Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Цель и задачи применения средств ИКТ в обучении. Преимущества и проблемы использования ИКТ в обучении.




1. использование средств ИКТ на уроке

-технические средства обучения

-проведение уроков с компьютерной поддержкой или медиауроков

-дистанционное обучение интегрированное в урок

2.Использование средств ИКТ в управлении образовательным учреждением (делопроизводство, БД)

-доступ к электронным нормативно-правовым базам

-электронный документооборот

-составление оптимального расписания

-ведение БД на учителей и учащихся

-телекоммуникации для оперативного общения

-определение проф.пригодности преподавателей (тестирующие компьютерные системы)

-система электронных дневников, журналов

3.Использование средств ИКТ для самообразования учителей и учащихся

-поиск необходимой дополнительной информации для подготовки к урокам

Учащиеся:

-общение с одноклассниками

-участие в пробных онлайн тестированиях

-подготовка докладов, рефератов, проектных работ

-дистанционно-профориентационное тестирование

Учитель:

-разработка дидактических пособий с использованием компьютерных программ общего назначения и компьютерных программ специального назначения

-разработка цифровых образовательных ресурсов

-оперативное общение с коллегами

-дистанционное обучение

Целью исп-ия ИКТ в обучении явл-ся вып-е соц-го заказа общества, которое закл-ся в развитие личности обучаемого и его подготовки комфортной жизни в условиях инф-го общества.

Задачи:

1. Разработка новых ИТ обучения способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению учебной мотивации.

2. Формирование информационной культуры учащегося.

3. Развитие культуры мышления, развитие умения моделировать задачу или ситуацию, принимать оптимальное решение в сложной ситуации, предлагать варианты решения проблем.

4. Формирование умений осущ-ть экспериментально-исследовательскую деятельность.

5. Адаптация ИТ обучения к индивидуальным особенностям обучаемого.

6. Интеграция различных видов деятельности (учебной, исследовательской, трудовой).

7. Совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

8. Использование средств ИКТ позволяет углубить межпредметные связи и обеспечение непрерывности и преемственности на разных ступенях обучения.

9. Профориентационная работа в сфере ИТ.

10. Внедрение ИТ обучения в проф.подготовку учителей предметников.

Преимущества:

· Расширяется возм-ть предъявления учебной информации за счет визуализации знаний, за счет моделирования процессов и явлений, за счет использования анимации и видеофрагментов.

· Оперативный доступ к большому объему инф-ии, имеющийся в интернете.

· Реализация принципа индивидуализации обучения.

· Существенно повышается мотивация к учению.

· Углубление межпредметноых связей.

· Увеличиваются возможности постановки учебных задач и нахождения различных способов их решения.

· Изменяются способы контроля деятельности.

· Компьютер способствует формированию рефлексии.

· Активизация познавательной деят-ти учащихся за счет интенсификации самостоятельной работы.

· Повышение эф-ти обучения, по данным некоторых иссл-й повышается на 20-30 %, по данным современных зарубежных иссл-й остается на том же уровне.

Проблемы:

· Увлекшися применением средств ИКТ может увести от развивающего обучения к наглядно-иллюстрированному.

· При недостаточной учебной мотивации компьютер превращается в средство обучения.

· Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий, особенно при малом количестве проекторов.

· Интернет содержит много лишней информации, поэтому его применение требует хорошего системного администрирования.

· Нестабильность работы компьютера и компьютерных сетей, может затруднить достижение дидактических целей.

· Учителю требуется значительное время для подготовки медиауроков.

· Учителю необходима методическая гибкость, чтобы быстро заменить компьютерный вариант урока – безкомпьютерным.

· Проблема повышения квалификации учителей, которым более 45 лет, т.к. у них имеется непластичность мышления, и нежелание менять свою методическую систему.

Классификации компьютерных технологий обучения. Понятия «электронное издание», «электронный образовательный ресурс», «цифровой образовательный ресурс». Классификация электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по методическому назначению. Требования к разработке электронных образовательных ресурсов. Применение компьютерных программ педагогического и непедагогического назначения на уроках технологии.

КТО – это процессы подготовки и передачи инф-ии обучаемому с помощью компьютерных средств.

Электронное издание – представляет собой совокупность графической, текстовой, звуковой и видео информации, сохраненной на электронном (цифровом) носителе или опубликованные в сети.

Электронный образовательный ресурс – электронное издание содержащее систематизированный материал по определенной научно-практической области знаний, обеспечивающее активное и творческое овладение знаниями и умениями в определенной предметной области.

Цифровой образовательный ресурс – синоним ЭОР.

Классификация;

По методическому назначению:

· Обучающие (сп-ет форм-ю знаний и умений по определенному учебному предмету)

· Тренажеры (форм-е практических умений в какой-либо области)

· Контролирующие (для контроля знаний)

· Инф-но-поисковые и инф-но-справочные системы (компьютерные энциклопедии и справочники, сетевые библиотеки, каталоги…)

· Демонстрационные (коллекции видео, графики, анимации, виртуальны музеи)

· Имитационные ресурсы (позволяют изучать определенные аспекты реальности с помощью компьютерных моделей)

· Лабораторные обучающие ресурсы (предназначены для проведения виртуальных лабораторных работ)

· Расчетные ЭОР (для автоматизации расчетных операций)

· Учебно-игровые программы

· Игровые

· Коммуникационные (необходимы для профессионального и межличностного общения)

Требования:

1. Технические

- Простота уст-ки программы

- Объем занимаемого места на жестком диске

- Наличие справочной системы

- Язык интерфейса

- Устойчивость к ошибочным действиям пользователя

- Удобство обновления и внесения корректировок в программы

2. Психологопедические

Методические:

- Соотв-е нормативным документам определяющим содержание образования (ФГОС, примерные программы)

- Целесообразность выбора темы ЦОР

- Определение целевой аудитории (определение класса)

Психологические:

- Учет возрастных и психопедагогических возможностей учащегося

- Влияние оформления и содержание ресурса на эмоциональное состояние ученика

Дидактические:

- Доступность

- Полнота изложения темы

- Логика и последовательность изложения материала

- Ориентир на самост.работу ученика

- Наличие заданий, связанных с принятием нестандартных решений

- Обеспечение различных видов учебной деятельности

3. Эгрономические:

- Подбор цветовых решений

- Целесообразность фонового оформления

- Качество изображений и рисунков

- Целесообразность графики, анимации

- Компоновка слайдов

- Оптимальность выбора параметров шрифта

- Удобство навигации

ЦОР не должны:

· Копировать бумажный учебник,

· Представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику,

· Дублировать общедоступную справочную, научно-популярную информацию, не должны основываться на материалах, которые очень быстро теряют свою актуальность

Принципы компьютерного обучения. Особенности уроков технологии с компьютерной поддержкой. Жанры компьютерных презентаций для уроков технологии. Особенности организации и проведения урока технологии с использованием компьютерной презентации.

Принципы компьютерного обучения базируются на общих дидактических принципах, но наполняются новым содержанием и новыми средствами их реализации:

- Принцип научности.

В ЦОР необходимо включить не только min набор инф-ии, но и дополнительные сведения, расширяющие кругозор учащихся, установлении межпредметной связи и дающие более полную научную картину мира.

Ср-ва: установление связей между понятиями с помощью гиперссылок.

- Принцип доступности (принцип индивидуальной доступности).

Компьютерное обучение позволяет достичь учащимся цели с разной скоростью изучения материала.

Ср-ва: наличие разветвлений в программе.

- Принцип наглядности.

Статичные неподвижные иллюстрации, рисунки, фотографии, чертежи, анимации, видеофрагменты, звуковое сопровождение, когнитивная компьютерная графика (визуализация знаний).

- Принцип систематичности и последовательности.

Реализуется через структуру ЦОР или компьютерных обучающих программ.

- Принцип интерактивного диалога (коммуникации).

Реализуется через диалоговое сообщение компьютера пользователей.

- Принцип индивидуализации обучения.

Реализуется через индивидуальную работу с компьютером.

- Принцип активность.

Один на один с компьютером ученик вынужденно становится участником обучения.

- Принцип проблемности.

Компьютерные средства должны способствовать решению не только репродуктивных задач, но и проблемных творческих.

Особенности уроков технологии с компьютерной поддержкой.

· Появляется возм-ть интегрировать техническую подготовку учащихся и информационную подготовку (компьютер как средство решения задач, а никак средство изучения).

· Изменяется роль учителя на уроке, из передатчика знаний превращается в помощника, консультанта по их нахождению.

· Необходимо предусмотреть чередование видов деятельности: работа за компьютером, с тетрадью и учебником, выполнение технологических заданий.

· Четкая организация зоны кабинета технологии, где стоят компьютеры.

· Изменяется содержание методов обучения. а)Словесный метод: (На традиц Ур.): Изложение знаний учителем; (Ур. с К.П.): Роль учителя – комментатор, используется диктор; б)Демонстрация: (Тр:): Экранизация, иллюстрация, демонстрация натуральных объектов или их заменители; (с К.П.): Многократная демонстрация объекта и приема работы. Наблюдение за объектом в динамике; в)Практические работы: (Тр): Учебная практика с натуральным объектом; (с К.П.): Виртуальная учебная практика; г)Контроль, самоконтроль ЗУН: (ТР): Фронтальный, письменный, устный опрос, с использованием карточек заданий и тестовых бланков (с К.П.): Комп. тестирование учащихся.

Жанры компьютерных презентаций для уроков технологии.

- Презентация – опорный конспект (на слайдах кратко поясняется «опорный конспект»), преимущественно с исп-ем схем и таблиц.

- Презентация – иллюстрационный альбом (содержит только иллюстрации, фотографии, анимации), иллюстрации должны быть подписаны.

- Тематический слайд-фильм (значительный объем основного и дополнительного материала, множество иллюстраций и медиаобъектов).

- Контрольно – обучающая презентация (контрольные задания или тестовые).

- Презентация мастер-класс (поэтапное вып-е какого-либо изд-я, техники).

- Инструкция к вып-ию лабораторной или практ-ой работы (основные этапы).

- Презентация – викторины или конкурсы презентации (обобщение знаний в занимательной форме).

- Комбинированные презентации.

Частная методика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...