение без движений.

* *   *

—Где купили вы, синьор, высоко

           Этот красный помидор?

               

—Вот невежливый вопрос! низко

           Это собственный мой нос!        

 

Дети стоят по кругу.

1. Произнести текст разным по высоте голосом. Каждое предложение произносить слитно на одном выдохе. Первое предложение произнести высоко, второй — низко.

Где купили вы, синьор, это красный помидор? — Выпол­нить движение, обозначающее вопрос, развести руки в сто­роны (как бы удивленно) и указать на кого-нибудь. Затем указать пальцем на что-нибудь и изобразить руками перед собой какой-то большой предмет круглой формы.

Вот невежливый вопрос! Это собственный мой нос! — Движение на звук в, затем поднять плечи, выражая удивле­ние, развести руки в стороны, а потом указать на свой нос.

2. Повторить упражнение с движениями. Теперь первое предложение произнести низко, а второе — высоко.

3. Разделить детей на две группы. Повторить упражне­ние «по ролям».

4. Повторить упражнение без движений.

* *    *

Пес шагал по переулку,       низко

Он жевал большую булку.    

 

Подошел щеночек,            высоко

Попросил кусочек.                

 

Дети стоят по кругу.

1. Произнести текст разным по высоте голосом. Первое предложение произнести низко, второе — высоко.

Пес шагал по переулку — Шагать на месте.

Он жевал большую булку — Имитация естественного дви­жения (жевать), одновременно показать руками что-то боль­шое.

Подошел щеночек, попросил кусочек — Несколько малень­ких шагов вперед и просительное движение, направленное вперед, а при повторении предложения — друг к другу.

2. Повторить упражнение с движениями, затем без них, изменяя голос по высоте.

 

* * *

—Елочка, елочка, колкая иголочка

 Где ты выросла?                             высоко

—В лесу.                                          низко

—Что ты видела?                             высоко

—Лису.                                             низко

—Что в лесу?                                   высоко

—Морозы, голые березы, холодно...      низко

М. Ивенсен

 

Дети стоят по кругу.

1. Произнести текст разным по высоте голосом. Вопросы произнести высоко, ответы — низко.

Елочка, елочка, колкая иголочка, Где ты выросла? — Пока­зать рукой вперед, как бы обращаясь к кому-то (елочка, елоч­ка). Затем отдернуть пальчик как от чего-то острого (колкая иголочка); выполнить движение, обозначающее вопрос, ука­зать на кого-нибудь (ты) и развести руки в стороны.

В лесу — Показать рукой вперед.

Что ты видела? — Движение, обозначающее вопрос, переходит в указательное движение на кого-нибудь, затем развести руки в стороны.

Лису — Движение на звук с.

Что в лесу? — Выполнить движение, обозначающее во­прос, затем развести руки в стороны.

Морозы, голые березы, холодно... — Движение на звук м переходит в движение на звук б и заканчивается естествен­ным жестом холодно.

2. Повторить упражнение с движениями, затем без них.

* * *

—Был сапожник?                высоко

—Был.                                 низко

—Шил сапожки?                 высоко

—Шил.                                низко

—Для кого сапожки?          высоко

—Для пушистой кошки.     низко

Дети стоят по кругу.

1. Произнести текст разным по высоте голосом. Вопросы задать голосом высокой тесситуры, ответы — низкой.

Каждая вопросительная фраза сопровождается движе­нием, обозначающим вопрос; ответ сопровождается утвер­дительным жестом. При произнесении последнего предло­жения развести руки в стороны.

2. Повторить упражнение с движениями. Далее при пов­торении вопросительные предложения говорить низко, по­вествовательные — высоко.

3. Разделить детей на две группы. Повторить упражне­ние без движений. Одна группа детей задает вопросы, дру­гая отвечает. Затем группы меняются местами.

* *    *

—Почему корова эта           высоко

Маленького роста?    

              

—Это же — ребенок,            низко

Это же — теленок.                     

                             А. Шибаев

 

Дети стоят по кругу.

1. Произнести текст разным по высоте голосом и на од­ном выдохе. Первое предложение произнести высоко, вто­рое — низко.

Почему корова эта маленького роста? — Движение, обозначающее вопрос, переходит в указательное движение вперед, а затем в естественный жест, показывающий не­большое расстояние от пола.

Это же —ребенок, это же — теленок — Два указатель­ных жеста вперед на словах это и ребенок, а затем еще один указательный жест (это), после этого развести руки в сто­роны.

2. Повторить упражнение с движениями. Теперь первое предложение произнести низко, а второе — высоко.

3. Разделить детей на две группы, повторить упражнение «по ролям».

4. Повторить упражнение без движений.

* *  *

Дождик песенку поет:          низко

—Кап-кап-кап.                    высоко
Только кто ее поймет?        низко

— Кап-кап-кап.                  высоко

 

Дети стоят по кругу.

1. Произнести текст разным по высоте голосом.

Дождик песенку поет — Сказать низко. Движение, имитирующее дождик, переходит в движение на звук е.

Кап-кап-кап — Сказать высоко. Движение имитирует брызги дождя (пальцы рук сжаты в щепотку и раскрываются каждый раз при произнесении слогов).

Только кто ее поймет? — Сказать низко. Выполнить дви­жение, обозначающее вопрос (только кто), указательный жест на кого-то (ее), развести руки в стороны, изображая недоумение (поймет).

Кап-кап-кап — Сказать высоко, выполнить движение, описанное выше.

2. Повторить упражнение. Чередование высокой и низкой тесситуры выполнить следующим образом:

а) 1-ю и 3-ю строчки текста говорить высоко, а слоги кап-кап-кап — низко;

б) 1-ю и 2-ю строчки текста сказать высоко, а 3-ю и 4-ю —низко;

в) 1-ю и 2-ю сказать низко, 3-ю и 4-ю — высоко;

г) повторить упражнение без движений, изменяя голос по высоте в различных вариантах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...