Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тестовые задания. Раздел II. Исторические типы философии. § 1. Становление философии




Тестовые задания

Тест № 1. Структура философии

Подберите из правой колонки понятие, соответствующее суждению (определению) в левой колонке:

1. Анализ всеобщих форм, законов и принципов мышления. 1. Аксиология. 2. Гносеология. 3. Логика. 4. Философия истории. 5. Онтология. 6. Философская антропология.
2. Философское учение о ценностях. 1. Аксиология. 2. Гносеология. 3. Логика. 4. Философия истории. 5. Онтология. 6. Философская антропология.
3. Выявление всеобщих принципов, форм и законов познавательной деятельности. 1. Аксиология. 2. Гносеология. 3. Логика. 4. Философия истории. 5. Онтология. 6. Философская антропология.
4. Философское учение о человеке. 1. Аксиология. 2. Гносеология. 3. Логика. 4. Философия истории. 5. Онтология. 6. Философская антропология.
5. Исследование всеобщих форм, законов и принципов бытия. 1. Аксиология. 2. Гносеология. 3. Логика. 4. Философия истории. 5. Онтология. 6. Философская антропология.
6. Раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. 1. Аксиология. 2. Гносеология. 3. Логика. 4. Философия истории. 5. Онтология. 6. Философская антропология.

 

Тест № 2. Уровни и типы философского знания

Определите характер предложений в левой колонке, используя квалификационные понятия справа:

1. Философия и право возникли уже на заре человечества. 1. Философско-теоретическое суждение 2. Обыденное знание 3. Утверждение религиозного характера
2. Первым мыслителем, который назвал философию наукой, был Платон. 1. Философско-теоретическое суждение 2. Обыденное знание 3. Утверждение религиозного характера
3. Протестанты страстно отстаивали свое право на «простую» веру. 1. Философско-теоретическое суждение 2. Обыденное знание 3. Утверждение религиозного характера

 


РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ

 

Суть изучения истории философии состоит в получении знаний о логике развития и содержании мировой философской мысли, о тех важнейших проблемах, которые ставились и по-разному решались.

Если попытаться заглянуть в прошлое духовной культуры человечества, то нашему взору представится огромное разнообразие философских школ и направлений, идей и воззрений. На первый взгляд может сложиться мнение, будто это множество представляет собой неорганизованное, стихийное взаимодействие различных концепций, порой не связанных друг с другом. Но это не так. Эволюция философских идей – это процесс, несомненно, противоречивый, но поступательный и прогрессивный. В целом история философии представляет собой «книгу мудрости», которая, если вдумчиво читать ее, может дать очень многое для решения современных проблем. Вот почему вначале следует уяснить, как философия возникла, какие этапы в своем историческом развитии она прошла и чем является сегодня. Анализ этих проблем целесообразно осуществить на примере классической философии.

Понятие «классический» происходит от лат. classicus – первоначальный, образцовый. Классическую философию можно было бы охарактеризовать как совершенную.

Основными ее чертами являются:

– гармоничность соотношения мировоззренческого и рационально-системного ее аспектов;

– достаточная развитость всех основных разделов философского знания;

– стройность и завершенность философских концепций;

– богатое содержание философских учений;

– способность философии приобрести самостоятельность: как самостоятельное духовное явление в обществе она имела социальный авторитет;

– связь с другими науками и практикой, особенно с искусством, религией, политикой, моралью, правом;

– развитый понятийный аппарат.

В широком смысле под классической философией понимаются философия Античности V–IV вв. до н. э. и западноевропейская философия Нового времени. При этом особая роль признается за немецкой классической философией XIX в.

 

§ 1. Становление философии

Исходными единицами историко-философского знания являются воззрения первых мыслителей или формы народного духовного творчества, сохранившиеся и дошедшие до нас в письменных источниках.

Изучение истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам планетарной цивилизации стали формироваться устойчивые формы «первой» или предфилософии. Такими центрами признаны Древняя Индия и Китай, Древняя Египет, Древние Греция и Рим.

Первыми письменными источниками предфилософии Древней Индии являются Веды – сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул, заговоров, других знаний. Считается, что работа над Ведами завершилась в первой половине первого тысячелетия до н. э. В них нашла отражение социоантропоморфная позиция ариев, а также художественно-мифологический религиозный комплекс древнеиндийских племен. Особенно много воззрений философского характера содержала книга Вед – Упанишады. В одной из ее частей образованный индус перечисляет знания, которыми он овладел: «Я знаю Ригведу, Яджурведу, Самаведу, Атхарвану – четвертую Веду, итихасу и пураны, Веду Вед, правила почитания предков, науку чисел, искусство предсказаний, хронологию, логику, правила поведения, этимологию, науку о священном знании, науку о демонах, военную науку, астрономию, науку о змеях и низших божествах». Высказывание дает возможность представить объем и содержание знаний, которыми владел народ Древней Индии. В VI–V вв. до н. э. в Индии возникают философские школы: буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, школа миманса, веданта и др. Многие идеи этих школ представлены в современной индийской философии.

Первыми письменными источниками предфилософии Древнего Китая являются: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов (порядков)» и «Летопись весны и осени». Они формировались в XI–I вв. до н. э., отражали воззрения на космос, человека, мифологию, жизнедеятельность общества и человека, отношение к божествам. В «Книге перемен» описывается, например, легенда о том, что некий Фу-си однажды увидел на спине лошади-дракона, появившейся из реки Хуанхе, рисунок, изображавший мир и его состояния. Основу рисунка составляли два начала: Ян, олицетворявший мужское, сильное и светлое начало, и Инь как женское, слабое и темное начало. Эта двоичная система послужила основой составления восьми основных триграмм и шестидесяти четырех гексаграмм, которые отражали бытие и его состояния. Они изображались графически в форме трех или шести сочетаний сплошных и пунктирных линий, которые брали начало от Ян (сплошные) и Инь (пунктирные) линий. В VII–III вв. до н. э. возникают философские школы: конфуцианство, моизм, школа закона (легизм), даосизм, школа Инь-Ян (натурфилософы), школа имен и др. Многие идеи этих школ, как и в индийской философии, существуют и сегодня.

Воззрения философского характера возникали в Древнем Египте, в других очагах древней культуры. Затем они развивались и совершенствовались по мере продвижения мирового сообщества по пути прогресса от одной эпохи к другой. В историческом плане принято выделять пять основных типов философии:

– философия Древнего мира (до II–V вв. н. э. )

–философия Средневековья (II–V–XIV вв. )

– философия эпохи Возрождения (XV–XVI вв. )

– философия Нового времени (XVII–XIX вв. )

– современная философия (XX век)

Обращаясь к философии Древнего мира, важно подчеркнуть, что наибольшего своего развития она достигла в Древней Греции и Риме. Помимо перечисленных признаков классической философии, характерными чертами древнегреческой философии являются:

– профессионализация умственного труда, выделение мыслителей в особую группу людей, зарабатывающих средства к жизни интеллектуальной деятельностью;

– основание и развитие первых школ, специально занимающихся приращением знания: софисты, Малые сократические школы, Пифагорейский союз, Академия Платона, ликей Аристотеля и др.

– подготовка кадров, идущих на смену уже утвердившихся великих мыслителей;

– завершенность разработки основной философской проблематики;

– наличие понятийно-категориального аппарата, который используется и сегодня;

– наличие разносторонних естественно-энциклопедических знаний и др.

Начало было положено школами Ионического побережья и отдельными философами, жившими в городах-полисах восточного побережья Средиземного моря. Затем лидерство перешло к континентальной Греции. Как наука философия утвердилась в Афинской школе, которую представляли Сократ, Платон, Аристотель и их последователи.

Платон был крупнейшим представителем античного идеализма. Он происходил из афинского аристократического рода. Подлинное имя Платона – Аристокл. Платон – прозвище (от «платюс» – «широкий», «широкоплечий»). Он был учеником Сократа, основавшего в Афинах свою школу.

Философские взгляды Платона глубоко продуманы и в своей совокупности они составляют систему, элементами которой являются: онтология (учение о бытии) и теология (учение о Боге); космология (учение о мире) и космогония (учение о происхождении мира); психология (учение о душе) и гносеология (учение о познании); этика (учение о нравственности) и социология (учение об обществе).

По Платону, существуют два мира – мир идей (нематериальная объективная совокупность сущностей бытия) и мир чувственных вещей. Рассматривая соотношение между этими мирами, Платон рассуждал таким образом. Всякая вещь рано или поздно погибает, будет ли это дерево, человек или гора. Дерево может сгореть, но понятие о дереве, идея о его сущности остается. Идеи не горят и не тонут, не исчезают и не возникают. Миллионы людей умирают, но понятие о человеке, идея о нем бессмертна. Ее не может погубить ни болезнь, ни старость. Вещи преходящи, идеи об их сущности вечны и неизменны. Он делал вывод, что идеи как обобщенное выражение сущностей элементов бытия существуют вне человека, они объективны. Не вещи порождают идеи, а идеи порождают вещи. Вещи лишь тени идей.

Платон сравнивал жизнь людей в реальном мире с пребыванием в темной пещере. В этой пещере находятся скованные узники, обращенные спиной к выходу и не имеющие возможности повернуться лицом к свету. Мимо нее проходят путники, несущие сосуды различной формы. Лучи солнца освещают эти сосуды и их тени падают на заднюю стенку пещеры. Скованные узники могут увидеть только эти тени, но не видят ни солнца, ни путников, ничего из того, что находится вне пещеры.

Мы живем в мире теней, а мир идей, то есть мир бесконечно прекрасных и совершенных сущностей – это другой, потусторонний мир, недоступный для нас. Впрочем, наши души, прежде чем стать именно нашими, обитали в том прекрасном мире. Но, покидая его, считал философ, душа забывает о нем, ничего не помнит. Увидев прекрасную вещь, человек приходит в состояние некоторого волнения. Это его душа вспоминает, что она когда-то уже видела нечто подобное, красивое, совершенное в мире идей, но который забыла.

Чтобы познать истину, считал Платон, человеку необходимо отвлечься от всего телесного, чувственного, закрыть глаза, заложить уши, углубиться в самонаблюдение и постараться «вспомнить» то, что его душа видела в мире идей. Еще при жизни Платона его учение об идеях стало вырождаться в мистику и теологию, а позднее, в римскую эпоху, слилось с догматикой раннего христианства.

Представляют также интерес взгляды Платона на государство. Самые крупные диалоги Платона «Государство» и «Законы» посвящены политико-правовым вопросам. В них он отчетливо выражает интересы аристократической группы рабовладельцев. Платон создал утопический эскиз «идеального государства» и его правовых основ. Государственная власть в нем принадлежит избранным, философам-аристократам. Второе сословие составляют воины-стражи. Они средствами насилия поддерживают классовое господство аристократов-рабовладельцев. Третье сословие – земледельцы и ремесленники. Они производят все необходимое для государства. Рабы им не считались за людей и не составляли никакого сословия. Сословное деление общества Платон объявил условием прочности государства как совместного поселения граждан. Самовольный переход из низшего сословия в высшее недопустим и является величайшим преступлением, так как каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы. «Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость».

Платоновское определение справедливости оправдывает общественное неравенство и его правовую регламентацию. В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том, что Бог примешал в души людей частицы металлов: в души тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помощников – серебра, а в души земледельцев и ремесленников – железа и меди.

Прообразом идеального государственного строя для Платона послужила аристократическая Спарта, точнее, сохранившиеся там патриархальные отношения – организация жизни господствующего класса по образцу военного лагеря, а также пережитки общинной собственности, группового брака и др.

Любимым учеником Платона был Аристотель, которого он назвал «умом своей школы». Четыре года Аристотель был наставником молодого Александра Македонского. Будущий полководец высоко ценил своего учителя, сказав о нем позднее: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если я отцу обязан жизнью, то Аристотелю обязан всем, что дает ей цену».

В мировоззрении Аристотеля античная философия достигла вершины своего развития. Его сочинения охватывают все отрасли знания, существовавшие в то время. Он был основателем логики.

Аристотель признавал объективное существование материального хаотического мира. Первоматерией он считал следующие элементы (или стихии): земля, вода, воздух и огонь. Кроме того, Аристотель говорил еще о пятом элементе – божественном «эфире», из которого якобы состоят небо и звезды.

Материя, по мнению Аристотеля, инертна, не имеет формы. Под воздействием высших сил из нее образуются вещи. Конкретная вещь отличается от всей материи формой. Материя без формы – это всего лишь возможность вещи. Вещь становится действительной, благодаря форме.

Идеальная форма у Аристотеля, так же как и материя, является первоосновой бытия. Материя пассивна. Форма активна. Она выступает как цель, к которой стремится становящаяся вещь. Форма является причиной не только существования, но и движения (изменения) вещи. Развитие, следовательно, есть оформление вещи. Аристотель приходит к идее «перводвигателя» – форме всех форм. Это мировой разум, Бог.

Таким образом, в онтологическом учении Аристотеля хаотическая материя и идеальная форма выступают основами бытия вместе, одновременно. Признание двух начал бытия указывает на дуализм Аристотеля. Взаимоисключающие точки зрения характерны для него и при разработке теории познания.

Аристотель обосновал много ценных диалектических положений. Например, он отрицал отдельное существование общего: «… мы не можем ведь понять, что есть некий дом «вообще» наряду с отдельными домами». При этом мыслитель считал, что все существует только как единичное, индивидуальное, отдельное. Общее, по его мнению, реально вообще не существует.

Политические и социологические воззрения Аристотеля связаны, прежде всего, с объяснением понятия государства. Государство возникает естественным путем. Это город-полис. Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство – высшую форму человеческого общежития. В нем полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит знаменитое изречение философа, «по природе своей есть существо политическое».

«Правильными» формами правления Аристотель считал монархию, аристократию и политию (правление большинства с использованием принципов монархии и аристократии). К «неправильным» формам власти он относил тиранию, олигархию и демократию. Неустойчивость города-полиса и возможную его гибель мыслитель связывал с отсутствием равенства граждан в правах, хотя рабов он не считал гражданами. Законодательство в государстве необходимо, оно – важный элемент политики. Интересны также идеи Аристотеля об обществе, человеке, семье, собственности, нравственности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...