Задания для практических занятий
Практическая работа № 1. Тема «Описание СБА библиотеки. Выполнить справку по СБА библиотеки» (ПК-2; ПК-3; ПК-35) (10 час.) ( творческое задание). Цель работы – познакомиться с СБА конкретной библиотеки. Выполнить справки. Задание и методика выполнения:
1. Анализ картотек/БД библиотеки провести по схеме:
2. Изучить статью:Котляров, И. Д. Совершенствование справочно-библиографического аппарата научной статьи / И. Д. Котляров // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 2. – С. 149–153. Ответить письменно на вопросы: Какие составные элементы традиционно включает справочно-библиографический аппарат научной статьи: ……………………………… Перечислите универсальные классификаторы: …………………………. Расшифруйте: УДК – ………………………….. ББК – …………………………….. Какие данные включает «информация об авторе» в справочно-библиографическом аппарате научной статьи: ………………………….. От чего зависит набор элементов справочно-библиографического аппарата научной статьи: ………………………………………………..
Для чего может использоваться справочно-библиографический аппарат научной статьи: ……………………………….. Какие предлагаемые автором статьи новые элементы помогут обеспечить качество научных статей: ……………………………………… Почему рецензент никогда не знает, чью статью он рецензирует: ………… С какой целью к научной статье на русском языке приводят название, автора, ключевые слова и аннотацию на английском языке: ………………… Пути совершенствования справочно-библиографического аппарата научной статьи:.....
3. Выполнить справки – дать ответы на запросы "читателей". Запросы даёт преподаватель. Примеры запросов: Взаимопроникновение культур Швеции, Норвегии и Дании в раннее Новое время Известны ли отклики на работу: Бушин, В. Когда речь идёт о Пушкине, мелочей быть не может? Беспристрастность как базовый принцип журналистики Особенности разработки программ обслуживания VIP-туристов" (понятие VIP-туризма, его особенности, развитие рынка VIP-туризма в России и технология разработки программ VIP-туров), желательно, чтобы литература была не ранее 2011 года Адаптация персонала на предприятиях общественного питания Развитие коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста, средствами физической культуры. Практическая работа № 2. Тема «Мировые библиографические ресурсы в СБА библиотеки» (ПК-1; ПК-3) (10 час.) Цель работы –закрепить навыки работы с мировыми библиографическими ресурсами в СБА библиотеки. Задание и методика выполнения: 1. Изучить статью:Корчажкина, О. М. Информационно-поисковый тезаурус ИНИОН РАН по науковедению: наука и образование / О. М. Корчажкина // Вопросы философии. – 2012. – № 9. – С. 167–170. Ответить письменно на вопросы: Каким учреждением ведётся база данных по науковедению – ……………. Расшифруйте сокращённое название этого учреждения – ……………
С какого года ведётся база данных по науковедению – …………. Сколько БЗ в базе данных по науковедению на сегодняшний день – ……… Что такое тезаурус?, «классический тезаурус» – …………………………….. Что такое информационно-поисковый тезаурус (ИПТ)? ………………….. Для чего создаются тезаурусы? …………………………. Что такое дескриптор? ………………………….. Что подразумевают под «ручным индексированием»? …………………….. Каким должно быть оптимальное число терминов в ИПТ? …… Сколько терминов содержит ИПТ по науковедению? …………………….. Что такое аскриптор? ………………… На какие тематические области ориентирован ИПТ «Науковедение»: ……. Какой указатель должен быть в традиционном ИПТ – …………… Перечислите три указателя, которые есть в автоматизированном ИПТ «Науковедение»: …………….. Какой указатель ИПТ является основным? ……………………. Перечислите разделы рубрикатора ИНИОН по Науковедению: …………… Для чего используется систематический указатель ИПТ? ……….. Для чего используется пермутационный указатель ИПТ? ……….. Перечислите рубрики ИПТ «Науковедение»: ……………… 2. Изучить сайты: ВИНИТИ РАН, ИНИОН РАН, областных универсальных научных библиотек, ведущих вузовских библиотек и дать характеристику зарубежным базам данных, доступных через их сайты. Практическая работа № 3. Тема «Библиографическое обслуживание. Выявление новых профессиональных терминов» (ПК-2; ПК-20; ПК-35) (8 час.) Цель работы – принять участие в смоделированной преподавателем ситуации библиографического обслуживания: выдать справку на запрос читателя. Задание и методика выполнения: Работа со справочными изданиями. Выписки. Составление словаря новых терминов и понятий. 1. Из справочной литературы (не только по библиотечно-информационному делу: Справочник библиографа, Справочник информационного работника, но и по менеджменту, PR, HR, философии, социологии, информатике, культурологии) выписать новые термины, дав их расшифровку. Например: Вебинар – ……………………………….. Видеоконференция – …………………………………………. Облачные технологии – ……………………………………………………. Оцифровка – ……………………………………….
Подкастинг – ………………………………………………….. Сетевые технологии – ……………………………………………. Тезаурус – …………………………………………………………..
Например: Кравченко, Т. Информационная бизнес-аналитика – новое направление в бизнес-образовании / Т. Кравченко // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – № 8. – С. 31–38. Информационная бизнес-аналитика представляет собой важное звено в деятельности любой организации. …в любой организации есть люди, для которых результаты бизнес-анализа (в той или иной области и в той или иной степени) жизненно необходимы. Это те, кого называют «лицами, принимающими решения», или, проще говоря, руководители разных уровней … на всех уровнях управления – стратегическом, тактическом, оперативном (с. 31). Задача информационных технологий – сделать суждение человека более обоснованным на основе информации, которую без таких технологий получить либо невозможно, либо это займёт так много времени, что решение уже не будет актуальным. [можно / следует]…выделить среди широкого круга задач практического применения бизнес-анализа особую область знаний – бизнес-аналитику, которая обеспечивает процессы превращения разрозненных данных в ценную информацию, необходимую для принятия управленческих решений (с. 32). Международный институт бизнес-анализа – International Institute of Business Analysis 2009 – Руководство по бизнес-анализу – Business Analysis Body of Knowledge, BABOK Guide В соответствии с руководством под бизнес-анализом понимается «совокупность функций, методов и средств, используемых для взаимодействия заинтересованных лиц (стейкхолдеров) в процессе исследования структуры, политик и операций организации, а также последующей выработки рекомендаций, обеспечивающих достижение организацией поставленных целей». Соответственно под бизнес-аналитиком понимается «специалист, осуществляющий функции бизнес-анализа, независимо от наименования его должности и роли, которую он играет в организации». … Бизнес-аналитик отвечает за поиск решения и этим он отличается от менеджеров проектов, которые несут ответственность за результаты работ, необходимых для реализации решений (с. 33).
Базовые компетенции бизнес-аналитика … описаны в Руководстве: аналитический подход к решению проблем, знание бизнеса, специальные поведенческие характеристики, коммуникационные навыки и навыки взаимодействия, а также владение прикладным программным обеспечением. …специальные компетенции связаны с проектированием и внедрением аналитических информационных систем, включая разработку соответствующих управленческих методик и регламентов (с. 33). Практическая работа № 4. Тема «Управление информационно-библиографической деятельностью библиотеки» (ПК-1) (2 час.) Цель работы – освоить одну из форм управления. Задание и методика выполнения: Деловая игра «Проектируем инновационный бизнес» Цель деловой игры – в обучении студентов выделять инновационную составляющую в будущей профессиональной деятельности. Деловая игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение участников в события, допуская возможность вернуть ход и испробовать другую стратегию, создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Деловая игра приучает к коллективным действиям, что крайне важно в современных образовании и информационном обществе, в которых необходимо формирование умения работать в команде. Деловая игра также способствует формированию умения принятия как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность и руководить, и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию. Несомненное преимущество деловых игр перед традиционными формами обучения состоит в том, что они требуют активности со стороны каждого участника, снимают эмоциональные барьеры и способствуют преодолению различных форм психологической защиты. В игровой ситуации выявляются индивидуальные способности к принятию ответственных решений в напряженной обстановке, к эффективному использованию должностных полномочий (Грановская, Р. М. Элементы практической психологии [Электронный ресурс] // URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-409109.html?page=49). Для проведенияДеловой игры «Проектируем инновационный бизнес» студенты делятся на группы по 3–4 человека. Первый этап: инструктаж. Студенты по заранее выданному преподавателем заданию – наименованию или виду библиотеки – описывают характер библиотеки / предприятия, даёт характеристику её библиографической службе / информационно-аналитической службе, в которой будет работать и которой будет руководить данная группа студентов в игре, характер ее продукции, функции участников решения проблемы, масштабы их полномочий. Студенты определяют проблемное поле библиографической службы библиотеки / информационно-аналитической службы и формулируют пути ее модернизации.
В ходе игры участники работают с документацией, максимально приближенной к практике, и сами создают такие документы (служебные записки, приказы, отчеты и т. д. по развитию бизнеса). Цель игры состоит в том, чтобы определить, насколько играющие могут улучшить результаты, фактически достигнутые некоторой библиографической службой / информационно-аналитической службой, т. е. спроектировать стратегию инновационного развития службы. Каждая группа должна принять и предложить для реализации проект инновационного развития библиографической службы / информационно-аналитической службы. Следует учитывать, что предварительное формулирование ожидаемых результатов играет важную роль. Студенты должны понять важность планирования и своевременного принятия решений. Известно, что проект – интеграционное решение задачи, поставленной перед специалистом (будущим специалистом) в профессиональной деятельности. Проект предусматривает разноплановую работу над решением задачи, с привлечением всех имеющихся возможностей, оперативным пополнением (равно как и быстрым овладением, приобретением) знаний и умений, если таковых оказалось недостаточно. Проект предусматривает работу в команде, совместное и/или последовательное выполнение технологических операций, создание конечного продукта как результата совместных усилий всех членов коллектива. Проект может быть реализован на базе информационной технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектной деятельности уже не обсуждается, описана в учебниках и научных трудах, уже имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Каждая группа должна подготовить текст, отражающий ожидаемый эффект принятых решений. В письменном на первый план выступает «что», то есть содержание текста. Управленческое решение может быть разработано удачно, но изложено пространно и сложно, и тогда, скорее всего, оно будет отвергнуто. Специалисты рекомендуют к использованию при написании текстов докладов/отчётов/бизнес-планов, направленных на аргументацию основной идеи, следующие техники: тщательного планирования и четкого видения перспективы. Одно дело, если документ о программе маркетинговых исследований, намечаемых в учреждении культуры, адресован руководителю, внимательному и чуткому к новым идеям, и совсем другое, когда руководитель сопротивляется любым инновациям. Встречаются и такие начальники, которые видят в докладе не план развития организации, а лишь собственное представление о том, как это должно быть. Происходит своеобразное рассогласование направленности мышления автора и адресата. Помимо сложных психологических нюансов, особенностей характера и восприятия адресата, существуют чисто утилитарные причины, которые необходимо учитывать автору доклада в силу иерархии подчинения. Это может быть неправильная оценка знаний руководителя по проблеме, содержащейся в докладе: недооценка приведет к поверхностности и неубедительности, переоценка – к непониманию доклада. Развернутое, подробное обоснование потребуется в ситуации, когда у адресата имеется стойкое предубеждение против идей новатора. Что касается формы представления материала, то здесь также требуется особый подход. Определяя форму доклада, нужно руководствоваться логикой восприятия адресата. Поэтому необходимо: заинтересовать его четким заголовком, используя слова «интерес», «выгода», «убыток»; объяснить, зачем написан доклад, связав его с интересами и заботами адресата, уместна фраза «если этого не сделать...»; предложить, что нужно сделать по мнению заявителя; изложить рекомендации; привести аргументы и доводы. Выводы лучше привести в начале (!) доклада и лишь затем показать, как они получены (Суслова И. М. Методика подготовки выступлений и докладов // URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-85484.html). Основные понятия игры: Бизнес-план –1)план, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности; 2) документ, вырабатываемый новой или действующей фирмой, компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия. Процедура разработки Бизнес-плана позволяет предвидеть возможные проблемы, избегать ошибок в управлении, распознавать и оценивать два основных вида рисков, присутствующих в любом бизнесе: внутренний, над которым предприниматель в целом имеет контроль (персонал, товарно-материальные запасы, местоположение бизнеса), и внешний (экономические условия, поведение партнеров, конкурентов, новое законодательство, погода), т. е. то, что предприниматель не в состоянии изменить. Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Доход организации – денежные или иные средства, получаемые организацией в результате ее деятельности. Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе. Издержки производства – полные издержки, затраты, непосредственно связанные с производством продукции и обусловленные им. Различают разные виды таких издержек. Постоянные издержки – затраты, имеющие место вне зависимости от объема производства, например затраты на содержание зданий, административного аппарата, на обслуживание. Переменные издержки – затраты, непосредственно связанные с объемом производства, изменяющиеся в зависимости от объема, например затраты на материалы, сырье, полуфабрикаты, сдельная оплата труда работников. Полные (общие, валовые) издержки – сумма постоянных и переменных издержек. Прямые издержки производства – издержки производства конкретной продукции, которые могут быть отнесены непосредственно на ее себестоимость. Издержки средние – средние величины издержек, приходящиеся на одно изделие, на единицу продукции (за определенный промежуток времени, либо в партии товаров, либо по группе предприятий). Издержки эксплуатационные – расходы, связанные с эксплуатацией оборудования, машин, транспортных средств, использованием, применением разных видов средств производства и предметов хозяйственного обихода. Издержки распределения – издержки, связанные с рекламой и поставкой товаров и услуг. Инвестиции (от лат. investre – облачать) – долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты. Дают отдачу через значительный срок после вложения. Различают следующие виды инвестиций: государственные, образуемые из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников; иностранные - вкладываемые зарубежными инвесторами, другими государствами, иностранными банками, компаниями, предпринимателями; частные, образуемые из средств частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства. Выделяют также производственные инвестиции, направляемые на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, и интеллектуальные, вкладываемые в создание интеллектуального, духовного продукта; контролирующие, прямые инвестиции, обеспечивающие владение более чем 50% голосующих акций другой компании, и неконтролирующие, обеспечивающие владение менее чем 50% голосующих акций другой компании. Конкуренция (от лат. concurrentia – сталкиваться) – состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае – между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Различают следующие виды конкуренции: чистая, идеальная, совершенная конкуренция, имеющая место на рынке со множеством продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара. На таком рынке ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж; монополистическая конкуренция, имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам; олигополистическая конкуренция, имеющая место на рынке с небольшим количеством крупных продавцов товара, способных оказывать существенное влияние на цены, по которым продается данный товар; потенциальная конкуренция, которая может иметь место вследствие вхождения в отрасль, проникновения на рынок новых фирм; недобросовестная конкуренция, участники которой нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов, стремятся их опорочить, дискредитировать, используют ложную рекламу своей продукции, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены. Недобросовестную конкуренцию в наиболее злостных формах называют хищнической; несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях рынка, значительно отличающихся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой конкуренции; ценовая конкуренция – конкуренция, осуществляемая посредством снижения цен; неценовая конкуренция – конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах. Конкурентоспособность товаров – способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами предложения, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, количество конкурирующих продавцов, ситуация на рынке, колебания спроса. Маркетинг – в широком смысле – философия управления, согласно которой разрешение проблем потребителей путем эффективного удовлетворения их запросов, ведет к успеху организации и приносит пользу обществу. Маркетинг – на уровне отдельных субъектов хозяйствования – система, ориентированная на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей посредством: - планирования ассортимента и объема выпускаемых продуктов; - определения цен; - распределения продуктов между выбранными рынками и стимулирования их сбыта. Маркетинг – в предпринимательском смысле – система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия. Маркетинговая стратегия – элемент стратегии деятельности предприятия, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям. Различают стратегию привлечения покупателей и стратегию продвижения продукта. Маркетинговое исследование – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчёт о результатах. Окупаемость вложений – показатель эффективности вложений капитала, определяемый отношением суммарного чистого дохода от вложений к величине вложений. Срок окупаемости – период, в течение которого вложения окупаются, то есть приносят чистый доход, равный объему вложений. Оперативное планирование – текущее производственно-финансовое и исполнительское планирование, ориентированное на дополнение, детализацию, внесение корректив в намеченные ранее планы и графики работ. Планирование – разработка планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами или лицами. Преимущества конкурентные – факторы, определяющие превосходство над конкурентами, измеряемые экономическими показателями. Проектирование– 1) мыслительный процесс, включающий проблемно-ориентированный анализ и системное программирование педагогического процесса, предусматривает возможность различных вариантов его развертывания и управленческих действий в этих различных ситуациях; 2) вид социальной деятельности, при которой становится необходимым согласование позиций и действий, участвующих в проектировании субъектов, их самоопределение относительно задач, кооперация, рефлексия результатов, их самого процесса, экспертиза создания проекта. Рентабельность продукции – отношение прибыли от реализации продукции к затратам, понесенным на ее производство и распределение. Стратегическое планирование – управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и ситуацией на рынке, а также прогнозирование финансовой деятельности предприятия на длительный период. Точка безубыточности – минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Цели маркетинга – четыре альтернативные цели маркетинга: максимизация потребления; максимизация степени удовлетворения потребителей; максимизация выбора потребителей; максимизация качества жизни. Цена – фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать (цена продавца), а покупатель готов купить (цена покупателя) единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому правомерно говорить о цене как стоимости товара в денежном выражении (меновой стоимости). В случае, когда единица данного товара обменивается на определенное количество другого товара, такое количество становится товарной ценой данного товара. Чтобы получить достаточно полное представление о цене как о многогранной экономической категории, необходимо сочетать такие понятия, как цена продавца, цена покупателя, рыночная цена. Практическая работа № 5. Тема «Методическое руководство информационно-библиографической деятельностью» (ПК-3) (2 час.) Цель работы – освоить одну из форм методической работы. Задание и методика выполнения: студент должен найти в профессиональной печати информацию по вопросам содержательной подготовки докладов, организации публичного выступления, психологической подготовке и готовности к публичному выступлению, возможностям анализа публичных выступлений, умения задавать вопросы докладчику. Из всего выявленного материала следует выделить определения (теоретическую основу вопроса) и конкретные практические рекомендации. Ссылки на источник информации обязательны. Например: Организация публичного выступления – можно читать по бумаге, идеален следующий режим работы: 30% времени смотреть в текст, 70% времени – в аудиторию. Но допустим предел: 60% времени докладчик смотрит в текст, 40% времени – в аудиторию. Лишь очень опытные и талантливые ораторы могут обойтись тезисами; более того, наиболее ответственные документы, где важна каждая формулировка, должны быть зачитаны; – желательно, чтобы выступающий всегда имел подробный текст, даже если он не потребуется непосредственно при докладе; – эффективную подготовку к докладу обеспечивает метод «морфологического ящика», или, как его еще называют, «анализ проблемного поля». – следует чётко определить жанр выступления: – проблемный доклад, вводящий в новую тему, – отчёт о проделанной работе, – информационное сообщение, – полемический вызов, – обмен опытом; – в зависимости от жанра выступления следует определить возможности работы со слушателями во время доклада, ответную реакцию на реакцию зала во время доклада, использование визуальных средств во время доклада, композицию доклада; – элемент «Слушатели» может быть рассмотрен и с иной, важной для докладчика, точки зрения: состоит ли аудитория из его коллег, или она разнородна, присутствуют ли приглашенные специалисты столичных организаций, преподаватели; каково число слушателей; каков профессиональный, квалификационный, даже возрастной состав аудитории. Знание этого позволит выбрать стиль, тональность выступления, продумать терминологию и другие содержательные моменты; – «Композиция доклада» может содержать: «разделы выступления с наименованиями», «интригующее начало», «кульминация», «подытоживающее заключение»; – для подготовки доклада необходимо выделить достаточно протяженный отрезок времени, в течение которого можно читать, делать выписки, размышлять, вспоминать, наблюдать, пока не найдутся ценные мысли, предложения, удачные словесные обороты; – продумать своё поведение во время доклада. Одно остроумное высказывание по этому поводу принадлежит лорду Морли: «В речи имеют значение три вещи: кто говорит, как говорит и что говорит. Из этих трех вещей наименьшее значение имеет третья» (Суслова И. М. Методика подготовки выступлений и докладов // URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-85484.html). – в создании привлекательного для аудитории имиджа существенную роль играют следующие факторы: визуальность, установление и поддержание контакта с аудиторией, умение улавливать настроение людей, язык выступления; – Визуальность обозначает внешнюю привлекательность личности выступающего: это непосредственность и естественность, актерская аффектация акцентов, эмоциональная искренность; – естественная манера поведения производит наиболее благоприятное впечатление; – обязательно приветствие: если аудитория знакома, можно сказать о благоприятных впечатлениях прошлой встречи; следует поблагодарить за возможность выступить именно в этой аудитории и т. п.; – приемлем тон доверительный, уверенный, без морализации и назиданий, выражающий уважительное отношение к людям; – язык выступления должен быть лаконичным, точным, выразительным; фразы не должны быть длинными; – доклад должен быть: содержательным, динамичным, доступным, композиционно и логически организованным, соответствовать теме, месту и аудитории, акцентировать внимание на главном, вызывать интерес (Суслова И. М. Методика подготовки выступлений и докладов // URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-85484.html).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|