Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические задания студентам




1. Дайте общую характеристику группе словесных методов. На материале конкретного урока покажите пути активизации учащихся в процессе использования различных словесных методов.

2. Дайте общую характеристику группе практических методов. Охарактеризуйте один из методов, входящих в эту группу, по любому алгоритму.

3. Дайте общую характеристику группе наглядных методов. Покажите, при решении каких дидактических задач особенно успешно можно применить наглядные методы обучения. Охарактеризуйте

4. Дайте общую характеристику эвристическим методам. Опишите этапы использования одного из эвристических методов в учебном процессе и деятельность учителя и учащихся на каждом этапе.

5. Охарактеризуйте систему методов обучения, с которой вы познакомились, ответив в ходе изложения на следующие вопросы:

· каковы исходные положения системы;

· какой принцип положен в основу деления методов обучения;

· каковы функции и смысл каждого из методов;

· как реализуются методы обучения в реальном процессе обучения.

 

Литература: см. литературу к лекции «Методы обучения».

 

Тема: Урок как основная форма обучения

 

План:

1. Тестирование по теме.

2. Выполнение практических заданий.

3. Защита модели системы уроков по теме и проекта урока по одной из тем.

4. Подведение итогов.

Практические задания студентам

1. Выберите тематический раздел по интересующему вас как будущих учителей учебному предмету. Проведите анализ содержания учебного материала по схеме:

· понятийный анализ темы (что должен узнать учащийся – новые понятия; чему научиться – новые способы действий; что повторить – опорные понятия и способы действий);

· логический анализ темы (в какой последовательности излагать материал и предлагать учебные задания);

· психологический анализ (определение проблемности учебного материала и степени готовности учащихся к самостоятельной познавательной работе);

· анализ воспитательной значимости учебного материала (выявление понятий и представлений, влияющих на формирование научного мировоззрения, на нравственное и эстетическое воспитание учащихся);

· дидактический анализ (уточнение цели, объема материала, методов, средств).

2. Выберите одну из моделей построения системы уроков. Постройте блок-схему уроков по данной теме и обоснуйте ее. Представьте схему тематического планирования (например, по схеме, предложенную М. И. Махмутовым).

3. Разработайте структуру одного из уроков по выбранной теме. Представьте ее в виде таблицы.

 

  Дидактическая структура
Педагоги- Актуализация Формирование ЗУН Применение ЗУН
ческая Методическая структура (этапы урока)
структура            
Цели            
Принципы            
Содержание            
Методы            
Средства            
Результат            

 

4. Ориентируясь на рзработанную структуру, изложите ход урока (этапы) по следующей схеме:

· тема урока

· цель урока

· тип урока

· методы обучения

· средства обучения

· ход урока

 

Содержание учеб- Деятельность Результат
этапа ного материала учителя учащихся  
         

 

Литература: см. литературу к лекции «Формы организации обучения».

Тема: Анализ урока

 

План:

1. Тестирование по теме.

2. Деловая игра «Микропреподавание».

3. Анализ и обсуждение.

4. Подведение итогов.

 

Практическое задание студентам

1. Сделайте краткую «фотографию» занятия по следующей форме:

· тема занятия;

· главная дидактическая цель;

· цель проверки занятия;

· ход наблюдения занятия:

 

Этап Текущее время Содержание работы учителя и учащихся Полученный результат

 

2. В зависимости от цели проверки занятия, сделайте анализ:

· структурно-временной (по методике В. П. Беспалько или методике А. И. Кочетова);

· психологический (по методике А. И. Кочетова);

· поэтапный (по методике А. И. Кочетова);

· комплексный (по одной из методик: А. И. Кочетова, В. А. Беликова, В. П. Симонова или по схеме, разработанной кафедрой педагогики и психологии МИПКРО).

3. Сделайте выводы и рекомендации «учителю».

 

Литература

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

2. Инновационное обучение: стратегия и практика / под ред. В. Я. Ляудис, – М., 1994.

3. Педагогическая диагностика в школе / под ред. А. И. Кочетова. –Мн., 1987.

4. Симонов В. П. Педагогический менеджмент. – М., 1995.

 

 


IV. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

№ п/п Тема и содержание занятия Лекции Семинары
  Предмет и задачи курса    
  Проблема технологии образования    
  Планирование образовательной (воспитательной) деятельности учебного заведения    
  Системный подход как основа технологии образования    
  Основы теории управления педагогическими системами    
  Деятельностный подход как основа технологии образования    
  Технология изучения и обобщения (передового) педагогического опыта    
  Технология педагогического общения    
  Технология мотивации образования    
  Особенности работы классного руководителя    
  Технология организации и руководства системой учебно-познавательной и социальной деятельности школьников    
  Технология контроля, анализа, оценки и корректировки хода и результатов процесса образования личности    
  Технология коллективного творческого дела    
  Личностный подход как основа разработки технологии образования    
  Критерии и показатели эффективности функционирования и развития педагогической системы    
  Итоговая конференция студентов      
  ИТОГО      

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

 

I. Предмет и задачи курса (лекция)

 

1. Технологические аспекты педагогических проблем.

2. Предмет и основания системного и технологического подходов решения педагогических проблем.

3. Направления исследований и задачи курса.

4. Правомерность технологического и системного подходов в педагогике.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Возможен ли в педагогике объективный подход к решению проблем?

2. Почему педагогические объекты мы относим к системным?

3. В чем состоит важно отличие педагогической технологии от производственной технологии?

II. Проблема технологии образования (лекция)

 

1. Понятия «техника», «мастерство», «технология». Их взаимосвязь.

2. Необходимость и возможность разработки технологии образования.

3. Основные характеристики педагогической технологии.

4. Проблемы современной школы, решаемые на уровне технологий.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Оцените уровень преподавания основных предметов на вашем факультете.

2. Правы ли те педагоги, которые считают технологию высшим уровнем готовности учителя к решению педагогическим проблем?

3. На основе анализа существующих определений понятий лекции дайте свои определения.

 

III. Планирование образовательной (воспитательной) деятельности учебного заведения (лекция)

 

1. Необходимость планирования.

2. Принципы планирования.

3. Виды, форма и структура планов.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Сформулируйте свое отношение к планированию педагогической деятельности.

2. В чем отличие различных видов планов?

3. Какие, на ваш взгляд, принципы планирования нарушаются в школе?

 

Системный подход как основа технологии образования (лекция)

1. Понятие системного подхода.

2. Понятие педагогической системы.

3. Понятие структуры педагогической системы.

4. Иерархия педагогических систем.

5. Основные компоненты педагогической системы.

6. Образовательная система и образовательное пространство.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Четко различите в виде перечисления признаков понятия «структура» и «система».

2. Чем отличаются понятия «компонент системы» и «элемент системы»?

3. Постройте граф-схему основных видов педагогических систем с учетом их иерархии.

 

V. Основы теории управления педагогическими системами (лекция)

 

Понятие управления.

Функции управления.

Методы управления педагогическими системами.

Виды и формы управленческой деятельности.

Принципы управления педагогическими системами.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем отличие административного управления от педагогического?

2. Сформулируйте свое отношение к системе принципов педагогического управления.

3. В чем, на ваш взгляд, главные недостатки современного педагогического управления?

VI. Деятельностный подход как основа технологии образования (лекция)

 

1. Сущность деятельностного подхода в образовании.

2. Виды деятельности школьника и педагога.

3. Уровни организации деятельности школьников и педагогов.

4. Анализ уровней с учетом требований деятельностного подхода.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Приведите известные вам определения понятия деятельность.

2. Что является главным условием выделения самостоятельного вида деятельности?

3. Назовите предметы известных вам видов деятельности.

4. Укажите основные признаки репродуктивного, эвристического и творческого уровней овладения деятельностью.

 

VII. Технология изучения и обобщения (передового) педагогического опыта (лекция)

 

1. Исходные понятия и положения.

2. Этапы изучения опыта.

3. Критерии оценки педагогического опыта.

4. Основы методики изучения опыта.

5. Проблемы и достижения современной школы, подлежащие изучению и обобщению

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Почему поэт назвал опыт «сыном ошибок трудных»?

2. Назовите основные виды педагогического опыта.

3. По каким критериям вы можете оценить свой личный педагогический опыт?

 

VIII. Технология педагогического общения (лекция)

 

1. Понятие и виды педагогического общения.

2. Формы педагогического общения.

3. Требования к педагогическому общению

4. Тренинг педагогического общения.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие существуют проблемы вашего общения с товарищами, педагогами?

2. Назовите известные вам ошибки педагогического общения.

3. Как можно преодолеть конфликт в педагогическом общении?

 

IX. Технология мотивации образования (лекция)

 

1. Понятие мотивов.

2. Классификация мотивов деятельности.

3. Уровни мотивации деятельности.

4. Приемы мотивации на различных уровнях.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что является мотивом учебной деятельности?

2. Оцените известные вам мотивы по их роли в активизации учебной деятельности.

 

X. Особенности работы классного руководителя (лекция)

 

1. Необходимость деятельности классного руководителя

2. Качества личности классного руководителя

3. Функции классного руководителя

4. Содержание работы классного руководителя

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Необходим ли классный руководитель в современной школе?

2. Назовите права и обязанности классного руководителя 8Б класса.

3. В порядке убывания значимости перечислите качества классного руководителя.

 

XI. Технология организации и руководства системой учебно-познавательной и социальной деятельности школьников (лекция)

1. Понятие и виды учебно-познавательной и социальной деятельности.

2. Уровни организации деятельности.

3. Приемы организации и управления деятельностью на:

а) алгоритмическом;

б) эвристическом и

в) творческом уровнях.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Перечислите основные признаки учебно-познавательной и социальной деятельности.

2. Укажите предметы этих видов деятельности.

3. Какими приемами организации и управления этими видами деятельности вы владеете в большей степени?

 

XII. Технология контроля, анализа, оценки и корректировки хода и результатов процесса образования личности (лекция)

 

1. Необходимость контроля, анализа и оценки результатов образования.

2. Формы и методы контроля.

3. Требования к осуществлению контроля.

4. Учет интересов личности при организации контроля.

5. Педагогический мониторинг.

6. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя педагогической системы.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите иерархию понятий «контроль», «анализ», «диагностика», «мониторинг», «контрольно-аналитическая деятельность».

2. Что, на ваш взгляд, надо сделать для повышения объективности педагогического контроля?

 

XIII. Технология коллективного творческого дела (КТД) (лекция)

 

1. Понятие коллективного творческого дела (КТД).

2. Походы к организации КТД.

3. Методы разработки и анализа КТД.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Перечислите основные признаки КТД.

2. Сформулируйте основные требования к подготовке, проведению и анализу КТД.

 

XIV. Личностный подход как основа разработки технологии образования (лекция)

 

1. Понятие личности: аспекты, подходы к определению

2. Личностная сфера: понятие и компоненты.

3. Принципы личностно-ориентированного образования.

4. Этапы развития личности и этапы овладения деятельностью.

5. Программа развития личности с учетом этапов овладения деятельностью.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Почему понятие личности необходимо рассматривать с различных точек зрения?

2. Что включает в себя личностная сфера учащегося средней школы, студента педвуза?

3. Сформулируйте основные принципы личностно-ориентированного подхода.

 

XV. Критерии и показатели эффективности функционирования и развития педагогической системы (лекция)

 

1. Понятие критериев и показателей эффективности.

2. Педагогический опыт как основа выделения критериев и показателей эффективности.

3. Система критериев и показателей эффективности.

4. Количественная обработка результатов оценки эффективности педагогической системы.

5. Интерпретация результатов.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите критерии педагогической готовности студента педвуза и укажите для каждого из них показатели.

2. Как можно наглядным образом представить критерии эффективности управления педагогической системой и их показатели?

 

XVI. Итоговая конференция студентов (конференция)

 

1. Примерная программа образования личности школьника (описание результатов исследовательской работы студентов в образовательных учреждениях)

2. Примерная программа развития образовательного учреждения.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

 

Тема Проблема технологии образования
Цель определить организационно-педагогические условия разработки и применения технологии образования

План

1. Повторить основные понятия темы.

2. Составить программу образования и оценить ее технологические возможности.

3. Определить структурные элементы технологии и дать их характеристику.

4. Разработать технологическую карту подготовки, проведения и анализа урока и КТД.

 

Основные понятия: педагогическое мастерство, педагогическая технология, технологическая карта

Вопросы для обсуждения

1. Имеется ли объективная необходимость и возможность разработки и использования педагогической технологии?

2. В чем принципиальное отличие технологии от программы образовательной деятельности?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...