Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные учебники и учебные пособия




1. Лихачев Б. Т. Педагогика. – М., 1993

2. Ильина Н. А. Педагогика. – М., 1984

3. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1996

4. Подласый И. П. Педагогика. – Киев, 1996

5. Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 1997

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ, СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ (ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ)

 

 

№ пп Темы лекций и семинарских занятий Кол-во лекций Кол-во семинар. занят. Всего часов
  Структура курса педагогики и основные виды учебной деятельности студентов в вузе      
  Педагогика как наука      
  Отрасли педагогической науки      
  Основные категории педагогики      
  Методы педагогических исследований      
  Целеполагание в педагогике      
  Цель воспитания в современной российской школе      
  Педагогический процесс      
  Развитие системы образования в России и в г. Магнитогорске      
  Педагогическое мастерство, новаторство и творчество      
  Профессиональное становление молодого учителя      
  Учитель – творческая саморазвивающаяся личность      
  Пути творческого саморазвития учителя      
  Личность как предмет воспитания      
  Методы изучения личности      
  Развитие личности и его факторы      
  Возрастные особенности и возрастные периоды развития личности      
  Наблюдение и характеристика личности      
  Итого:      

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

 

I. Структура курса педагогики и основные виды учебной деятельности студентов в вузе (лекция)

1. Педагогика – наука о человеке.

2. Структура курса педагогики.

3. Особенности обучения в высшей школе.

4. Основные виды учебной деятельности студентов в вузе.

5. Формы учебных занятий в педагогическом институте.

Основные понятия

· Педагогика как область научного знания и как область практической деятельности, искусство, ремесло.

· Учебно-познавательная деятельность, творческая деятельность студентов.

· Основные виды деятельности на лекции, семинаре, практическом занятии.

· Необходимые условия существования науки.

 

Контрольные вопросы

1. При каких необходимых условиях определенную отрасль знаний называют наукой?

2. Как Вы относитесь к утверждениям «Педагогика – это и наука, и искусство»?

3. Процесс обучения в средней и высшей школе имеет и общие, и отличительные черты. Что, на Ваш взгляд, особенно явно характеризует учебный процесс в высшей школе

4. Укажите новые (ранее неизвестные) для Вас формы учебной работы, если таковы имеются.

5. Назовите особенности деятельности студента и преподавателя на лекции.

6. Опишите способы подготовки к семинарским занятиям.

Литература

1. Введение в специальность / под ред. Л. И. Рувинского. – М., 1988.

2. Рувинский Л. И. Самовоспитание личности. – М., 1984.

3. Беликов В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. – Челябинск, 1989.

4. Усова А. В., Беликов В. А. Учись самостоятельно учиться. – Челябинск-Магнитогорск, 1997.

5. Культура учебного труда студентов / сост. Н. В. Сычкова. – Магнитогорск, 1996.

6. Периодические издания:

– газеты: «Учительская газета», «Первое сентября»;

– журналы: «Педагогика», «Народное образование».

 

II. Педагогика как наука (лекция)

1. Предмет и задачи педагогики.

2. Методология педагогики.

3. Структура педагогической науки.

4. Функции педагогической науки.

 

Основные понятия

· Предмет педагогической науки.

· Научные и практические задачи педагогической науки.

· Методология, педагогическая методология.

· Педагогика школы, социальная педагогика, история педагогики, частные методики.

· Объяснительная, прикладная (преобразовательная), прогностическая и воспитательная функции педагогики.

 

Контрольные задания

1. Дайте определение понятий: педагогика, методология педагогики.

2. Дополните и охарактеризуйте функции науки: – объяснительная, –..., – прогностическая, –....

3. Как взаимосвязаны задачи и функции педагогической науки?

4. Педагогики делится на ряд отраслей. Назовите наиболее интересующие Вас.

Литература

1. Гришин Д. М., Прокопенко В.И. Педагогика. – Брянск, 1996.

2. Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. – М., 1997.

3. Андреев В. И. Педагогика саморазвивающейся творческой личности. – М., 1996.

 

III. Основные категории педагогики (лекция)

1. Понятия «категория» и «категории» педагогики.

2. Основные педагогические понятия «воспитание», «обучение», «образование».

3. Межнаучные понятия в педагогике: «формирование», «развитие».

Основные понятия

· Категория

· Воспитание

· Обучение

· Образование

· Формирование

· Развитие

Контрольные вопросы

1. В чем сущность основных педагогических категорий «обучение» и «воспитание».

2. Что такое воспитание? Из предложенных ответов выберите правильный.

а) Воспитание тождественно образованию. Оно направлено на изучение норм и правил поведения в обществе.

б) Воспитание всегда предполагало и предполагает вооружение ребенка нормами поведения в обществе.

в) Воспитание – это организованный и целенаправленный процесс формирования личности человека в соответствии с потребностями общественно-экономического развития.

г) Воспитание является составной частью образования, в процессе которого человек готовиться к жизни, к практической деятельности.

3. Как Вы соотносите понятия:

 

Образованный человек и умный человек
Эрудированный человек и образованный человек
Воспитанный человек и развитый человек

Литература

1. Гришин Д. М., Прокопенко В. И. Педагогика. – Брянск: БГПИ, 1995.

2. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / под ред. Н. Б. Крыловой. – М., 1995.

 

IV. Целеполагание в педагогике (лекция)

1. Понятие «цель» и значение целей в педагогической теории и практике.

2. Цель как компонент педагогической деятельности.

3. Иерархия целей воспитания и образования.

 

Основные понятия

· Цель

· Цель педагогической деятельности

· Целеобразование

· Целеполагание

 

Контрольные вопросы

1. Приведите доказательства или опровержение правильности всестороннего гармонического развития личности как цели воспитания.

2. Сформулируйте новообразующие и искореняющие цели воспитания.

Литература

1. Моносзон Э.Н. Учитель и всестороннее развитие личности школьника: Серия «Педагогика и психология», № 6. – 1991.

2. Сазонов В. П. Воспитание на основе потребностей человека // Вопросы обучения и воспитания. – № 5. – 1990. – С. 28-32.

5. Закон РФ об образовании. – М.,1992.

6. Государственный стандарт высшего профессионального образования. Педагогическое образование России: сб. нормативных документов. – М., 1994.

8. Стандарты педагогического образования и оценка его качества в России и за рубежом. Сборник научных сообщений. – М., 1994.

 

V. Педагогический процесс (лекция)

1. Сущность целостного педагогического процесса.

2. Структура педагогического процесса.

3. Движущие силы педагогического процесса.

4. Закономерности и принципы педагогического процесса.

Основные понятия

· Педагогический процесс

· Закономерности целостного педагогического процесса

· Общие принципы построения целостного педагогического процесса

Контрольные вопросы

Вставьте пропущенные слова.

1. Противоречие между требованиями жизни и уровнем развития ребенка является.....

2. Объективные, существенные, устойчивые связи между сторонами педагогического процесса и явлениями называются.....

3. Исходные требования к педагогическому процессу, определяющие педагогическую деятельность, называются.....

Слова для вставки: движущие силы педагогического процесса, закономерности педагогики, принципы педагогического процесса.

Литература

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1982.

2. Ильина Т. А. Педагогика. – М., 1988.

 

VI. Педагогическое мастерство, новаторство и творчество (лекция)

1. Педагогическое мастерство и его компоненты.

2. Новаторство: понятие и признаки.

3. Инновации: понятие, отличительные особенности.

4. Педагогическое творчество.

Основные понятия

· Педагогическое мастерство

· Новаторство

· Инновации

· Педагогическое творчество

 

Контрольные вопросы

1. Закончите предложение:

Педагогическое мастерство и творчество являются для меня.....

2. Дополните: Педагогическое мастерство – это комплекс........, обеспечивающий высокий уровень.... профессиональной педагогической деятельности.

Слова для вставки: свойств личности, самоорганизации.

3. Каковы компоненты педагогического мастерства учителя?

4. Назовите отличительные признаки процессов новаторства и инновации.

Литература

1. Поташник М. М. Инновационные школы России. – М.: Новая школа, 1996.

2. Зеер Э. Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1997.

3. Ангеловски К. Учителя и инновации. – М., 1991.

4. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.

5. Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. – М., 1989.

6. Основы педагогического мастерства / под ред. И. А. Зязюна. – М., 1989.

7. Каспржак А. Г. Педагогическая гимназия. – М., 1992.

 

VII. Личность как предмет воспитания (лекция)

 

1. Понятие о социальной сущности личности. Структура личности.

2. Современные научные теории и концепции развития личности.

3. Биосоциальная природа личности.

 

Основные понятия

· Личность

· Структура личности

· Природа личности

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «личность».

2. В науки имеются разные теории личности. Назовите наиболее значимые для Вас.

3. Вставьте пропущенные слова:

а) в зависимости от понимания........ строятся педагогические системы.

б) вопрос о природе личности носит.... характер.

в) научно-материалистический взгляд на сущность человека утверждает: природа личности...: в ней есть.... структуры, на основе которых развивается собственно.... начало.

Слова для вставки:.... сущности личности;.... методологический;.... бисоциальна;.... биологические;.... личностное.

Литература

1. Коржов Г. Ребенок для школы или школа для ребенка // УГ. – 31.08.93.

2. Очерки истории школы и педагогики за рубежом / под ред. Сошеловой. – М.: Педагогика, 1989.

3. Слободчиков В. И. Исаев Е. И. Психология человека: введение в психологию субъективности. – М.: Школа-пресс, 1985.

4. Гришин Д. М., Прокопенко В. И. Педагогика. – Брянск, 1996.

 

VIII. Развитие личности и его факторы (лекция)

1. Понятие «развитие личности» в психологии и педагогике.

2. Аспекты развития личности, движущие силы и закономерности.

3. Роль наследственности и Среды в развитии и формировании личности.

4. Воспитание как ведущий фактор развития и формирования личности.

5. Роль деятельности и общения в развитии личности.

 

Основные понятия

· Личность. · Воспитание. · Развитие. · Формирование личности · Среда. · Деятельность. · Общение. · Активность личности · Наследственность

Контрольные вопросы

1. Как взаимосвязаны процессы воспитания и развития личности?

2. Что можно отнести к факторам развития личности?

Литература

1. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. – М., 1987.

2. Психология современного подростка. – М., 1980.

3. Гришин Д. М., Прокопенко В. И. Педагогика. – Брянск, 1996.

 

IX. Возрастные особенности и возрастные периоды развития личности (лекция)

1. Возрастные этапы в развитии личности школьника, их характеристика.

2. Особенности воспитания учащихся разных возрастов.

3. Акселерация и социальная зрелость.

 

Основные понятия

· Возраст

· Возрастные особенности

· Акселерация

· Социальная зрелость

 

Контрольные вопросы

1. Что в педагогике понимается под возрастными особенностями детей и возрастными периодами развития?

2. Как соотносятся возрастные и индивидуальные особенности ученика?

3. Сформулируйте определения понятий «акселерация» и «социальная зрелость».

 

Литература

1. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1989.

2. Караковский В. В. О подростках. – М.: Педагогика, 1987.

3. Кон И. С. Психология старшеклассника. – М., 1980.

 

 


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

 

Тема: Отрасли педагогической науки
Цель: - сформировать представление студентов о системе педагогических наук - отработать умение публичного выступления

План

1. Система педагогической науки:

а) ясельная и дошкольная педагогика;

б) педагогика школы;

в) педагогика профессионально-технического образования и среднего специального;

г) педагогика высшей школы;

д) производственная и военная педагогика;

е) социальная педагогика;

ж) сравнительная педагогика;

з) специальные педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика и т. д.

и) пенитенциарная педагогика.

2. Связь педагогики с другими науками.

 

Основные понятия: система педагогических наук; отрасли педагогики и область их изучения; межнаучный подход к объектам исследования.

 

Контрольные вопросы

1. Определите состав наук для разно научного исследования проблем:

а) преодоления негативного отношения школьников к изучению языка, математики, литературы, музыки;

б) влияние денег на поведение младших, подростков и старших учащихся.

2. Сопоставьте толкование понятий «воспитание» («образование», «личность» и др.) в вузовских курсах философии, психологии, политологии, педагогики. Ваши мысли?

Литература

1. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. – М.: Просвещение, 1990.

2. Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. – М.: Педагогика, 1988.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Методы педагогического исследования
Цель: формирование представления у студентов о содержании методов, отработка умения использовать один из методов

План

1. Определение понятия «метод исследования» и его конкретизация в педагогической науке.

2. Принципы выбора методов научно-педагогического исследования:

а) принцип совокупности методов исследования;

б) принцип адекватности метода существу изучаемого предмета.

3. Характеристика методов педагогической науки:

а) теоретические методы;

б) эмпирические методы;

в) математические методы.

 

Основные понятия: метод исследования; принципы выбора; теоретические, эмпирические и математические методы исследования.

 

Контрольные вопросы

1. Дополните логическую схему терминов “Методы исследования”:

М е т о д ы п е д а г о г и ч е с к и х и с с л е д о в а н и й

 

теоретические · анализ ·.......... ·.......... ·..........   эмпирические · наблюдение · анкета ·.......... · социометрия ·.......... ·..........     –....................______   · ранжирование ·............ ·............  

2. В чем сущность принципов выбора методов исследования?

3. Сформулируйте задачи и определите методы исследования по теме «Воспитание и самовоспитание воли у подростка» (возможны другие варианты тем).

Литература

1. Методы педагогического исследования / под ред. А. И. Пискунова и Г. В. Воробъева. – М., 1979.

2. Теория и практика педагогического эксперимента / под ред. А. И. Пискунова и Г. В. Воробьева. – М., 1979.

3. Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. – М., 1976.

4. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Цель воспитания в современной российской школе
Цель: - формирование представления студентов о динамике целей воспитания в историческом аспекте - обоснование значения и смысла современной цели воспитания

План

1. Цели воспитания в мировой практике.

2. Педагогические цели и образовательные стандарты.

3. Диагностическая постановка цели.

 

Основные понятия: цель, цель воспитания, образовательный стандарт, постановка цели: целеобразование и целеполагание.

Контрольные вопросы

1. Как Вы понимаете современную цель воспитания?

2. Приведите доказательства или опровержения правомерности всестороннего развития личности как цели воспитания.

3. Какой смысл имеет понятие «образовательный стандарт»?

4. Разрешимо ли противоречие между необходимостью соблюдать образовательные стандарты и творчеством учителя в выборе содержания образования.

Литература

1. Поташник М. М. Инновационные школы России. – М.: Новая школа, 1996.

2. Муравьев А. Н. Как воспитывали русского дворянина. – М.: Просвещение, 1995.

3. Воробъев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.

4. См. литературу в лекции № 4 «Целеполагание в педагогике».

5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Просвещение, 1992.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Развитие системы образования в России и в г. Магнитогорске
Цель: - анализ процесса развития системы образования в г. Магнитогорске (или городе, где расположен вуз) - введение и отработка ключевых понятий

 

План

1. Инновационные образовательные учреждения.

2. Стратегия новой школы.

3. Гимназия, лицей, колледж как, форма образовательных учреждений.

4. Отличительные характеристики гимназий, лицея и колледжа.

 

Основные понятия: новации, инновации, стратегия, гимназия, лицей, колледжи.

 

Контрольные вопросы

1. Какие процесс в школе можно назвать инновационными и новаторскими?

2. В чем отличие содержания образования, методов, средств и форм обучения и воспитания в гимназии, лицее и колледже?

Литература

1. Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.

2. Ангеловски К. Учителя и инновации. – М., 1991.

3. Педагогическая инноватика: состояние, проблемы, перспективы: матер. науч.-пр. конф. – Магнитогорск, 1997.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Становление молодого учителя
Цель: - показ значимости профессионального роста педагога - формирование личного интереса к вопросам самосовершенствования личности

План

1. Критерии профессионализма.

2. Этапы овладения профессионализмом.

3. Профессионально-педагогические умения.

4. Комическое в деятельности учителя.

 

Основные понятия: профессионализм, профессионально-педагогические умения, профессионально-значимые качества личности.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные критерии профессионализма.

2. Как соотносятся профессионально-значимые качества учителя и профессионально-педагогические умения?

3. Можно ли говорить о взаимовлиянии этих категорий?

4. Юмор в педагогическом процессе. Обоснуйте свое мнение по этому вопросу.

Литература

1. Зеер Э. Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: УрГППУ, 1997.

2. Основы педагогического мастерства / под ред. И. А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989.

3. Безрукова В. С. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.

4. Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – Ленинград, 1993.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: Учитель – творческая саморазвивающаяся личность
Цель: формирование четкого представления студентов о многообразии функций учителя

План

1. Учитель и его функции.

2. Учитель как интеллектуальная личность и человек культуры

3. Учитель-воспитатель и преподаватель.

4. Учитель-методист и исследователь.

 

Основные понятия: функции учителя, творчески саморазвивающаяся личность, воспитатель, преподаватель, методист, исследователь

Контрольные вопросы

1. Каковы функции учителя?

2. Какой смысл Вы вкладываете в понятия «интеллектуальная личность» и «культурный человек».

3. Согласны ли Вы с утверждением, что учитель – «и швец, и жнец, и на дуде игрец»?

4. Проанализируйте, какие качества преобладают в Вас – воспитателя, преподавателя, методиста или исследователя?

Литература

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1985.

2. Зеер Э. Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1997.

3. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. – М., 1994.

4. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М.: Просвещение, 1989.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: Пути творческого саморазвития учителя
Цель: формирование представления студентов о личностной значимости изучаемого материала

 

План

1. Необходимость творческого саморазвития личности учителя.

2. Диагностика уровня творческого саморазвития учителя.

3. Уровни творческого саморазвития учителя.

4. Методы и формы творческого саморазвития учителя.

Литература

1. Елканов С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя. – М., 1986.

2. Кухарев И. В. На пути к профессиональному совершенству. – М., 1990.

3. Полякова Г.П. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающего учителя. – М., 1993.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема: Методы изучения личности
Цель: отработка практических умений студентов по теме занятия

План

1. Понятие и классификация методов изучения личности.

2. Логика в изучении личности.

3. Методики изучения личности учащихся и ученических коллективов.

 

Основные понятия: методы, методика, анкета, тест, требования к проведению методик изучения личности.

 

Контрольные вопросы

1. По каким основаниям можно классифицировать методы исследования личности?

2. Как соотносятся понятия метод и методика?

3. Назовите основные требования к проведению методик изучения личности?

4. Обоснуйте необходимость постановки цели, составления программы исследования личности.

Литература

1. Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 1985.

2. Фридман Л. М. и др. Методика изучения личности учащегося и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1989.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Тема: Наблюдение и характеристика личности
Цель: раскрытие практических аспектов использования данного метода

 

План

1. Наблюдение как метод научно-педагогического исследования.

2. Связь наблюдения как метода изучения личности и характеристики личности.

Контрольные вопросы

1. Какой вид деятельности можно назвать наблюдением?

2. Дополните:

В и д ы н а б л ю д е н и я:

 

непосредственное   ..............
сплошное   дискретное
..............   включенное

Слова, для вставки: опосредованное, нейтральное.

 

3. Расшифруйте представленные виды наблюдения.

4. Как составляется характеристика личности.


II. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

№ пп Темы занятий Количество часов Лекций Семин. Практ. Всего
           
1. Теория воспитания – составная часть науки педагогики.        
2. Сущность процесса воспитания.        
3. Закономерности и принципы воспитания.        
4. Методы воспитания.        
5. Содержание и формы внеклассной и внешкольной работы.        
6. Виды воспитания и их теоретические основы.        
7. Теория воспитания коллектива и личности в нем.        
8. Совместная воспитательная работа школы и семьи.        
9. Основы работы классного руководителя.        
  Итого:        

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

 

I. Теория воспитания – составная часть педагогики ( лекция)

 

1. Предмет и задачи курса теории воспитания.

2. Основные категории теории воспитания.

3. Проблемы воспитания в современных условиях.

4. Современные подходы к решению проблем воспитания.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы основные категории теории воспитания?

2. В чем сущность личностно-ориентированного подхода к воспитанию?

3. В чем сущность комплексного подхода к воспитанию?

4. Какие проблемы являются предметом исследования теории воспитания?

Литература

1. Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 1997.

2. Подласый И. П. Педагогика. – М., 1996.

3. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. – М., 1992.

4. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1996.

 

II. Сущность процесса воспитания (лекция)

1. Воспитание как общественное явление.

2. Воспитание как процесс: сущность, содержание, структура, особенности, цель.

3. Критерии и показатели воспитанности школьников.

4. Составление части воспитания.

 

Задания и вопросы для самоконтроля

1. Что такое воспитательный процесс и каковы его основные компоненты?

2. Что является движущей силой воспитательного процесса?

3. Что является содержанием воспитательного процесса?

4. В чем смысл диагностики воспитанности?

 

Литература

1. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко. – М., 1987.

2. Коротов В. М. Введение в общую теорию развития личности. – М., 1991.

3. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

 

III. Закономерности и принципы воспитания (лекция)

 

1. Понятие закономерностей и принципов в науки.

2. Объективный характер закономерностей воспитания.

3. Система закономерностей воспитания.

4. Принципы и правила воспитания.

5. Система принципов воспитания.

6. Взаимосвязь закономерностей, принципов и правил воспитания.

7. Характеристика отдельных принципов воспитания.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что стоит понимать под закономерностями воспитания?

2. Перечислите основные закономерности воспитания, раскройте их сущность и психологические основы.

3. Покажите на примере взаимосвязь принципов, закономерностей и правил.

4. Дайте по алгоритму характеристику одного из принципов воспитания.

Литература

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. – М., 1979.

2. Амонашвили Ш. А. Как живете дети. – М., 1986.

 

IV. Методы воспитания (лекция)

1. Понятие методов воспитания.

2. Сущность понятий приемов и средств воспитания.

3. Классификация методов воспитания.

4. Характеристика отдельных методов воспитания.

5. Выбор методов воспитания.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение сущности методов, приемов и средств воспитания.

2. Как взаимосвязаны методы и приемы воспитания?

3. Какие условия определяют выбор методов воспитания?

4. В чем сущность метода наказания?

5. Охарактеризуйте один из методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения

 

Литература

1. Гордин Л. Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. – М., 1980.

2. Журавлев В. И. Сочетание средств и методов в воспитании детей. – М., 1980.

3. Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия в школе. – М., 1970.

4. Макаренко А. С. Методы воспитания. – Соч. Т. 5.

 

V. Содержание и формы внеклассной и нешкольной работы (лекция)

 

1. Задачи и основные требования к организации внеклассной и внешкольной воспитательной работе в современной школе.

2. Система форм организации воспитательной работы.

3. Содержание внеклассной и внешкольной работы.

4. Критерии эффективности форм воспитания.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое форма организации воспитательной деятельности?

2. Составьте таблицу классификации форм воспитания.

3. Какие факторы влияют на выбор содержания и форм воспитательной работы?

4. Каковы основные действия педагога при организации воспитательного дела?

Литература

1. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. – М., 1989.

2. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.

3. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. – М., 1986.

4. Щуркова Н. Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986.

5. Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993.

6. Щуркова Н. Е. Собрание пестрых дел. – М., 1991.

7. Методика воспитательной работы / под ред. Л. И. Рувинского. – М., 1989.

 

VI. Виды воспитания и их теоретические основы (лекция)

1. Составные части процесса воспитания.

2. Характеристика нравственного воспитания: задачи, средства, методы, формы.

3. Характеристика умственного воспитания.

4. Характеристика физического воспитания.

5. Характеристика эстетического воспитания.

 

Вопросы и задания для самоанализа

1. Раскройте значение понятий: трудовое воспитание и профориентация. В какой связи находятся они между собой?

2. Раскройте содержание, методы и средства по формированию у школьников трудолюбия и предприимчивости?

3. Обоснуйте, какие методы и формы воспитательного воздействия необходимо использовать по формированию чувства меры и вкуса?

 

Литература

1. Минаев Б. Н., Шиян Б. Н. Основы методики физического воспитания школьников. – М., 1989.

2. Станкен М. И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. – М., 1987.

3. Шуртаков К. П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989.

4. Содержание трудового воспитания школьников / под ред. Я. А. Журкиной, И. И. Зарецкого. – М., 1989.

5. Щуркова Е. Н. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993.

 

VII. Теория воспитания коллектива и личности в нем ( лекция)

 

1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания.

2. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития.

3. Структура и функции коллектива.

4. Личность и коллектив.

5. Педагогическое руководство коллективом, воспитательные средства и пути формирования коллектива.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Чем обуславливается необходимость воспитания личности в коллективе и через коллектив?

2. В чем сущность и методические приемы воспитания ученического коллектива?

3. Как конкретно влияет коллектив на развитие личности?

Литература

1. Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива. – М., 1984.

2. Иванов И. П. Воспитание коллективистов. – М., 1987.

3. Новикова Л. И. Самоуправление в школьном коллективе. – М., 1988.

4. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. в 7 Т. – М., 1985. – Т. 5.

5. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. – М., 1987.

 

VIII. Совместная воспитательная работа школы и семьи (лекция)

1. Семья и семейное воспитание.

2. Основные проблемы семейного воспитания.

3. Методы и формы семейного воспитания.

4. Совместная воспитательная работа школы и семьи.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Почему семья является фактором развития личности ребенка?

2. Каковы основные трудности семейного воспитания?

3. Какие темы родительских собраний актуальны на современном этапе?

4. Каковы функции семьи?

 

Литература

1. Диалоги о воспитании: Книга для родителей. – М., 1985.

2. Макаренко А. С. Книга для родителей // Соч. в 7 т. – М., 1957. – Т. IY.

3. Мудрость воспитания: книга для родителей / сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. – М., 1987.

4. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика // Избранные пед. соч.: в 3 т. / сост. О. С. Богданова и др. – М., 1981. – Т. 3.

5. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. – М., 1985.

6. Лесгафт

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...