Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реорганизация сельскохозяйственных предприятий и ее результаты. Государственное регулирование развития агропромышленного производства




 

Реорганизация колхозов и совхозов проводится с целью формирования конкурентоспособных сельскохозяйственных предприятий, создания условий для развития предпринимательства на селе.

Формы реорганизации сельскохозяйственных предприятий следующие:

преобразование – изменение организационно-правовой формы хозяйствования с сохранением предприятия как единого целого;

выделением из состава действующей организации одной или нескольких новых (реорганизуемое предприятие при этом сохраняется и продолжает функционировать);

разделение организации на две или более новых, при этом реорганизуемая организация прекращает существование;

слияние – две организации (или более) создают новое предприятие, а сами прекращают существование;

присоединение – одна организация (или более) включается в состав действующей и прекращает существование как самостоятельное юридическое лицо;

ликвидация – осуществляется добровольно по решению собрания учредителей и кредиторов предприятия, в том числе и в связи с выходом из него всех членов, а также принудительно по решению арбитражного суда.

Наиболее распространенными формами реорганизации предприятий являются преобразование и разделение.

Преобразование используется в том случае, когда трудовой коллектив хочет добровольно изменить организационно-правовую форму хозяйствования без разделения или выделения новых предприятий, а также при приведении уставов и других учредительных документов в соответствие с действующим законодательством.

Разделение во многих случаях осуществляется таким образом, что наиболее крупное из новых предприятий занимает более 90% сельскохозяйственных угодий материнского хозяйства, то есть фактически сохраняет существовавшую производственную и организационную структуру при изменении юридического статуса.

Приватизация земли и имущества сельскохозяйственных предприятий началась с выходом указа Президента РФ № 329 от 27 декабря 1991г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановлений Правительства РФ № 86 от 29 декабря 1991г. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».

На первом этапе у сельскохозяйственных предприятий изымалась часть земель (10%), используемых неэффективно и не по целевому назначению, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья, для формирования специального земельного фонда с целью последующего перераспределения и наделения земельными участками фермеров.

На втором этапе реорганизации осуществлялась бесплатная передача земли и имущества трудовым коллективам. Сельскохозяйственным предприятиям предоставлялось право раздела их земельных угодий, основных и оборотных средств на паи (доли).

Особый порядок реорганизации был установлен для специализированных племенных колхозов и совхозов, овощеводческих совхозов с мелиоративными системами, семеноводческих, рисоводческих, плодоводческих, ягодоводческих, виноградарских, чаеводческих, хмелеводческих совхозов, хозяйств по выращиванию лекарственных трав и эфиромасличных культур, а также звероводческих совхозов, в которых должна быть сохранена целостность специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства.

Для проведения работы по приватизации и реорганизации колхозов и совхозов в каждом хозяйстве создавалась специальная комиссия. Она включала полномочных представителей трудовых коллективов в количестве 5-7 человек, представителей районных органов власти, сельского (поселкового) Совета народных депутатов, администрации хозяйства, районного управления сельского хозяйства, комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, кредиторов хозяйства, представителей органов Госкомимущества.

При определении размера земельной доли (пая) учитывались сельскохозяйственные угодья в границах предприятия:

переданные в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том числе земли приусадебного фонда, участки, занятые сенокосами и пастбищами общественного пользования;

включенные в фонд перераспределения земель;

используемые сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур;

переданные данному хозяйству в аренду.

С учетом принятого решения по разделу земель в районную комиссию по приватизации подавались заявки на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или передачу в аренду сверх причитающейся хозяйству бесплатной среднерайонной нормы.

Право на получение земли в собственность имели:

колхозники, работники совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории;

лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территории предприятия);

временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйств и т. п.);

лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения);

лица, уволенные с предприятия по сокращению штатов.

Размер индивидуальной земельной доли (пая) устанавливался независимо от принимаемой организационно-правовой формы предприятия, трудового вклада и стажа работы и определялся в натуральном или стоимостном выражении.

При реорганизации колхозов и совхозов члены хозяйства имели право также на имущественный пай. По результатам проведенной инвентаризации определялся размер базового имущественного фонда, исходя из стоимости имущества хозяйства, сформированного за счет собственных средств. Этот фонд состоял из неделимого и базового паевых фондов.

В неделимый фонд включалась стоимость объектов, которые по решению общего собрания колхозников (работников совхозов) должны были войти в состав коллективной (неделимой) собственности вновь создаваемой организационно-правовой структуры.

Стоимость остальных фондов, в том числе жилья и других объектов социального и культурно-бытового назначения, а также оборотных средств в сумме давали базовый паевой фонд преобразуемого хозяйства. Кроме того, существовал приростный долевой фонд, образующийся за счет ежегодных приобретений и поступлений.

Право на получение имущественного пая имели следующие лица:

работающие в хозяйстве в указанное время;

временно отсутствующие по уважительным причинам (женщины в декретном отпуске, служащие в армии, учащиеся по направлению и т.д.);

пенсионеры хозяйства.

Трудовой коллектив мог также принять решение о включении в этот перечень работников объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства; лиц, работающих в хозяйстве в прошлые годы, а также лиц, уволенных из хозяйства по сокращению штатов.

Имущественный пай работника в общем паевом фонде определялся с учетом вклада в его создание.

За счет имущества, приобретаемого после проведения реорганизации, создается приростный паевой фонд. Размер его рассчитывается как разница между стоимостью фондов на конец и начало года за вычетом амортизации. Приростная часть паевого фонда является собственностью работников и может быть использована ими по своему усмотрению. Принадлежит этот фонд только работающим в хозяйстве.

Владелец земельного пая может использовать его только для ведения сельскохозяйственного производства как в составе коллективного предприятия, так и при выходе из него.

При реорганизации сельскохозяйственного предприятия его член вправе передать выделенный ему земельный участок или причитающуюся ему земельную долю в паевой фонд хозяйства (с условием или без условия их возврата в натуральной форме в случае выхода из кооператива) либо передать земельный участок, находящийся в его собственности, хозяйству в аренду на условиях, установленных действующим законодательством.

Порядок бесплатного наделения землей работников и пенсионеров сельскохозяйственных предприятий в размере среднерайонной земельной доли нельзя признать обоснованным. Во-первых, величина этой доли резко колеблется по регионам страны. Во-вторых, при определении земельной доли не учитывались индивидуальные факторы, имеющие важное значение для производства:

качество земли, ее местоположение и другие оценочные показатели;

различная трудообеспеченность предприятия и сельского района в целом (в зависимости от технологии производства и вида продукции на 1га посева требуется различное количество трудовых затрат; так, на предприятии овоще-молочного направления на той же площади будет занято значительно больше людей, чем на предприятиях зерно-молочного направления);

специализация и сочетание отраслей на предприятиях, их взаимосвязь с экономикой района, наличие крупных животноводческих комплексов на собственной кормовой базе;

наличие производственных мощностей перерабатывающих предприятий – в реорганизуемых хозяйствах, нуждающихся в собственной сырьевой базе, а также роль предприятия как поставщика сырья на перерабатывающие предприятия региона;

сложившиеся отношения численности работников предприятия, пенсионеров и работников сферы обслуживания.

Одним из направлений аграрной реформы является формирование многоукладной экономики. Многоукладность в сельском хозяйстве предполагает функционирование самых различных форм собственности и хозяйствования.

Формально сельское хозяйство в нашей стране всегда было многообразным. В дореформенный период формы хозяйствования на селе были представлены колхозами, совхозами, личными подсобными хозяйствами и некоторыми другими формированиями. Но все эти организационно-правовые формы находились под жестким контролем государства. Преобладала ориентация на крупное производство, кооперативно-колхозный сектор был практически сведен к разновидности государственного. Таким образом, в сельском хозяйстве фактически был один единственный уклад.

В результате осуществленных преобразований на селе была сформирована многоукладная экономика. Произошел переход от единственного вида собственности на землю (государственной) к ее многообразию. В частную собственность сельскохозяйственных товаропроизводителей передано около 90% имущества прежних колхозов и совхозов и площадей сельскохозяйственных угодий. Из 27259 сельскохозяйственных предприятий в государственной собственности находится 2426 хозяйств (8,9% общего их количества), из них в федеральной – 1 011, субъектов Федерации – 1325, муниципальной – 384. В частной собственности находятся 23 794 (87,3 %), смешанной – 655 предприятий (2,4 %).

Следует отметить некоторые негативные последствия осуществления в стране реорганизации сельскохозяйственных предприятий:

происходит массовый распад крупных высокотоварных хозяйств на множество мелкотоварных, что создает необходимость в больших дополнительных капиталовложениях на создание в них собственной производственной и непроизводственной инфраструктуры;

небольшие земельные наделы фермерских хозяйств не позволяют вести производство по передовым технологиям, вызывают рост затрат ручного труда;

усиливается отчуждение основной части работающих на земле не только от права распоряжения ею, но и от права распоряжения полученным доходом, а также от участия в управлении деятельностью предприятия;

ухудшается система ведения отраслей сельского хозяйства: разрушена система севооборотов, агротехники, мелиорации, а также кормовая база крупных животноводческих ферм и комплексов;

ухудшается качество земель, снижается их плодородие при одновременном выводе земель из сельскохозяйственного оборота;

изъятие земельных паев из действующих хозяйств ведет к потере их ресурсного потенциала;

создаются предпосылки концентрации земли у лиц, на ней не работающих, с целью извлечения из нее земельной ренты, а приобретение у них земли требует огромных средств, которые в основном будут использованы на потребительские цели, а не на развитие производства.

Ускоренное реформирование колхозов и совхозов в ряде случаев привело лишь к «смене вывески», а производственные отношения остались прежними. Ценовая политика, инфляция, трудности со сбытом продукции, вызванные снижением покупательной способности населения, разрыв налаженных производственных связей привели к разрушению ресурсного потенциала сельского хозяйства и, как следствие, к резкому спаду производства и снижению его экономической эффективности

В этих условиях особенно актуальным является осуществление активного регулирования государством отраслей АПК.

Под государственным регулированием агропромышленного производства понимают экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение АПК.

Задачами государственного регулирования являются стабилизация и повышение эффективности агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями, сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей.

Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям:

дотирование производства продукции животноводства, поставляемой в федеральный и региональные продовольственные фонды;

дотирование племенного животноводства, элитного семеноводства, производства гибридных семян кукурузы, подсолнечника и сахарной свеклы;

компенсация части затрат на электрическую и тепловую энергию, приобретение топлива и смазочных материалов, минеральных удобрений и средств химической защиты растений;

финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, содержанию ветеринарной сети;

формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

поддержка инвестиционной деятельности, включая приобретение техники, сортовых семян и племенных животных;

защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

развитие социальной сферы села.

В условиях становления рыночных отношений экономическими рычагами государственного регулирования являются:

цены - целевые, гарантированные (защитные), залоговые;

налоги - льготные, дифференцированные;

кредит - льготный, товарный, поддержка процента по ссудам коммерческих банков;

бюджет - ссуды, компенсации, дотации, лизинг, финансирование некоторых мероприятий;

интервенции сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия - закупочные и товарные;

страхование - частичная уплата страховых взносов;

таможенные пошлины при экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

аграрное законодательство.

В июле 2012 г. Правительством РФ была принята Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.». В рамках данной программы планируется привлечение не менее 10 трлн руб. на реализацию запланированных мероприятий, разработаны инвестиционные проекты (прирост инвестирования в АПК, специальные программы кредитования по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, специализирующихся на модернизации скотоводства, инфраструктуры продовольственного рынка, ресурсосберегающего земледелия, по развитию кадрового развития АПК)

Стройная система мер государственного регулирования может способствовать формированию отлаженного экономического механизма функционирования агропромышленного комплекса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...