Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы обучения. Их классификации. Характеристика методов обучения, доминирующих на уроках технологии.




Методы обучения – способы взаимодействия учителя и учащихся для достижения целей обучения.

Революции в области обучения:

1) учители уступили место учителям профессионалам

2) устное слово было подкреплено письменным

3) замена печатного слово, письменным

4) к 20 веку появление и применение компьютеров в обучении

Классификация по источнику и передачи информации: словесные, наглядные, практические.

В методике обучения технологии эта классификация является основой

По характеру познавательной деятельности:

-объяснительно-иллюстративные

- репродуктивные- воспроизведение без творчества;

-проблемный- учитель указывает проблему;

-частично-поисковый- ученик сам выявляет проблему с меньшей помощью учителя;

-исследовательский- самостоятельность учащихся.

Классификация по теории деятельности человека:

- методы стимулирования и мотивации учения (Методы формирования интереса к учению, методы формирования долга и ответственности в учении);

-методы организации и сосуществования учебных действий и операций;

-метод контроля и самоконтроля (Методы устного и письменного контроля, машинный контроль, самоконтроль и взаимоконтроль);

Методы обучения технологии:

Методы обучения технологии- это способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение каждым учеником технологических знаний, форм-е технол-х умений, а также разностор-е развитие личности учащегося.

1.Методы словесного сообщения и закрепления технико-технолог-х знаний.

Рассказ - повествовательное изложение факт-го материала, сопровождаемое демонстрацией наглядных пособий. Используется при изучении истории изобретения, истории появления кулинарных блюд. Когда не нужно раскрывать суть тех-х процессов(для младших);

Объяснение - изложение сущностей учебного материала с различным точек зрения. Используется для объяснения одного и того же понятия разных слов. Используется при изучении конструкторских и машинных приспособлений, при технологических процессах. Часто сопровождается демонстрацией. Является обязательным компонентом вводного и текущего инструктажа. Обычно сопровождается показом, вопросами к учащимся, диктовкой определений.

Требования к устному изложению знаний учителем: грамотная речь, правильное произношение терминов; должны присутствовать выводы и обобщения, которые должны быть доказательны; наличие ярких фактов и примеров; улавливать темп восприятия информации учащимися, если материал дается подзапись, выдерживать паузы; повтор наиболее ярких выводов и терминов.

2) методы монологические

Беседа - диалог м/у уч-лем и уч-ся для привлечения учащихся к осмыслению и обобщению уч.материала. Суть- постановка вопроса. Вопросы должны быть простые для восприятия, связанные с изучаемым материалом, возможно наличие связанных друг с другом вопросов. Особенно эффетивная беседа с проблемными вопросами: для чего? почему?. Эффект-ть проведения беседы зависит от качества вопросов.

Работа с учебником и технико- технологической документацией.

Использование печатного слова.к технико-технологической документации относится: справочные таблицы, чертежи, инструкционные и технологические карты.

Алгоритм работы с учебным текстом:

1) определить цель чтения

2) разделить прочитанный материал на логические части

3) установить логику между частями текста (придумывать названия частей текста)

4) конструирование важных моментов с выполнением рисунков и схем

5) повторное чтение текста

6) воспроизведение текста

3) Наглядные методы

Методы демонстрации- основаны на визуальном восприятии объектов и процессов, позволяет сформировать образ будущего объекта или образ технолог-й послед-ти.

Наглядные пособия: плакаты, таблицы, инструкционные карты. Демонстрация приемов работы, демонстрация выполнения технологических операций.

Правила организации демонстрации:

1) информировать что буду наблюдать и с какой целью

2) предмет должен быть всем хорошо виден

3) воспринимать предмет разными органами чувств

4) пронаблюдать предмет в динамике

5) сочетать демонстрацию с объяснением

6) слово должно совпадать с действием

Послед-ть демонстрации трудовых навыков:

1) начальное положение (стойка, хватка, положение)

2) демонстрация в рабочем темпе

3) показ в замедленном темпе

4) показ в замедленном темпе с остановками и анализом каждого движения

5) показ в рабочем темпе

6) пробное выполнение учащимися

7) самостоятельно наблюдение учащимися за технологическими явлениями или процессами

Необходимо ставить цель вопросы для наблюдения и форму отчета.

5) Методы практической работы

Играют значительную роль на уроках технологии, так как помогают сформировать практические умения. Обязательным условием для реализации является предварительное получение знаний словесными и наглядными методами.

Практические работы- практическая деятельность по изготовлению изделия. Должна быть предусмотрена по каждому разделу.

· Упражнения - целенапр-е повторение действий для выработки правильных приемов работы. Требования: целесообразность (должно быть обоснованно), осознанность выполнения, систематичность, постепенное нарастание сложности.

Упражнения используются при выработке рабочей позы, умение держать инструменты работать на оборудовании.

 

· Лабораторная работы - используются при изучении свойств материалов и конструктивного устройства рабочих и измерительных инструментов.

По содержание:

-качественные- с определением качественных характеристик объектов (например: качество приготовление блюда)

- количественные – с определением количественных характеристик (например: снятие мерок)

В организации важную роль играют инструкции: тема работы и класс; цель работы; оборудование и инструменты; теоретические сведения; порядок выполнения; форма отчета (таблицы, рисунки) и ответы на контрольные вопросы.

При организации лаб. Работ следить за техникой безопасности.

· Решение технических - примен-ся при изучении конструирования и моделирования изделий.

1) Требования: четкая формулировка условиям задачи по возможности с наглядным представлением объекта

2) Творческий характер задания

· Практическая работа выполняется на каждом занятии по технологии, редко теоретический урока, ¾ учебного времени на практическую работу, как одного урока так и учебного года.

Суть сводиться к получению полезных практических результатов труда.

Подбирать объекты для практ. Работы необходимо в соответствии с принципом посильности и доступности, в соответствии с материальной базой кабинета технологии, а также с интересами и уровнем облученности учащихся.

Обязательным условием проведения практич. работы является использование инструкционных и инструкционно- технологических карт. В ходе выполнения работ строго следить за выполнением техники безопастности.

· Инструктаж - рассматривается как самост-й метод, либо как составляющая часть других методов обучения. (л/р, практ. Работа, упражнения, решение).

Любая деятельность имеет: ориентированный компонент, исполнительный компонент.

Ориентированной основой деятельности обеспечивает инструктаж, дает ответы на вопросы, зачем и как.

По форме инструктаж бывает: устный, письменный (инструкция и л/р, инструкционные карты), графические (плакат), письменнографические (инструкционные карты, технологическая карта).

По хар-ру инструктажи бывают:

1) Вводный: цель- организация практической работы учащихся, соблюдается цель работы, перечисляются этапы работы, выполняется демонстрация этапов работы.

2) Текущий: цель- предотвратить возможные ошибки учащихся. Его планирование заключается в предположении трудностей, которые могут возникнуть у ученика. Здесь целевые обходы для предотвращения ошибок.

3) Заключительный- по окончанию практической работы. Цель- подведение итогов, анализ работы, анализ ошибок.

6) Методы контроля и самоконтроля. Назначение- обеспечить обратную связь в обучении. Методы устного контроля- фронтальный опрос, устные зачеты, устные экзамены. Методы письменного контроля- письменный опрос (карточки, тесты), письмен-е зачеты, письм-е экзамены.

Выбор методов обучения зависит:

1) От цели рока

2) От содержания учебного материала

3) От наличия средств обучения

4) От уровня облученности учащихся

5) От мастерства учителя

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...