Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала




1. Прочитайте следующее определение философии: «Философия – это форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру в целом; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». Как видим, здесь утверждается, что, с одной стороны, философия – это особая форма общественного сознания, а, с другой – что она есть наука. Однако, во-первых, наука в свою очередь также является особой формой общественного сознания, а, во-вторых, не все философские системы являются научными.

Определите, в каком из графически представленных вариантов соотношения объемов понятий «философия» (Ф) и «наука» (Н) данное противоречие снимается?

          1.                                      2.                                        3.

             
   


               

 

 


2. Проанализируйте приведенные высказывания: что может составлять предмет философии?

– Наука о добре и зле, которая одна только и составляет предмет философии (Сенека);

– Любовь к мудрости (наука о мудрости) называется философией (Цицерон);

– Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении (Г. Гегель);

– Философия – это сжатое изложение науки своего времени (О. Конт);

– Философия есть духовная квинтэссенция своего времени, «живая душа культуры» (К. Маркс);

– Предмет философии – логический анализ языка науки (Л. Витгенштейн);

– Философия – это знание о сущности сущего, «существенное знание» (М. Хайдеггер);

– Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить (А. Камю).

3. Прочитайте еще раз фрагмент платоновского «Федона». Как автор характеризует человека, занимающегося философией?

4. Прочитав приведенный отрывок из «Логики» И. Канта, определите, какие вопросы, по его мнению, составляют сферу философии?

5. Проанализируйте высказывания известных философов о значении философии для человека. С кем вы согласны, а с кем хотели бы поспорить?

– Аристипп – на вопрос, какую пользу дала ему философия, он ответил: «Дала способность смело говорить с кем угодно».

– Аристотель – «стал делать добровольно то, что другие делают в страхе перед законом».

– Антисфен – «Философия дала мне умение беседовать с собой». На вопрос, долго ли он будет заниматься философией, сказал так: «До той поры, пока погонщики ослов стоят во главе нашего войска».

– Диоген – «Она дает мне готовность к любому повороту судьбы». А когда кто-то сказал ему: «Не знаешь ничего, а философствуешь», Диоген возразил: «Если бы я лишь притворялся мудрецом, то и это было бы философией».

– Сократ – «Философия научила меня удовлетворяться малым и быть безмерно счастливым».

– Эпикур – «Пусть никто в молодости не откладывает занятие философией, а в старости не устает заниматься философией. Ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души».

– Человеку, который не знал ни музыки, ни геометрии, ни астрономии, но желал учить философию у Ксенкрата, тот сказал: «Ступай прочь, тебе не за что ухватить философию».

6. Есть такая восточная мудрость: «Если ты дашь человеку рыбу, ты накормишь его только один раз. Если ты научишь его ловить рыбу, то научишь избавляться от голода». Проводя аналогию, можем ли мы сказать, что философия не дает готовых ответов на те вопросы, которые ставит перед человеком жизнь, она учит искать ответы на эти вопросы?

7. Согласны ли вы с мнением о том, что «философия может стать для интеллекта тем, чем спортивная игра для развития мускульно-двигательной системы»? Поэтому, следует «учить философствовать, а не философии; философия не предмет исследования, а инструмент размышления о мире и ориентации в нем»?

8. Сравните два высказывания:

а) «Истинная философия заключается не в том, чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей» (Л. Фейербах).

б) «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К. Маркс).

– Есть ли близость между содержанием этих высказываний и в чем она состоит?

– Есть ли принципиальное различие между содержанием этих высказываний и в чем именно?

9. Прокомментируйте слова Сенеки: «Философия есть нечто не побочное, а основное»?

10. О чем идет речь в высказывании Боэция: «Если бы ты молчал, ты остался бы философом (ты был бы похож на философа)»?

11. Ответив правильно на вопросы, получите из первых букв по вертикали фамилию древнегреческого мудреца VII – VI вв до н. э.

 

1. Как называется наука, изучающая бытие, его виды и формы?                            
2. Положение, не требующее доказательства                            
3. Наука о формах, законах и способах мышления                            
4. Совокупность наук о природе                            
5. Особое свойство мозга человека                            

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...