Методы обучения. Их классификации. Характеристика методов обучения, доминирующих на уроках технологии.
Методы обучения – способы взаимодействия учителя и учащихся для достижения целей обучения. Революции в области обучения: 1) учители уступили место учителям профессионалам 2) устное слово было подкреплено письменным 3) замена печатного слово, письменным 4) к 20 веку появление и применение компьютеров в обучении Классификация по источнику и передачи информации: словесные, наглядные, практические. В методике обучения технологии эта классификация является основой По характеру познавательной деятельности: -объяснительно-иллюстративные - репродуктивные- воспроизведение без творчества; -проблемный- учитель указывает проблему; -частично-поисковый- ученик сам выявляет проблему с меньшей помощью учителя; -исследовательский- самостоятельность учащихся. Классификация по теории деятельности человека: - методы стимулирования и мотивации учения (Методы формирования интереса к учению, методы формирования долга и ответственности в учении); -методы организации и сосуществования учебных действий и операций; -метод контроля и самоконтроля (Методы устного и письменного контроля, машинный контроль, самоконтроль и взаимоконтроль); Методы обучения технологии: Методы обучения технологии- это способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение каждым учеником технологических знаний, форм-е технол-х умений, а также разностор-е развитие личности учащегося. 1.Методы словесного сообщения и закрепления технико-технолог-х знаний. Рассказ - повествовательное изложение факт-го материала, сопровождаемое демонстрацией наглядных пособий. Используется при изучении истории изобретения, истории появления кулинарных блюд. Когда не нужно раскрывать суть тех-х процессов(для младших);
Объяснение - изложение сущностей учебного материала с различным точек зрения. Используется для объяснения одного и того же понятия разных слов. Используется при изучении конструкторских и машинных приспособлений, при технологических процессах. Часто сопровождается демонстрацией. Является обязательным компонентом вводного и текущего инструктажа. Обычно сопровождается показом, вопросами к учащимся, диктовкой определений. Требования к устному изложению знаний учителем: грамотная речь, правильное произношение терминов; должны присутствовать выводы и обобщения, которые должны быть доказательны; наличие ярких фактов и примеров; улавливать темп восприятия информации учащимися, если материал дается подзапись, выдерживать паузы; повтор наиболее ярких выводов и терминов. 2) методы монологические Беседа - диалог м/у уч-лем и уч-ся для привлечения учащихся к осмыслению и обобщению уч.материала. Суть- постановка вопроса. Вопросы должны быть простые для восприятия, связанные с изучаемым материалом, возможно наличие связанных друг с другом вопросов. Особенно эффетивная беседа с проблемными вопросами: для чего? почему?. Эффект-ть проведения беседы зависит от качества вопросов. Работа с учебником и технико- технологической документацией. Использование печатного слова.к технико-технологической документации относится: справочные таблицы, чертежи, инструкционные и технологические карты. Алгоритм работы с учебным текстом: 1) определить цель чтения 2) разделить прочитанный материал на логические части 3) установить логику между частями текста (придумывать названия частей текста) 4) конструирование важных моментов с выполнением рисунков и схем 5) повторное чтение текста 6) воспроизведение текста 3) Наглядные методы
Методы демонстрации- основаны на визуальном восприятии объектов и процессов, позволяет сформировать образ будущего объекта или образ технолог-й послед-ти. Наглядные пособия: плакаты, таблицы, инструкционные карты. Демонстрация приемов работы, демонстрация выполнения технологических операций. Правила организации демонстрации: 1) информировать что буду наблюдать и с какой целью 2) предмет должен быть всем хорошо виден 3) воспринимать предмет разными органами чувств 4) пронаблюдать предмет в динамике 5) сочетать демонстрацию с объяснением 6) слово должно совпадать с действием Послед-ть демонстрации трудовых навыков: 1) начальное положение (стойка, хватка, положение) 2) демонстрация в рабочем темпе 3) показ в замедленном темпе 4) показ в замедленном темпе с остановками и анализом каждого движения 5) показ в рабочем темпе 6) пробное выполнение учащимися 7) самостоятельно наблюдение учащимися за технологическими явлениями или процессами Необходимо ставить цель вопросы для наблюдения и форму отчета. 5) Методы практической работы Играют значительную роль на уроках технологии, так как помогают сформировать практические умения. Обязательным условием для реализации является предварительное получение знаний словесными и наглядными методами. Практические работы- практическая деятельность по изготовлению изделия. Должна быть предусмотрена по каждому разделу. · Упражнения - целенапр-е повторение действий для выработки правильных приемов работы. Требования: целесообразность (должно быть обоснованно), осознанность выполнения, систематичность, постепенное нарастание сложности. Упражнения используются при выработке рабочей позы, умение держать инструменты работать на оборудовании.
· Лабораторная работы - используются при изучении свойств материалов и конструктивного устройства рабочих и измерительных инструментов. По содержание: -качественные- с определением качественных характеристик объектов (например: качество приготовление блюда) - количественные – с определением количественных характеристик (например: снятие мерок) В организации важную роль играют инструкции: тема работы и класс; цель работы; оборудование и инструменты; теоретические сведения; порядок выполнения; форма отчета (таблицы, рисунки) и ответы на контрольные вопросы.
При организации лаб. Работ следить за техникой безопасности. · Решение технических - примен-ся при изучении конструирования и моделирования изделий. 1) Требования: четкая формулировка условиям задачи по возможности с наглядным представлением объекта 2) Творческий характер задания · Практическая работа выполняется на каждом занятии по технологии, редко теоретический урока, ¾ учебного времени на практическую работу, как одного урока так и учебного года. Суть сводиться к получению полезных практических результатов труда. Подбирать объекты для практ. Работы необходимо в соответствии с принципом посильности и доступности, в соответствии с материальной базой кабинета технологии, а также с интересами и уровнем облученности учащихся. Обязательным условием проведения практич. работы является использование инструкционных и инструкционно- технологических карт. В ходе выполнения работ строго следить за выполнением техники безопастности. · Инструктаж - рассматривается как самост-й метод, либо как составляющая часть других методов обучения. (л/р, практ. Работа, упражнения, решение). Любая деятельность имеет: ориентированный компонент, исполнительный компонент. Ориентированной основой деятельности обеспечивает инструктаж, дает ответы на вопросы, зачем и как. По форме инструктаж бывает: устный, письменный (инструкция и л/р, инструкционные карты), графические (плакат), письменнографические (инструкционные карты, технологическая карта). По хар-ру инструктажи бывают: 1) Вводный: цель- организация практической работы учащихся, соблюдается цель работы, перечисляются этапы работы, выполняется демонстрация этапов работы. 2) Текущий: цель- предотвратить возможные ошибки учащихся. Его планирование заключается в предположении трудностей, которые могут возникнуть у ученика. Здесь целевые обходы для предотвращения ошибок. 3) Заключительный- по окончанию практической работы. Цель- подведение итогов, анализ работы, анализ ошибок. 6) Методы контроля и самоконтроля. Назначение- обеспечить обратную связь в обучении. Методы устного контроля- фронтальный опрос, устные зачеты, устные экзамены. Методы письменного контроля- письменный опрос (карточки, тесты), письмен-е зачеты, письм-е экзамены. Выбор методов обучения зависит: 1) От цели рока 2) От содержания учебного материала 3) От наличия средств обучения 4) От уровня облученности учащихся 5) От мастерства учителя
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|