Сонорные. Упражнения на закрепление. Гласных звуков в движении
Ч И. п. 1. Поворачивать поочередно кисти то правой, то левой руки от себя (быстро и резко снизу вверх) при одновременном произнесении ч. Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 26). Сонорные М И. п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны мягким, плавным движением при одновременном произнесении м ____. Движение слегка напряженное, слабое, длительное, (рис. 27).
Н И. п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении н _____. Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное (рис. 28).
Примечание. Для произнесения сонорных (носовых) согласных м, н характерен выход слабой воздушной струи через нос. Движения рук мягкие, пластичные и как бы продолжают естественное направление воздуха. Л И. п. 2. Вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов ла, ла, ла... Движение слегка напряженное, слабое, краткое (рис. 29).
Р И. п. 3. Мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении р___, р ___, р___. Движение напряженное, сильное, длительное (рис. 30).
УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ДВИЖЕНИИ 1. Дети стоят по кругу, руки на поясе: Примечание. Здесь и далее все движения и проговаривания выполняются учениками синхронно с учителем. а) выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны, сказать па (рис. 31);
б) выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны и ног в стороны, сказать па (рис. 32).
2. Дети стоят по кругу. Руки опущены, ноги на ширине плеч: а) поднять руки вверх в стороны, сказать па;
б) резкий наклон туловища вниз, руки опустить (как рубят дрова), сказать пу; в) корпус слегка наклонить вправо (влево), руку поднести сбоку ко рту, сказать о___ о ___. 3. Дети стоят по кругу, руки на поясе. Резко выпрыгнуть вверх, одновременно вытянуть руки вверх, сказать пи (рис. 33). 4. Дети стоят по кругу, руки опущены: а) шаг вперед левой ногой, руки развести в стороны, сказать па (рис. 34); б) встать на левую ногу (после выполнения пункта а), а правой ногой сделать мах вперед, руки протянуть к поднятой вытянутой ноге, сказать пу (рис. 35);
в) вернуться в И. п. Поднимать поочередно то правое, то левое плечо, сопровождая каждый подъем проговариванием слога пи, пи, пи...
5. Дети стоят в центре круга, руки согнуты на уровне груди: а) сделать шаг назад, с напряжением выбросить руки, зажатые в кулаки, вверх в стороны, сказать та (рис. 36). б) сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кулаками в стороны, сказать то (рис. 37); в) сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кулаками вперед, перед собой, сказать ту (рис. 38).
Упражнения а, б, в — чередовать. 6. Дети стоят по кругу, руки на поясе: а) поворот туловища вправо, затем влево, говорить при каждом повороте по, по (рис. 39); б) прыжок на месте двумя ногами, сказать оп; прыжок двумя ногами вправо: оп; прыжок влево: оп.
7. Дети стоят по кругу, руки на поясе, ноги на ширине плеч: а) а —у а —у а —у о — о — о
При проговаривании а — у выполнять поочередно движения на звук а, затем у по три раза, затем корпус слегка наклонить вправо-влево-вправо, сказать при этом: о — о — о. б) и — э и — э и — э пэ — пэ — пэ
Руки резко вытянуть вверх (руки должны быть разведены при этом на такую ширину, что почти касаются головы), чуть приподнимаясь на пальцах ног, сказать и, резко сделать полунаклон вперед, руки развести вперед и в стороны, сказать э (повторить упражнение три раза), затем резко ударять кулаками вперед и в стороны, поочередно вправо-влево, говоря при каждом ударе пэ.
8. Дети стоят по кругу, руки опущены. Движения выполнять слитно, одно переходит в другое (рис. 40): а) шаг левой ногой вперед. Встать на левую ногу, правую ногу отвести в сторону, одновременно выбросить руки вверх в стороны, сказать па. Вернуться в И. п. Шаг правой ногой и т. д. (см. выше) (рис. 40); б) затем сразу опуститься на корточки, сгруппироваться, обхватив руками колени, сказать пу (рис. 41); в) потом резко вытянуться вверх, одновременно поднимая руки, сказать пи (рис. 42).
9. Дети стоят по кругу, руки на поясе: а) прыжок вверх с одновременным разведением в стороны рук и ног, сказать па (рис. 43); б) вернуться в И. п. и сразу резко прыгнуть вверх, вытянув при этом руки, сказать пи (рис. 44); в) вернуться в И. п. Сделать выпад на правую ногу вправо, затем на левую ногу влево, подносить при этом то правую, то левую руку ко рту (полурупором), сказать по, по (рис. 45);
г) вернуться в И. п. Прыжок вверх, развести руки вверх в стороны, сказать а. Затем из этого положения сразу опуститься на корточки, обхватив руками колени, сказать у. Повторить упражнение, сказать слитно ау.
10. Дети стоят по кругу, руки опущены: а) шаг вперед левой ногой, руки развести в стороны, сказать па. Встать на левую ногу, правой ногой сделать мах вперед, руки протянуть к поднятой вытянутой ноге, сказать пу (рис. 46). Выполнять упражнения, двигаясь к центру крута. В кругу сесть, ноги вытянуть; б) наклон туловища вперед к ногам, руками коснуться ног, сказать у _____. Затем резко выпрямить туловище, руки развести вверх в стороны, сказать па (рис. 47). Упражнение повторить, сказать у____па; в) наклониться вправо, руки через стороны тоже наклонить вправо, сказать о___. Затем резко выпрямить туловище, руки развести вверх в стороны, сказать па. Повторить упражнение с наклонами влево (рис. 48).
Повторить упражнение, сказать о___па.
11. Дети сидят по кругу. Произносить слоги, делая на каждый слог указательное движение пальцем вправо-влево от себя: па—по та—то ма—мо ла—ло ша—шо са—со
па—пэ та—тэ
12. Дети стоят по кругу: а) развести руки вверх в стороны, сказать па___, перевести руки на талию, прыжок на места: ап. б) развести руки в стороны, сказать по____, перевести руки на талию, резкий прыжок в сторону: оп. в) вытянуть руки вперед, сказать пу ___, перевести руки на талию, резкий прыжок вперед: уп. г) вытянуть руки вверх, сказать пи , перевести руки на талию; резкий подскок вверх: ип. д) развести руки вперед в стороны, сказать пэ___, перевести руки на талию, резкий подскок: эп.
13. Дети стоят по кругу, руки на поясе. та та татата та́ та! то то тотото та́ то? ту ту тутуту ту́ ту...
Примечание. Здесь и далее выделение слогов знаком соответствует их более громкому и протяжному произнесению.
а) два размеренных прыжка на месте: та та переходят в три быстрых прыжка на месте: татата, затем вытянуть руки вверх в стороны и, выделяя ударением первый слог, радостно крикнуть: та́ та! б) два размеренных прыжка вправо: то то переходят в три быстрых прыжка в ту же сторону: тотото, затем руки согнуть на уровне груди, кисти рук делают вращательное движение (сверху вниз, в стороны, описывая нижний полукруг), в голосе интонация вопроса: то́ то? в) два размеренных прыжка вперед: ту ту переходят в три быстрых прыжка вперед: тутуту, затем руки развести в стороны, на лице выражение растерянности: ту́ ту...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|