Кодекс торгового мореплавания Украины
О морском агентировании В Кодексе торгового мореплавания Украины (КТМУ) морскому агентированию посвященные статьи 116-119 главы 5 „Морское агентирование” раздела 4 „Морской порт” [7]. В ст. 116 говорится, что в морском порту или вне него действуют как постоянные представители судовладельца агентские организации (морские агенты) всех форм собственности. Вознаграждение агентских организаций устанавливается Министерством транспорта Украины по согласованию с Министерством экономики Украины. В ст.117 приведены права и обязанности морского агента. В ст.118 перечислены обязанности судовладельца или другого доверителя: а) предоставлять средства, достаточные для выполнения агентом его функций; б) возмещать морскому агенту любые расходы, сделанные от его имени или по согласованию с судовладельцем; в) отвечать за последствия любых действий агента в пределах его полномочий. В случае ограничения обычных полномочий морского агента любое соглашение, заключенное им с третьим лицом, является действительным и обязательным для доверителя, если третьему лицу не было известно о таком ограничении. Ст.119 касается вопроса прекращения договора морского агентирования. Расторгнуть договор можно при наличии серьезных причин, подтверждающих его невыполнение, сообщив другой стороне об этом не позднее, чем через три месяца после известия о таких причинах. Договор морского агентирования Отношения между агентом и принципалом регулируются договором в письменной или устной форме. Проформы договоров разрабатываются крупными агентскими и судоходными компаниями, а также ассоциациями агентов или судовладельцев. Агентский договор используется в договорной практике Украины. Отношения, которые регулируются им, наиболее полно описаны в англо-американском праве, а в континентальном праве охватываются договорами комиссии (глава 34 ГК Украины) и поручения (глава 35 ГК Украины).
В англо-американском праве агентский договор существует как самостоятельный договор, в России самостоятельность агентского договора закреплена в гражданском кодексе наряду с договорами комиссии и поручения.
Отличия агентского договора от договоров комиссии и поручения: 1) предметом его могут быть не только действия, которое влекут за собой юридические последствия, но и фактические действия, которые таких последствий не вызывают; 2) его длящийся во времени характер, так как в договоре агентирования понимаются многократно повторяющиеся длящиеся действия агента. 3) морской агент может действовать также в пользу другой стороны договора, если она его на это уполномочила, и если судовладелец не возражает, а комитент или доверитель - нет. По своей правовой природе агентский договор является: 1) двусторонним - права и обязанности возникают у обеих сторон; 2) консессуальним - приобретает юридическую силу с момента согласования его основных условий; 3) возмездным - агент получает вознаграждение за выполнение обязанностей по договору. 3. Структура и содержание агентского соглашения
Виды агентских соглашений Выделяют следующие виды агентских соглашений: 1) соглашение на портовое агентирование для трамповых судов (рort agency agreement); 2) соглашение на генеральное агентирование (general agency agreement); 3) генеральный агент может делегировать часть своих полномочий субагенту по соглашению на субагентирование (sub-agency agreement); 4) соглашение на агентирование линии может быть оформлено в виде аддендума к базовому соглашению (addenda - приложение) или в виде самостоятельного соглашения (liner agency agreement);
5) соглашение на агентирование (эксплуатацию) парка оборудования (equipment control agreement); 6) соглашение на слежение за парком оборудования (equipment tracing agreement). Срок действия агентского соглашения может быть конкретный или неопределенный, с правом расторжения после подачи двух или трех-месячного нотиса.
Права, обязанности и ответственность сторон Агент должен: 1) принимать все меры для быстрейшей обработки судов и оформления грузовых документов; 2) выполнять все формальности, связанные с заходом судна в порт и его выходом из порта; 3) нанимать стивидоров, если это входит в обязанности судовладельца; 4) инкассировать фрахт и другие платежи и переводить их судовладельцу в короткий срок; 5) оплачивать дисбурсментские расходы за счет судовладельца; 6) принимать меры по урегулированию претензий в интересах судовладельца; 7) составлять таймшиты и грузовые документы, получать подписи заинтересованных лиц; 8) оказывать судну услуги по снабжению, ремонту, сдаче в тайм-чартер, организации сверхурочных работ; 9) применять залоговое право для обеспечения необходимых платежей и др. Моральный кодекс агента По отношению к принципалу агент обязан: 1) действовать в соответствии с полномочиями; 2) не иметь коммерческих интересов, противоречащих интересам принципала (агентирование конкурирующей линии, принадлежность агенту стивидорной компании), сообщать о побочных доходах и быстро их переводить, держать деньги и имущество принципала «отдельно от своих»; 3) лично выполнять возложенные на него функции, субагент может быть нанят только по согласованию с принципалом; 4) указывать везде «as agent only» или «for and on behalf» от открытого (имя принципала указывается) или неоткрытого принципала. 5) сохранять в тайне информацию о коммерческой деятельности принципала во время совместной деятельности и после расторжения договора; 6) информировать судовладельца обо всех изменения на фрахтовом рынке, рынке портовых услуг, рынке топлива и рынке парка оборудования. Права агента соответствуют обязанностям судовладельца. Обязанности судовладельца Обязанности судовладельца информационного характера: 1) обеспечивать агента своевременной информацией о подходе судна (подача заявки с подробным указанием услуг);
2) обеспечивать агента информацией о характеристике и данных судна; 3) своевременно сообщать об особенностях соглашений между судовладельцем и фрахтователем, грузовладельцами и третьими лицами; Обязанности судовладельца по оплате услуг и вознаграждения: 1) своевременно оплачивать агентское вознаграждение; 2) выдавать аванс по просьбе агента; 3) возмещать дополнительные затраты агента; 4) переводить заранее достаточную сумму средств для оплаты сборов и услуг в порту. Обязанности судовладельца общего характера: 1) соблюдать правила и обычаи, установленные в порту; 2) назначать данного агента на все судна данного судовладельца; 3) не заказывать выполнение услуг другим лицам, если они могут быть выполнены самим агентом или его суб-подрядчиками.
Также в структуру агентского соглашения входят разделы, которые касаются: - субагентов и других поднанимателей, - финансовых обязательств сторон по расчетным операциям по фрахту и дисбурсментским расходам, - ответственности сторон за ненадлежащее выполнение обязанностей по пунктам договора, - порядка урегулирования споров (арбитраж), - срока действия договора и порядка внесения в него изменений, - порядка оформления договора. Приложения к агентскому договору (аддендум, addenda) являются его неотъемлемой частью. В приложениях чаще всего содержатся ставки плат вознаграждения агента за обслуживание трамповых и линейных судов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|