Элементы теории гироскопов
Приборы и системы, основной частью которых служит гироскоп, называют гироскопическими приборами и системами. Гироскопические системы применяются в различных областях техники: в авиации, в морском флоте для целей навигации и автоматического управления; в артиллерии и на танках для определения курса, для стабилизации орудий и прицелов на выбранном направлении; в горнорудной и нефтяной промышленности, для прокладки шахт, при бурении скважин и др. С помощью гироскопических систем определяют направление меридиана и истинной вертикали, измеряют угловые скорости и ускорения, а также линейную скорость движения различных объектов и координаты места их расположения. Гироскопические приборы и системы по принципу действия делят на следующие основные группы: гироскопы с двумя и тремя степенями свободы, курсовые гироскопические системы, гироскопические стабилизаторы, гироскопические датчики направления истинной вертикали и инерциальные системы.
Гироскоп в кардановом подвесе: 1-ротор гироскопа; 2-внутренняя рамка карданова подвеса; 3-наружная рамка карданова подвеса; 4-подставка. Кориолисово ускорение Предположим, что имеется плоскость, которая может поворачиваться вокруг некоторой точки О с угловой скоростью ω (рис. а). На этой плоскости пусть находится точка А, которая перемещается по радиусу с постоянной скоростью V1. Очевидно, точка А будет одновременно участвовать в двух движениях: переносном с угловой скоростью ω и относительном со скоростью V1. t = t1 а) t = t2 б) в) В момент времени t = t1 точка А находится в точке А1 отстоящей от центра вращения платформы на величину г1. Через некоторый малый промежуток времени Δt точка А окажется в положении А2 (рис. б), куда она попадает в результате перемещения по плоскости на расстояние, равное V1 Δt, и повернется вместе с плоскостью на угол, равный ωΔt. Если в момент времени t = t1 переносная скорость точки А была равна ωг1, то при t = t1+ Δt = t2 она уже будет равна ωг2, где г2 — расстояние точки А от точки О при t =t 2.
Совершенно очевидно, что ωг1< ωг2, т. е. произошло изменение переносной скорости за счет относительной, следовательно, в этом случае было ускорение. Таким образом, полное ускорение, которое возникает при участии какой-либо массы одновременно в двух движениях — относительном и переносном — выражается, как aK = a1 + a2 = 2Vω и называется поворотным или кориолисовым ускорением. Направление действия кориолисового ускорения определяется поворотом вектора относительной скорости на 90° в сторону переносного вращения. Гироскопический момент Представим себе ротор гироскопа, вращающийся с большой угловой скоростью ΩZ вокруг оси Z. Величину JZ Ω = Н в технике иногда называют кинетическим моментом гироскопа, а в прикладной теории гироскопов — собственным кинетическим моментом. При вращении твердого тела, обладающего моментом инерции J, вокруг какой-либо оси с угловой скоростью Ω произведение JΩ называют моментом количества движения тела. В частности, собственный кинетический момент гироскопа, равный JZΩZ, представляет собой момент количества движения ротора. Тогда имеем Мгу = Н Ωe Этот инерционный момент называется гироскопическим. Гироскопический момент всегда направлен так, что стремится совместить вектор угловой скорости ΩZ собственного вращения ротора гироскопа с вектором угловой скорости Ωe переносного его вращения. Это правило справедливо для любого направления угловой скорости ΩZ собственного вращения ротора гироскопа и направления вектора переносного вращения Ωe.
С проявлениями гироскопичеокого момента часто приходится встречаться в технике. Действие гироскопичеокого момента винта на самолет летчику приходится компенсировать с помощью органов управления. Гироскопические моменты, возникающие при вращении вала турбины реактивного двигателя во время виража самолета, дополнительно нагружают подшипники вала турбины и также требуют дополнительного отклонения органов управления. Действие таких гироскопических приборов, как датчиков угло
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|