Коллектив как объект и субъект воспитания. Понятие. Стадии развития коллектива. Технология формирования коллектива. Законы жизни детского коллектива.
В системе образования социальное воспитание осуществляется через ученический коллектив. Коллектив — это формализованная группа людей, функционирующая в рамках какой-либо организации. Это социальная группа, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности. Это объединение воспитанников которое отличается общей социально-значимой целью, совместной деятельностью, отношением ответственной зависимости, выборные руководящие органы. Коллектив — это развивающаяся социальная система. В зависимости от уровня развития различают: 1. Складывающийся коллектив, т.е. находящийся в процессе своего становления. 2. Сложившийся коллектив, т.е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, форм совместной деятельности, органами самоуправления. Ученический коллектив обладает определенной системой норм и ценностей, которые можно объединить в две группы: - нормы и ценности, обязательные для всех членов коллектива, регламентирующие поведение личности в этом коллективе, - нормы и ценности, не противоречащие первой группе, предоставляющие возможность для некоторой самобытности в поведении. Характер норм и ценностей определяет направленность влияния коллектива на развитие и духовную ориентацию личности. В ученическом коллективе складываются две структуры отношений: - формализованная — создается руководителем коллектива, чтобы организационно оформить коллектив и сделать его способным решать стоящие перед ним задачи, - неформализованная — отражает неофициальные отношения его членов. Этапы развития детского коллектива (по Макаренко). 1 этап — становление коллектива. Первоначальное сплочения, выбор актива, поддреживающего требования педагога, сплочение на основе общей цели, общей деятельности, общей организации. Главную роль играет воспитатель. Идет процесс создания социальной и психологической общности.
2 этап — усиление влияния коллектива, который сам предъявляет требования к членам коллектива и выступает как инструмент целенаправленного воспитания определнных качеств личности, преодоление противоречий м/у коллективом и отдельными учениками. З этап — коллектив как инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, сформированное общественное мнение. Причем преобладают нравственные требования. Педагог влияет на личность воспитанников опосредованно через коллектив. Воспитание переходит в самовоспитание. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. В коллективе создается единство общественного и индивидуального. Наибольшее воспитательное значение имеет целостный школьный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов объединены стремлением к общественно значимым целям и нравственным идеалам. Таким образом, ученический коллектив выполняет следующие социализирующие функции (по Б.Лихачеву): 1. Введение детей в систему общественных отношений и накопление ими социального опыта. 2. Коллектив является основной формой и фактором организации детской деятельности: учебной, трудовой, общественной, игровой. 3. Коллектив формирует нравственно-эстетическое отношение личности к миру и самой себе. 4. Он способен оказывать эффективное пед.воздействие на отдельную личность или группу детей, корректировать и регулировать их поведение и деят-ть Технология формирования коллектива: Предъявление требований Система перспективных линий: перспектива близкая, средняя и дальняя (перспектива – практическая цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников)
Создание традиций, т.е. устойчивых форм коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников Работа с активом Педагогика параллельного действия – воздействие на школьника как непосредственно, так и опосредованно, т.е. через первичный коллектив Создание отношений ответственной зависимости. 22. Самовоспитание как процесс и результат воспитания. Понятие «самовоспитание». Предпосылки и условия воспитания школьника. Приемы самопобуждения к самовоспитанию. Педагогическое стимулирование. Правила самовоспитания. Самовоспитание - это сознательная, полезная работа над собой, направленная на формирование таких свойств личности, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития (А.Ковалев). Возрастные уровни самовоспитания. I уровень - дошкольник и младший школьник. Мотив самовоспитания: хочет быть «хорошим» (поощрение взрослых). Собственные качества личности не осознает - важны определенные поступки или отказ от них (в самоуправление поступков вносятся зачатки самовоспитания). II уровень - подростковый возраст. Мотив самовоспитания: стремление к самостоятельности, самоутверждение качеств личности через отдельные поступки. Ситуативный, несистематический характер самовоспитания, низкий уровень осознанности данного процесса. III уровень - юношеский возраст. Мотив самовоспитания: стремление найти и осмыслить свое реальное место в мире. Самовоспитание осознанное, высокая степень самостоятельности в данном процессе, который характеризуется систематичностью. Но отношение к своим возможностям чаще неадекватное). Взаимосвязь процесса воспитания с самовоспитанием. Воспитание -Условие становления самовоспитании и Определяет характер самовоспитания. Приемы самопобуждения к самовоспитанию: 1. верить в себя. 2 самоободрение. 3. самопринужджение. 4. самонаказание 5. самопоощрение 6. самоконтроль. 7 самоприказ Предпосылки и условия самовоспитания школьника: 1. обстоятельства жизни (материальные и культурные, моральные и психологические, в которых живет индивид, и которые накладывают свой отпечаток на его помыслы, чувства, поведение),
2. воспитание в широком смысле слова. 3. самопознание (изучение собственных психических и физических особенностей) 4. активная деятельность (систематическая общественная и учебная работа, труд). Пед.стимулирование самовоспитания школьников: 1. сообщение знаний о самовоспитании. 2. организация самовоспитания в коллективе. 3. оказание пед. Помощи школьнику в составлении индивидуальной программы самовоспитания. 4 создание в коллективе здорового общественного мнения Правила самовоспитания: по толстому: 1. что назначено- непременно исполнить, но исполняй не смотря ни на что 2. Что исполняешь- исполняй хорошо 3. никогда не справляйся в книге, если что забыл, а старайся припомнить 4. заставь постоянно ум свой действовать со всей ему возможной силой по Ушинскому: 1. спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее 2. прямота в словах и поступках 3. обдуманность действий 4 решительность 5. не говорить о себе без всякой нужды 6. не проводить времени бессознательно, не быть ведомым 7. каждый вечер давать отчет освоих поступках 8. не хвастать ни тем, что было, есть, будет.
Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Планирование работы классного руководителя. Деят-ть к.в была определена в 30-егоды 1934г - положние об обязанностях к. д.• Изучение уч-ся• Координация деят-ти учителей для оказания пом ученикам• Формирование коллектива• Привлечение родителей для работы с детьми, пом родителям• Забота о сохранении здоровья детей• Ведение документации по классу• Включение ребенка в разные виды деят-ти В 90-е годы мнение о деят-ти к. е. изменилось Большая роль отводилась семье Воспит-ая работа - целенаправленное включение ребенка в разнообразные виды деят-ти, раскрытие ценностей и лучший образцов отнош к этим ценностям в проце деят-ти. Функции классного руководителя: Воспитательная – формирование личности коллектива Организаторская – проведение работы по всем пед.аспектам Координирующая – установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса
Административная – ведение личных дел учащихся и других документов. Содержание деятельности классного руководителя: Основные направления деятельности кл.руководителя определяют воспитательные целевые программы: учение, труд, общение, творчество, досуг, здоровье. В начале уч.года – оформляется классный журнал; изучаются условия семейного воситания уч-ся; оформляется социальный паспорт класса; получение информации об участии школьников в учреждениях дополнительного образования; учащиеся вовлекаются в разнообразную деятельность в целях развития их способностей, вместе с детьми планируется жизнедеятельность класса. Ежедневно отмечаются в классном журнале отсутствующие; осуществляется помощь органам ученического самоуправления; осуществляется контроль за питанием учащихся и контроль за дежурством Еженедельно проверка дневников; контроль заведением классного журнала учителями предметниками; проведение классного часа; контроль за санитарным состоянием закрепленных за классом участков школы. Ежемесячно организация коллектива класса на участие в школьных делах; помощь органам ученического самоуправления в подведении итогов жизнедеятельности классного коллектива; организация генеральной уборки кабинета и закрепленных за классом участков территории; контроль за участием школьников кружках, секциях. В течении четверти организация выполнения рекомендации мед.работников по охране здоровья учащихся; помощь органам ученического самоуправления в организации жизнедеятельности классного коллектива; организация дежурства класса по школе; сотрудничество с социальны педагогом; проведение педагогических консилиумов; участие в работе с родителями; посещение методических объединений классных руководителей семинаров, совещаний по воспитательной работе. В конце четверти организация подведения итогов жизнедеятельности классного коллектива в период четверти; во время каникул организация каникулярных мероприятий совместно с органами самоуправления, общественными объединениями, родителями. В конце года организация подведения итогов жизнедеятельности класса в учебном году и отчетно-выборные компании в классе; проведение педагогического анализа хода и итогов учебно-воспитательного процесса; организация ремонта классного помещения; сбор информации от родителей о летнем отдыхе детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|