Материалы для подготовки к экзамену
Таблица 11 Материалы, необходимые для оценки знаний К экзамену
Таблица 12
Материалы, необходимые для оценки умений, навыков и (или) опыта Деятельности (примерные практикоориентированные задания)
Темы и методические указания по подготовке рефератов, Эссе и творческих заданий по дисциплине
Написание рефератов (эссе, творческих заданий) не предусмотрено.
Методические указания по выполнению курсовой работы
Курсовая работа по дисциплине учебным планом не предусмотрена. Типовые задания для проведения текущего контроля Формирования компетенций Планы семинарских занятий Семинар № 1. Тема «Библиографическая деятельность: генезис, развитие, перспективы» (ПК-1) (2 час.)
Вопросы для обсуждения: 1. Первые опыты библиографической деятельности в мире. Исследования Б. А. Семеновкера, К. Р. Симона. 2. Становление видов библиографической деятельности. Исторически сложившиеся институты, осуществляющие библиографическую деятельность. 3. Закономерности развития и функционирования библиографической деятельности.
Рекомендуемая литература: 1. Соколов, А. В. Детерминизм и деонтология в документной коммуникационной системе (постановка проблемы) / А. В. Соколов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2008. – № 4. – С. 6–14.
Семинар № 2. Тема «Знания, умения, навыки, необходимые специалисту информационно-библиографической деятельности» (ПК-1; ПК-2) (2 час.) (проходит в форме дискуссии ) .
Вопросы для обсуждения: 1. Профессиональные знания. Профессиональные компетенции. Профессиональные владения. 2. Умения специалиста информационно-библиографической деятельности. 3. Навыки специалиста информационно-библиографической деятельности. 4. Организация качественного общения «субъект–субъект», «субъект–объект» как необходимое условие ведения информационно-библиографической деятельности.
5. Нормы и правила профессиональной деятельности.
Рекомендуемая литература:
Семинар № 3. Тема «СБА библиотеки» (ПК-2; ПК-3; ПК-35) (2 час.)
Вопросы для обсуждения: 1. Составные части СБА конкретной библиотеки. 2. Тенденции изменений СБА библиотеки.
Рекомендуемая литература: 1. Авдонина, Н. А. Каталоги и картотеки как экскурсионные объекты. Знакомство со справочно-библиографическим аппаратом / Н. А. Авдонина // Мир библиографии. – 2011. – № 11. – С. 50–51. 2. Логинов, Б. Сводному каталогу библиотек России 10 лет / Б. Логинов // Мир библиографии. – 2011. – № 5. – С. 1.
Семинар № 4 на тему «СБА библиотеки» проводится с использованием метода интерактивной технологии обучения «Семинар-показ», особенно это касается вопроса 1. Библиографические источники, генерируемые иными учреждениями и организациями: РКП, ВИНИТИ РАН, ИНИОН РАН, ВНТИЦ, «Информкультура» РГБ, дружественными библиотеками – занимают важное место в структуре СБА библиотеки. Все необходимые для проведения семинара библиографические источники имеются в фонде научной библиотеки ЧГАКИ.
Семинар № 4. Тема «Библиографическая и информационная продукция в СБФ библиотеки» (ПК-2; ПК-3; ПК-20; ПК-35) (2 час.)
Вопросы для обсуждения: 1. Состав и структура справочно-библиографического фонда (СБФ). Активная и пассивная части СБФ. Три основные группы документов, входящие в СБФ. 2. Государственные библиографические указатели как ядро библиографической части СБФ. 3. Библиографические указатели специальных видов научно-технической литературы. Издания ВИНИТИ, ИНИОН, ВНТИЦ. 4. Архив выполненных справок в СБФ библиотеки. 5. Проблемы модернизации СБФ.
Рекомендуемая литература: 1. Гушул, Ю. В. Читатель-студент: инициативы научной библиотеки вуза [подготовка и издание библиографических памяток] // Чтение на евразийском перекрёстке: междунар. интеллектуальный форум. Челябинск, 27–28 мая 2010 г.: сб. материалов форума / сост. В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул; М-во культуры Челяб. обл., ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств, фак-т информ. ресурсов и технологий, кафедра библ. –информ. деятельности. – Челябинск, 2010. – С. 84–88. 2. Гушул, Ю. В. Нацеленность только на будущее, или Методика работы над терминологическим словарём / Ю. В. Гушул // Музейный вестник / сост. Е. Н. Алешко, Н. В. Овчинникова; ФГ БОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств». – Челябинск, 2011. – Вып. 11. – С. 79–87. 3. Гушул, Ю. В. От поисковой функции к экстрактной / Ю. В. Гушул // Мир библиографии. – 2011. – № 3. – С. 2–6. 4. Кириллова, О. В. Зарубежные и отечественные реферативные ресурсы в информационном обслуживании российских пользователей / О. В. Кириллова // Научные и технические библиотеки. – 2006. – № 1. – С. 65–70. 5. Левин, Г. Л. Библиографические ресурсы библиотеки / Г. Л. Левин // Библиография. – 2010. – № 5. – С. 16–27. 6. Олатойе, М. Э. Анализ административно-правовых проблем продвижения информационных продуктов и услуг при использовании электронных каналов распространения / М. Э. Олатойе // Информационные ресурсы России. – 2010. – № 3. – С. 40–41.
Семинар проводится с использованием метода интерактивной технологии обучения «Экскурсия», особенно это касается примеров предоставления библиографических и информационных продуктов библиотеки в электронном виде на её сайте. Во время занятия-экскурсии студенты воспринимают материалы семинара и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов – в фонде библиографической службы библиотеки как главного генератора библиографической и информационной продукции – и непосредственного ознакомления с ними. Возможна организация виртуальных экскурсий для ознакомления с библиографической и информационной продукцией на сайтах библиотек. Виртуальная экскурсия предоставит студентам возможность, не покидая аудитории, познакомиться с базами данных, электронными каталогами библиотек, виртуальными выставками, библиографическими пособиями на сайтах библиотек города, страны, мира. Это повысит информативность и производительность семинара. Предполагается, что в ходе экскурсии (как традиционной, так и виртуальной) студенты не только видят библиографическую и информационную продукцию, на основе которых раскрывается тема, слышат о них информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа, интервьюирования, то есть могут задать вопросы непосредственно библиографам.
Семинар № 5. Тема «Мировые библиографические ресурсы в СБА библиотеки» (ПК-1; ПК-3) (2 час.)
Вопросы для обсуждения: 1.Основные источники текущей и ретроспективной массовой библиографии. 2. Основные источники текущей и ретроспективной специальной библиографии. 3. Текущие и ретроспективные рекомендательные библиографические пособия. 4. Метабиблиографические ресурсы: характеристика, обоснование термина. 5. Значение информационно-библиографических изданий при выполнении запросов.
Рекомендуемая литература: 1. Кириллова, О. В. Зарубежные и отечественные реферативные ресурсы в информационном обслуживании российских пользователей / О. В. Кириллова // Научные и технические библиотеки. – 2006. – № 1. – С. 65–70. 2. Слащева, Н. А. Современная модель информационно-библиотечного обеспечения науки и образования (на примере библиотек Пущинского научного центра РАН) / Н. А. Слащева, Ю. В. Мохначева, Т. Н. Харыбина // Библиотековедение. – 2008. – № 6. – С. 41–47. 3. Сухорукова, Л. В. Есть даже то, чего нет. Программа «МАРС»: достоинства и недостатки / Л. В. Сухорукова // Мир библиографии. – 2011. – № 6. – С. 2–4.
Семинар № 6. Тема «Библиографирование как основной процесс библиографической деятельности: технология и организация в библиотеке» (ПК-2; ПК-20; ПК-35) (2 час.)
Вопросы для обсуждения: 1.Основные технологические этапы подготовки библиографического пособия: подготовительный, основной, заключительный. Содержание и алгоритм каждого этапа. 2. План-проспект как модель БП. 3. Основные и дополнительные источники выявления литературы. 4. Методика аннотирования. 5. Тенденции изменений библиографирования при использовании ИКТ.
Рекомендуемая литература: 1. Бавин, С. П. Библиографическая запись в рекомендательном указателе / С. П. Бавин // Библиография. – 2010. – № 6. – С. 35–44.
4. Суханова, Н. А. Презентация полнотекстовых электронных указателей – новая форма библиографической работы в Дальневосточном федеральном университете / Н. А. Суханова, Т. В. Поликарпова // Библиотековедение. – 2012. – № 2. – С. 33–35. 5. Гушул, Ю. В. Электронная хрестоматия: методический инструментарий аналитика Ю. В. Гушул // Культура – Искусство – Образование: ХХХVII науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава вуза. 5 февр. 2016 г. / Челябинский государственный институт культуры. – Челябинск. – С. 103–107. 6. Гушул, Ю. В. Библиографическое пособие XXI века: возможность бытия в будущем библиографии Ю. В. Гушул // Молодёжь в науке и культуре XXIвека: материалы междунар. науч.-творч. форума. – Челябинск, 2015. – С. 83–85.
Семинар № 7. Тема «Библиографическое обслуживание как основной процесс библиографической деятельности: технология и организация в библиотеке» (ПК-2; ПК-20; ПК-35) (2 час.)
Вопросы для обсуждения: 1.Организация и технология справочно-библиографического обслуживания. 2. Требования к СБО. Свойства СБО. Противоречия СБО. Факторы СБО. 3. Справка как результат СБО. Виды справок. 4. Организация и технология информирования. Индивидуальное информирование. Массовое информирование.
Рекомендуемая литература:
Семинар № 8. Тема «Управление информационно-библиографической деятельностью библиотеки» (ПК-1) (4 час.)
Вопросы для обсуждения: 1.. Основные функции управления. 2. Принципы управления. 3. Методы управления. Координация и кооперация, стандартизация и сертификация библиографической технологии и продукции как методы управления библиографической деятельностью. 4. Документационное обеспечение управления. 5. Важность организации управления творческим потенциалом специалистов в информационном обществе. 6. Принципы планирования. Этапы планирования. 7. Виды планов. Структура годового плана информационно-библиографического отдела. Основные контрольные показатели плана. Направления деятельности, отражаемые в плане. 8. Нормирование библиографических процессов. Расчёт объёма работ. 9. Учёт информационно-библиографической работы. Формы учёта. Единицы учёта. 10. Отчётность о выполнении плана работы. Форма и структура отчёта. Статистическая и текстовая части отчёта.
Рекомендуемая литература:
2. Планы и отчёты библиотек на их сайтах.
Семинар № 9. Тема «Методическое руководство информационно-библиографической деятельностью как форма управления ею» (ПК-3) (4 час.)
Вопросы для обсуждения: 1. Рекомендательный характер методического руководства как формы управления. 2. Методические функции библиографических отделов библиотек федерального уровня, областного уровня, городского уровня, районного уровня. 3. Основные формы методического руководства. 4. Подготовка методических материалов. Изучение и внедрение передового опыта.
Рекомендуемая литература: 1. Вахтина, К. В. Библиографическая деятельность муниципальных библиотек: модель методического издания / К. В. Вахтина // Библиография. – 2010. – № 4. – С. 29–33. 2. Методические работы библиотек на их сайтах. 3. Гушул, Ю. В. Читатель-студент: инициативы научной библиотеки вуза [подготовка и издание библиографических памяток] // Чтение на евразийском перекрёстке: междунар. интеллектуальный форум. Челябинск, 27–28 мая 2010 г.: сб. материалов форума / сост. В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул; М-во культуры Челяб. обл., ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств, фак-т информ. ресурсов и технологий, кафедра библ. –информ. деятельности. – Челябинск, 2010. – С. 84–88. 4. Гушул, Ю. В. Нацеленность только на будущее, или Методика работы над терминологическим словарём / Ю. В. Гушул // Музейный вестник / сост. Е. Н. Алешко, Н. В. Овчинникова; ФГ БОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств». – Челябинск, 2011. – Вып. 11. – С. 79–87. 5. Гушул, Ю. В. От поисковой функции к экстрактной / Ю. В. Гушул // Мир библиографии. – 2011. – № 3. – С. 2–6. 6. Гушул, Ю. В. Информационный анализ участия региональной прессы в освещении 65-летия Великой Победы (на материале газет Челябинской области) / Ю. В. Гушул// Молодёжь в науке и культуре XXI века: междунар. науч.-творческий форум 2–3 нояб. 2010 г. В 2 ч. / сост. Е. В. Швачко; ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств». – Челябинск, 2010. – Ч. 1. – С. 251–259. 7. Гушул, Ю. В. Библиометрический анализ публикаций, посвящённых безопасности в информационном обществе: исследование, спровоцированное прочтением новой книги// Аркадий Соколов: диалоги об интеллигенции, коммуникации и информации: сб. науч. тр. [Электронный ресурс] / А. В. Соколов, П. Б. Уваров, Т. Ф. Берестова, Ю. В. Гушул, И. Д. Тузовский; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2011. – 237 с. 8. Гушул, Ю. В. Царицам книжных Самотлоров, княгиням книжных Покачей (о чудесном образце библиографического искусства) / Ю. В. Гушул // Библиосфера. – 2015. – № 4. – С. 78–80. 9. Электронная хрестоматия: методический инструментарий аналитика // Культура – Искусство – Образование: ХХХVII науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава вуза. 5 февр. 2016 г. / Челябинский государственный институт культуры. – Челябинск. – С. 103–107. 10. Библиографическое пособие XXI века: возможность бытия в будущем библиографии // Молодёжь в науке и культуре XXIвека: материалы междунар. науч.-творч. форума. – Челябинск, 2015. – С. 83–85.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|