Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение раздела в учебной программе (???)




Изучают виды сырья для производства тканей: волокна растительного происхождения - 5 кл, волокна животного происхождения —6 кл, волокна химического происхождения — 7 кл. Знакомство с этапами производства тканей. Изучают способы опр. лицевой и изнаночной стороны ткани, нити основы и утка, виды переплетения и отделки ткани.

На лабораторно-практических работах учащиеся учатся определять вид ткани по волокнистому составу и виды ткацких переплетений. Учащиеся должны опираться на запас знаний, полученных на уроках технологии в 1-4-х классах, природоведения в 3 (4)-м. классе и ботаники в 5-6м классах.

Знания и умения, формируемые у учащихся при изучении темы «Элементы материаловедения» необходимы при изготовлении швейных изделий. В ходе изучения материала необходимо раскрыть взаимосвязь между свойствами и признаками определения тканей и назначением одежды, изготавливаемой из этой ткани.

В теме «Технология изготовления швейных изделий» необходимо показать, что выбор способа технологической обработки зависит от свойств ткани, а в теме «Конструирование и моделирование одежды» - свойства ткани влияют на выбор величины прибавки.

Задачи учителя при изучении темы «Материаловедение швейных изделий» главными задачами учителя становятся: научить учащихся распознавать ткани по волокнистому составу; ознакомить учащихся с технологией производства волокон; ознакомить учащихся со способами получения тканей; ознакомить учащихся с ассортиментом тканей, с характерными свойствами тканей; дать учащимся первоначальные понятия об артикулах тканей; ознакомить учащихся с использованием тканей по назначению в зависимости от сравнительных характеристик свойств тканей.

5кл. (2 часа) Основные теоретические сведения.

Классификация текстильных волокон. Натур. Растит. волокна Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в дом. условиях. Осн. и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве. Практические работы. Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.

Варианты объектов труда. Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.

6 кл. (2 часа) Основные теоретические сведения

Натур. волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного произв-ва и в дома. условиях. Свойства натур. волокон животного происх., а также нитей и тканей на их основе. Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драпнруемостъ ткани.

Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчато-бумажпых, льняных, шелковых и шерстяных тканей. Практические работы. Распозн. в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти. Опред. лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений. Сост. коллекции тканей саржевого и атласного переплетении.

Варианты объектов труда. Образцы хлопчато-бумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.

7 кл. (2 часа) Основные теоретические сведения. Хим. волокна. Технология произв-а и свойства иск. волокон. Свойства тканей их искусственных волокон. Исп-е тканей из иск-ых волокон при произв-е одежды. Сложные переплетения нитей в тканях. Зависимость свойств ткани от вида переплетения. Уход за изделиями из иск-ых волокон.

. Синтетические волокна, технология их производства и эксплуатационные свойства. Материалы для соединения деталей в швейных изделиях. Сложные, мелкоузорчатые и крупноузорчатые перепл-я нитей в тканях. Размерные величины ткани, их влияние на способ раскладки выкройки и технологию пошива изделия.

Практические работы. Изучение свойств тканей из иск-ых волокон. Определение раппорта в сложных перепл.. Определение синтетических и искусственных нитей в тканях. Исследование сравнительной прочности ниток из различных волокон.

Варианты объектов труда. Образцы тканей со сложными переплетениями. Рисунки раппортов. Коллекция тканей и ниток из синт. и иск. волокон.

Методические особенности преподавания темы. 5 кл. Задача учителя.

Осн.задача учителя - научить распознавать хлопчатобумажные, льняные ткани по их признакам. Изучение темы «Материаловед. швейных изделий» в 5-м классе начинается с классиф. текстильных волокон, натур. растительных волокон и изготовления нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого произв-ва и в дом-их усл..Использ. метод - беседа, т.к. некоторые сведения о текстильных волокнах и тканях -уже рассматривались.

В процессе обучения необходимо сформировать у учащихся следующие понятия: нить основы, нить утка, кромка ткани. Учащиеся набл-ют несколько образцов ткани (например марли), на которых хорошо видно переплетение нитей: Учитель демонстрирует ученическую модель ткацкого станка. Далее следует записать в тетради определения: нить основы, нить утка,кромка ткани.

Способа определения нити основы и утка по растяжению, по звуку, по кромке, по внешнему виду нити. При объяснении учебного материала желательно использовать, диалог с учащимися, что позволяет активизировать их познавательную деятельность и внимание

Учитель организует наблюдение учащихся за отдельными понятиями на одном из образцов ткани, путем распушения концов нитей до волокон. После чего учащиеся сами называют последовательность процесса получения ткани.

Для закрепления знаний учащиеся могут выполнить здание: найдите среди образцов ткань гладкоокрашенную, с рисунком, пестротканую. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: опре напр нити основы и утка, опр направления долевой нити в ткани, опр лицевой и изнаночной сторон ткани, выполнение образца полотняного переплетения.

Задания выполняются по инструкционным картам. В вводном инструктаже указываются следующие сведения: цель работы, порядок выполнения работы, образец отчета выполненной работы.

По окончании занятия проводится обобщение материала урока и знакомство с профессиями прядильщик, ткач. Выступления о профессиях могут сделать сами школьницы по заранее подготовленному заданию.

Кл.

Задача учителя - научить обучающихся распознавать шелковые и шерстяные ткани по их признакам. Изучение темы «Материаловедение швейных изделий» в 6-м классе начинается с натур волокон животного происх. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в дом. условиях. Изучение свойств натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.

Учащиеся продолжают знакомство с тканями из натуральных вол. жив. происхождения: шерсть, шелк. Реком исп-ть коллекции, как с образцами волокон, так и коллекцию тканей.

Познавательные сведения о производстве шерстяных и шелковых тканей можно предложить учащимся изучить по учебнику, ответив на ряд контрольных вопросов.

Необходимо ознакомить обучающихся с саржевыми и атласными переплетениями нитей в тканях. Дать понятие о раппорте переплетения. Показать как влияет вид переплетения на драпируемость ткани. Дать сведения о дефектах тканей. Особое внимание необходимо уделить формированию знаний о свойствах тканей, так как в 5 классе они только упоминались. Организовать работу учащихся с учебником - заполнение таблицы, задание хорошо описано в учебнике. Составить сравнительные характеристики свойств хлопчато-бумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти, определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений,

составление коллекции тканей саржевого н атласного переплетений.

7кл. Задача учителя - научить отличать ткани из химических волокон от тканей из натуральных волокон.

Изучение темы «Материаловедение швейных изделий» в 7-м классе начинается с классификации хим. волокон: иск. волокна, синтетические волокна. Изучаются технология производства и свойства искусственных волокон. Синтетические волокна, технология их производства и эксплуатационные свойства. Изучаются ткани из химических волокон: искусственных волокон, синтетических волокон.

Особое внимание необходимо уделить формированию знаний о свойствах тканей из искусственных волокон. Хорошо провести сравнение основных свойств тканей из химических волокон и натуральных). Дать сведения об использовании тканей из иск. волокон при производстве одежды. Необходимо ознакомить обучающихся со сложными, мелкоузорчатым и крупноузорчатыми переплетениями нитей в тканях. Показать зависимость свойств ткани от вида переплетения: Установить причинно-следственную связь между свойствами ткани и их применением. Уход за одеждой из химических волокон (искусственных и синтетических волокон). На практике можно рассмотреть ярлыки одежды. Использовать схемы, таблицы, так как учащиеся должны уметь оперировать символьной информацией, уметь сравнивать, делать выводы.

Для закрепления знаний, умений, навыков по теме «Материаловеде швейных изделий» учащиеся могут выполнять задания: на составление схем, составление таблиц, на составление вопросника к прочитанному, решение кроссвордов, использование дидактических игр, взаимоконтроль, доклады.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: определение тканей из химических волокон по их свойствам,определение раппорта в сложных переплетениях, определение синтетических и искусственных нитей в тканях, исследование сравнительной прочности ниток из различных волокон.

 

 

Вопрос 5. Методические особенности преподавания темы «Элементы машиноведения». Содержание и методика проведения лабораторно-практических работ по изучению универсальной бытовой швейной машины. Требования к организации и оборудованию школьного кабинета для технологии обработки тканей.

Раздел «Элементы машиноведения» предусмотрен программой с целью приобщения учащихся к техническим знаниям, повышения их кругозора и технической культуры, развития технического мышления. Значение раздела состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с устройством и принципом работы бытовой швейной машины с различным приводом, сформировать умения работать на швейной машине и обслуживать ее, выполнять машинные швы, применяемые впоследствии при изготовлении швейных изделий. Осн. зад. учит. на уроках машиновед. явл. обучение осн. приемам работы на швейной машине, обеспечение техн. процесса при изготовлении швейных изделий. В 5 классе учащиеся должны не только научиться заправлять верхнюю и нижнюю нитки, но и уметь заменять иглу, наматывать нитку на шпульку, регулировать натяжение нитей, величину стежка, выполнять закрепки. В следующих классах повторяют приемы работы на швейной машине при выполнении практических работ, включающих изготовление декоративно-прикладных работ с использ. аппликации и лоскутной техники.

Перед раб. на швейн. машине уч-ов необх. ознакомить.: с названиями дет. и узлов, правилами эксплуат., санитарно-гигиен-ми требованиями и правилами безопасной раб., организацией рабочего места. В школьный курс вводиться исторический материал по развитию техники и технологии. Сведения из истории техники знакомят с человеческой культурой, определяя основные направления научно-техн. прогресса, развивают любознательность. Данные из истории активизируют позн. деятельность учащихся, вызывают потребность к самообр-ию.

На занятиях технологии, необходимо использовать несколько мин. для экскурса в историю техники, используя различные методические варианты.

Обучение элементам машиновед носит политехнический характер. Учит. должен сформировать у уч-ся представление о швейной машине как о представителе класса машин. Этот раздел связан: с физикой – устройство, принцип действия, с черчением – чтение кинематических схем, чтение и наглядное изображение швов и узлов швейных изделий. Ранее в программе трудового обучения (1988 г.) изуч шв машин с ручным, ножным и электрическим приводом. В нов прогр исключен материал, сложный для восприятия учащихся: 5 кл. ( понятие о кинематических схемах механизмов и машин. Передаточное число и его расчет); 6 кл. (механизмы преобразования движения и их обозначение на кинематических схемах); 7 кл. (виды соединений деталей в узлах механизмов и машин, их обозначения на кинематических схемах. Допуски и посадки. Влияние допусков на качество и долговечность механизмов и машин)

Действующей прогр «Технология» предполагается изучение универ бытовой машины. Прогр по технологии обслуж труда на тему «Элементы машиновед» выд-ся: 5 кл 3 занятия (6 часов), в 6 кл 2 занятия (4 часа), 7 кл 2 занятия (4 часа).

В теор. сведениях, подлежащих изучению со школьниками, предусмотрено поэтапное ознакомление с видами передач, соединение деталей в узлах механизмов и машин, их условными обозначениями на кинематических схемах.

Гл-ой целью, является углубленное изучение устройства, наладки и приемов работы на швейных машинах. В каждом последующем классе материал усложн-ся., то есть с возвращением к уже знакомому материалу, но на более сложном уровне: заправка нитей и регулировка длины стежка, выполнение машинных строчек на различных тканях от наиболее простых до самых сложных зигзагообразных, расширение возможностей машин за счет использования разных игл и приспособлений к машине, умение регулировать узлы швейных машин для достижения требуемого качества работы.

За каждым учащимся должно быть закр. рабочее место, которое он должен содержать в чистоте и порядке, вовремя убирая отходы бумаги, тканей, ниток.

Прежде чем приступить к изучению устр-а швейной машины, необх. провести беседу о ее назн-ии. Преимущества совр. бытовых универсальных швейных машин, которые отличаются большим количеством опер., требуют меньших затрат по уходу за ними, некоторые не нуждаются даже в смазке деталей. Эти познавательные свед. можно сообщить в период работы на швейной машине.

Объясн. устр-ва швейных машин следует сопровождать показом отдельных их частей и деталей с обяз-м конспект-ем в тетрадях в разделе «Машиноведение», т.к. уч-ся должны запомнить терминологию. При подг. шв. машины к раб. объяснение сопр. практическим закрепл. заправки верхней и нижней нитей.

Разные модели швейных машин имеют разные виды заправки верхней нити. Приемы заправки учит. демонстрир. 2—3 раза без подкл. педали с электр. приводом, а затем рассказать об устр. шпульного колпачка и назначении шпульки, последовательно показывая их монтаж в челночное устройство. Отрабатывается прием выведения нижней нити наружу. Для этого пальцами левой руки придерживают конец верхней нити, а ладонью правой руки поворачивают маховое колесо на себя и опускают иглу в отверстие игольной пластинки. После этого поворотом махового колеса на себя поднимают иглу, придерживая левой рукой конец верхней нити. Потянув за верхнюю нить, выводят через отверстие игольной пластинки наверх нижнюю нить. Концы обеих нитей длиной 8—10 см отводят назад, под прижимную лапку.

Учит. должен обеспечить непрерывность вып. практ. раб-ы. Для этого необходимо подготовить шпульки с намот. нитями для каждой швейной машины.

Первая практ. работа по заправке верх. и нижн. нитей и основным приемам работы на швейной машине должна проводиться с исп-ем лоскута из х-б ткани без заправки ниток и с заправкой.

Учащиеся выкраивают деталь из х-б ткани. Складывают ее пополам, на лицевой стороне детали намечают парал. линии на расст. 1 см друг от друга. Подкл.деталь под лапку. Поворотом махового колеса опускают иглу, чтобы она проколола ткань, и опускают лапку. Подключают машину в электросеть и строчат без нитей по намеченным линиям. Для получ. прямой строчки нанесенную линию нужно все время удерживать в прорези лапки. Затем практич. раб вып. с заправленными нитями.

В конце шитья снимают ногу с педали, останавливают машину и ладонью правой руки поворач. маховое колесо на себя до тех пор, пока игла не выйдет из ткани и не займет верхнее положение. Поднимают прижимную лапку, левой рукой выводят ткань из-под лапки и отрезают нити, оставляя концы длиной 8—10 см. Во время практ. раб. учитель следит за посадкой учащихся за машиной, выполнением правил безопасного труда, правильностью выполнения упражнений.

Второе занятие включает объяснение учителя по намотке нитей на шпульку, замене иглы, регулированию натяжения нитей, закреплению строчек, работе с зигзагообразной строчкой, если она заложена в работе швейной машины. Рассказ о правилах подбора номера иглы и нитей в зависимости от: свойств ткани, характера выполняемых рабо.

Важный раб. орган швейной машины - игла. Назн. иглы - материал, провести через него заправленную в ушко нить, образовать из этой нити петлю необходимого размера для захвата ее носиком челнока, а затем вывести лишнюю часть нити из материала и затянуть стежок. Пользуясь таблицей, учебником и швейной машиной, учитель показывает приемы намотки нитей на шпульку, обращая внимание учащихся на влияние правильности намотки нити на шпульку на качество строчки. Затем зигзагообразная строчка, закрепка в начале и в конце строчек.

Затем учащ. приступают к практической работе по отработке приемов работы на швейной машине. В 6-7 классах проводятся повторение и отработка приемов работы на швейной машине с различными лапками (приспособлениями), на краеобметочной машине и выполняются более сложные практические работы («Технология обработки ткани, 6, 7»). Учащиеся оформляют в альбоме образцы машинных строчек.

Какой вариант лучше тот, что с верху или тот что выд. Так-то одно и тоже

5 кл 1 урок – «Зн-во с унив БШМ» Цель – сформировать знания об устр-е БШМ, о правилах работы на ней, о правилах ТБ. – Сфромировать умение раб-ть на шв маш-е, науч-ся устан-ь иглу на раб и холост ход.

Общие сведения о шв машине, история (м. использовать презентацию), виды машин, примен-х в шв пром-ти. Уч-ь д сформир-ь представл-я о шв маш как о представителе класаа машин вцелом (политехнизм), те четко выдел-ь 4 составляющие – раб органы, энерг звено, передат звено (сис-а валов), орг-ы управ-я. Объяснить устр-о конкр быт шв Маш-ы с электроприводом (перевести уч-ся в тетрадб и подписать все детали). Записать в тетр правила раб-ы на маш-е. Практ работа: раб-а на шв машине без ниток на бумаге, научиться прокладывать прямые и фигурные строчки. Ввод инструктаж – уч-ь объясн-т и показ-т орг-ю раб места, правила ТБ, раб позу, как подгот-ь шв маш-у к раб-е, как проклад-ь строчки.Обяз-о планиров-е текущ инструктажа, работа бригадами, анализ работ. 2 урокПодготовка шв маш-ык работе. Цель – научить уч-ся наматывать нитки на шпульку, заправлять верх и нижн нити при подгот-ке Маш-ы к раб-е. Научить прокладывать машин строчки, ставить закрепки в конце строчек. При формир-иинов знаний акцент делается на подг-ку машины к раб-е, а именно на заправку верх и ниж нитей. Сначала объяс-е по плакату, затем на натур объекте (макет – нераб Маш-а). Либо по бригадно-уч-ь показ-т заправку нитейна шв Маш-е, 1-я бригада наблюдает,2-й –раб-а по учеб-у, либо свести на кальку, подписать все сост детали. Практ раб: Подг-ка шв Маш к раб-е, запр-ка верх и ниж нити. Проклад-е строчек.

3 урок- «Выполн-е образцов машин швов» Примечание – дополн занятие по Эл-м машинов-я. Необ-о орг-ть на выпол-е образцов маш швов. Цель-озн-ть уч-ся с пон-ми: шов, стежок, длин ст, строчка, ширина шва, с термин-й ручн, машин и утюж работ, с техн-й выпол-я швов. Оборуд-е – аншлаги с понятиями, реечная доска., образцы швов, инстр-техн карты. Объясн понятия, дать класс-ю швов, объясн-ь техн-ю выпол-я швов.М продемон-ь приемы выпол-я швов на цв бумаге. Практ раб – бригадная, 1 бриг –срисовывает с доски изобр-е и схему шва, другая следит как уч-ь демон-т выпол-е шва. Провод-ся вводный инструктаж, сообщ-ся ПТБ, критерии оценки образцов швов

6 кл – «регуляторыв универс шв машине» Цель – науч-ь уч-ся проклад-ь качеств машин строчку с прав натяжением верх и ниж нитей. Начат об актуализации знаний, об осн узлах шв маш-ы, атакже вспом-ь осн понят-я стежок, строчка, шов. На этапе формир-я нов знаний показать образцы швов с качест и некачест строчкой. По плакату модели шв машины показать регуляторы. Показ-ся и объяс-ся дефекты маш швов. Можно орг-ь раб-у с табл по уч-ку. М дать тех-ю выпол-я швов. Практ работа – регул-ка качества машин строчки и выпол-е образ-в, по бригадам –регул-ка нитей и раб-а по учеб, запись в тетр.

7кл теоретические сведения: виды соед-й деталей в узлах мех-в и машин. Устр-о качающ-я челнока унив шв машины. Принцип образ-я двухнит машин стежка. Назн-е и принцип получ-я прост и сложн зигзагообр-й строчки. Наладка шв маш-ы.

Практические работы: разборка и сборка челнока унив шв маш-ы. Обраб-а срезов зигзагообразной строчкой. Примен-е зигзагообр строчки для худож оформления изделий. Устранение неполадок в работе швейной машины.

Оборудование кабинета в кааб д.б выделены след зоны: раб место уч-ля, раб места индивид польз-я уч-ся. Раб м уч-ля д содер-ть больш стол, классн доску. Дополнительно – держатели для таблиц, экран, черт инстр-в. Справа и слева м располагаться секцион шкафыдля хранения метод лит-ры, мат-ла, интср-в, нагл пособий, на внутр стороне дверки шкафа – д.б. список с перечнем того, что в нем находиться.

Раб места инд польз-я – стол для утюж работ, снабж-ся подставкой под утюг, чехлом, проутюжильником, колодка для рукавов, рез коврик. Примерочн зеркала, имеющие ширину вешалки для одежды, полочку для инструментов. Спец машины – краеобметочная и петльная.

 

Место учит. –хор. обзор всего кабинета и создание максимальных удобства для работы.

Рабочее место учителя оборудуется: стол и стул, классная доска, секционные шкафы для хранения: методической лит., материалов, инстр. и приспособл., наглядных пособий, дидактических материалов. Для учащ-ся столы двойные – 20-25 рабочих мест.

Удобны универсальные раб. столы с доп-ой крышкой для раскроя и встроенной швейной машиной, со съемной укладкой для инструментов, и лотком для отходов ткани. 1 машина на двоих. Швейные машины могут быть: с руч., ножн, электрич приводом. Шв. машины и столы размещают в 2 ряда так, чтобы свет падал с левой стороны. В кабинете для коллективных раб предусматривается: Столы для утюжильных работ (не менее 2-х штук). Утюжильная доска с подставкой под утюг, чехлом, спец. подушками, проутюжильником, колодкой для рукавов, резиновым ковриком. Примерочная: зеркалом, ширмой, вешалкой, полочкой для инструментов. Спецмашины: краеобметочная, петельная. Учит проводит инструктаж по правилам техники безопасности при работе: с иголками и булавками, на швейной машине,с ножницами, с утюгом. С этой целью в кабинете должны быть стенды по правилам техники безопасности.

 

 

Вопрос 6. Содержание темы «Рукоделие. Художественные ремесла». Особенности подбора объектов труда и изучения отдельных видов рукоделия

5 класс(8 часов) осн. теор. сведения. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в современном и народном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узоров в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты. Практические работы. Зарисовка традиционных орнаментов, определение калорита и материала для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии. Перевод рисунка на ткань, увеличение или уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнение простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка. Варианты объектов труда: скатерть, салфетка, фартук, носовой платок. Узелковый батик. Основные теор сведения. Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Технология крашении. Практические работы. Подготовка красителя. Выбор складывания ткани и завязывания узлов. Оформление салфеток в технике «узелковый батик». Варианты объектов. Салфетки, шарфик, кепка.

6 класс (10 часов) Лоскутное шитье. Основные теор сведения. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды. Практические работы. Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента. Раскрой ткани с учетом направления долевой нити. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов. Варианты объектов труда. Прихватка, салфетка, диванная подушка. Свободная роспись по ткани. Основные теор сведения. Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. художественные особенности свободной росписи ткани: построение композиции, колоритное решение рисунка. Приемы выполнения свободной росписи.

Практические работы. Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций. Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация. Подбор тканей и красителей. Инструменты и приспособления свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка в технике «свободная роспись» по ткани.

Варианты объектов труда. Декоративное панно, платок, скатерть.

7 класс (8 часов)

Вязание крючком.

Основные теоретические сведения. Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись. Практические работы. Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных орнаментов и узоров. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Выполнение различных петель. Набор петель крючком. Изготовление образцов вязания крючком.

Варианты объектов труда. Образцы вязания. Рисунки орнаментов. Шарфик, шапочка.

Плетение узорных поясов, тесьмы, галстуков. Основные теор сведения. Промыслы, распространенные в регионе проживания. Макраме. Материалы, используемые для плетения узорных поясов, тесьмы. Виды узлов макраме. Способы плетения. Технология ткачества поясов на дощечке и бердышке. Отделка пояса кистями, бисером, стеклярусом и т.д. Практические работы. Подбор инструментов, приспособлений, материалов для плетения. Изготовление пояса, тесьмы, шнура и пр. способом плетения. Изготовление пояса методом ткачества на дощечках и бердышке. Варианты объектов труда. Рисунок схемы плетения. Плетенный пояс, тесьма, галстук.

8 класс (7 часов)

Вязание на спицах.

Основные теор сведения. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах. Практические работы. Подбор спиц в зависимости от толщины и от качества нити. Начало вязания на 2 и 5 спицах. Набор петель. выполнение простых петель различными способами. Убавление, прибавление и закрывание петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной стороне. Вязание двумя нитками разной толщины. Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах. Варианты объектов труда. Образцы вязания на спицах, носки, варежки, перчатки. Художественная роспись ткани. Основные теор сведения. Техника росписи ткани «холодный батик». Инструменты, оборудование и матерриалы для «холодного батика». Роль резерва и способы нанесения его на ткань. Способы нанесения и закрепления краски. Практические работы. Выполнение эскиза росписи. Подбор резерва, красителей, инструментов. Подготовка ткани и перевод рисунка на ткань. Изготовление сувенира в технике «холодный батик». Закрепление рисунка.

Варианты объектов труда. Салфетка, шарф, сумка, декоративное панно, подушка, шторы.

9-ый класс (8 часов).

Аппликация. Основные теор сведения. Значение аппликации в старинной народной вышивке. Художественное оформление изделия различными материалами: бисером и блестками. Кожей, мехом, пухом, шерстью, вышивкой гладью, крестом и другое. Съемная аппл. Практические работы. Выполнение аппликации из различных материалов. Зарисовка аппл. из журналов мод. Выполнение аппл. на тонких тканях, на трикотаже, на сетке, на канве. Особенности обработки края рисунка у осыпающихся и не осыпающихся тканей. художественное оформление швейного изделия.

Варианты объектов труда. Эскиз художественного оформления швейного изделия. Диванная подушка. Художественная заплата. Ручное ткачество.

Основные теор сведения. Традиции ручного ковроткачества в России. Особенности современного ручного ковроткачества. Виды ковров ручной работы. Значение ковра в эстеетитечском формировании интерьера. Роль композиций, колорита, фактуры материала в художественном выражении произведений декоративно-прикладного искусства. Цветовая гармония. Принципы построения коврового узора. Симметричное, раппортное и свободное расположение орнаментальных форм. Распределение цвета. Сочетание узоров в общей композиции рисунка ковра. Конструкция простейшего ковроткацкого станка. Способы заправки станка основной нитью. Четные и нечетные нити основы. Уравнительная плетенка. Назначение ремизок. Инструменты и приспособления ручного ткачества.. Выбор материалов для основы и утка. Использование отходов прядильного производства. Вторичное использование пряжи при изготовлении ковров. Технология окраски шерстяной и хб пряжи. Практические работы. Организация рабочего места для ручного ткачества. Подготовка станка, намотка основы, подбор или окраска пряжи, изготовление сувенира или панно в технике ручного ткачества.

Варианты объектов труда. Панно, сувенир.

 

 

Вопрос 7. Содержание и методика изучения основных вопросов темы "Конструирование швейных изделий" (снятие размерных признаков фигуры человека, построение чертежей швейных изделий) в 5-7-х классах

Задачи курса «Констр-е одежды»: научить учащихся творчески и технически обоснованно решать задачи по обеспечению качества проектируемых изделий, обновлять и расширять ассортимент изделий, способствовать улучшению удовлетворенности учащихся, дать понятие комфортности одежды, научить учащихся проектировать удобные в эксплуатации изделия с высокими функциональными и эстетическими свойствами.

Перечень знаний, формируемых у учащихся: современные задачи, решаемые при конструировании швейных изделий, основные этапы проектирования одежды, направление их совершенствования.

Перечень знаний, формируемых у учащихся: устанавливать исходные данные для расчета и построения основных деталей конструкции, рассчитывать конструкций, строить чертежи одежды различных видов и силуэтов.

Последовательность изучения темы:

Понятие «конструирование» (выполнение расчетов и построение основы чертежей изделий).

Назначение и виды одежды (можно использовать плакаты, рисунки, образцы готовых изделий). Требования, предъявляемые к одежде: (эксплуатационные, эстетические, гигиенические). Описание изделия (из каких деталей оно состоит). Детали и линии основы чертежа. Мерки, необходимые для построения изделия:(•название, условное обозначение, назначение мерки, как снимается). Правила снятия мерок. Приемы измерения фигуры человека, снятие мерок. Прибавки. Чтение чертежа (объяснение линий чертежа и обозначений). Последовательность построения. Формулы расчета для построения чертежа.

Построение основы чертежа по типовым меркам в масштабе 1:4. Оформление чертежа (иногда используя цветные карандаши для обводки контура деталей). Проверка построения чертежа (используя чертеж, выполненный на прозрачной бумаге). Построение основы чертежа по своим меркам в масштабе 1:4.

Построение основы чертежа по своим меркам в масштабе 1:4 (в натуральную величину).Расчет количества ткани.

Методические особенности

5 КЛАСС

На первых занятиях основным дидактическим правилом учителя должно стать постепенность в овладении приемами.

1занятие: «Измерение фигуры чел. для постр-я чертежа фартука» Цель: ознакомить уч-ся с видами спецодежды, изучить мерки необходимые для построения чертежа фартука, линии фигуры человека, научить снимать мерки. Формирование новых знаний И стория одежды. Назн-е одежды. Фартук в национальном костюме. На первых занятиях уделять внимание терминологии. Классификация спецодежды:форменная (врачи, милиция),производственная,бытовая.

Эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к рабочей одежде.

Для изг-я фартука на себя, нужно снять мерки. Фигура человека и ее измерения. Общие сведения о строении фигуры человека. Особенности строения фигуры человека. Знакомство с конструктивными линиями: шеи, линия груди, талии, бедер, колена.

Конструктивные линии показать на плакате и манекене. Краткая характеристика расчетно-графической системы конструирования одежды. Правила снятия мерок необходимых для построения чертежа фартука.

Расчетные формулы. Затем работа с шаблоном фигуры, который учащиеся обводят, проводят конструктивные линии и их подписывают. Опред-е мерок для построения чертежа фартука: Ст – Сб, Днчф Снятие мерок с ученицы.

2. Закрепление знаний Учащиеся подписывают детали фартука. Отвечают на вопросы: Назначение фартука?Для чего нужны мерки? Какие мерки необходимы для построения чертежа фартука? 4. Как называются основные конструктивные линии.

Практическая работа: «Снятие мерок друг с друга»

2занятие:

«Построение чертежа фартука»

Цель: научить выполнять расчеты для построения чертежа фартука, научить пользоваться масштабной линейкой, научить строить конструкцию фартука по своим меркам. 1. Наглядные пособия плакат с чертежом фартука, таблица с расчетными формулами, мерки с типовой фигуры, 2. Актуализация знаний

Повторить назначение фартука, его основные детали, конструктивные

линии. Повторить общие правила построения и оформления чертежей изделий. Типы линий. Условные обозначения на чертежах швейных изделий. Чтение чертежей.

3.Формирование новых знаний этапы построения чертежа, назначение масштабной линейки и приемы ее использования, фронтальная работа - построение чертежа фартука на доске в масштабе 1:4 учителем и учащимися в своих рабочих тетрадях. Обводка чертежа цветными карандашами.

4. Закрепление знаний Чтение чертежа. Затем расчет конструкции по своим меркам и построение чертежа фартука по своим меркам.

6 КЛАСС

«Конструирование и моделирование конической и клиньевой юбки» 1 занятие:

«Конструирование изделий, художественное моделирование юбки. Измерение фигуры человека

Цель: формирование понятия о конструировании одежды, ознакомить учащихся с видами юбок, мерки для построения чертежа юбки, линии фигуры человека, научить снимать мерки. 1. Формирование новых знаний

Расскажите, что такое одежда, какие потребности человека она удовлетворяет и какие требования к ней предъявляются (эстетические, гигиенические и эксплуатационные).

Нарисовать эскиз изделия, который они будут отшивать.

Классификация юбок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...