Работа над речевым дыханием. И слитностью речи. Слоговые упражнения
РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ И СЛИТНОСТЬЮ РЕЧИ Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определенную трудность для многих слабослышащих школьников, так как они еще плохо управляют работой дыхательных мышц. Научить детей с недостатками слуха управлять своим дыханием удается в процессе специальной тренировки. Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжи/тельного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты. Затем в эту работу включаются фонационные упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных звуков: Ф____ Ф_____С_____ С____ С_____Ш_____ Ш____ Ш_____С_____ Ф____ С_____Ш_____ Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.
Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха. В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполняются при произнесении гласных звуков. Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных п, т, м (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными): па папу папо_______ папа папопу папопу_____ папапа папопупи... па___по___пу___пи___ папапапа... папопупипэ па___по___пу___пи___пэ___
Этот вид работы может усложняться. Тогда весь ряд слогов произносится на одном выдохе, а на каждом движении слоги повторяются сначала дважды, а затем трижды. Например: папапопопупупипипэпэ папапапопопопупупупипипипэпэпэ и т. д.
Если материалом упражнения служат слова, то характер движений меняется: на одном движении произносится уже не слог, а слово. Например, счет от 1 до 10, где удлиненный выдох наращивается постепенно. Произнесение слов сопровождается дирижированием, т. е. движением руки в такт проговариванию: 1, 2, 3; 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3, 4, 5... и т. д.
Следующим этапом является переход к слитному произношению во фразе. Предложение Падает снег сопровождается плавным движением правой руки вниз на слово падает, затем такое же движение левой руки на слово снег. Усложняя задания в упражнениях, надо каждый раз предлагать более длинные фразы. Это могут быть вопросы или строчки стихотворения, которые произносятся на одном выдохе. Словосочетание я водою дождевою... сопровождают движения: указательное движение на себя (я) переходит в давящее движение руками вперед (водою), которое, в свою очередь, переходит в следующее движение, имитирующее дождь (дождевою). Все движения выполняются слитно и плавно переходят одно в другое.
Вся эта работа неразрывно связана со слуховым восприятием учащихся, которые подражают речи учителя, слитно воспроизводя фразу, слово или ряд слогов.
СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1. па па____ 2. пе пи 3. па по пу по по____ пе __ пи па__по__пу по пу____ пипи____
Примечание. Здесь и далее знак (пи) соответствует краткому произнесению гласного.
Дети сидят по кругу («по-турецки»), руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки. 1. Резкий удар кулаками перед собой: па (по пу пи); плавное разведение рук в стороны; па__(по__пу__пи). Произнесение слогов па и па___ (краткое и протяжное) выполняется на одном выдохе. 2. Резкие удары кулаками перед собой: сначала правой рукой на уровне груди: пе, затем левой: пи; положить ладони на область живота: пе__ пи__ (на одном выдохе) 3. Три резких удара перед собой: па по пу, руки на животе: па__по___пу___. * * * па-па-па... па____ (на одном выдохе) по-по-по … по___ пу-пу-пу … пу___ пи-пи-пи … пи___
Дети стоят по кругу, руки опущены. Руки через стороны вверх (движение на звук а). Движение поступательное — кисти рук вздрагивают при подъеме на каждом слоге: па-па-па...; руки через стороны вниз: па___. Повторить упражнение с гласными о, у, и. Движения такие же, как на эти звуки. * * * 1. па___па 2. по___по 3. пу___пу 4. пи___пи 5. пэ___пэ
1. Дети стоят по кругу, руки согнуты на уровне груди. Глубокий вдох, развести руки вверх в стороны, на выдохе плавно сказать: па___па, слог па произнести кратко, сделав при этом руками резкий удар кулаками вверху. 2. Плавно развести руки в стороны: по___, в конце движения — резкий удар кулаками в стороны: по (сказать кратко). 3. Плавно, слегка давящим движением, выдвинуть руки вперед: пу__, в конце движения резко ударить кулаками перед собой: пу. 4. Плавно вытянуть руки вверх: пи ____, в конце движения резко ударить кулаками вверху: пи. 5. Плавно развести руки вперед в стороны: пэ ___, в конце движения резко ударить кулаками вперед в сторону: пэ. Слоги в этом упражнении можно чередовать с другими согласными:
м__ а__ па (на одном выдохе) па___ка м___ о__ по — " — па___ко Повторять упражнения пунктов 3, 4, 5 с другими гласными. * * * тата________ татата... (на одном выдохе) тото________ тотото... туту________ туту ту... тити________ титити... тэтэ_________ тэтэтэ... Дети стоят по кругу, руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки. Резкий удар двумя руками перед собой на уровне груди: та (сказать кратко); затем раскрыть руки вверх в стороны на звуке а: та__ (сказать протяжно); опустить руки через стороны вниз, быстро сказать: татата... Аналогично выполняются упражнения с гласными о, у, и, э. Движения руки соответствуют движениям на данный гласный звук (см. рис. 49). * * * папа___ попо___ пупу___ пипи___ пэпэ___ Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне груди. Резкий удар кулаками перед собой: па; сразу руки плавно вытягиваются вверх в стороны (до положения как на звуке а): па___. Все упражнение выполняется на одном выдохе. Следующие упражнения с гласными о, у, и, э выполняются аналогично описанному выше, движения рук соответствуют движениям на данный звук. * * * па___по__пу па___по__пи па___по__пэ Дети стоят по кругу. Руки лежат на области диафрагмы. На одном выдохе слитно воспроизводить указанные выше слоги. * * * па___по___пу___пи____ ___пэ ___ Дети сидят по кругу. Руки плавно вытянуть вверх в стороны: па___; сразу же руки плавно перевести в стороны: по___; из этого положения руки перевести к уровню груди: пу ___; затем вытянуть их вверх: пи___; развести вперед в стороны: пэ___(рис. 50). * * * татататата... та___ тотототото... то___ тутутутуту... ту ___ тшпититити... ти___ Дети стоят по кругу, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх (как на звуке а), произнести татататата на одном выдохе, опустить руки через стороны вниз, на этом же выдохе: та___. Аналогично описанному выполняются упражнения с гласными о, у, и. Движения рук соответствуют движениям на данный гласный. * * * татава___ва___ титиви___ви___ тотово___во___ Дети стоят по кругу.
1. Руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки. Резкие удары правой рукой вниз в сторону, затем левой рукой: тата; сразу согнуть руки, поднести ладони ко рту, давящее движение правой, затем левой рукой: ва ___ва___(на одном выдохе). 2. Резкие удары правой, затем левой рукой вверх над головой: тити; затем выполнить движение на звук в: ви___ви___. 3. Резкие удары правой, затем левой рукой в стороны, затем давящее движение правой и левой рукой и слитно на одном выдохе: тотово___во__. * * * па__пу__ па__по__ па__пи__ па__пе__ ша шошошо ша шошошо ша шушушу Дети сидят по кругу. Движения плавные, переходящие одно в другое. Воспроизведение слогов слитное, на одном выдохе. 1. Руки развести в стороны вверх, описать ими полукруг и возвратить их на грудь: па___пу__. 2. Руки вверх в стороны, затем наклон вправо и влево: па __по__. 3. Руки вверх в стороны, затем плавно вытянуть их вверх над головой: па __пи__ (см. рис. 50). 4. Руки вверх в стороны, затем плавно вытянуть их вперед в стороны: па__пе__. 5. Дети встают по кругу, руки согнуты на уровне груди. Руки вверх в стороны: ша; наклон вправо (с поднятыми руками): шошошо. Повторить движение, наклон влево: ша шошошо. Повторить движение, наклон вперед, руки опустить вниз: ша шушушу. * * * с____у___та татата с____у___то тотото с____и___та татата с____и___то тотото
Дети сидят по кругу («по-турецки»). Руки согнуты на уровне груди. Воспроизведение слогов слитное, на одном выдохе. 1. Ладони рук поднять ко рту. Давящим движением вытянуть руки вперед, затем резко вскинуть вверх в стороны, ударить кулаками: с __у___та татата. 2. Повторить упражнение для слога с___у___, затемрезко ударить кулаками в стороны: то тотото (весь ряд слогов на одном выдохе). 3. Ладони рук поднять ко рту. Плавно отвести их ото рта и вытянуть руки вверх над головой, резко ударить кулаками: с___и___та татата. 4. Повторить упражнение для слога с___ __и___, затем резко ударить кулаками в стороны: то тотото. * * * мам__а ___мамама... мом__о ___момомо... мум__у ___мумуму... мим__и ___мимими... Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне груди. 1. Резко выбросить правую руку вверх в сторону: ма; плавно вытягивать левую руку до положения правой: м__а___; затем опустить руки на пояс, быстро топая ногами: мамама... Весь ряд слогов: мам__а ___мамама... говорить на одном выдохе. 2. Резкий наклон с поднятой вверх рукой вправо: мо; плавный наклон с двумя поднятыми руками в другую сторону: м__о__; опустить руки на пояс, быстро топая ногами: момомо... 3. Резко выбросить одну руку вперед: му, чуть присев, плавно вытянуть вперед другую руку: м__у __; опустить руки на пояс, быстро топая ногами: мумуму...
4. Резко выбросить правую руку вверх: ми; плавно вытянуть левую руку до положения правой: м__и__; опустить руки на пояс, быстро топая ногами: мимими... * * * с___ а__ с__ а__ с__ у__ с__ у__ тататуту с___ о__ с__ о__ с__ у___ с__ у___ тототуту с___ о__ с__ о__ с__ и__ с__ и__ тототити Дети стоят по кругу, руки согнуты на уровне груди. 1. Ладони поднять ко рту (движение на звук с), плавно развести руки вверх в стороны (движение на звук а), повторить два раза, затем повторить дважды движения на звуки с и у, затем резко выбрасывать кулаки вверх в стороны: тата, так же резко вперед: туту. Весь ряд слогов выполнять на одном выдохе. 2. Ладони поднять ко рту, плавно развести руки в стороны: с__о__, повторить два раза; повторить два раза движения как на звуки с и у; затем резкие удары кулаками в стороны (удар — слог): тото; удары кулаками вперед: туту. 3. Движения как на звуки с и о и с и и повторить по два раза, резкие удары кулаками в стороны: тото, вверх: тити. * * * па__по____ __пу__пи__пэ__ папапопопупупипипепе папапапопопопупупупипипипепепе
Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне груди. 1. Плавным движением развести руки вверх в стороны: па___; сразу плавным движением развести руки в стороны: по__; давящее движение рук вперед: пу__: вытянуть руки вверх над головой: пи__; из этого положения руки плавно развести вперед в стороны: пе ___. Весь ряд слогов произносится на одном выдохе. 2. Упражнение усложняется — на каждом движении, описанном выше, когда произносятся слоги, каждый слог сначала проговаривается дважды, затем трижды на одном выдохе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|