Методика преподавания технологии в старших классах
Содержание программы «Технология» в 10-11 кл. Выбор форм и методов обучения с учетом особенностей развития учащихся старшего школьного звена. С учетом периодизации общего образования изучение технологии в начальной школе позволяют получить учащимся: - начальное представление о широко распространенных технологиях (технология обработки бумаги, картона, природного материала) - освоить элементарные трудовые приемы (резание ножницами) - сформировать устойчивые навыки самообслуживания (пришить пуговицу) - развить творческие способности В основной школе (в среднем звене) ученик при изучении технологии:- учащиеся углубляют полученные в начальной школе технологические знания, приобретают новые знания, относящиеся к более сложным технологиям. Изучение технологии в основной школе позволяет учащимся: - приобретает ЗУ по общим способам практико-преобразующей и проектной деятельности, технологические ЗУ по распространенным методам и средствам преобразования материала. - сформировать заинтересованное и ответственное отношение к процессу и результату труда - получить представление о способах и средствах профессионального самоопределения - приобрести навыки коммуникационной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы над творческими проектами - сформировать представление о предпринимательской деятельности В старшем звене образовательной школы технология направлена на:- технологическая подготовка осуществляется в соответствии с региональными особенностями образовательного учреждения и характером познавательных интересов учащихся. Изучение технологии в старшей школе позволяет учащимся:
- освоить одну из технологий преобразовательной деятельности соответствующую выбранному профилю обучения - получить знания по формированию домашнего бюджета, изучение основ предпринимательской деятельности - уточнить профессиональные планы и сделать правильный выбор будущей профессии Учитывая особенности старшеклассников, образовательная деятельность учителя должна строится на следующих принципах: - потребность во взрослости – предоставлять больше самостоятельности в выборе направления объектов в трудовой деятельности. Предусматривать различные формы групповых занятий, широко использовать взаимоконтроль. - меньшая непосредственность, скрытость – необходима большая наблюдательность учителя при определении мотивов и цели обучения. - ученик старших классах имеет индивидуальный стиль учебной деятельности – необходимо стимулировать самостоятельные формы учебной деятельности, предоставлять выбор форм учебной деятельности, широко использовать и опираться на проектный метод обучения - в старшем возрасте важно способствовать личностному самоопределения старшеклассников – укреплять готовность инновационной деятельности (к перемене профессий), воспитывать ответственность за последствие своих поступков.
Профориентационная работа в технологической подготовке учащихся 10-11 классов. Содержание и методика изучения раздела «Профессиональное самоопределение и карьера». Известно, что профессиональные планы появляются в раннем детстве, когда ребенок охотно отвечает кем хочет быть. Обычно ответы формируются под влиянием семьи, близких, поверхностно знакомых с профессией (космонавт, врач). Это скорее игра чем осознанное размышление. Осознанное проектирование жизненных планов начинается в период социализации личности старшеклассника, период когда формируются осознанные отношения к таким понятиям, как:
- семейное и личное благополучие, здоровье. - стремление к полноценной жизни. - качество жизни (достаток, досуг, отдых). - законопослушность, социальная бесконфликтность. - сохранение и преумножение материально духовных ценностей семьи и рода. - эффективность как работника. - общественное и культурное предназначение. - воспитание будущих детей Достойная жизнь предполагает постоянное активное проектирование жизненных планов. Одним из средств достижения достойной жизни является проектирование профессиональных планов. Профессионализация в школьные годы осуществляется на уроках технологии, занимаясь в кружках, студиях и через получение начального профессионального образования в МУК. В школьном курсе технологии в 9 классе отведено 20 часов на изучение раздела профессиональное самоопределение. Цели и задачи: - подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессии - познакомить с профессиями, сформировать представление о них Формирование представления о важности правильного самоопределения Структурно-методический анализ содержания раздела «Профессиональное самоопределение». Особенности методики преподавания данного раздела Знания: - сферы трудовой деятельности - правило выбора профессии - значение правильного самоопределения для личности и общества Умения: - осуществлять самоанализ развития своей личности - проводить профессиографический анализ и соотносить требования профессий с его личностными достижениями Основные темы урока: Внутренний мир человека (исследую себя, пишу свой портрет) Мир профессий Подготовка к профессиональному самоопределению Выбор профессий Пути приобретения профессий Понятие о профессиональной карьере Конструирование процесса обучения: важной частью профессионального определения является использование различных тестов и диагностик. Использование тестов и диагностик в обучении позволит учащимся воспринимать их как способ самопознания, самодиагностики, проверки свих возможностей и способностей. При оценивании на уроках количественная оценка (3. 4, 5) оказывается противоречивой. Целесообразно использовать механизм рейтинговых оценок, включив в него следующие критерии:
- устойчивый интерес к проектированию профессионального личного плана - стремление увеличить объем информации через знакомство с литературой, Интернет и др. - посещение дня открытых дверей, выставок и т.д. - ознакомление с массивом тестов и диагностик При этом можно пользоваться следующей шкалой оценивания - 0 баллов – низкий, недостаточный, неопределенный - 1 балл – средний, приемлемый, удовлетворительный - 2 балла – высокий, планируемый, желаемый - 3 балла – отличный, выше планируемого, уникальный
Технологическая деятельность школьников в учреждениях дополнительного образования. Виды учреждений дополнительного образования детей. Особенности и методика руководства работой учащихся в детских объединениях (кружках). Дополнительное образование - это единый целенаправленный процесс, обучения, воспитания, развития посредством реализации образовательных программ, оказание дополнительных образовательных услуг в интересах развития личности, общества и государства. Направление и область деятельности УДО (учреждение дополнительно образования): - техническое творчество - художественное творчество - туристско-краеведческое - физкультурно-оздоровительное - эколого-биологическое - социально практическое Основные задачи УДО: - обеспечение необходимых условий для личностного развития - формирование общей культуры - адаптация личности к жизни в обществе - организация содержательного досуга Результатом дополнительного образования считают достигнутый индивидуальный уровень развития способностей самостоятельному решению проблем Дополнительное образование осуществляется на базе учреждений общего и профессионального образования и на базе внешкольных учреждений (УДО) Типы УДО Центр – это многопрофильное многоуровневое УДО, реализующие программы всех направлений Школа – это система взаимосвязанных программ одного профиля (спортивная, искусство) Клуб – это добровольное объединение детей созданное на основе общих интересов
Нормативно-правовая база: В основе лежит: - закон об образовании, - устав, нормативный документ, определяющий основные положения, структуру, условия образовательного процесса, права и обязанности учащихся, педагогов и родителей. - локальный акт – определяет различные отношения участников образовательного процесса - образовательные программы – нормативный документ, в котором отражены цели, содержание и средства обучения и развития детей Дополнительные образовательные программы различают на: - типовые – утверждены министерством образования и рекомендуемые для реализации - адаптированные – откорректированы педагогом с учетом его личной позиции - авторские программы – полностью написаны педагогом или коллективом имеющие регистрацию авторства. Особенности образовательно-воспитательной системы в УДО В УДО использование учащимися свободного времени делится по уровням: - досуговый – проведение свободного времени, отдых - репродуктивный – посещение занятий в кружке - эвристический – уровень когда дети становятся исследователями - креативный (творческий) – это когда школьник делает что то свое не похожее на других. В этом случае задача педагога создать условия для реализации творческого потенциала детей Принципы организации деятельности школьников в УДО. - занятия в кружках строятся на интересе детей - каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях и менять их - возрастной состав группы может быть неоднороден - школьная оценочная система применяется крайне редко (применяются другие формы контроля, зависящие от специфики рода занятий (результаты соревнований, конкурсов, выставок)) - в работе кружка могут принимать участие и родители
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|