История развития и общая характеристика метода проектов. Проекты в образовательной области «Технология». Этапы проектной деятельности учащихся. Оценка проектной деятельности учащихся.
1908 г.- впервые был употреблен термин «проект», в связи с тем, что детям фермеров на весну, осень выдавались домашние задания. В 1911 г. бюро воспитания США узаконило этот термин. Идеи методов проектов развивали: Дж. Дьюи, Уильям Киллпатрик. Их идеи лежали в обучении в ходе деятельности. В России тоже задумывались идеи, начались с 1904 года группа педагогов под руководством С.Т.Шатского. Одно из средств развития личности. Подготовка к трудовой деятельности. Метод активно использовались в школах крестьянской молодежи, коммуны, опытные станции. Термин проект в советской педагогической литературе появляется в 20-е годы, и под проектом понимается любое мероприятие, в ходе которого приобретаются знания. Одной из форм организации былбригадно-лабораторный метод. 1928 г – Дьюи посетил Россию и был рад, 1931 г – метод проектов был запрещен и отменен из-за отказа от предметного преподавания. Советская педагогика не может базироваться на капиталистических методах, низкая материальная база, низкая квалификация. Одна из ошибок – универсализация этого метода. Перспективные идеи метода проекта: Укрепление связи школы с жизнью развиваются индивидуальные способности учащихся, развитие умений планировать свою деятельность, достигать цели и контролировать Вводится в содержание образовательной области технологии и становится концептуальным центром технологической подготовки, т.е. является одним их основных методов, а все остальные работают на этот метод. В 1991 г – в России снова начинают применять метод проектов. Причины необходимости возврата: в конце 20 века происходит технологизация общественных наук. Любая методика должна гарантировать результат и происходит замена термина методика на термин технология, проектирование становится стилем жизни современного человека.
Проектная культура – одна из составляющих общей культуры личности. Раньше в советском педагогическом образование подстраивалось под цели (нужды общества), в современном образовании цели смещены в сторону личности, позволяет реализовать деятельностный и личностно-ориентированный подход, позволяет реализовать дифференциацию и индивидуализацию, метод проектов позволяет объединить гуманитарные и естественнонаучные знания и показать их практическое применение. Школа должна знакомить с азами законного предпринимательства. Проект(план вперед или брошенный вперед) – это способ организации познавательной деятельности учащихся с целью решения проблем, приводящих к созданию или модернизации конкретного изделия или услуги, это самостоятельная творческая деятельность учащихся под руководством учителя. Достоинства: Практическое применение знаний, осуществление межпредметной связи, сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности, развитие личностных качеств (любознательность, настойчивость, усидчивость, активность), развитие культуры мышления, умение увидеть проблему, предлагать способы ее решения, профессиональное самоопределение ученика, формирование технологической культуры, повышение престижа предмета технология в целом. Недостатки: Сложно организовать фронтальную творческую деятельность для всех учащихся, недостаточно часов, отводимые программой дополнительные занятия с учениками по проектной деятельности учителю не оплачиваются (нет экономического стимула). Классификация проектов: 1. По преобладанию творческого компонента: Репродуктивные – когда происходит воспроизведение по образцу. Поисковые – связаны с усовершенствованием конструкции уже сущ-их изд-й, объектов или услуг.
Творческие. 2. По конечному результату ( материальные, интеллектуальные – программы эскиза, сервисные, разработка ). 3. По содержанию: Технологические, кулинарные, предпринимательские, экологические, литературно-лингвистический. 4. По количеству участников (разработчиков): индивидуальные, парные, коллективные. Организация проектной деятельности: Для девочек 5-7 кл отводится 10 часов, остальное из резерва. Для мальчиков 5-6 кл 16 часов, 7 кл – 14 часов. На метод проектов программой рекомендуется выделять 25% учебного плана. Сущ-т 2 способа проведения ПД: все занятия планируются друг за другом в течении учебного года и защита в конце года. Этапы проектной деятельности: · Поисковый: - поиск и анализ проблемы - выбор темы проекта - планирование проектной деятельности по этапам - сбор, изучение и обработка информации по теме проекта · Конструкторский: - поиск оптимального решения задач проекта - исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна - выбор технологии изготовления. - экономическая оценка. - экологическая экспертиза. - составление конструкторской и технологической документации. · Технологический: - составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструментов и оборудования. - выполнение запланированных технологических операций - текущий контроль качества · Заключительный: - защита проекта - оценка качества выполнения проектов - анализ результатов - изучение возможностей использования результатов проектирования Защита: Защита должна быть публичной. Шкала оценивания должна быть ученикам известна заранее. Критерии проектирования: формулировка или наличие проблемы, оригинальность подхода к решению проблемы, этапы Изделие: функциональность, соблюдение технологии, экономичность, экологичность. Защита: ответы на вопросы, четкость речи.
18. Требования к учителю технологии. Система и содержание общекультурной, психолого-педагогической и методической, предметно-специальной подготовки учителя. Учитель технологии является особым, т.к. помимо преподавания он демонстрирует свои умения в обработке различных материалов. В деятельности любого учителя можно выделить некоторые аспекты:
1)Целевой – это определение целей обучения и воспитания на каждом уроке для конкретного раздела и предмета в целом(цель является ориентиром для результата). 2)Диагностический – связан с результативностью обучения, учитель должен уметь определять уровни обученности и воспитанности. 3)Содержательный – связан с владением материала предмета, использование различных источников информации. 4)организационно-методический – связан с тем, что он выполняет тематические и планоурочные средства и методы для урока. 5) личностный – проявляется через формальное и неформальное общение учителя с учениками и их коллегами. 6) воспитательный – через предъявления педагогической требовательности, через содержание учебного материала, личный примет и окружающая среда. Качества личности: отношение к труду (трудолюбие, ответственность), общительность, отношение к природе и технике (аккуратность), отношение к себе (самокритичность), интеллектуальные, творческое мышление, качество речи, отношение к обществу. Требования к учителю: Ведут высшие педагогические ВУЗы (университеты, институты), либо физические факультеты, либо факультеты технологии и дизайна. До 2010 года велась подготовка в средне-профессиональном. Содержание и требования к подготовке учителя технологии закреплены в ГОС ВПО(высшего профес.обр-я). Блоки дисциплины: · Общекультурная подготовка (история, философия, рус.яз., физ-ра); цель – формирование мировоззрения, расширение кругозора личности, · Психолого-педагогическая подготовка (общая, возрастная, специальная психология, история педагогики), цель – формирование теоретической основы для профессиональных умений, · Методическая подготовка (общие, частные вопросы МПТ, МПТ в старших классах, основы проектной деятельности, ИТ в образовании), цель – сформировать знания и умения по организации обучения и технологии, · Специальная (предметная) подготовка (общенаучные дисциплины: физика, матем., биол., химия, инф-ка; общетехнические дисциплины: термех, сопромат, начертательная геом-я, теория механизмов и машин, гидравлика; технологические дисциплины: материаловедение, ТШИ, декоративно-прикладной практикум), цель – формирование технологических знаний и умений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|