Направления использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Цель и задачи применения средств ИКТ в обучении. Преимущества и проблемы использования ИКТ в обучении.
1. использование средств ИКТ на уроке -технические средства обучения -проведение уроков с компьютерной поддержкой или медиауроков -дистанционное обучение интегрированное в урок 2.Использование средств ИКТ в управлении образовательным учреждением (делопроизводство, БД) -доступ к электронным нормативно-правовым базам -электронный документооборот -составление оптимального расписания -ведение БД на учителей и учащихся -телекоммуникации для оперативного общения -определение проф.пригодности преподавателей (тестирующие компьютерные системы) -система электронных дневников, журналов 3.Использование средств ИКТ для самообразования учителей и учащихся -поиск необходимой дополнительной информации для подготовки к урокам Учащиеся: -общение с одноклассниками -участие в пробных онлайн тестированиях -подготовка докладов, рефератов, проектных работ -дистанционно-профориентационное тестирование Учитель: -разработка дидактических пособий с использованием компьютерных программ общего назначения и компьютерных программ специального назначения -разработка цифровых образовательных ресурсов -оперативное общение с коллегами -дистанционное обучение Целью исп-ия ИКТ в обучении явл-ся вып-е соц-го заказа общества, которое закл-ся в развитие личности обучаемого и его подготовки комфортной жизни в условиях инф-го общества. Задачи: 1. Разработка новых ИТ обучения способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению учебной мотивации. 2. Формирование информационной культуры учащегося. 3. Развитие культуры мышления, развитие умения моделировать задачу или ситуацию, принимать оптимальное решение в сложной ситуации, предлагать варианты решения проблем.
4. Формирование умений осущ-ть экспериментально-исследовательскую деятельность. 5. Адаптация ИТ обучения к индивидуальным особенностям обучаемого. 6. Интеграция различных видов деятельности (учебной, исследовательской, трудовой). 7. Совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса. 8. Использование средств ИКТ позволяет углубить межпредметные связи и обеспечение непрерывности и преемственности на разных ступенях обучения. 9. Профориентационная работа в сфере ИТ. 10. Внедрение ИТ обучения в проф.подготовку учителей предметников. Преимущества: · Расширяется возм-ть предъявления учебной информации за счет визуализации знаний, за счет моделирования процессов и явлений, за счет использования анимации и видеофрагментов. · Оперативный доступ к большому объему инф-ии, имеющийся в интернете. · Реализация принципа индивидуализации обучения. · Существенно повышается мотивация к учению. · Углубление межпредметноых связей. · Увеличиваются возможности постановки учебных задач и нахождения различных способов их решения. · Изменяются способы контроля деятельности. · Компьютер способствует формированию рефлексии. · Активизация познавательной деят-ти учащихся за счет интенсификации самостоятельной работы. · Повышение эф-ти обучения, по данным некоторых иссл-й повышается на 20-30 %, по данным современных зарубежных иссл-й остается на том же уровне. Проблемы: · Увлекшися применением средств ИКТ может увести от развивающего обучения к наглядно-иллюстрированному. · При недостаточной учебной мотивации компьютер превращается в средство обучения. · Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий, особенно при малом количестве проекторов. · Интернет содержит много лишней информации, поэтому его применение требует хорошего системного администрирования.
· Нестабильность работы компьютера и компьютерных сетей, может затруднить достижение дидактических целей. · Учителю требуется значительное время для подготовки медиауроков. · Учителю необходима методическая гибкость, чтобы быстро заменить компьютерный вариант урока – безкомпьютерным. · Проблема повышения квалификации учителей, которым более 45 лет, т.к. у них имеется непластичность мышления, и нежелание менять свою методическую систему. Классификации компьютерных технологий обучения. Понятия «электронное издание», «электронный образовательный ресурс», «цифровой образовательный ресурс». Классификация электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по методическому назначению. Требования к разработке электронных образовательных ресурсов. Применение компьютерных программ педагогического и непедагогического назначения на уроках технологии. КТО – это процессы подготовки и передачи инф-ии обучаемому с помощью компьютерных средств. Электронное издание – представляет собой совокупность графической, текстовой, звуковой и видео информации, сохраненной на электронном (цифровом) носителе или опубликованные в сети. Электронный образовательный ресурс – электронное издание содержащее систематизированный материал по определенной научно-практической области знаний, обеспечивающее активное и творческое овладение знаниями и умениями в определенной предметной области. Цифровой образовательный ресурс – синоним ЭОР. Классификация; По методическому назначению: · Обучающие (сп-ет форм-ю знаний и умений по определенному учебному предмету) · Тренажеры (форм-е практических умений в какой-либо области) · Контролирующие (для контроля знаний) · Инф-но-поисковые и инф-но-справочные системы (компьютерные энциклопедии и справочники, сетевые библиотеки, каталоги…) · Демонстрационные (коллекции видео, графики, анимации, виртуальны музеи) · Имитационные ресурсы (позволяют изучать определенные аспекты реальности с помощью компьютерных моделей) · Лабораторные обучающие ресурсы (предназначены для проведения виртуальных лабораторных работ) · Расчетные ЭОР (для автоматизации расчетных операций)
· Учебно-игровые программы · Игровые · Коммуникационные (необходимы для профессионального и межличностного общения) Требования: 1. Технические - Простота уст-ки программы - Объем занимаемого места на жестком диске - Наличие справочной системы - Язык интерфейса - Устойчивость к ошибочным действиям пользователя - Удобство обновления и внесения корректировок в программы 2. Психологопедические Методические: - Соотв-е нормативным документам определяющим содержание образования (ФГОС, примерные программы) - Целесообразность выбора темы ЦОР - Определение целевой аудитории (определение класса) Психологические: - Учет возрастных и психопедагогических возможностей учащегося - Влияние оформления и содержание ресурса на эмоциональное состояние ученика Дидактические: - Доступность - Полнота изложения темы - Логика и последовательность изложения материала - Ориентир на самост.работу ученика - Наличие заданий, связанных с принятием нестандартных решений - Обеспечение различных видов учебной деятельности 3. Эгрономические: - Подбор цветовых решений - Целесообразность фонового оформления - Качество изображений и рисунков - Целесообразность графики, анимации - Компоновка слайдов - Оптимальность выбора параметров шрифта - Удобство навигации ЦОР не должны: · Копировать бумажный учебник, · Представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику, · Дублировать общедоступную справочную, научно-популярную информацию, не должны основываться на материалах, которые очень быстро теряют свою актуальность Принципы компьютерного обучения. Особенности уроков технологии с компьютерной поддержкой. Жанры компьютерных презентаций для уроков технологии. Особенности организации и проведения урока технологии с использованием компьютерной презентации. Принципы компьютерного обучения базируются на общих дидактических принципах, но наполняются новым содержанием и новыми средствами их реализации:
- Принцип научности. В ЦОР необходимо включить не только min набор инф-ии, но и дополнительные сведения, расширяющие кругозор учащихся, установлении межпредметной связи и дающие более полную научную картину мира. Ср-ва: установление связей между понятиями с помощью гиперссылок. - Принцип доступности (принцип индивидуальной доступности). Компьютерное обучение позволяет достичь учащимся цели с разной скоростью изучения материала. Ср-ва: наличие разветвлений в программе. - Принцип наглядности. Статичные неподвижные иллюстрации, рисунки, фотографии, чертежи, анимации, видеофрагменты, звуковое сопровождение, когнитивная компьютерная графика (визуализация знаний). - Принцип систематичности и последовательности. Реализуется через структуру ЦОР или компьютерных обучающих программ. - Принцип интерактивного диалога (коммуникации). Реализуется через диалоговое сообщение компьютера пользователей. - Принцип индивидуализации обучения. Реализуется через индивидуальную работу с компьютером. - Принцип активность. Один на один с компьютером ученик вынужденно становится участником обучения. - Принцип проблемности. Компьютерные средства должны способствовать решению не только репродуктивных задач, но и проблемных творческих. Особенности уроков технологии с компьютерной поддержкой. · Появляется возм-ть интегрировать техническую подготовку учащихся и информационную подготовку (компьютер как средство решения задач, а никак средство изучения). · Изменяется роль учителя на уроке, из передатчика знаний превращается в помощника, консультанта по их нахождению. · Необходимо предусмотреть чередование видов деятельности: работа за компьютером, с тетрадью и учебником, выполнение технологических заданий. · Четкая организация зоны кабинета технологии, где стоят компьютеры. · Изменяется содержание методов обучения. а)Словесный метод: (На традиц Ур.): Изложение знаний учителем; (Ур. с К.П.): Роль учителя – комментатор, используется диктор; б)Демонстрация: (Тр:): Экранизация, иллюстрация, демонстрация натуральных объектов или их заменители; (с К.П.): Многократная демонстрация объекта и приема работы. Наблюдение за объектом в динамике; в)Практические работы: (Тр): Учебная практика с натуральным объектом; (с К.П.): Виртуальная учебная практика; г)Контроль, самоконтроль ЗУН: (ТР): Фронтальный, письменный, устный опрос, с использованием карточек заданий и тестовых бланков (с К.П.): Комп. тестирование учащихся. Жанры компьютерных презентаций для уроков технологии. - Презентация – опорный конспект (на слайдах кратко поясняется «опорный конспект»), преимущественно с исп-ем схем и таблиц.
- Презентация – иллюстрационный альбом (содержит только иллюстрации, фотографии, анимации), иллюстрации должны быть подписаны. - Тематический слайд-фильм (значительный объем основного и дополнительного материала, множество иллюстраций и медиаобъектов). - Контрольно – обучающая презентация (контрольные задания или тестовые). - Презентация мастер-класс (поэтапное вып-е какого-либо изд-я, техники). - Инструкция к вып-ию лабораторной или практ-ой работы (основные этапы). - Презентация – викторины или конкурсы презентации (обобщение знаний в занимательной форме). - Комбинированные презентации. Частная методика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|