Основные свойства гироскопа.
Для облегчения изучения свойств гироскопа принято понятие «свободный гироскоп» т.е. гироскоп, на который не действуют никакие внешние силы. Поэтому главная ось гироскопа остается неподвижной в пространстве. К сожалению, практически получить свободный гироскоп невозможно. Наряду с понятием «свободный гироскоп» в технике существует понятие «технический гироскоп», у которого хотя бы в незначительной степени появляются несбалансированность ротора гироскопа и трение в осях карданового подвеса. Свободный (идеальный) гироскоп обладает следующими основными свойствами: а) если на гироскоп не действует внешняя сила, то главная ось гироскопа сохраняет неизменным свое направление в мировом пространстве; б) если к главной оси гироскопа приложить внешнюю силу, то он отклоняется не в том направлении, в котором действует сила, а в направлении, перпендикулярном действию силы: это движение главной оси гироскопа называется прецессией; в) быстро вращающийся ротор гироскопа не реагирует на кратковременно приложенную внешнюю силу и удары. Технический гироскоп обладает теми же основными свойствами, что и свободный гироскоп. Различие заключается лишь в том, что для технического гироскопа первое основное свойство формулируется несколько иначе, а именно: главная ось технического гироскопа стремится сохранить неизменным свое направление в мировом пространстве. Второе и третье свойства в одинаковой степени принадлежат как свободному, так и техническому гироскопу. Перечисленные свойства гироскопа положены в основу конструкции таких приборов, как указатель поворота, авиагоризонт, гиромагнитный компас, автопилот и другие приборы.
В эксплуатации, во избежание повреждения гироскопов, все гироскопические приборы должны быть при рулении включены и разарретированы. Сокращать время готовности прибора к работе перед взлетом запрещается. Указатель поворота ЭУП-53 Назначение и принцип действия. Указатель поворота служит для указания поворота самолета вокруг вертикальной оси, а также для правильного выполнения разворота самолета с поперечным креном до 45° при скорости полета 500 км/ч. При скорости полета 500 км/ч отклонение стрелки до первого деления шкалы соответствует развороту са молета с креном 15°, при отклонении стрелки до крайнего деления разворот соответствует с углом крена 45°. Принцип действия указателя поворота основан на использовании свойств гироскопа с двумя степенями свобода, у которого главная ось расположена горизонтально. Питается постоянным током напряжением 28,5В. ЭУП-53 состоит из указателя поворота и указателя скольжения, размещенных в одном корпусе. Чувствительным элементом указателя поворота является гироскоп о двумя степенями свободы, подвешенный в кардановом подвесе. С внешней рамкой гироскопа связан демпфер 3, состоящий из цилиндра внутри которого перемещается поршень и стрелка, которая показывает разворот самолета вокруг вертикальной оси. Принципиальная схема указателя поворота; 1- стрелка; 2 - шкала; 3 - демпфер; 4 - рычаг; 5 – ротор; 6 -рамка; 7 - пружины
На лицевой части прибора расположена шкала на которой вправо и влево от нулевой отметки шкалы имеются по три индекса с оцифровкой 45° на крайних индексах. Индексы предназначены для указания правильного разворота самолета вокруг вертикальной оси с поперечным креном 15, 30 и 45° при скорости полета 500 км/ч. Угловая скорость разворота самолета для поперечного крена в 150 составляет (при скорости 500 кч/ч) 1,1 град./с; в 30° - 2,3 град./с; в 450 – 4 град./с.
Датчик угловой скорости (ДУС) Датчик угловой скорости используется в различных системах самолета, в частности, автопилоте и предназначен для измерения угловой скорости самолета и выдачи электрического сигнала, пропорционального измеряемой угловой скорости. Выключатель коррекции ВК-53РБ Выключатель коррекции измеряет угловую скорость разворота самолета и при достижении самолетом скорости разворота 0,1—0,3 град/с отключает системы коррекции в различных приборах (авиагоризонты, гировертикали, дистанционные гиромагнитные компасы, гирополукомпасы и др.). Основным элементом выключателя коррекции является гиро Курсовые системы Современная курсовая система представляет собой комплекс гироскопического, магнитного и астрономического датчиков, которые позволяют с достаточной точностью измерять и выдавать сигналы курса на указатели и другие устройства для решения пилотажных и навигационных задач. В зависимости от географического района полета, времени суток, метеорологических условий, уровня естественных искусственно созданных помех курсовая система типа ТКС может работать в режиме гирополукомпаса (ГПК) и в режимах магнитной (МК) или астрономической (АК) коррекции. Для работы на каждый из них система переключается с пульта управления переключателем. Датчиком системы является гироагрегат ГА. Его чувствительным элементом служит астатический гироскоп с тремя степенями свободы. Для удержания главной оси ротора в горизонтальном положении используется система горизонтальной коррекции, которая для уменьшения послевиражных погрешностей отключается гироскопическим выключателем коррекции ВК-53РБ. Поскольку гироскопу свойственен «кажущийся» уход его который зависит от широты φ местности, для исключения этого явления применена система азимутальной коррекции. Управление этой системой осуществляется с пульта управления рукояткой задатчика широты. Таким образом, независимо от положения самолета и координат местности главная ось гироагрегата оказывается стабилизированной в горизонтальной плоскости и удерживается в азимуте. В режиме ГПК сигнал курса посредством двухканальной сельсинной передачи с ГА передается на центральный указатель штурмана УШ.
В режиме МК датчиком компасного курса служит индукционный датчик ИД. Сигнал, пропорциональный курсу, поступает в коррекционный механизм КМ, где компенсируется девиация ΔК и вводится условное магнитное склонение ΔМУ. Откорректированный сигнал, пропорциональный магнитному курсу с помощью сельсинной передачи, подается на гироагрегат. С его сельсинов осредненное значение гиромагнитного курса поступает на указатели. В режиме астрономической коррекции уход гироскопа корректируется от астрокомпаса ДАК-ДБ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|