Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Девиантное и делинквентное поведение 8 глава





Социология



организацию одного из предприятии, а комплекс норм, реализующихся во множестве социальных организаций, предприятий, выпускающих материальную продукцию.

Среди социологов широко распространена точка зре­ния, что «институт» — одна из базисных дефиниций, вы­ражающих самую сущность упорядоченной социальной жизни. Традиция такого подхода идет еще от Г. Спенсера, считавшего, что изучение институтов есть изучение стро­ения и развития общества, анализ возникновения, роста, изменений, сломов, а следовательно, оно и составляет сущность социологии как науки. Институционалисты (в частности, Т. Веблен) выдвинули исследование институ­тов в качестве главной задачи всех общественных наук. Разрабатывая понятие института, представители этого направления трактовали его как группу людей, объединен­ных какими-либо идеями, для выполнения каких-либо функций, а в формализованном, категориальном виде — как систему социальных ролей, организующую систему поведения и социальных отношений. Как и многие дру­гие базовые научные понятия, «институт» трактуется в литературе широко и неопределенно. Тем не менее в ка­честве определяющей черты институционального взаимо­действия можно отметить организованность, а важнейши­ми элементами институциональной структуры считать социальные нормы, роли, ожидания.

Существенное значение в понимании института и его функционирования имеет категория «социальный обмен». Институционализацию можно рассматривать как обмен между различными индивидами, группами, организация­ми и сферами внутри общества. Здесь возникают три воп­роса: кто обменивается с кем, что на что обменивается и каковы образцы, механизмы и условия этого обмена (об­менов). Институциональное взаимодействие и обмен про­исходят между людьми, которые вовсе не рассыпаны в обществе в случайном порядке. Напротив, обмен проис­ходит между людьми, находящимися в различных струк­турных позициях (т. е. культурных, политических, эконо­мических, семейных), которые сами по себе могут быть последствиями прежних процессов институционального обмена.


219 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура

Истинные стремления и цели этих людей в значитель­ной степени зависят от их структурных позиций и соот­ветствующих приоритетных установок. Подобным же образом ресурсы, которыми они располагают (власть, деньги, знания, престиж и т. д.) зависят от их институци­ональных позиций и варьируют в соответствии со специ­фикой различных институциональных сфер. Эти ресурсы служат средством осуществления различных индивидуаль­ных целей и сами по себе могут быть целями или объек­тами для индивидов.

Институциализированный обмен имеет особый харак­тер. Он отличен от индивидуального обмена между людь­ми, поскольку «очищен» от личностного момента. Анализ механизма социального обмена показывает, что индивид выступает в социальном институте в специфической и ограниченной роли функционера. Например, у учителя или врача институциализированным «товаром» является их профессиональное мастерство, а их личное отношение к тому или иному контрагенту («покупателю») здесь не имеет значения. Необходимым условием деятельности института и является выполнение индивидами своих со­циальных ролей, основанное на осуществлении ожидае­мых действий и соблюдении образцов (норм) поведения. Нормы — это одновременно и условия выбора ролевого поведения, и средство его «измерения». Они упорядочи­вают, регулируют, формализуют деятельность и взаимо­действие индивидов в рамках института. Каждый инсти­тут характеризуется определенным набором норм, которые объективируются чаше всего в знаковых формах (регламентирующих документах).

По мере развития (и усложнения) общества умножает­ся, дифференцируется система социальных институтов. Мы живем ныне в высокоинституциализированном обще­стве. Институты семьи, образования, охраны здоровья, материального и духовного производства, досуга и отды­ха, обеспечения безопасности членов общества и многие другие образуют систему, обусловливающую функциони­рование социального организма.

В социальном институте весьма сложным образом пе­реплетаются экономические, политические, правовые,


Социология



нравственные и иные отношения. Благодаря социально­му институту обеспечивается преемственность в исполь­зовании культурных ценностей, передаче навыков и норм социального поведения, осуществляется социализация индивидов.

Зрелый, «ставший» институт организационно оформ­лен; он упорядочивается, организуется системой управ­ленческих отношений. Внешний аспект его предстает в соответствующих системах учреждений. Становящиеся же социальные институты не обязательно организационно оформлены.

В периоды «нормального» развития общества институ­ты остаются достаточно стабильными и устойчивыми. Неэффективность их, рассогласованность действий, не­способность организовать общественные интересы, нала­дить функционирование социальных связей, минимизи­ровать конфликты и упредить катастрофы — признак кризиса институциональной системы, т. е. базовой систе­мы любого общества.

Развитие социальной системы, можно считать, своди­мо к эволюции институтов. Источники такой эволюции — люди как деятели и воздействие со стороны культуры. Последнее связано с накоплением людьми новых знаний, а также с изменениями в ценностных ориентациях.

Пожалуй, определяющим условием появления инсти­тута служит соответствующая социальная потребность. В самом широком смысле потребность можно характеризо­вать как нужду субъекта в чем-либо, для удовлетворения которой необходимы та или иная форма активности, тот или иной предмет. Эта нужда отражает связи субъекта со средой его существования. Можно сказать, что потреб­ность есть нужда в поддержании равновесного состояния системы «субъект — среда». Критериями выделения по­требностей (необходимое поддержание равновесного от­ношения между субъектом и средой его существования) являются основные цели деятельности субъекта, выполне­ние им функций в системах более высокого ранга, в ко­торые субъект включен как элемент или подсистема.

Сущностные потребности социальных групп (общно­стей) могут быть объяснены лишь в связи с их позиция-


221 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура

ми в социально-экономической структуре общества и тен­денциями развития последней. Для выполнения функций в этих позициях люди должны определенным образом вос­производить себя, потребляя продукты питания, одежду, знания и т. д. Разные трудовые функции требуют разных объемов затрат на подготовку работников, на их воспро­изводство, т. е. разной продолжительности обучения, раз­ных объемов и состава благ и услуг. А отсюда следует, что социально-экономическая неоднородность труда приво­дит и к неоднородности потребностей.

Размер этих потребностей ограничен масштабами об­щественного производства, характером производственных отношений, уровнем культуры страны, историческими традициями. Потребности людей, социальной группы (об­щности) есть объективная необходимость воспроизводства данной общности людей в ее специфически конкретной общественной позиции. Потребности социальных групп характеризуются: массовостью проявления, устойчивос­тью во времени и пространстве, инвариантностью в спе­цифических условиях жизнедеятельности представителей социальной группы. Важное свойство потребностей — их взаимосопряженность. Сопряженность потребностей со­стоит в том, что возникновение и удовлетворение одной потребности влечет за собой целый комплекс других по­требностей. Сопряженные потребности образуют длин­нейшие цепи, переходящие одна в другую.

Целесообразно учитывать следующие важнейшие роды потребностей, удовлетворение которых обеспечивает нор­мальные условия воспроизводства социальных групп (об­щностей):

1. в производстве и распределении товаров, услуг и ин­
формации, требуемых для выживания членов обще­
ства;

2. в нормальном (соответствующем существующим со­
циальным нормам) психофизиологическом жизне­
обеспечении;

3. в познании и саморазвитии;

4. в коммуникации между членами общества;



 


223 Глава TV. Социальное взаимодействие и социальная культура

Ресурсы и институты. Институты служат не только орга­низации совместной деятельности людей ради удовлетво­рения их социальных потребностей. Они также регулиру­ют использование ресурсов, которыми располагает общество. Рассмотрим, например, экономические инсти­туты, связанные с производственной деятельностью ком­мерческих фирм, производственных предприятий, семей­ных ферм и других организаций. Экономисты считают, что для производства товаров и услуг все они должны иметь в своем распоряжении четыре вида ресурсов:

1) землю, или всю совокупность природных ресурсов и
технических знаний;

2) труд, или мотивацию и навыки людей;

3) капитал, или богатство, вкладываемое в средства
производства;

4) организацию, или способ сочетания и координации
первых трех видов ресурсов.

Для деятельности других институтов также необходи­мы ресурсы. Семья, к примеру, не может существовать при отсутствии некоторых необходимых условий: зарплаты, обеспечивающей удовлетворение материальных потребно­стей; чувства долга и любви между родителями и детьми, а также разумного использования власти (одного или обо­их родителей) для преодоления внутрисемейных конф­ликтов. Учебным институтам требуются оборудование для занятий физкультурой, преподаватели, обладающие соот­ветствующим уровнем знаний и эрудицией, и хотя бы ми­нимальное желание учащихся получать знания и социали­зироваться.

Следовательно, институты представляют собой соци­альное образование, созданное для использования ресур­сов общества в формах интеракции ради удовлетворения той или иной социальной потребности. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельнос­ти людей путем сведения ее к более или менее предсказу­емым образцам социальных ролей.


Социология



Социальные институты и общество

Социология изучает человеческое общество. Однако понятие общества можно сформулировать только в самом общем смысле. Дело в том, что понятие «общество» — очень широкая категория, включающая в себя не только промышленно развитые страны, но и такие крупные аг­рарные империи, как Римская империя и Древний Китай. Под обществом также могут подразумеваться малочислен­ные племенные группы, состоящие всего из нескольких

индивидов.

Общество — совокупность или система институциона­лизированных форм поведения. Под «институционализи­рованными» формами социального поведения под­разумеваются формы сознания и действий, которые повторяются. Язык — хороший пример одной из таких форм институционализированной деятельности или ин­ститута, поскольку он лежит в основе всей социальной жизни.

Существуют и другие аспекты социальной жизни, кото­рые могут быть институционализированы, т. е. становятся общепринятой практикой, сохраняющейся в основном в неизменной форме на протяжении ряда поколений. Так, мы говорим об экономических и политических институтах.

При этом употребление понятия «институт» отличает­ся от его обыденного употребления в английском языке в качестве синонима понятия «учреждение» типа тюрьмы или больницы. Все вышесказанное помогает лучше понять смысл слова «общество», хотя полностью и не исчерпы­вает его содержания.

Итак, социальные институты — устойчивые формы со­циальной деятельности, воспроизводимые во времени и пространстве. Говорить о «воспроизводстве» социального поведения и социальных систем означает говорить о по­вторении схожих моделей действий индивидами, отделен­ными друг от друга временем и пространством.


Глава V

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Понятие социальной стратификации

Разнообразие отношений, ролей, позиций приводит к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким-то образом упо­рядочить эти отношения между категориями людей, раз­личающимися во многих аспектах.

Так, в большинстве стран феодальной Европы главной характеристикой была принадлежность к определенному сословию: господа-феодалы, свободные горожане или за­висимые крестьяне, «свои» и «чужие»; отделялись по ци-вилизационному признаку принадлежности к той или иной конфессии. В эпоху складывания национальных рынков и становления капитализма этническая принад­лежность из горизонтального деления, не ставившего че­ловека в более высокое или низкое положение, стала пре­вращаться в вертикальное. Знатность происхождения и власть над зависимыми людьми вооруженных сеньоров уступает место маркировке людей по признаку богатства и наличия собственности. В современных информацион­ных обществах исследователи отмечают сосуществование и переплетение нескольких, если и неравнозначных, то относительно автономных систем неравенства (или иерар­хий): власти, собственности, престижа.

8. Социология


Социология



Для описания системы неравенства между группами (общностями) людей в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация». Само слово «стра­тификация» заимствовано у геологов. Оно латинского про­исхождения (первоначально stratum означало «покрывало», «постель»). В английском языке его стали понимать как пласт, формацию (в геологии), слой общества (в общество-знании); множественное число — strata, stratification (стра­тификация) — деление на общественные слои («пласты»).

Стратификация подразумевает, что определенные со­циальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Что это за различия? Оче­видно, что люди различаются во многих отношениях, и далеко не все эти различия приводят к неравенству меж­ду членами общества. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам мате­риального и духовного потребления. Дальнейшее изложе­ние требует раскрытия нескольких важных понятий, ко­торые органично входят в систему знания о социальной стратификации.

Осмысление реалий социальной стратификации про­ще всего начать с места отдельного человека среди других людей. Любой человек занимает в обществе много пози­ций. Эти позиции далеко не всегда можно ранжировать по их значимости. Например, возьмем любого из студентов: студент, молодой мужчина, сын, муж, спортсмен. Каждая из этих позиций может иметь для самого человека боль­шее или меньшее значение. Да и окружающие могут оце­нивать их применительно к конкретному индивиду по-разному. Например, хороший спортсмен социально будет определяться окружающими именно в этой его позиции (то, что данный человек еще и студент, сын и т. д., — не воспринимается окружающими его людьми как значимые характеристики).

Для обозначения всей гаммы различий между людьми существует особое понятие, по отношению к которому «социальная стратификация» является частным случаем, видовым понятием по отношению к родовому. Это — «со-


227 Глава V. Социальная стратификация

циальная дифференциация», объемлющая различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, как по объективным характеристикам (экономическим, профес­сиональным, образовательным, демографическим и т. д.), так и по субъективным (ценностные ориентации, стиль по­ведения и т. д.). Данное понятие, и именно в этом ключе, было использовано Г. Спенсером при описании универ­сального для эволюции общества процесса появления фун­кционально специализированных институтов и разделения труда. Со времен Г. Спенсера социальная дифференциация рассматривается как важное понятие в анализе социальных изменений и при сравнении индустриальных и постинду­стриальных обществ.

Термин «дифференциация», применяемый как сино­ним слова «различие», употребляется для классификации статусов, ролей, социальных институтов и организаций. Именно социальная дифференциация вызывает имуще­ственное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, дифференциация подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным нера­венством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения.

Как мы видим, в теории стратификации постоянно об­суждается проблема равенства — неравенства. При этом под равенством понимают: 1) равенство личностное; 2) ра­венство возможностей достигнуть желаемых целей (равен­ство шансов), 3) равенство условий жизни (благосостоя­ние, образование и т.д.); 4) равенство результатов. Неравенство, как очевидно, предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с противоположным знаком. В реальной практике изучения социальной жиз­ни социологи особое внимание уделяют распределению дохода и благосостояния, различиям в продолжительнос­ти и качестве образования, участию в политической жиз­ни во властных структурах, владению собственностью, уровню престижа.

Социальная стратификация описывает социальное не­равенство в обществе, деление социальных слоев по уров­ню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию


Социология



привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти от­сутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по уровню доходов, обра­зования, власти. Возникли касты, затем сословия, а поз­же — классы. В одних обществах переход из одного соци­ального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он пол­ностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мо­бильность) определяет то, каким является общество — закрытым или открытым.

Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонора­ров, отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тра­тятся на поддержание жизни, но если они очень высо­ки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство — накопленные доходы, т. е. количество на­личных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. п.) и недвижимым (дом, произведения ис­кусства, сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наследству. Наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход — толь­ко работающие. Главное достояние высшего класса — не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным ис­точником существования выступает доход.

Суть власти — в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институционализирована, т. е. охраняется зако­нами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным ви­дом власти — политической, экономической или рели-


229 Глава V. Социальная стратификация

гиозной, — составляют институционализированную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю поли­тику государства.

Престиж — уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род за­нятия.

Доход, власть, престиж и образование определяют со­вокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус вы­ступает обобщенным показателем стратификации. При­писываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т. е. закрытое общество, в кото­ром переход из одной страты в другую практически за­прещен. К таким системам относят рабство и кастовый строй. Достигаемый статус характеризует подвижную си­стему стратификации, или открытое общество, где допус­каются свободные переходы людей вниз и вверх по соци­альной лестнице. К такой системе относят классы (капиталистическое общество). Наконец, феодальное об­щество с присущим ему сословным устройством следует причислить к промежуточному типу, т. е. к относительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запреще­ны, но на практике они не исключаются. Таковы истори­ческие типы стратификации.

Исторические типы стратификации

Рабство

Институт рабовладения определяется как форма соб­ственности, при которой один человек имеет право соб­ственности в отношении другого, а раб является «вещью» наряду с другими средствами производства. Труд рабов существовал в условиях различных обществ — в античном мире, в колониях Вест-Индии и на плантациях южных штатов Америки. С точки зрения эффективности произ-


Социология



водства использование рабов связано с рядом проблем (1). Казарменная система рабства не подразумевает воспроиз­водства рабов, и их приходится приобретать либо путем покупки на рынке, либо в ходе завоеваний; таким обра­зом, для системы рабства характерна острая нехватка ра­бочей силы (2). Общество нуждается в развитой системе политического надзора из-за постоянной угрозы восста­ния рабов (3). Рабов трудно заставить выполнять требую­щие квалифицированного труда задачи при отсутствии си­стемы дополнительного стимулирования. Все это говорит о том, что рабство не обеспечивает основы долговремен­ного экономического роста. Вопрос о том, совместимо ли рабство с капиталистической экономикой, вызывал опре­деленные разногласия: М. Вебер (Weber M., 1922) утвер­ждал, что для реализации своего потенциала капитализм нуждается в рынках свободного труда, а Б. Мур (Мооге В., 1967) полагает, что рабство не является несовместимым с капитализмом как таковым: оно несовместимо лишь с одной из его форм — конкурентным демократическим капитализмом.

Рабство предполагает существование частной собствен­ности, с точки зрения марксизма являясь скорее эконо­мической, а не политической категорией. Есть определен­ные основания полагать, что политическое господство не является неотъемлемой чертой рабства, о чем свидетель­ствует история Древней Греции и история Египта перио­да мамелюков, когда рабы зачастую выполняли важней­шие административные и военные функции. Хотя в рамках марксизма рабовладение часто рассматривается как отдельный способ производства, его систематическое социологическое изучение практически не предпринима­лось, и характер перехода от рабовладения к феодализму остается неясным: в частности, с точки зрения историчес­кого опыта граница между крепостным правом при фео­дализме и рабством подвижна и неопределенна.

Тем не менее общепризнанно то, что в Древней Греции и Древнем Риме общество было основано на труде рабов. В античности господствующий класс состоял из граждан городов, накапливавших богатство за счет труда рабов в


231 Глава V. Социальная стратификация

сельской местности. Поскольку в то время рабы часто приобретались посредством завоевания, перспектива раб­ства грозила каждому гражданину. Хотя владение рабами как весьма подвижным товаром было во многом экономи­чески выгодно, рабство вообще препятствовало развитию производительных сил из-за недостатка стимулов к разви­тию прогрессивной трудосберегающей технологии.

Помимо того, что рабство составляло экономический базис обществ Древней Греции и Древнего Рима, оно так­же процветало на плантациях в Северной и Южной Аме­рике. Хлопок, производимый трудом рабов в южных шта­тах Северной Америки, играл решающую роль в развитии американского индустриального капитализма. Марксис­ты считают экономику этих штатов определенной формой аграрного капитализма, использующего рабский труд, не соотнося ее с рабовладельческим способом производства как таковым. Как капиталистическая система экономика плантаций южных штатов имела отличительные черты: она была сельской, а не городской, и способствовала раз­витию скорее аристократической, а не буржуазной куль­туры.

С точки зрения сравнительного анализа рабства в Се­верной и Южной Америке отмечалось, что по ряду при­чин рабство в Северной Америке было гораздо более ре­прессивным (1). В США протестанты считали раба существом греховным, нуждающимся в сексуальном огра­ничении, тогда как католики в Южной Америке проявля­ли в отношении рабов большую терпимость (2). Для Ла­тинской Америки было характерно большее этническое разнообразие, поэтому различия между черными и белы­ми были не столь острыми (3). В Южной Америке рабы могли выкупать себя из рабства, тогда как в США подоб­ное происходило редко. Несмотря на то, что гражданская война в США положила конец рабству, элементы расовой ненависти продолжали играть важную роль в осуществле­нии дальнейшей политики этой страны.


Социология



Касты

Кастовая система является формой социальной страти­фикации, при которой касты расположены в иерархичес­ком порядке и отделены друг от друга в соответствии с правилами ритуальной чистоты. Низшие страты кастовой системы характеризуются понятием «неприкасаемые», поскольку они исключены из практики очищающих ри­туалов. В рамках такой иерархической системы каждая каста выступает как ритуально более чистая, нежели рас­положенная ниже ее. Кастовая система представляет со­бой пример социальной закрытости, когда доступ к бла­госостоянию и престижу оказывается закрытым для социальных групп, исключенных из очищающих ритуа­лов, причем такая ритуальная сегрегация подкрепляется правилами эндогамии. Для М. Вебера в его исследовании индийского общества каста служила важной иллюстраци­ей социального ранжирования в соответствии с престижем, составляя часть его более широкого интереса к группам париев. Если социальная закрытость каст служит их под­держанию, то начало они берут либо в процессе сегрегации этнических групп, либо в процессе профессиональной спе­циализации; в обоих случаях каста регулирует доступ к рынку и социальному престижу в конкурентной борьбе между социальными группами.

Классическая форма кастовой стратификации суще­ствует в Индии на основе индуизма.

Система, которую усовершенствовали брахманы, поко­илась на пяти основных элементах: четырех кастовых группах (варнах) и одной внекастовой — «неприкасаемых». Они занимают определенные места в иерархии ритуаль­ной чистоты, проистекавшей от разрешенных только их членам образа жизни и рода занятий. Высшие касты — это брахманы и кшатрии, последние представляют светских и военных правителей, а также землевладельцев. Далее сле­дуют касты торговцев (вайшьи) и работников, слуг, рабов (шудры). В самом низу стоят внекастовые или неприка­саемые, выполняющие самую грязную работу и считаю­щиеся ритуально не чистыми. Варна составляет лишь са-



Глава V. Социальная стратификация


мую многочисленную группу системы, а в определении повседневных социальных действий больше значат ее под­разделения, подкасты — джати (дословный перевод — «разновидность»). Каждая из джати имеет собственный социальный ранг и свод кастовых правил, разработанных для поддержания ритуальной исключительности группы посредством ограничения или запрещения браков, а так­же социальных и физических контактов за пределами гра­ниц касты. Кроме того, они ритуально регулируют трудо­вые обязанности и методы их выполнения. Правила подкрепляются светскими и духовными санкциями, исхо­дящими от карательных полномочий властей касты, обще­ственного мнения и индуистской религии.

Последняя связана с верой в перевоплощение. Поло­жение личности внутри касты — награда либо наказание за верное или неверное соблюдение кастовых правил в предшествующих воплощениях души. Так как ранг внут­ри касты дастся от рождения и сохраняется в течение всего воплощения, то единственная надежда на достижение личностью более высокого ранга в следующем рождении связана с точным исполнением кастовых обязанностей. Это — мощный стимул приверженности правилам касты. В индуистском мировоззрении данную структуру духовно­го и социального управления подкрепляют два символа: дхарма — высший порядок всех природных и социальных вещей, включая социальное поведение и социальные от­ношения, соответствующие члену определенной касты, и карма — общая доктрина перевоплощения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...