Функционально-смысловые типы речи
В зависимости от целей монологического высказывания, способа изложения содержания выделяют такие функционально-смысловые типы речи, как описание, повествование, рассуждение. Первые два типа речи предполагают соотношение с миром «вещей» — предметов, последний — с миром понятий, суждений. Описание Описание — это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата). Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними. Структурную схему описания можно представить следующим образом: Описание - признак1 + признак2 + признак3... Цель описания — создать в представлении читателя целостную картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица. В логическом плане описать предмет или явление — значит перечислить его признаки, поэтому для описания важны слова, обозначающие качества, свойства предметов. Перечислять признаки можно в разной последовательности в зависимости от цели высказывания. Типичная композиция текстов-описаний включает: · общее представление о предмете; · отдельные признаки предмета; · авторскую оценку, вывод, заключение. Способ связи предложений в тексте – параллельная связь. Первое предложение содержит тему, следующие обозначают признак, свойство предмета речи, характеризуют какую-либо деталь общей картины. Специфическая особенность описания как типа речи — статичное расположение предметов на одной плоскости, указание на ряд признаков предметов, отнесенных к определенному моменту речи. С точки зрения объекта описания выделяют следующие типы:
· бытовое, · портретное, · интерьерное, · пейзажное, · научно-техническое, · описание положения дел. Глаголы в описании используются обычно в форме несовершенного вида настоящего и прошедшего времени, характерны составные именные сказуемые. Средства создания цельности и связности текста – однокоренные слова и лексический повтор. Преимущественно используются прилагательные и существительные с оценочным значением. Изобразительно-выразительные средства используются чаще, чем в других типах текстов. Описание может быть представлено серией назывных предложений. Итак, описание можно охарактеризовать как некую модель монологического сообщения в виде перечисления признаков предмета (в широком понимании). Например: «К западу помещался сплошной лучезарный гарем садовых красавиц. Он сиял и рдел под бросаемыми искоса взглядами солнца и прямо-таки смеялся цветами. Короткая, упругая, ароматная трава пестрела асфоделиями. Было что-то от Востока в очертаниях и листве деревьев – гибких, веселых, прямых, ярких, стройных и грациозных, с корою гладкой, глянцевитой и пестрой. Все как бы пронизывало ощущение полноты жизни и радости; и хотя с небес не слетало ни дуновения, но все колыхалось – всюду порхали бабочки, подобные крылатым тюльпанам. Другую, восточную часть острова окутывала чернейшая тень. Там царил суровый, но прекрасный и покойный сумрак. Все деревья были темного цвета; они печально клонились, свиваясь в мрачные, торжественные и призрачные очертания, наводящие на мысли о смертельной скорби и безвременной кончине. Трава была темна, словно хвоя кипариса, и никла в бессилии; там и сям среди нее виднелись маленькие неказистые бугорки, низкие, узкие и не очень длинные, похожие на могилы, хотя и не могилы, и поросшие рутом и розмарином. Тень от деревьев тяжко ложилась на воду, как бы погружаясь на дно и пропитывая мраком ее глубины». (Э. По)
Описания стилистически неоднородны. Наибольшие различия обнаруживаются между описанием художественным и научным. Стиль описания не зависит от объекта описания. Любой предмет можно описывать по-разному в зависимости от цели. Например, художественное описание: «Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца». (А.И. Куприн) научное описание: «Рассвет – 1. Время суток перед восходом солнца. 2. Окраска, освещение неба над горизонтом в это время суток. 3. Книжн. чего Начало, ранний период чего-либо» (Толково-энциклопедический словарь)
Повествование Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий; оно раскрывает связанные между собой явления, действия, происходившие в виде некой цепочки событий в прошлом. Структурную схему повествования можно представить следующим образом: Повествования = событие' + событие2 + событие.. Типичная композиция повествовательных текстов включает: · завязку (начало событий); · развитие действия; · кульминацию; · развязку (итог событий). Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов прошедшего времени совершенного вида – именно они позволяют называть последовательные действия. Однако чтобы придать тексту выразительность, в ряду с этими формами могут употребляться глаголы прошедшего времени, подчёркивая длительность действия в сочетании со словом «долго». Глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя (слушателя). Формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают подчеркнуть стремительность, неожиданность того или иного действия. Обычно предложения в повествовании не бывают длинными, не имеют сложной структуры. Отдельные предложения в повествовании связаны цепной связью. В повествовании соблюдается определенный порядок слов в предложении (его так и называют — повествовательным), когда сказуемое стоит после подлежащего и служит цели изображения последовательности действий. Глаголы-сказуемые обычно обозначают конкретное действие.
Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей. Например: «Но еще не успели раздаться аплодисменты, как произошло нечто невероятное, потрясающее. Часы вдруг выскользнули из поднятой руки педагога и с металлическим грохотом провалились в урну. В тот же момент машина зашипела и защелкала. Подножка вывернулась кверху, скамейка быстро качнулась вверх и вниз, блеснула сталь сомкнувшихся рычагов, мелькнули в воздухе фалды форменного фрака, и вслед за отчетливым, резким ударом по зале пронесся дикий вопль изобретателя». (А.И. Куприн) В данном примере рассказ представлен в виде цепочки последовательно сменяющих друг друга событий. Развертывание этой событийной цепочки осуществляется прежде всего за счет использования глаголов совершенного вида, обозначающих конкретные действия (аплодисменты не успели разразиться; невероятное произошло; часы выскользнули, провалились; машина зашипела и защелкала; подножка вывернулась и т.д. ). Порядок слов в данном отрывке (следование сказуемого за подлежащим) — повествовательный. Рассуждение Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире. Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение. Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения.
Рассмотрим основные правила построения рассуждений. Рассуждение должно содержать: посылку (точно сформулированную основную мысль), основную часть (умозаключения, которые отражают ход мыслей, приводящий к новому суждению) и вывод (который должен соотноситься с посылкой и логически вытекать из всего хода рассуждения). Таким образом, типичная компо зиция текстов-рассуждений включает: · тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения); · обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры); · вывод. Структурную схему рассуждения можно представить следующим образом: Рассуждение = тезис + суждение1 + суждение2 + суждение3...+ вывод. Разновидности рассуждения: · рассуждение-доказательство (Почему так, а не иначе? Что из этого следует?); · рассуждение-объяснение (Что это такое? Толкование понятия, объяснение сути явления); · рассуждение-размышление (Как быть? Что делать? Раздумья над различными жизненными ситуациями). После тезиса, сформулированного повествовательным предложением, могут стоять вопросы: почему? зачем? что это значит?, переход ко 2 части может начинаться со следующих предложений: И вот почему…, Это значит…, Это можно доказать (объяснить) так… Последовательность аргументов может быть выражена словами во-первых, во-вторых и т.п., может быть обозначена абзацным членением. В качестве аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их произведений, пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, факты, события, примеры из личной жизни и жизни окружающих, промежуточные умозаключения, основанные на причинно-следственных связях. При перечислении аргументов употребляются вводные слова с разным значением (конечно, разумеется, возможно, самое главное, итак, следовательно, подводя итоги и т.п.) Во второй части рассуждения употребляются сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, ибо, поэтому, вследствие того что и т.п., которые могут передавать различные логические отношения (причинно-следственные, условные, целевые и пр.). Вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно. Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений. Сказуемые в рассуждениях, как правило, выражены глаголами настоящего постоянного действия (включает, является, даётся). Рассуждения используются преимущественно в научной и публицистической речи. В художественном стиле тип речи рассуждение чаще всего встречается во внутренней речи персонажей и обычно содержит не все три части схемы рассуждения.
Например: «Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали за пьяного... Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударился, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, “меня это не касается” стало чувством привычным?» (Д. Гранин) Таким образом, к функциональным типам речи, обусловливаемым целью монологического высказывания и способом изложения высказывания, относят описание, повествование и рассуждение. Описание — это словесное изображение какого-либо явления действительности посредством перечисления его характерных признаков. Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий. Рассуждение есть словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|