Методика преподавания технологии как наука. Предмет и задачи методики преподавания технологии. Ее связь с другими науками.
Методика преподавания технологии как науки: Технология – процесс преобразования материалов, энергии и информации в интересах и по плану человека с целью получения конкретного продукта или изделия. В методики преподавания под словом технология подразумевается образовательная область, т.е. школьный предмет. Методика преподавания технологии педагогическая наука. Дидактика (теория обучения) общие законы обучения Методика (частная дидактика) конкретные рекомендации: Чему учить? Кого учить как учить? Предмет и задачи преподавания технологии: Предмет: закономерности обучения учащихся технологии.(на что направлен взор) Задачи: 1) формирование целей обучения технологии, исходя из общих целей обучения и воспитания 2) разработка содержаний обучения (содержание обучения закрепляется в ГОСТах, примерных уч-х программах, учебники и учебные пособия) 3) разработка рекомендаций по изучению отдельных разделов и тем (разработка частных методик) 4) разработка принципов содержания и методов организации внешкольной и внеклассной работы по технологии (дом творчества, кружки, экскурсии) 5) выработка требований к материально технической базе 6) разработка инновационных методик обучения Связь с другими науками: 1) Психологические науки: Дидактика, теория воспитания (труд имеет большое воспитывающие значение), возрастная и педагогическая психология, Психология труда и инженерная психология, психология творчества 2) Естественные науки: физика, химия, математика 3) Технические и технологические науки: материаловеденье, теоретическая механика, детали машин (все виды механизмов), сопротивление материалов. (этот блок обеспечивает формирование профессиональных знаний и умений необходимых преподавателю технологии для решения технических задач различной степени сложности. Решение инженерных задач, связанных с конструирование и технологией изготовления)
4) Гуманитарные науки: Философия (формирование мировоззрения ученика), культурологи, литература, иностранный язык, истории, биология, анатомия.
Впервые ручной труд как учебный предмет появился в Финляндии. Затем ручной труд становиться обязательным учебным предметом общеобразовательных школ всех развитых стран: Англии, германии, Швейцарии, скандинавских стран, США. Это было вызвано ростом промышленности, жд строительством увеличением торговли. В Росси ручной труд стал вводиться в 1884 году. Ручной труд стал использоваться как средство развития детей, средство воспитания, как универсальное образовательное средство. Большую роль организации обучения ручному труду в Росси сыграл К.Ю.Цируль. по его предложению термином «ручной труд» стали практические занятия в учебной мастерской, состоящее в обработке древесины, металла и других материалов. Первой работой раскрывающей задачи содержании и методы трудового обучения в общеобразовательной школе является брошюра К.Ю. Цирюля «Ручной труд в общеобразовательной школе». В 1915 году опубликована типовая программа по ручному труду средней школы, где содержались указания не только организационного но и методического характера. Введение ручного труда в общеобразовательные учреждения породили два взгляда: одни считали что не нужно вводить ручной труд в школу так как он ее профессионализирует, другие- наоборот считали что занятия ручным трудом не дают достаточных ЗУН для будущей конкретной практической деятельности, и нужно вести обучение по профессиям. После революции трудовое обучение базировалось на принципе политехнизма. Под политехническим обучением понимали ознакомление учащихся в теории и на практике с главными отраслями производства.
Существует три точки зрения на трудовое обучение (ТО): 1) ТО должно быть самостоятельным предметом 2) Обучать труду можно в процессе преподавания основных наук 3) ТО должно занять ведущее место и во время него вести обучение всем предметам Последняя точка зрения несколько лет доминировала в школе. Комплексный подход. Недостатки системы обучения: 1) отход от индустриально- производительного к бытовому и с/х труду 2) отказ от предметного обучения 3) невозможно было сформировать систему знаний по основам наук 1920- в школу возвращается предметное обучение; трудовое обучение является самостоятельным предметом, содержание которого основывается на принципе политехнизма. В неделю на трудовое обучение отводиться от 5-12 часов. Вводиться для старшеклассников производственная практика. Считается что это расцвет трудовой подготовки1927-1937. 1937- предметы отменяются полностью: 1)плохая материальная база, а значит формируется неправильное представление о социалистическом производстве 2) течению марксизм- ленинизм трудовая деятельность противоречила. Перед войной страна оказалась без трудового обучения. В военное время изучался предмет военное дело. И фактически сама жизнь вынуждала трудиться. После войны в начале 50х годов бурный технический прогресс, рост производства, а значит нужна подготовка выпускников школ к производству. 1954- создана а4кадемия пед-х наук, включает в учебный план школ трудовое обучение, как предмет. Снова политехнический характер. 1-4 класс- ручной труд: ткани, бумага, древесина 5-7 класс- занятия в учебных мастерских и на пришкольном участке 8-10 класс- основы производства и производственная практика 1958-полное образование 11 лет; неполное среднее- 8 лет. Основана на принципе соединения обучения с производственным трудом. Усиливалась профессиональная подготовка. 1-3 класс- ручной труд 4-8 класс – технический труд, обслуживающий труд, с/х труд. В 9- 11 классе производственное обучение до 12 часов в неделю. Ученик помимо аттестата зрелости, получала квалифицированный разряд по профессии. Второй расцвет трудовой подготовки: сложилась жесткая система при чем основанная на идеи профессионализма
В 60-70 года на трудовое обучение отводилось по 2 часа в не, которые делю и появляется система учебно- производственных комбинатов которые также позволяют получить первоначальные навыки в какой-либо профессии. Реформа школы1984 г и ее влияние на трудовое обучение школьников. 1984- очередная реформа системы образования, вновь возвышается система профессионализма школы и школа снова становиться 11летней. Обучение с 6 лет. 1-4кл- ручной труд 5-7 кл- технический труд, обслуживающий труд, с/х труд. 8-9 кл –профессиональное обучение: курс основы производства, выбор профессии, цель- помочь осуществить сознательный выбор, курс теоретический 10-11 кл- обучение в УПК с учетом требования региона и массовым профессиям. 1987- материальная база школы давно изношена большинство сельских школ не имеют участков, получаемые профессии не востребованы выпускниками. Разрушил ась связь школы и предприятия из-за кризиса в промышленности. 1988г – признано необязательным профессиональное обучение, из нормативных документов изучают принципы политехнизма и соединения обучения с производственным трудом. К 1990 году трудовое обучение сталкивается с очередным кризисом и его содержание несет индустриально-ремесленный характер. 1993 – технология как предмет введена в Федеральный базисный учебный план, и в школах экспериментально 1998-1999 является обязательным предметом во всех школах.
Необходимость перехода к технологической подготовке школьников в начале 90-х XX века. Цель и задачи предметной области «Технология» в школе. Принципиальные отличия технологической подготовки от трудового обучения. 1993 – технология как предмет введена в Федеральный базисный учебный план, и в школах экспериментально 1998-1999 является обязательным предметом во всех школах. Причины обновления предмета трудовое обучение.
Цели и задачи образовательной области технология.
Цель(1)- подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе. Цель(2)- развитие и воспитание широко образованной культурной творческой инициативной предприимчивой личности. Задачи: 1)Сформировать у обучаемых комплекс технологических ЗУН 2) Формирование политехнических знаний и знакомство с основами производства 3) Развитие творческого мышления и самостоятельности 4) Формирование готовности к осознанному выбору профессии 5) Развитие качеств: соц. Адаптивность к изменяющимся условия; конкурентоспособность; устойчивая мотивация к постоянному самообразованию. 6) Формирование и развитие технологической культуры, которая включает в себя 10 составляющих: культура труда, культура дома, графическая культура, культура дизайна, информационная культура, проектная культура, потребительская культура, предпринимательская культура, экологическая культура, культура человеческих отношений. Принципиальные отличия технологической подготовки от трудового обучения. 1) технология синтезирует знания из других образовательных областей, показывает их практическую значимость ля учащ-ся. 2) Учащ-ся включаются в разнообразные виды деятельности по мимо учебной - познавательной и практической, это поисково- исследовательская и предпринимательская деятельность. 3) Происходит ориентация содержания предмета на личность ученика, а не на нужды производства 4) Ученик становиться активным, а не пассивным участником учебного процесса, этому способствуют изменения в методах обучения, в частности метод проектов. Вывод: образовательная область технология- интегрирующая системаобразующая практикоориентированная область показывающая изменения применения гуманитарных и естественно- научных знаний, практическая деятельность человека. Она обеспечивает преемственность переход учащихся от общего к профессиональному образованию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|