Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности составления частных деловых бумаг




начнем анализ с определения наиболее востребованных жанров в учебной и профессиональной сфере общения – автобиографии и резюме, которые входят в число личной документации. Рассмотрим их характерные особенности.

Так, автобиография – это документ, в котором в свободной форме описывается жизненный путь составителя текста.

Основная функция этого документа – предоставление полной информации о физическом лице при приеме на учебу или работу.

Автобиография включает следующие реквизиты:

1) наименование документа;

2) текст документа, содержащий сведения о составителе (фамилия, имя, отчество, полная дата, место рождения), сведения об образовании (когда, в каких учебных заведениях учился или учится, когда закончил учебу); сведения о местах работы с указанием времени и названий учреждений; сведения о составе семьи (Ф.И.О., год рождения, место работы матери и отца); сведения о собственной семье; домашний адрес составителя, телефон;

3) подпись;

4) дата.

 

Подчеркнем, что текст документа достаточно развернутый, свободный по форме. Такой текст характерен только для автобиографии. Он может быть написан от руки, менее стереотипен по сравнению с резюме и другими жанрами названной группы, излагается от первого лица в произвольной форме, причем информация о себе сообщается в хронологической последовательности.

 

Среди кадровой документации наиболее близким к автобиографии по содержанию является резюме. Определение данного документа таково:

Резюме – это документ, содержащий краткие автобиографические сведения с указанием занимаемых в течение жизни должностей, мест работы, образования и пожелания относительно нового места работы.

Резюме называют также CV (си-ви), или curriculum vitae (лат.), что означает «жизнеописание, сведения из чьей-либо жизни».

 

Автобиографичность сведений объединяет резюме и автобиографию, но цели их написания разные. Если назначение автобиографии – предоставление полной информации об авторе, то р езюме должно заинтересовать работодателя и побудить его предоставить составителю документа должность, на которую автор претендует.

 

Поэтому при написании текста резюме рекомендуется отбирать информацию по следующим принципам:

· использовать только те данные о вашей предыдущей работеи учебе, которые имеют отношение к должности, на которую вы претендуете;

· проанализировать свои достижения в этих областях и представить их в наиболее выигрышном виде;

· не включать в резюме все то, что не имеет прямого отношения к избранной работе.

 

Обычно резюме представляется в напечатанном виде и включает следующие р еквизиты:

1) наименование вида документа;

2) текст, включающий Ф.И.О. автора – составителя резюме, сведения о дате и месте рождения автора, его гражданство; адрес, телефон автора-составителя; сведения о его семейном положении; цель составления резюме (получение вакантной должности, на которую претендует автор); сведения об образовании; сведения о местах работы с указанием должности и служебных обязанностей; дополнительные сведения о себе, связанные с возможностью занимать искомую должность (владение компьютером, наличие водительских прав, знание иностранных языков); сведения об интересах автора, его увлечениях; ссылка на рекомендации с предыдущих мест работы;

3) дата.

 

В отличие от автобиографии текст резюме представляется в напечатанном виде, по форме изложения напоминает анкету, но предполагает бóльшую свободу.Кроме того, сведения об образовании представляются в хронологическом порядке, а сведения о местах работы– в обратном порядке, т.е. сначала указывается работа, которой вы занимаетесь в настоящий момент, а потом та деятельность, которой вы занимались ранее. Подпись на этом документе обычно не предполагается, так как, по сути, резюме – это ваша визитная карточка, но более развернутая по форме.

 

В число жанров личной документации входят также заявление, доверенность и расписка, которые так же, как и автобиография, могут быть представлены в рукописном виде.

 

Итак, проанализируем особенности заявления.

 

Заявление – это служебный документ личного характера, который регламентирует отношения отдельного гражданина с должностным лицом или организацией.

 

Заявление содержит узкую, личную информацию, которую составитель доводит до сведения должностного лица. Назначение данного жанра – обеспечить физическим лицам реализацию их гражданских прав.

Основными реквизитами заявления считаются следующие:

1) наименование адресата;

2) наименование адресанта (заявителя);

3) наименование вида документа;

4) текст документа, включающий в случае необходимости опись прилагаемых документов;

5) подпись (заявителя);

6) дата (подачи заявления);

7) визы согласования документа.

 

Следует обратить внимание на содержание и расположение структурных компонентов документа. В начале заявления, в верхнем правом углу листа, должно быть указано, кому и от кого оно направлено (например, «Декану... факультета (ф.и.о.) от (ф.и.о.), студента 1 курса …»), затем следует наименование вида документа чаще со строчной буквы, в конце которого ставится точка. Далее идет стереотипный текст,в котором достаточно лаконично излагается просьба автора и ее объяснение (мотивировка). После этого справа ставится подпись заявителя, а строчкой ниже слева дата написания заявления.

 

Существует два вида оформления заявления, которые могут быть написаны как от руки, так и на бланке с трафаретным текстом.

 

Первый вариант:

 

Ректору ФГБОУ ВПО Орёл ГАУ академику РАСХН Н.В. Парахину студентки 1-го курса экономического факультета (направление подготовки «Экономика») И.М.Кузнецовой   заявление  

 

Второй вариант:

 

Ректору ФГБОУ ВПО Орёл ГАУ академику РАСХН Н.В. Парахину от студентки 1-го курса экономического факультета (направление подготовки «Экономика») И.М.Кузнецовой   заявление

 

К языковым особенностям заявления относится использование клишированных синтаксических конструкций.

В тексте заявления просьба, как правило, представлена предложением «Прошу разрешить мне + инфинитив (посещать занятия) или винительный падеж (досрочную сдачу экзаменов)…». Варианты: «Прошу выделить, выдать, предоставить, помочь, оказать материальную помощь, отчислить, зачислить, перевести, отремонтировать» и т.п.

Мотивировка просьбы включает следующие конструкции: в связи с (тем, что).., ввиду (того, что).., на основании (того, что).., так как.., по семейным обстоятельствам и т.п.

Приведем образец заявления студента с просьбой о разрешении досрочной сдачи сессии:

 

    Декану экономического факультета В.И. Савкину студентки 1-го курса экономического факультета (направление подготовки «Экономика») И.М.Кузнецовой   заявление   Прошу разрешить мне досрочную сдачу экзаменов в связи с тем, что в июне я буду работать проходить стажировку в фермерском хозяйстве в Баварии.     Подпись 10 мая 2013 г.     (визы согласования документа)  

 

При необходимости заявление визируется должностными лицами (в нашем примере – преподавателями, которые допускают студента до досрочной сдачи экзамена по своему предмету).

 

 

Доверенность так же, как и заявление, относится к документам личного характера, но имеет свои содержательные и структурно-языковые особенности. Известно следующее определение этого жанра.

Доверенность – это документ о предоставлении доверенному лицу права на совершение каких-либо действий от лица доверителя (предприятия или гражданина).

 

При написании доверенности используются следующие реквизиты:

1) наименование вида документа;

2) текст, включающий ф.и.о. доверителя, его паспортные данные, ф.и.о. доверенного лица, его паспортные данные или данные организации с указанием адреса;

3) подпись доверителя;

4) дата оформления доверенности;

5) отметка о заверении подписи доверителя;

6) подпись заверителя;

7) дата;

8) печать.

 

Исходя из указанных реквизитов можно выделить два типа доверенностей:

ü служебные доверенности (например, организация доверяет сотруднику пользование служебным автомобилем);

ü личные доверенности (один гражданин доверяет пользование личным автомобилем другому гражданину).

Служебная доверенность составляется от имени юридического лица, она должна быть подписана руководителем (или уполномоченными должностными лицами) и заверена печатью организации. Помимо указанных выше реквизитов служебная доверенность должна содержать регистрационный номер. Если срок действия доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение одного года со дня выдачи.

Личная доверенность составляется физическим лицом, она должна быть удостоверена в нотариальном порядке. Такая доверенность составляется на стандартных листах формата А4 или А5. Без даты оформления документа, подписи доверителя и отметки о заверении доверенность считается недействительной.

Кроме того, поскольку доверенность является важным юридическим документом, то она не принимается к исполнению, если содержит ошибки, структурные нарушения, правку текста, приписывание или зачеркивание слов.

Следует учитывать также некоторые особенности языкового порядка: употребление формы первого лица единственного числа личного местоимения с приложением.

 

В доверенности используют конструкцию «Я, … (данные о доверителе), доверяю (поручаю)(данные о доверенном лице) + инфинитив (получить) …».

Этот жанр может быть использован в повседневной учебной жизни, например, в университете студенты могут доверить получение стипендии старосте группы. В таком случае документ представляет собой следующее:

 

    Д О В Е Р Е Н Н О С Т Ь   Я, студентка 1 курса экономического факультета ФГБОУ ВПО Орёл ГАУ, Мишина Елена Анатольевна (паспортные данные), доверяю в получении стипендии за ноябрь 2012 года старосте группы Ильиной Анне Олеговне (паспортные данные).   Подпись 01.11.2012.     Подпись Сергеевой С.С. удостоверяю   Декан экономического факультета   Савкин В.И..________________________   Дата   Печать

 

 

Обратите внимание на расположение частей доверенности: наименование документа в центре, подпись доверителя справа, ниже слева дата, под датой отметка о заверении подписи доверителя.

Надо сказать, что по форме изложения и заявление, и доверенность являются типовыми документами, т.е. имеются строгие указания по их составлению, отсутствие одного из реквизитов делает их недействительными.

 

Таким же типовым документом является расписка, которая имеет следующее определение:

Расписка – официальный документ, удостоверяющий получение чего-либо (денег, документов, ценных вещей и т.д.), заверенный подписью получателя.

 

Назовем реквизиты этого документа:

1) наименование вида документа;

2) текст, включающий ф.и.о. дающего расписку, его паспортные данные, наименование учреждения, организации или лица, от которого получено что-либо, точное наименование полученного с указанием количества или суммы (про-писью);

3) подпись получателя;

4) дата оформления доверенности.

 

Если расписка имеет особо важное значение, то подпись лица, давшего расписку, заверяется в учреждении или у нотариуса.

 

Образец:

 

    РАСПИСКА Я, студентка 1 курса экономического факультета ФГБОУ ВПО Орёл ГАУ Иванченко Галина Игоревна (паспортные данные), получила со склада типографии ФГБОУ ВПО Орёл ГАУ раздаточные учебные материалы по английскому языку в количестве тридцати экземпляров.   Подпись 15.09.2012  

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...