Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика преподавания технологии в старших классах




 

Содержание программы «Технология» в 10-11 кл. Выбор форм и методов обучения с учетом особенностей развития учащихся старшего школьного звена.

С учетом периодизации общего образования изучение технологии в начальной школе позволяют получить учащимся:

- начальное представление о широко распространенных технологиях (технология обработки бумаги, картона, природного материала)

- освоить элементарные трудовые приемы (резание ножницами)

- сформировать устойчивые навыки самообслуживания (пришить пуговицу)

- развить творческие способности

В основной школе (в среднем звене) ученик при изучении технологии:- учащиеся углубляют полученные в начальной школе технологические знания, приобретают новые знания, относящиеся к более сложным технологиям. Изучение технологии в основной школе позволяет учащимся:

- приобретает ЗУ по общим способам практико-преобразующей и проектной деятельности, технологические ЗУ по распространенным методам и средствам преобразования материала.

- сформировать заинтересованное и ответственное отношение к процессу и результату труда

- получить представление о способах и средствах профессионального самоопределения

- приобрести навыки коммуникационной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы над творческими проектами

- сформировать представление о предпринимательской деятельности

В старшем звене образовательной школы технология направлена на:- технологическая подготовка осуществляется в соответствии с региональными особенностями образовательного учреждения и характером познавательных интересов учащихся. Изучение технологии в старшей школе позволяет учащимся:

- освоить одну из технологий преобразовательной деятельности соответствующую выбранному профилю обучения

- получить знания по формированию домашнего бюджета, изучение основ предпринимательской деятельности

- уточнить профессиональные планы и сделать правильный выбор будущей профессии

Учитывая особенности старшеклассников, образовательная деятельность учителя должна строится на следующих принципах:

- потребность во взрослости – предоставлять больше самостоятельности в выборе направления объектов в трудовой деятельности. Предусматривать различные формы групповых занятий, широко использовать взаимоконтроль.

- меньшая непосредственность, скрытость – необходима большая наблюдательность учителя при определении мотивов и цели обучения.

- ученик старших классах имеет индивидуальный стиль учебной деятельности – необходимо стимулировать самостоятельные формы учебной деятельности, предоставлять выбор форм учебной деятельности, широко использовать и опираться на проектный метод обучения

- в старшем возрасте важно способствовать личностному самоопределения старшеклассников – укреплять готовность инновационной деятельности (к перемене профессий), воспитывать ответственность за последствие своих поступков.

 

Профориентационная работа в технологической подготовке учащихся 10-11 классов. Содержание и методика изучения раздела «Профессиональное самоопределение и карьера».

Известно, что профессиональные планы появляются в раннем детстве, когда ребенок охотно отвечает кем хочет быть. Обычно ответы формируются под влиянием семьи, близких, поверхностно знакомых с профессией (космонавт, врач). Это скорее игра чем осознанное размышление. Осознанное проектирование жизненных планов начинается в период социализации личности старшеклассника, период когда формируются осознанные отношения к таким понятиям, как:

- семейное и личное благополучие, здоровье.

- стремление к полноценной жизни.

- качество жизни (достаток, досуг, отдых).

- законопослушность, социальная бесконфликтность.

- сохранение и преумножение материально духовных ценностей семьи и рода.

- эффективность как работника.

- общественное и культурное предназначение.

- воспитание будущих детей

Достойная жизнь предполагает постоянное активное проектирование жизненных планов. Одним из средств достижения достойной жизни является проектирование профессиональных планов. Профессионализация в школьные годы осуществляется на уроках технологии, занимаясь в кружках, студиях и через получение начального профессионального образования в МУК. В школьном курсе технологии в 9 классе отведено 20 часов на изучение раздела профессиональное самоопределение.

Цели и задачи:

- подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессии

- познакомить с профессиями, сформировать представление о них

Формирование представления о важности правильного самоопределения

Структурно-методический анализ содержания раздела «Профессиональное самоопределение». Особенности методики преподавания данного раздела

Знания:

- сферы трудовой деятельности

- правило выбора профессии

- значение правильного самоопределения для личности и общества

Умения:

- осуществлять самоанализ развития своей личности

- проводить профессиографический анализ и соотносить требования профессий с его личностными достижениями

Основные темы урока:

Внутренний мир человека (исследую себя, пишу свой портрет)

Мир профессий

Подготовка к профессиональному самоопределению

Выбор профессий

Пути приобретения профессий

Понятие о профессиональной карьере

Конструирование процесса обучения: важной частью профессионального определения является использование различных тестов и диагностик.

Использование тестов и диагностик в обучении позволит учащимся воспринимать их как способ самопознания, самодиагностики, проверки свих возможностей и способностей.

При оценивании на уроках количественная оценка (3. 4, 5) оказывается противоречивой. Целесообразно использовать механизм рейтинговых оценок, включив в него следующие критерии:

- устойчивый интерес к проектированию профессионального личного плана

- стремление увеличить объем информации через знакомство с литературой, Интернет и др.

- посещение дня открытых дверей, выставок и т.д.

- ознакомление с массивом тестов и диагностик

При этом можно пользоваться следующей шкалой оценивания

- 0 баллов – низкий, недостаточный, неопределенный

- 1 балл – средний, приемлемый, удовлетворительный

- 2 балла – высокий, планируемый, желаемый

- 3 балла – отличный, выше планируемого, уникальный

 

Технологическая деятельность школьников в учреждениях дополнительного образования. Виды учреждений дополнительного образования детей. Особенности и методика руководства работой учащихся в детских объединениях (кружках).

Дополнительное образование - это единый целенаправленный процесс, обучения, воспитания, развития посредством реализации образовательных программ, оказание дополнительных образовательных услуг в интересах развития личности, общества и государства.

Направление и область деятельности УДО (учреждение дополнительно образования):

- техническое творчество

- художественное творчество

- туристско-краеведческое

- физкультурно-оздоровительное

- эколого-биологическое

- социально практическое

Основные задачи УДО:

- обеспечение необходимых условий для личностного развития

- формирование общей культуры

- адаптация личности к жизни в обществе

- организация содержательного досуга

Результатом дополнительного образования считают достигнутый индивидуальный уровень развития способностей самостоятельному решению проблем

Дополнительное образование осуществляется на базе учреждений общего и профессионального образования и на базе внешкольных учреждений (УДО)

Типы УДО

Центр – это многопрофильное многоуровневое УДО, реализующие программы всех направлений

Школа – это система взаимосвязанных программ одного профиля (спортивная, искусство)

Клуб – это добровольное объединение детей созданное на основе общих интересов

Нормативно-правовая база:

В основе лежит:

- закон об образовании,

- устав, нормативный документ, определяющий основные положения, структуру, условия образовательного процесса, права и обязанности учащихся, педагогов и родителей.

- локальный акт – определяет различные отношения участников образовательного процесса

- образовательные программы – нормативный документ, в котором отражены цели, содержание и средства обучения и развития детей

Дополнительные образовательные программы различают на:

- типовые – утверждены министерством образования и рекомендуемые для реализации

- адаптированные – откорректированы педагогом с учетом его личной позиции

- авторские программы – полностью написаны педагогом или коллективом имеющие регистрацию авторства.

Особенности образовательно-воспитательной системы в УДО

В УДО использование учащимися свободного времени делится по уровням:

- досуговый – проведение свободного времени, отдых

- репродуктивный – посещение занятий в кружке

- эвристический – уровень когда дети становятся исследователями

- креативный (творческий) – это когда школьник делает что то свое не похожее на других. В этом случае задача педагога создать условия для реализации творческого потенциала детей

Принципы организации деятельности школьников в УДО.

- занятия в кружках строятся на интересе детей

- каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях и менять их

- возрастной состав группы может быть неоднороден

- школьная оценочная система применяется крайне редко (применяются другие формы контроля, зависящие от специфики рода занятий (результаты соревнований, конкурсов, выставок))

- в работе кружка могут принимать участие и родители

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...