Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Психолого-педагогические основы развития координации движений у детей 10-12 лет.




Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью. Для того, чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:

• ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;

• обучать детей правилам безопасности;

• создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей в двигательной сфере; [16]

• использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.

Предметно–пространственная среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование.

Координация движений – это способность к двигательной деятельности, которая формируется при участии самих движений. И чем значительным резервом двигательных навыков располагает дошкольник, тем состоятельнее будет его опыт двигательной деятельности и обширнее база для постижения новых форм двигательной деятельности.

Замечено, что дошкольники, занимающиеся физическими упражнениями или спортивными упражнениями, могут виртуозно выполнять движения, которым их обучают. Это дает основание, считать возможным тренировать и совершенствовать координацию движений.

Рассмотрение научной литературы обнаружило, что термин «координация» выступает в качестве самого важного понятия в системе физических качеств.

Рассматривая этот вопрос с точки зрения освоения техники движений, ученые считают, что в занятия по физическому развитию следует включать максимально разнообразные движения. С тем чтобы обеспечить наилучшее развитие координационных возможностей детей дошкольного возраста.

Развитие личности ребенка 10–12 лет находится в прямой зависимости от его общей способности к действию, его адекватности все осложняющемуся процессу приспособления.

Современные обстоятельства жизни, в которых оказывается дошкольник в этом возрасте, приводят к сложностям возникающих перед организмом ребенка двигательных задач и отвечающее на него обогащение координационных потенциалов дошкольника. Двигательные задачи становятся более сложными, в прямом смысле слова: повышается многообразие реакций, требующих от организма ответа. К данным реакциям предъявляют более значительные запросы в связи с дифференцированностью и точностью; становится более сложной смысловая часть действий, движений и поступков дошкольников.

 Усложнение двигательных задач, неизбежно призывающих к разрешению со стороны индивида, происходит не само по себе и совсем не мягко и понемногу; напротив, изменения в образе жизни приведут к накапливанию все более значительного объема качественно новых координационных вопросов с не имеющимися ранее и не обладавшими возможностью к решению, потребного сенсорного контроля, двигательного состава и т. д.

Двигательный анализатор у человека хорошо совершенствуется: дошкольнику доступны точные и тонкие двигательные акты такие, как игра на музыкальных инструментах, рисование, письмо и так далее, требующие дифференцированных реакций разнообразных мышечных групп.

Двигательные и структурные особенности двигательного анализатора, которые связаны с тем, что он взаимодействует со всеми структурами центральной нервной системы (ассоциативными, проекционными и т. д. ) и принимает участие в их деятельности, дают возможность говорить об особом значении двигательного анализатора в формировании деятельности головного мозга. Морфологическое строение двигательного анализатора ребенка достаточно сложно. Мышцы объединены с центральной нервной системой через проприоцептивные моторные, безусловно-рефлекторные, дуги. Возбуждение, появляющееся при разжимании и сжимании мышц, переходит по афферентным волокнам в спинной мозг, где по задним столбцам доходит до больших полушарий головного мозга и, в конце концов, переходит в теменную и заднюю центральную области. Передняя центральная извилина головного мозга дошкольника служит местом двигательных проекций. Раздражение коры головного мозга в одном или другом месте передней центральной извилины рождает сжимание соответственных мышечных групп, а, следовательно, движение.

Развитие двигательных функций в онтогенезе ребенка совершается очень медленно на протяжении многих месяцев и лет. Изучение порождения движений начинается с изучения проблемы о том, какие из них являются врожденными движениями, а какие выработанными. Относительно первых решающим будет, естественно, фактор созревания, относительно условно рефлекторных двигательных актов обучения будет ведущим фактором. По факту, все движения изначально появляются как врожденные и лишь в онтогенезе они приобретают условно - рефлекторный характер, т. е. соединяются с раздражителями, с которыми они ранее не были соединены, или создаются другие соединения из комплекса движений. Например, с рождения у малыша существует врожденный хватательный рефлекс, он к концу первого месяца ослабевает и понемногу угасает; в возрасте четырех месяцев малыш начинает тянуться к красочному объекту и захватывает его, при этом то же самое хватательное движение проявляется в данном случае в результате обучения, то есть принимает условно-рефлекторный характер.

Примечательно, что врожденными являются как элементарные движения, так и отдельные сложно - координированные двигательные действия.

Вектор развития координации движений в дошкольном возрасте связан с непрерывным освоением координационных возможностей, которые сложились у ребенка в результате окончательного анатомического совершенствования двигательной сферы. У растущего дошкольника постепенно структурируются высшие кортикальные уровни, прогрессивно развиваются точные и силовые движения (появляется меткость в лазании, танцевальных движениях, метании, легкоатлетических движениях). Но двигательная состоятельность дошкольников наблюдается только при свободных движениях.

Стоит поставить задачу дошкольнику совершать точные движения, ребенок сразу начинает уставать и пытается перейти к играм, где движения более свободны. Неспособность совершать точные движения зависит от не сформированности корковых механизмов головного мозга и от дефицита выработки формул движения.

В возрасте 10-12 лет преобладает общая, изобразительная и выразительная моторика. Мнимая не утомляемость ребенка в двигательной деятельности объясняется тем, что он не выполняет продуктивные рабочие двигательные операции, которые требуют преодоления сопротивления, точности и большой затраты энергии. При выполнении обиходных, изобразительных и выразительных движений, которые почти не связаны с сопротивлением, действия совершаются непроизвольно, т. е. начинаются, осуществляются и завершаются естественно механическим и физиологическим особенностям двигательного аппарата в соответствующем темпе и ритме, с мягкими, плавными переходами от сокращения отдельных мускульных групп к их расслаблением и обратно.

Л. Гусарова пишет, что «совместно с улучшением двигательного аппарата немного понижается состоятельность движений, но исправляются мелкие точные движения из-за постепенного созревания корковых компонентов». У детей 10-12 лет могут встречаться разные относительные степени развития отдельных координационных уровней.

Формирование двигательного умения и совершенствование двигательного навыка представляют собой не пассивную реакцию на воздействия, идущие из вне, а активную психомоторную деятельность, составляющую сущность двигательного упражнения. [17]

Формирование двигательного навыка – это сложная цепь последовательно сменяющих друг друга фаз двигательного акта и качественно различных механизмов. Все безграничное многообразие внешних проявлений мозговой деятельности объединяется совершенно в одном лишь явлении – мышечном движении, считал И. М. Сеченов.

Увеличение двигательного компонента эффекторной стадии пищевых, игровых, и других реакций увеличивает главный рефлекс. Структура движения обусловливается характером сигналов, которые его породили, и реализуется как процесс координации частей (элементов) данного движения. А. В. Запорожец и Н. А. Бернштейн считают, что координация каждого двигательного акта от самого примитивного до очень многосложного определяется представлением об ожидаемом результате действия.

В психологии выделены три существенных черты произвольных действий:

 1) они освобождены от различных внешних стимулов;

2) они ориентированы на достижение тот или иной цели;

3) они опережают будущее (потому, что цель может быть завоевана только в будущем). Собственно, потому ученые пришли к выводу, что произвольные движения не детерминированы внешними влияниями и побудительной силой их созревания – это принятое ребенком или взрослым самостоятельное решение.

Непроизвольное может стать произвольным, но добивается это с помощью второй сигнальной системы, как считал И. П. Павлов. В. П. Горшков предполагал, что высшие формы регуляции движения порождаются в процесс социализации людей, в момент их общения. В трудах И. М. Сеченова обращено внимание на то, что любой рефлекс охватывает движение: движение мышц, распоряжающихся глазом, движение в ногах и руках и так далее. Следовательно, процесс определения соответствующих рефлексов в головном мозге и следующий их переход в единый образ объекта имеет в виду пространное участие двигательного анализатора. Следовательно, двигательная система имеет большое влияние на весь организм школьника в целом, но основное его влияние происходит на деятельность головного мозга. Конфигурации и направления данного влияния весьма различны. Формирование координации движений школьников в возрасте 10-12 лет считается актуальным.

Занятия физическими упражнениями, направленными на развитие координационных способностей, положительно сказываются и на овладении детьми новыми двигательными навыками. Этот факт можно объяснить тем, что образование новых навыков тесно связано с теми навыками и отдельными элементами, которые уже были сформированы ранее по механизму временных связей. Причем координационные отношения, сложившиеся ранее, как бы переносятся и облегчают образование новых координационных отношений. Как доказано наукой и практикой, обучение новым движениям протекает значительно легче, если к этому времени в коре больших полушарий головного мозга ребенка имеются установившиеся условные связи, которые стали звеньями двигательного стереотипа. Таким образом, используя активную двигательную деятельность как форму занятия по физическому развитию, можем ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором физические упражнения выполнялись бы с определенными нагрузкой и дозировкой соответственно возрасту занимающихся

Определено, что координация движений поддается тренировке и дети достаточно легко воспринимают педагогические воздействия, специально направленные на ее развитие. Выяснено, что высока степень развития координации движений оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными формами и что координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока.

Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заниматься упражнениями, направленными, на развитие координации движений, со всеми детьми без исключения.

 

1. 3. Новое оборудование как средство развития координации движений у детей 10-12 лет.

Нестандартное оборудование (инвентарь) – это оборудование, сделанное собственными руками из списанного инвентаря и подручных средств.

Основная цель применения нестандартного инвентаря - приобщение к здоровому образу жизни посредством организации предметно-развивающей среды в школе, а также повышение у детей интереса к физкультурным занятиям и физической культуре в целом, формирование потребности к самостоятельным занятиям.

Основные задачи применения нового оборудования:

1. вызвать интерес детей к различным видам двигательной деятельности, желание заниматься спортом;

 2. увеличить двигательную активность детей; 3. поднять эмоциональный настрой на занятиях и вне занятий.

Использование нестандартного оборудования и пособий, способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-воспитательной работы. У детей развивается зрительное восприятие, пространственная ориентировка, координация движений, мелкая моторика и мускулатура. Активизируются зрительные функции. Рассмотрим реальные примеры, которые используются практикующими учителями на своих занятиях.

1. Лыжи из пластмассовых бутылок

Описание: бутылки прорезаны так, чтобы входила стопа, края обклеены цветной изолентой. 13 Цель использования: развивает координацию движений, физические качества. В играх-эстафетах, например, «По горной лыжной тропе».

2. Стойки (кегли)

Описание: бросовый материал из 5 литровых бутылок Цель использования: бег, ходьба змейкой, ориентиры для игр и эстафет, ориентировки в пространстве.

3. Тоннели

Описание: на обруч набита ткань, другой конец - свободный Цель использования: развивает координацию движений, ловкость, смелость, умение лазать на четвереньках, опираясь на ладони и колени в замкнутом пространстве ориентироваться в нем.

4. Стойки с перекладиной

Описание: 5-литровые бутылки с отверстиями Цель использования: развивают гибкость, координацию, упражняют в подрезаний, ходьбе, прыжках, ориентировке в пространстве.

5. Гантели

 Описание: пластмассовые бутылочки, украшенные узкой цветной лентой, наполненные песком по 150-200гр.

Цель использования: развитие ОВД, физических качеств: силы, ловкости, развивает координацию движений. [18]

6. Султанчики

Описание: сделаны из мешков под мусор разных цветов.

Цель использования: ОРУ, ритмика

7. Разноцветные плоскостные круги

Описание: грампластинки, крышки из-под ведерок для майонеза и из линолеума.

Цель использования: развитие ОВД: прыжки, метание.

8. Канат и дорожка

 Описание: из крышек от пластиковых бутылок.

 Цель использования: для ходьбы прямо, боком, сохраняя равновесие, осанку; для перепрыгивания прямо, боком, справа – слева; для подрезания, в подвижных играх.

9. Ходули

Описание: ведерки из-под майонеза с лентой для удержания.

Цель использования: для ходьбы - сохраняя равновесие, осанку, развивает ловкость.

 «Бильбоки»

 Описание: верхняя часть 1, 5 литровой пластмассовой бутылки с лентой и крышками.

Цель использования: для развития координации движения.

10.  «Балансир»

Цель: совершенствовать равновесие и координацию движений, укреплять мышцы тазобедренного сустава и голеностопной части ноги, развивать двигательную и эмоциональную активность.

11.  Дуги

Описание: изготовлены из киндеров, проволок.

Цель использование: для про ползание, и перешагивание. Также нестандартным инвентарем можно считать спортивные инвентарь, который используется не по прямому назначению.

Новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним.

Следует ответить на вопрос «Для чего нужно нестандартное оборудование, когда есть настоящий спортивный инвентарь в магазинах? » А необходим он для творчества, развития двигательной фантазии ребенка, умения найти оригинальные решения

Дети любят игрушки-самоделки. Важно, чтобы они видели: предметы создаются своими руками людей. Большую роль играют поделки, спортивные пособия, сделанные для ребенка и вместе с ним.

Особенно важной изобретательность, которая помогает учителю в обычных условиях смастерить различные интересные предметы развивающей среды, которые обогащают запас движений ребенка.

Развитие физических качеств и двигательных навыков – сложный процесс. Большое разнообразие движений и их вариантов с нестандартным оборудованием создает условия для развития и совершенствования этих качеств.

Важным результатом упражнений с нестандартным оборудованием является также воспитание у ребенка характера, здоровой психики. Сильный и ловкий ребенок, которому легко усваивать новые движения, уверен в себе. Он не пасует перед трудностями, всегда готов их преодолевать.

И ещё одна сторона своевременного удовлетворения потребности ребенка в движении – эстетика. Здоровое тело, уверенная координация позволяет ему в дальнейшем заняться различными видами спорта. Хорошая походка, умение красиво стоять, сидеть являются для развития организма естественными. Появляется чувство наслаждения собственным телом, чувство красоты.

Таким образом нестандартное оборудование может занять существенное место в системе воспитания школьников. Оригинальность оборудования, уникальность, неповторимость – это несомненное достоинство, отличающее от типовых массовых образцов. А при дефиците материального обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, а также для повышения интереса к предмету большое значение приобретают умения и навыки учителя физической культуры модернизировать старый инвентарь и приспосабливать его к использованию в новом качестве.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...