Приемники и магистрали воздушных давлений не самолете
Стр 1 из 16Следующая ⇒ Методическое пособие
Оборудование бортовых систем для специальности 160203 «Производство летательных аппаратов»
ЧАСТЬ II
Раздел 5 Пилотажно-навигационное оборудование летательных аппаратов Пилотажно-навигационные приборы и устройства Конечной целью полета является вывод самолета в расчетную точку пространства относительно земной поверхности, которая характеризуется высотой и географическими координатами: широтой φ и долготой λ, измеряемыми от экватора и начального меридиана земли. ПНО это сложный комплекс по определению текущих пилотажных параметров. Все многообразие оборудования можно разделить на три группы. К первой группе относятся приборы предназначенные для измерения высоты и скорости полета (высотомеры, указатели скорости, числа М, вертикальной скорости и путевой скорости). Ко второй группе относятся приборы измерения курса и курсовые системы (Мк, ГПК, АК – КИ-13, КС, ДАК-ДБ). К третьей группе относятся приборы, показывающие пространственное положение воздушного судна (ϑ, γ, ψ). Измерители угловых параметров (гироскопы). Приборы, предназначенные для измерения высоты полета над земной поверхностью, называются высотомерами. В зависимости от базы отсчета высоты подразделяют на: абсолютную высоту (Набс), отсчитываемую от уровня Мирового океана при атмосферном давлении 1013,25 ГПа (760 мм рт. ст.) и температуре среды +15°С; относительную высоту (НОТН), измеряемую относительно поверхности, над которой известно атмосферное давление; истинную высоту (Нист), измеряемую относительно точки на поверхности, над которой в данный момент пролетает самолет.
Различают три высоты полета: абсолютную — высоту относительно уровня моря; относительную — высоту относительно какого-либо места, например, аэродрома взлета или посадки; истинную — высоту над пролетаемой местностью. Барометрический метод измерения высоты основан на зависимости между абсолютным давлением в атмосфере и высотой. Измерение высоты этим методом сводится к определению абсолютного давления с помощью барометра. Радиотехнический метод основан на измерении времени прохождения радиосигналом пути от самолета до поверхности земли и обратно. Широта и долгота измеряются либо астрономическими приборами, либо счислением пройденного пути вдоль меридиана и параллели. Абсолютная и относительная высоты измеряются барометрическими приборами, истинная высота — радиовысотомерами. К параметрам поступательного движения центра масс самолета относятся: скорость полета, его курс, углы относительно вектора скорости и линейные ускорения вдоль траектории. Самолет под действием тяги двигателей перемещается относительно воздушной среды со скоростью Vист, которая называется истинной воздушной скоростью полета. Вместе с тем он совместно с воздушной средой перемещается со скоростью U, получившей наименование скорости ветра. Таким образом, движение центра масс происходит в направлении результирующего вектора Wp, определяемого навигационным треугольником скоростей.
Схема измерения высот полета
Проекция этого вектора на плоскость земной поверхности называется путевой скоростью W — скоростью перемещения самолета относительно Земли. Вертикальная составляющая вектора Wp носит наименование вертикальной скорости VY. Угол между вектором путевой скорости и горизонтальной проекцией истинной воздушной скорости является углом сноса самолета βсн. Если истинная воздушная скорость измеряется без учета изменения плотности и температуры среды на данной высоте полета, величина называется приборной скоростью Vnp. Ее измерение играет исключительную роль при пилотировании самолета, так как вне зависимости от реальной высоты полета при одинаковых значениях Vnp показатели устойчивости и управляемости не отличаются от параметров при полете у земли в условиях стандартной атмосферы. Поэтому рекомендации летному составу по пилотированию самолетов выдаются в величинах приборной скорости.
Измерение истинной, воздушной, приборной и вертикальной скоростей осуществляется с помощью анероидно-манометрических приборов. Путевая скорость измеряется радиотехническими средствами или вычисляется построением навигационного треугольника скоростей. Измерители высоты полета Знание высоты является необходимым условием для выполнения любого полета: для обеспечения безопасности полета, решения аэронавигационных задач, пилотирования, аэрофотосъемки, совершения посадки ВС. Режимы наибольшей дальности и продолжительности полета возможны только на определенных высотах для каждого типа ВС. Газообразная оболочка, окружающая Землю, называется атмосферой. Она имеет несколько слоев с различными физическими свойствами. Нижний из них, прилегающий к земной поверхности, называемой тропосферой, где сосредоточено примерно 90% массы всего воздуха и имеют место восходящие и нисходящие потоки, создающие вертикальное перемещение воздуха. Считают, что в среднем высота тропосферы у полюсов равна 8-10 км, у экватора - I6-I8 км, в средних широтах — 10-11 км. В тропосфере значительно меняются температура, давление, влажность и другие характеристики воздуха. Слой, лежащий над тропосферой, называется стратосферой. Он простирается до 90 км и характеризуется тем, что в нем температура по вертикали постоянна. Над стратосферой располагается ионосфера до высоты 800 км, воздух в этом слое ионизирован (способствует распространению радиоволн). Самый верхний слой называется экзосферой, он постепенно переходит в межпланетную среду. Приемники и магистрали воздушных давлений не самолете Высотомеры, вариометры, указатели скорости и другие манометрические пилотажно-навигационные приборы, принцип действия которых основан на косвенном методе измерения, по существу, измеряют статическое давление или разность полного и статического давлений.
На самолете существуют системы полного и статического воздушных давлений, в состав которых входят приемники воздушных давлений и магистрали из трубопроводов. Приемники воздушных давлений (ПВД) применяются на самолетах для восприятия воздушных давлений. Они располагаются на самолете так, чтобы на них воздействовал невозмущенный поток. Такой приемник представляет собой совокупность двух концентрических трубок. Внутренняя трубка открыта с торца навстречу потоку и служит для восприятия полного давления воздушного потока. Внешняя трубка с торца закрыта, но имеет ряд отверстий на боковой поверхности. Эти отверстия располагаются в зоне неискаженного статического давления и через них воспринимается статическое давление р воздуха. Рассмотренный приемник воздушных давлений представляет совокупность двух приемников - приемника полного давления и приемника статического давления. В настоящее время на самолетах получили применение раздельные приемники полного и статического давлений. Приемниками статического давления являются отверстия в фюзеляже самолета со специальными насадками или плиты статического давления, устанавливаемые на фюзеляже самолета. Один из приемников полного давления показан на рисунке. Встречный поток воздуха попадает в камеру 1-й тормозится козырьком 2, затем под давлением рп подается по трубке 5 в камеру 9, далее в трубку 12 со штуцером 11, который соединяется с магистралью полного давления. Козырек 2, кроме того, служит для предохранения от попадания влаги в трубку 6. Влага, попадающая в приемную камеру 1 из атмосферы, стекает через отверстие 3, находящееся в корпусе 4. Приемник снабжен обогревательным элементом 5. Барометрический метод измерения высоты основан на зависимости абсолютного давления в атмосфере от высоты. За начало отсчета принимается уровень моря с параметрами стандартной атмосферы; давление Р0 = 760 мм рт.ст.= I0I3,25 ГПа, температура Т0= 288,15 К, плотность ρ0= 1,225 кг/м3, ускорение свободного падения g= 9,80665 м/с2 скорость звука а = 340,94 м/с.
Кинематическая схема барометрического высотомера: 1 — кремальера; 2 —шкала давлений; 3 — шкала (М); 4 — стрелка (М); 5 — стрелка (КМ); 6 — индексы; 7— поворотное основание; 8 — редуктор; 9 — ось с сектором; 10 — противовес; 11, 13 — температурные компенсаторы; 12— тяга; 14 — подвижный центр; 15 — анероидная коробка; 16 — пружинный балансир; 17 — шкала (КМ)
Чувствительным элементом высотомера служит анероидная коробка 15, смонтированная внутри герметичного корпуса. Его внутренний объем соединен со статической системой самолета. Если самолет находится на высоте, соответствующей уровню Мирового океана, анероидная коробка оказывается деформированной так, что стрелки 4 и 5 устанавливаются на нулевых отметках шкал 3 и 17 прибора. На высотах, отличных от нулевой, в результате изменения атмосферного давления происходит деформирование анероидной коробки. Линейное перемещение ее подвижного центра 14 с помощью тяги 12, оси с сектором 9 и редуктора 8 преобразуете во вращательное движение стрелок 4 и 5. Кинематическая систем передачи такова, что при изменении высоты полета на 1000 м стрелка 4, показывающая на шкале 3 высоту в метрах; совершает полный оборот, а стрелка 5 указывает по шкале 17 один километр. Поскольку деформация анероидной коробки пропорциональна статическому давлению воздушной среды, высотомер в зависимости от предварительной настройки может показывать либо абсолютную, либо относительную высоты. Эта настройка осуществляется кремальерой 1. Если кремальерой установить поворотное основание 7 на индекс отметки 760 мм рт. ст., прибор показывает абсолютную высоту. Для измерения относительной высоты, например, относительного аэродрома взлета, необходимо кремальерой установить стрелки 4 и 5 на нулевых отметках шкал высотомера. Аналогичные действия выполняются в случае необходимости измерение относительной высоты над любой местностью, если атмосферное давление над ней будет сообщено экипажу. Для компенсации инструментальных и методических ошибок, возникающих в процессе эксплуатации, высотомер имеет пружинный балансир 16, противовес 10 и температурные компенсаторы 11 и 13. На современных самолетах помимо барометрических высотомеров применяются сигнализаторы опасной или заданной высоты и датчики высот. Их принцип действия аналогичен принципу действия рассмотренного высотомера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|