V. Педагогические системы и технологии
Стр 1 из 8Следующая ⇒ МАГНИТОГОРСКИЙ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ, СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ (ПРОГРАММА)
МАГНИТОГОРСК - 1997
Рабочая программа по педагогике / сост. Н. В. Сычкова, Л. И. Савва, Т. Е. Климова, В. А. Беликов. – Магнитогорск: МГПИ, 1998. – 81 с.
В «Рабочую программу по педагогике» включены темы и планы лекционных, семинарских и практических занятий по курсу «Педагогические теории, системы и технологии», а также вопросы и задания для самостоятельной работы студентов. Предназначается для студентов 1-3 курсов педагогических вузов дневного и заочного отделений, преподавателей данной дисциплины.
Под общей редакцией д.п.н., профессора В. А. Беликова (кафедра педагогики Магнитогорского педагогического института).
Рецензенты: д.п.н., проф. А. Я. Найн д.п.н., проф. М. Е. Дуранов
ã Издательство Магнитогорского государственного педагогического института Предлагаемая рабочая программа представляет собой подробный план-описание лекционного курса и семинарских занятий по всем разделам курса «Педагогические теории, системы и технологии» и ориентирована на студентов первого – третьего курсов педагогического вуза. В ней изложены темы изучаемого материала, содержание лекционных и семинарских занятий, выделены основные понятия, предложена учебно-методическая литература и представлены вопросы-задания по усвоению и проверке знаний. Предварительное ознакомление студентов с рабочей программой позволит им представить объем изучаемого раздела, что даст возможность ориентироваться и определить график самостоятельной работы в семестре.
Данная рабочая программа может быть использована студентами и в качестве “шпаргалки” при подготовке к зачету, поскольку она представляет собой систематизированное изложение учебного материала с выделением основных понятий. Следует отметить, что преподаватели, читающие данные разделы педагогики, имеют возможность варьировать последовательность лекций и семинаров, а также вносить дополнения и корректировать предложенную рабочую программу с учетом специфики факультета и личными профессиональными взглядами. По окончании изучения курса студенты должны: · знать основные теории, концепции, законы и закономерности теории воспитания, дидактики, системного, деятельностного, технологического и личностно ориентированного подходов как методологии педагогики, а также методы, проблемы и перспективы ее развития; · владеть базовыми понятиями по курсу (узнавание терминов, определение понятий, раскрытие содержания понятий, воспроизведение полного объема каждого понятия, установление межпонятийных связей, практическая интерпретация терминов в различных аспектах); · уметь применять теоретические знания на практике; · иметь собственные суждения в области теории и практики образования, мыслить творчески, используя теоретические знания; · уметь правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА
ВОПРОСЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ · Воспитание как явление, практика и проблема педагогической науки · Предмет и задачи курса педагогики · Развитие, воспитание и формирование личности · Цель воспитания как теоретическая и практическая проблема · Развитие системы образования в РФ и г. Магнитогорске · Роль учителя в воспитании подрастающего поколения; функции учителя · Педагогическое мастерство, новаторство и творчество.
II. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ · Задачи и содержание воспитательной работы в современной школе · Сущность процесса воспитания · Закономерности и принципы воспитания · Общие методы и формы воспитания · Основы воспитательной работы · Теоретические основы нравственного воспитания учащихся · Теоретические основы трудового воспитания · Основы воспитательной работы с коллективом учащихся · Теоретические основы умственного воспитания · Теоретические основы эстетического воспитания · Теоретические основы физического воспитания · Теоретические основы правового и других видов воспитания · Основы работы классного руководителя (организатора воспитательной работы в школе) · Содержание и формы внеклассной и внешкольной работы · Совместная воспитательная работа школы и семьи
III. ДИДАКТИКА · Методологические основы обучения · Структура и функции процесса обучения · Закономерности и принципы обучения · Содержание образования в современной школе · Методы и средства обучения · Формы организации процесса обучения · Контроль, оценка и корректировка учебной подготовки учащихся · Единство процессов обучения и воспитания; целостный педагогический процесс; образование
IV. МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (изучается вне курса "Педагогические теории, системы и технологии) · Методика изучения воспитанности и обученности учащихся · Педагогическое общение · Учет в воспитании пола, возраста, этнических и других особенностей учащихся · Методика нравственного, умственного, трудового и других видов воспитания · Методические особенности формирования личности в коллективе учащихся
· Классный руководитель в системе образовательной работы школы · Методические особенности работы с семьями учащихся · Особенности работы с одаренными и педагогически запущенными детьми · Особенности воспитательной работы в период летнего отдыха учащихся · Современные педагогические концепции (подходы, авторские системы).
V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ · Понятия «система», «структура», «техника», «мастерство», «технология». Их взаимосвязь. · Планирование образовательной (воспитательной) деятельности учебного заведения. · Системный подход как основа технологии образования. · Понятие педагогической системы. · Образовательная система и образовательное пространство. · Основы теории управления педагогическими системами. · Деятельностный подход как основа технологии образования. · Технология изучения и обобщения (передового) педагогического опыта. · Технология педагогического общения. · Технология мотивации образования. · Особенности работы классного руководителя. · Технология организации и руководства системой учебно-познавательной и социальной деятельности школьников. · Технология контроля, анализа, оценки и корректировки хода и результатов процесса образования личности. · Технология коллективного творческого дела. · Личностный подход как основа разработки технологии образования. · Критерии и показатели эффективности функционирования и развития педагогической системы. БАЗОВЫЕ ВОПРОСЫ ЭКЗАМЕНА ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ, СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ» 1. Современные подходы в решении педагогических проблем. 2. Воспитательные (образовательная) система. Дать характеристику одной из них. 3. Предмет, задачи педагогики. 4. Основные категории педагогики. Связь между ними. 5. Понятие и структура личности. 6. Факторы развития личности. Их учет в решении педагогических проблем. 7. Цель и содержание воспитания в различных его аспектах. 8. Процесс воспитания: понятие, структура, этапы, особенности.
9. Закономерности процесса воспитания. 10. Принципы и правила процесса воспитания, их связь с закономерностями. 11. Понятие методов, приемов и средств воспитания. 12. Необходимость и способы классификации методов воспитания. 13. Методы формирования сознания личности. Раскрыть особенности применения одного из них. 14. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Раскрыть особенности применения одного из них. 15. Методы мотивации и стимулирования деятельности, сознания и поведения личности. Раскрыть особенности применения одного из них. 16. Формы организации процесса воспитания. 17. Понятие детского ученического коллектива. 18. Типы и структура коллектива. 19. Особенности воспитательной работы с детским ученическим коллективом. Коллективные творческие дела. 20. Этапы развития детского ученического коллектива. 21. Закономерности, принципы развития детского ученического коллектива. 22. Роль личности в коллективе и влияние коллектива на личность. 23. Основные виды воспитания. Раскрыть особенности духовно-нравственного воспитания. 24. Основные виды воспитания. Раскрыть особенности интеллектуального воспитания. 25. Основные виды воспитания. Раскрыть особенности трудового воспитания. 26. Воспитательная системы школы. Внеклассная и внешкольная работа. 27. Особенности работы классного руководителя. 28. Основы семейного воспитания. Педагогическая помощь семье. 29. Понятие, предмет, задачи дидактики. 30. Основные категории дидактики. Их взаимосвязь. 31. Понятие процесса обучения, его компоненты. 32. Функции процесса обучения. 33. Содержание образования в современной школе. Школьные образовательные стандарты. 34. Закономерности процесса обучения. 35. Принципы и правила процесса обучения. 36. Методы, приемы, средства обучения. 37. Необходимость и способы классификации методов обучения. 38. Характеристика методов обучения (по группам в зависимости от выбранного варианта классификации). 39. Формы организации обучения: признаки и система. 40. Урок как основная форма организации обучения: понятие, типы, структура. 41. Характеристика форм организации обучения: лекция, семинар, практикум и другие (по указанию экзаменатора). 42. Контроль и оценка в процессе обучения. 43. Образование как целостный процесс обучения, воспитания, обеспечивающий развития личности учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|