Т а б л и ц а 7.3. Расчет отклонений в оплате труда при изменении состава работающих 23 глава
Учтенная сумма общепроизводственных расходов распределяется между готовой продукцией и услугами, оказанными на сторону, а затем между видами изделий аналогично тому, как распределяют расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования. Однако, если расходы на эксплуатацию оборудования относятся на работы, полуфабрикаты и продукцию в данном цехе или производстве, общецеховые расходы чаще всего обобщаются по предприятию в целом и затем подлежат распределению. Различна и методика распределения этих расходов. На сторонние работы и услуги, в том числе оказанные цехам своего предприятия, они списываются в виде заранее определенной плановой ставки на единицу объема работ и услуг Между видами основной продукции в разных отраслях промышленности их распределяют пропорционально: • величине прямых затрат; • заработной плате производственных рабочих; • стоимости обработки сырья и материалов. Учет общехозяйственных расходов. Общехозяйственные расходы включают затраты на управление предприятием, фирмой в целом. Это расходы на содержание и оплату труда высшей администрации и работников отделов заводоуправления с отчислениями на социальное и медицинское страхование, затраты на командировки и подъемные при перемещении сотрудников, на служебные разъезды, конторские, типографские, почтово-телеграфные и телефонные расходы, амортизация, арендная плата, затраты на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря общезаводского назначения, расходы на организованный набор рабочей силы и подготовку кадров, на охрану предприятия, налоги, сборы и отчисления, включаемые в себестоимость, пред- 274 Глава 6. Системы управленческого учета затрат на предприятии
ставительские расходы, оплата консультаций, аудиторских, информационных услуг и аналогичные им расходы. Учитывают общехозяйственные расходы в целом по предприятию на одноименном собирательно-распределительном счете. Для обеспечения лучшего контроля за уровнем и рациональностью затрат на управление их целесообразно учитывать в разрезе функциональных отделов и служб. Особое внимание обращается на непроизводительные расходы: недостачи и потери от порчи материалов и продукции при хранении на заводских складах, потери от простоев по общезаводским и внешним причинам (в размере невзысканной части), потери по ошибочно засланным грузам, оплату судебных издержек и арбитражных сборов, другие непроизводительные расходы, относимые на затраты предприятия. Состав этих расходов может изменяться в зависимости от налоговой и учетной политики предприятия. Работники учета должны выяснять причины непроизводительных затрат, требовать объяснения от виновных лиц, добиваться возмещения причиненных потерь и удорожаний. В отличие от производственных затрат, в том числе связанных с работой оборудования и включаемых в общецеховые расходы целиком или частично, зависящих от объема продукции, технологии и организации производства, общехозяйственные расходы зависят от организации управления и времени (длительности) отчетного периода. Возможности управления ими со стороны администрации предприятия и его учетного персонала значительно шире. Они реализуются при составлении смет затрат на управление, контроле за их соблюдением, анализе отклонений от сметных ассигнований. Варианты организации управленческого учета и обобщения информации о фактической величине общехозяйственных расходов зависят от принятой системы их нормирования и планирования. Если затраты на управление предприятием (фирмой) дифференцируются по отделам и службам, т.е. отдельным местам затрат в заводоуправлении, аналитический учет к счету «Общехозяйственные расходы» ведется в разрезе этих подразделений. Общие для разных отделов расходы, например на уборку помещений, отопление, освещение, распределяют пропорционально площади помещений, количеству работников в отделах и другим показателям. Учетная группировка затрат на управление по подразделениям позволяет для некоторых из них (например, для вычислительного центра, патентного бюро) определять себестоимость услуг, оказанных на сторону.
Для затрат, которые невозможно отнести на конкретный отдел или службу управления предприятием, открывают в учете так называемые общие (абстрактные) места затрат. Обобщение общехозяйственных 6.2. Измерение затрат в системе нормативного учета 275 расходов в учете при данном варианте осуществляется путем суммирования однородных затрат различных подразделений и расходов общих мест заводоуправления. Если затраты на управление планируют и нормируют в целом по предприятию, они группируются на едином счете «Общехозяйственные расходы» в регистрах, аналогичных тем, в которых учитывают расходы на содержание оборудования и общепроизводственные расходы. Распределяют общехозяйственные расходы вначале между работами, услугами и продукцией для своих хозяйств, выделенных на самостоятельный баланс, услугами для сторонних организаций и продукцией, предназначенной для реализации. Затем в части, приходящейся на готовую продукцию, расходы на управление распределяют по видам изделий. На услуги своим производствам общехозяйственные расходы обычно относят в заранее установленном проценте к базе распределения; на работы, выполненные на сторону, — исходя из их фактического уровня в данном отчетном периоде. Оставшаяся часть затрат на управление распределяется между видами реализованной продукции (услуг) пропорционально: • цеховой себестоимости разновидностей изделий; • объему или стоимости продаж; • расходам на обработку; • другим показателям, отражающим особенности формирования общехозяйственных расходов на данном предприятии.
Распределение будет более точным, если из состава затрат на управление будут выделены расходы отделов и служб, связанные с конструированием, технологическим сопровождением, освоением конкретных изделий, и прямо отнесены на их себестоимость. К распределению в этом случае останутся лишь общие для всех изделий затраты. В распределении общехозяйственных расходов по изделиям и видам работ нет необходимости, если предприятие использует систему производственного учета сокращенной себестоимости, при которой указанные расходы относятся на реализацию продукции, минуя счет основного производства. Списание общехозяйственных расходов производится с кредита одноименного счета в дебет счетов капитальных вложений, материальных запасов, основного и вспомогательных производств, обслуживающих хозяйств, расходов будущих периодов реализации продукции и др. В себестоимость работ и услуг собственного капитального строительства и непромышленных хозяйств включается соответствующая 276 Глава 6. Системы управленческого учета затрат па предприятии доля той части общехозяйственных расходов, которая связана с их производством. Нормативный учет расходов по обслуживанию производства и управлению не вносит принципиальных изменений в методологию их исчисления. Гораздо большее значение имеет расчет предварительной сметы этих затрат по экономически обоснованным нормативам. Рациональность методов нормативного учета себестоимости состоит не только в том, что они позволяют с большей степенью точности определить фактическую сумму затрат на производство продукции по видам, местам формирования и объектам калькулирования, но прежде всего в том, что все затраты на производство подразделяются на рациональные, оправданные, необходимые и отклонения, вызванные нарушением условий и принципов, на которых базировался расчет нормативов (стандартов). Такие отклонения имеют место, когда используется менее экономичный материал или расход осуществляется неумело, с нарушением технологии, когда допускается брак и появляется необходимость в доплате сверх той заработной платы, что заложена в нормативе, и т.п. Могут возникнуть и другие нерациональные, неоправданные, бесполезные расходы.
Учет фактической величины затрат и себестоимости нормативным методом позволяет своевременно выявить и систематизировать эти отклонения, принять оперативные меры по предотвращению негативных причин, их вызвавших. До окончания месяца, квартала, года бухгалтерия, а вместе с ней руководители цехов, участков, отделов и предприятия в целом знают, где, кем и по какой причине допущен перерасход материалов, заработной платы, топлива и энергии, имел место брак и другие непроизводительные затраты. Это значительно повышает ценность учетной информации для управления. При любом варианте принятой организации управленческого учета производственной деятельности предприятию необходимо иметь детально разработанную технологическую и конструкторскую документацию, систему нормирования прямых затрат на изготовление и смет комплексных расходов на управление, строгую систему первичного документирования и документооборота, учитывающую особенности отдельных производств. Цехи и участки, склады и кладовые должны быть оснащены измерительными приборами и устройствами, мерной тарой. В бухгалтерии предприятия нужно иметь детально разработанный план счетов и субсчетов объектов учета производственной деятельности, четко распределить обязанности между сотрудниками производственного отдела (сектора) с учетом их взаимозаменяемости во время отпусков и болезней. Должны быть разработаны скоординированные 6.3. Взаимосвязь показателей в управленческом и финансовом учете 277 во времени графики поступления первичных документов из цехов и со складов, составления и обработки важнейших учетных регистров, проведения инвентаризации незавершенного производства, составления внутренней и внешней отчетности. 6.3. Взаимосвязь показателей затрат и результатов деятельности предприятия в управленческом и финансовом учете Связь показателей управленческого и финансового учета Различные цели и методы управленческого и финансового учета не исключают необходимости информационной связи между ними и показателями затрат и результатов деятельности, формируемых в их системах. Эта связь осуществляется в двух основных целевых направлениях: • для обеспечения единого подхода к измерению и оценке затрат и результатов в прошлом, отраженных в бухгалтерском учете, и в будущем, формируемых в системе управленческого учета;
• для обеспечения единства в исчислении фактических затрат и результатов деятельности в системах управленческого и финансового учета. Первое направление реализуется путем соблюдения единой номенклатуры затрат по видам, единых методов определения их величины, применения единых правил стоимостной оценки, обеспечения логической и счетной связи между показателями маржинального дохода и прибыли от реализации продукции, товаров и услуг. Группировка затрат по местам и центрам формирования также должна осуществляться по единым принципам. Это достигается путем обеспечения возможностей отнесения затрат мест и центров на конкретные, заранее определенные счета производственных расходов в бухгалтерском учете либо включения их в статьи калькуляции по прямому признаку. Сложнее обстоит дело с решением проблем второго направления. С обособлением управленческого учета выяснилось, что существующие бухгалтерские счета затрат не могут в полной мере реализовать его цели и особенности ведения. Нужно было либо отказаться от использования счетов как группировочного признака, либо ввести в системы специальные счета управленческой (производственной) бухгалтерии. Сторонники отказа от использования в управленческом учете дополнительных счетов считают, что они неоправданно усложняют процесс формирования информации для управления, чрезмерно формализуют его. Их оппоненты утверждают, что без использования счетов 278 Глава 6. Системы управленческого учета затрат на предприятии никакого системного учета затрат и результатов деятельности быть не может. Зарубежный опыт формирования и использования систем управленческого учета показывает, что оба этих направления можно сочетать: начинать внедрение управленческого учета с простейших его форм и элементов без использования счетов, а затем постепенно развивать и усложнять систему, вводя в нее специальные счета управленческой бухгалтерии. План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Министерства финансов России от 31 октября 2000 г., исходит из того, что учет затрат на производство возможен как внутри единой системы бухгалтерского учета, так и обособленно с использованием самостоятельных счетов управленческого учета. Тем самым допускается возможность существования однокруговой (монистической) и двухкруговой (дуалистической) систем учета производственных затрат. Однокруговая система учета затрат Ориентированный на однокруговую систему учет затрат и результатов деятельности исходит из того, что финансовый и управленческий учет используют единую интегрированную систему счетов. Конечный результат деятельности предприятия определяется путем вычитания из выручки от продаж (без НДС и акцизов) издержек производства и сбыта и присоединения к полученному результату разницы в суммах внереализационных и операционных доходов и расходов. При расчете издержек производства и сбыта учитывается изменение остатков незавершенного производства и готовой продукции. Для выявления финансового результата в пределах года в этом случае требуется закрытие всех основных счетов бухгалтерского учета, определение оборотов по ним и конечного сальдо. Однокруговая система обычно функционирует без использования специальных счетов управленческого учета. Для целей управления она группирует информацию финансового учета в специальных накопительных регистрах, дополняя ее своими данными и результатами расчетов. Иногда этот вариант называют однокруговой системой с обособленной группировкой затрат по местам их формирования. Дальнейшее совершенствование однокруговой системы связано с выделением для каждого элемента затрат специальных счетов управленческой бухгалтерии. В теории управленческого учета предполагается, что эти счета могут быть трех видов: • предназначенные для учета затрат по элементам; 6.3. Взаимосвязь показателей в управленческом и финансовом учете • ориентированные на учет затрат по местам формирования и центрам ответственности; • предназначенные для выявления и учета отклонений по видам затрат, местам и центрам их формирования. В действующем плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации предусмотрен вариант, ориентированный на организацию учета затрат по элементам. Для этого в плане счетов оставлены свободными позиции с 30 по 39, из которых пять предназначены для элементов «Материальные затраты», «Затраты на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды», «Амортизация», «Прочие затраты», а остальные — для учета результатов производственной деятельности, объемов производства и продаж в разрезе подразделений и организации в целом. Связь между финансовой и производственной бухгалтерией и обеспечение тождественности их данных рекомендовано осуществлять с помощью счетов-экранов, т.е. отражающих (зеркальных) счетов. Уже в однокруговой системе для обеспечения взаимосвязи данных бухгалтерского и управленческого учета в разделе III единого плана счетов можно открыть счета 30 «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты». Учтенные по вышеуказанным элементам расходы ежемесячно списывают в дебет отражающего счета 37 «Отражение общих затрат». Собранные на этом счете суммы распределяют между калькуляционными счетами и относят в дебет бухгалтерских счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общехозяйственные расходы», 24 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу». Развитая однокруговая система обеспечивает большую динамичность учета, его приспосабливаемость к изменяющимся производственным условиям и структурам. Одновременно сохраняется единство системы счетов на предприятии. Однако, несмотря на некоторые преимущества этой системы, обозримость учетных данных, их логическую взаимосвязь, судя по зарубежному опыту, она находит применение лишь на небольших фирмах и предприятиях. Основная причина — в ограниченных возможностях контроля затрат, недопущении разных оценок в управленческом и финансовом учете. Двухкруговая система учета затрат Двухкруговая система учета фактических затрат широко используется на крупных и средних фирмах, где необходимость детализирован- 280 Глава 6. Системы управленческого учета затрат на предприятии ного, дифференцированного и обособленного от финансовой бухгалтерии управленческого учета ощущается особенно остро. При двухкруговой системе каждый вид учета имеет самостоятельный план счетов или в общем плане предприятия выделяются обособленные счета для управленческого учета, а все остальные используются в финансовой бухгалтерии. Финансовый и управленческий учет могут вестись независимо друг от друга и иметь разные итоговые данные по затратам и результатам деятельности. В этом нет ничего противоестественного, поскольку цели и назначение финансового и управленческого учета различны. Финансовый учет организуется в соответствии с нормативными актами по его ведению, т.е. законодательными и налоговыми ограничениями, управленческий учет — в соответствии с потребностями управления бизнесом. Если, например, руководство предприятия считает, что данное оборудование нужно амортизировать в течение трех лет, а по единым для налогообложения нормам этот срок составляет семь лет, то итоги затрат и прибыли в управленческом и финансовом учете не могут быть одинаковыми. Точно так же игнорирование большинства калькуляционных расходов (амортизации или аренды собственного имущества, процентов на капитал и т.д.) в финансовом учете может привести к серьезным просчетам в ценообразовании и исчислении финансовых результатов деятельности. В управленческой бухгалтерии их учитывают, а значит, итоги в сравнении с финансовым учетом будут разными, и эта разница должна выделяться особо. Для согласования данных обоих видов учета при двухкруговой системе используют переходные и зеркальные счета. Переходные счета предназначены для переноса важной для управленческого учета информации из финансовой бухгалтерии в управленческую и наоборот. Примером могут служить счета «Учет издержек и доходов», «Издержки производства продукции, работ, услуг», «Издержки производства по центрам ответственности», «Расходы отчетного периода», «Перераспределение расходов», «Перераспределение доходов». На счетах учета издержек и доходов производится перегруппировка расходов и доходов, отражаемых в финансовой бухгалтерии в соответствии с потребностями управленческого учета. В результате получают обобщенную и детализированную информацию о затратах в калькуляционном разрезе или по другим структурным единицам и параметрам, необходимым для управления. На счетах издержек производства по видам изделий, работ и услуг группируют и детализируют затраты на изготовление или выпуск продукции в разрезе носителей издержек и калькуляционных статей с выделением в необходимых случаях нормативных расходов и отклонений 6.3. Взаимосвязь показателей в управленческом и финансовом учете 281 от норм. Аналогичную группировку можно провести и по центрам ответственности. Счет «Расходы отчетного периода» объединяет главным образом постоянные расходы предприятия, относимые в уменьшение маржинальной прибыли того отчетного периода, в котором они возникли. В большинстве случаев эти затраты распределяют по местам возникновения. На счетах перераспределения расходов и доходов учитывают данные о переносе всех или части затрат и результатов из системы управленческого учета в финансовую бухгалтерию и обратно. Аналитический учет на этих счетах ведут нарастающими итогами с начала отчетного года, а по его окончании все счета закрывают. Использование переходных счетов позволяет определить финансовые результаты деятельности предприятия в пределах года в основном по данным управленческого учета без закрытия всех счетов финансовой бухгалтерии. Этим создаются условия для эффективного бизнес-планирования и оптимального налогообложения предприятия. При двухкруговой системе с зеркальным отображением счетов финансовый и управленческий учет также ведутся изолированно друг от друга. Зеркальные счета обеспечивают численное согласование данных этих видов учета и выявление возможных расхождений. Обычно финансовая бухгалтерия ведет учет расходов в целом по предприятию в разрезе элементов затрат без подразделения по цехам, центрам ответственности и другим аналитическим центрам. Финансовые результаты продаж определяются путем сопоставления общих затрат на производство и сбыт и общей выручки с учетом изменения остатков готовой продукции и полуфабрикатов. Управленческий учет использует эти данные как итоговые, характеризующие конечные результаты. Зеркальное отражение осуществляется путем сопоставления итоговых статей затрат и результатов в управленческом учете с выходными показателями финансового учета. В общем виде система зеркального отражения затрат и результатов может быть представлена в виде схемы (рис. 6.1). Представленная на рис. 6.1 схема упрощена. Для более полного учета величины финансового результата, выявляемого на счете 90 «Продажи», необходимо принять во внимание не только изменение величины затрат и незавершенного производства, но и остатков готовой продукции и товаров на складах. Если финансовый результат деятельности исчисляется согласно международным стандартам финансовой отчетности, во внимание необходимо принять изменение остатков материалов и денежных средств. Из приведенной схемы видно зеркальное единство и противоположность итоговых показателей учета выручки и производственных 6.3. Взаимосвязь показателей в управленческом и финансовом учете 283
284 Глава 6. Системы управленческого учета затрат на предприятии Из приведенной схемы учетных записей в финансовой и производственной бухгалтерии видно, что отражающими в этом случае являются счета элементов издержек и дублирующий счет 90 «Продажи». Кроме того, в плане счетов бухгалтерского (финансового) учета предусматривается обобщающий счет 35 «Расходы по обычной деятельности», а в перечне счетов управленческой бухгалтерии счета 27 «Результаты производственной деятельности» и 43 «Готовая продукция». После разноски сумм по счетам финансового и управленческого учета и подсчета оборотов в итоге и по кредиту счетов 30—34 производственной бухгалтерии будут учтены кредитовые обороты затрат по элементам, слагающим их общую величину. В финансовой бухгалтерии они представлены лишь общей суммой. На счете 27 «Результаты производственной деятельности», который рекомендуется вести по цехам, участкам и другим подразделениям основной деятельности, сопоставляется выручка от продаж и фактическая себестоимость проданной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Если финансовый результат, отраженный на счетах управленческого учета, скорректировать на оцененные остатки материалов, незавершенного производства и готовой продукции, то получим итог, идентичный данным финансовой бухгалтерии. Возможны и другие варианты зеркального отражения данных управленческого и финансового учета. Например, проф. В.Ф. Палий рекомендует для этого к имеющимся в настоящее время счетам бухгалтерского учета и дополнительно вводимым счетам управленческого учета, отражающим расходы по элементам, добавить специальный отражающий счет 27 «Распределение общих затрат», зеркально противоположный счету 37 «Отражение общих затрат». Дуалистическая система с использованием переходных счетов и систем зеркального отражения в большей степени, чем монистическая, приспособлена для управления предприятием, для отражения затрат по внутризаводским подразделениям и аналитическим центрам, для исчисления финансовых результатов производства и сбыта внутри года. Она наиболее целесообразна, когда речь идет о необходимости организации производственного управленческого учета на территориально обособленных филиалах фирмы, ее производственных и других подразделениях. При этом при сохранении единства финансового учета и использования его данных для управления компанией обеспечивается индивидуальный учет затрат и результатов деятельности по каждому подразделению для повышения ответственности их управляющих за эффективностью работы. При возрастающем объеме учетных записей использование ЭВМ в учете становится настоятельной необходимостью. В условиях компью- Контрольные вопросы, задания, тесты терной обработки данных возможности обеспечения взаимосвязи данных финансового и управленческого учета существенно расширяются, но не за счет введения новых аналитических и синтетических счетов, а путем перехода на статистически-табельную форму построения регистров управленческой бухгалтерии. Эта форма существенно сокращает трудоемкость учетно-вычислительных работ, дает возможность быстрой адаптации управленческого учета к изменяющимся условиям производства и продаж, позволяет вести расчеты в едином регистре матричной формы. Контрольные вопросы, задания, тесты 1. Какие существуют системы учета затрат, какие из них применяются сейчас на российских предприятиях? 2. Что такое реальные затраты? 3. Могут ли отличаться реальные затраты от фактических? 4. В чем суть системы измерения реальных затрат отчетного периода?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|