Классификация морских агентов
Классификация морских агентов проводится по различным признакам. По виду деятельности выделяются: портовый агент, линейный агент, агент-брокер, грузовой агент, страховой агент. По объему полномочий агент может быть - всеобщий или универсальный агент, выполняющий любые сделки; генеральный агент, координирующий деятельность агентов в стране или регионе и специальный агент, который выполняет одну какую-нибудь функцию, например, бункерного агента, тур-оператора или агента-экспедитора. По виду обслуживаемого судоходства выделяют агентов, которые обслуживают трамповые, линейные и пассажирские суда. По порядку назначения агенты могут быть назначаемые судовладельцем или назначаемые фрахтователем, причем оплата в обоих случаях производится за счет судовладельца. Во втором случае судовладелец часто назначает протектинг-агента (protecting agent), который защищает интересы судовладельца, за что протектинг-агент получает плату в размере от 30% до 50% от обычного агентского вознаграждения. По форме собственности различают государственные, частные агентские компании и компании со смешанным капиталом. По отношению зависимости (принадлежности капитала) выделяют агентские компании независимые, полностью зависимые или частично контролируемые судовладельцами, фрахтовщиками, портовыми властями, стивидорными компаниями, операторами и др.
Классификация третьих лиц
Перечень третьих лиц, с которыми взаимодействует морской агент во время обслуживания судна в порту, достаточно велик и разнообразен. Все третьи лица условно могут быть разделены на две основных группы: - официальные третьи лица, - третьи лица, находящиеся в договорных отношениях с принципалом (по договору перевозки или по другим видам договоров). (См. рис. 1.2.)
К официальным третьим лицам относятся: администрации портов, таможенные, пограничные (иммиграционные), санитарные, карантинные, ветеринарные власти, экологическая служба, судебные органы, милиция (полиция), нотариусы, консульства. (Суда, которые заходят в порт под флагом государства, которое имеет свое консульство в данном регионе, должны известить о прибытии судна с помощью агента).
По договору перевозки агент контактирует с фрахтователями, отправителями, получателями грузов и их агентами и страховыми компаниями. Среди компаний, которые обслуживают груз, выделяют стивидорные, тальманские, экспедиторские и терминальные. К компаниям, обслуживающим судно, относятся лоцманские, буксирные, швартовные, судоремонтные, аварийно-спасательные, навигационные камеры (устранение девиации, выдача навигационных карт и пособий). Компании, выполняющие снабженческие функции, это - шипчандлерские (доставка технического снабжения, продовольственных товаров), бункерные, водолейные. Компании, обслуживающие парк оборудования, это лизинговые, ремонтные, железнодорожные и автотранспортные для перевозки по схеме „от двери до двери” („from door to door”). Под парком оборудования в морском бизнесе понимают средства укрупнения грузовых мест: контейнеры, флеты, поддоны, трейлеры и запасные части к ним.
Рис. 1.2. Классификация третьих лиц
Кроме вышеперечисленных, существуют другие третьи лица, к которым относят: сюрвейеров, адвокатов, представителей классификационных обществ, клубов взаимного страхования - «P and I Clubs» (Protection and Indemnity Clubs).
Правовые источники регулирования деятельности морских агентов Международные и национальные источники регулирования Агентской деятельности
Деятельность морских агентов регулируется нормами, которые являются продуктом национального и международного торгового и морского права. Основными национальными документами законодательного характера являются: - Гражданский кодекс Украины; - Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМУ); - законы Украины „О предпринимательстве”, „О хозяйственных обществах”, „О собственности”, „Об инвестиционной деятельности”, „О внешнеэкономической деятельности”, „О транспорте”, „О лицензировании”. Одним из наиболее важных международных источников нормативного характера являются ’’Минимальные нормы ЮНКТАД для морских агентов’’. ЮНКТАД - это конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD - United Nations Conference on Trade and Development). Комитет судоходства ЮНКТАД разработал минимальные требования к профессиональным качествам, финансовому положению и опыту работы агента, хорошему знанию английского языка. Согласно этим нормам на Украине в 1994 г. были разработаны «Условия и правила осуществления агентирования и фрахтования», но их выполнение было связано с получением лицензии на агентирование морских судов. Согласно закону "О лицензировании” в 2000 г. лицензирование агентской деятельности в Украине было упразднено. Другие международные документы, которые касаются регулирования деятельности морского агента, приведены ниже в теме „Международные и национальные организации и объединения, регулирующие деятельность агента” (см. разд. 5).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|