Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Процессы библиографической деятельности и управление ими




Тема 6. Библиографирование как основной процесс библиографической деятельности: технология и организация в библиотеке. Основные технологические этапы подготовки библиографического пособия (БП): подготовительный, основной, заключительный. Содержание и алгоритм каждого этапа.

План-проспект как модель БП.

Основные и дополнительные источники выявления литературы.

Аннотирование научной литературы. Справочная аннотация.

Методика и технология подготовки текущих информационных изданий. Бюллетень новых поступлений.

Электронная выставка.

Методика и технология подготовки библиографических пособий «малой формы». Списки литературы. Библиографическая памятка. Библиографическая закладка.

Методика и технология подготовки информационно-аналитических изданий. Библиографические обзоры. Реферативные обзоры. Аналитические обзоры.

Аналитические справки. Аналитические отчёты.

Тема 7. Библиографическое обслуживание как основной процесс библиографической деятельности: технология и организация в библиотеке. Организация и технология справочно-библиографического обслуживания. Труды И. Г. Моргенштерна в области изучения методики и технологии традиционного СБО. Труды Е. Д. Жабко в области изучения методики и технологии электронного СБО.

Требования к СБО. Свойства СБО. Противоречия СБО. Факторы СБО. Справка как результат СБО. Виды справок.

Организация и технология информирования. Индивидуальное информирование.

Массовое информирование.

Тема 8. Управление информационно-библиографической деятельностью библиотеки. Основные функции управления. Принципы управления. Методы управления. Коорди­нация и кооперация, стандартизация и сертификация библиографической технологии и продукции как методы управления библиографической деятельностью. Документационное обеспечение управления. Важность организации управления творческим потенциалом специалистов в информационном обществе.

Принципы планировании. Виды планов. Структура годового плана информационно-библиографического отдела. Этапы планирования. Основные контрольные показатели плана. Направления деятельности, отражаемые в плане.

Нормирование библиографических процессов. Расчёт объёма работ.

Учёт информационно-библиографической работы. Формы учёта. Единицы учёта.

Отчётность о выполнении плана работы. Форма и структура отчёта. Статистическая и текстовая части отчёта.

Тема 9. Методическое руководство информационно-библиографической деятельностью как форма управления ею. Рекомендательный характер методического руководства как формы управления. Методические функции библиографических отделов библиотек федерального уровня, областного уровня, городского уровня, районного уровня. Иерархия связей.

Основные формы методического руководства. Анализ информационно-библиографической работы. Плановые проверки. Подготовка методических материалов. Изучение и внедрение передового опыта.

 

 

5. Перечень учебно-методического обеспечения
для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

Общие положения

Самостоятельная работа обучающихся – особый вид познавательной деятельности, в процессе которой происходит формирование оптимального для данного индивида стиля получения, обработки и усвоения учебной информации на основе интеграции его субъективного опыта с культурными образцами.

Самостоятельная работа может быть аудиторной и внеаудиторной.

Аудиторная самостоятельная работа осуществляется на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении контрольных и лабораторных работ и др. Внеаудиторная самостоятельная работа может осуществляться:

– в контакте с преподавателем: на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т. д.;

– без контакта с преподавателем: в аудитории для индивидуальных занятий, в библиотеке, дома, в общежитии и других местах при выполнении учебных и творческих заданий.

Внеаудиторная самостоятельная работа прежде всего включает повторение материала, изученного в ходе аудиторных занятий; работу с основной и дополнительной литературой и интернет-источниками; подготовку к семинарским, практическим занятиям; выполнение заданий, вынесенных преподавателем на самостоятельное изучение; научно-исследовательскую и творческую работу обучающегося.

Целью самостоятельной работы обучающегося является:

- формирование приверженности к будущей профессии;

- систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных знаний умений, навыков и (или) опыта деятельности;

- формирование умений использовать различные виды изданий (официальные, научные, справочные, информационные и др.);

- развитие познавательных способностей и активности обучающегося (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности);

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации;

- развитие исследовательского и творческого мышления.

Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося, и ее объем по каждой дисциплине определяется учебным планом. Методика ее организации зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, индивидуальных качеств и условий учебной деятельности.

Для эффективной организации самостоятельной работы обучающийся должен:

знать:

– систему форм и методов обучения в вузе;

– основы научной организации труда;

– методики самостоятельной работы;

– критерии оценки качества выполняемой самостоятельной работы;

уметь:

- проводить поиск в различных поисковых системах;

- использовать различные виды изданий;

- применять методики самостоятельной работы с учетом особенностей изучаемой дисциплины;

иметь следующие навыки и опыт деятельности:

– планирование самостоятельной работы;

– соотнесение планируемых целей и полученных результатов в ходе самостоятельной работы;

– проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Время и место самостоятельной работы выбираются обучающимися по своему усмотрению, но с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения рабочей программы дисциплины, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует помнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочного занятия, а затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном рабочей программой дисциплины.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...