Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лизинг сельхозтехники: недостатки и пути их устранения. Экспорт и импорт сельскохозяйственной техники




 

Главный финансовый источник обновления технических средств у большинства сельскохозяйственных предприятий (убыточных и низкорентабельных) - амортизационные отчисления - используются частично. Прибыль недостаточна из-за производства малого объема продукции. Поэтому необходима государственная поддержка обновления технической базы из федерального и региональных бюджетов, основными формами которой являются возмещение затрат на приобретение техники, лизинг техники, субсидирование процентной ставки за банковский кредит, стимулирование разработки прогрессивных технологий и техники, совершенствование налоговой и таможенной политики, раз работка норм и нормативов.

Лизинг позволяет сельскохозяйственным предприятиям иметь в наличии необходимое количество сельскохозяйственной техники, выполнять больший объем механизированных работ и соответственно произвести больший объем продукции; расходовать ограниченные финансовые средства на другие капитальные вложения (обновление основных средств – производственных зданий и сооружений) или пополнение оборотных средств (семена, удобрения, топливо-смазочные материалы и т.д.).

Лизинг (англ. Leasing от англ. to lease - сдать в аренду) - вид финансовых услуг, форма кредитования при приобретении основных фондов предприятиями или очень дорогих товаров физическими лицами.

Лизингодатель обязуется приобрести в собственность определенное лизингополучателем имущество у указанного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Чаще всего это осуществляется для предпринимательских целей, однако с 1 января 2011 года в России это не обязательно. В мировой практике широко распространен потребительский лизинг. Договор может предусматривать, что выбор продавца и приобретаемого имущества делает лизингодатель. Лизингополучатель может изначально являться собственником имущества.

По сути, лизинг - это долгосрочная аренда имущества с последующим правом выкупа, обладающая некоторыми налоговыми преференциями.

Виды лизинговых отношений дифференцируются в зависимости от форм организации сделок, их продолжительности; объемов обязанностей сторон; особенностей объектов лизинга и условий их амортизации; типов лизинговых платежей; отношения к налоговым льготам; сектора рынка.

1. Финансовый лизинг. Лизинговые сделки этого типа представляют собой операцию по специальному приобретению имущества в собственность и последующей сдачей его во временное владение и пользование на срок, приближающийся по продолжительности к сроку его эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от финансовой сделки.

2. Возвратный лизинг. По сути, он представляет собой двухстороннюю лизинговую сделку. Особенностью подобного рода договоров лизинга является то, что лизингополучатель является одновременно и «поставщиком» лизингуемого оборудования, другими словами, собственник оборудования продает его лизинговой компании и одновременно заключает с ней договор лизинга на это же оборудование в качестве лизингополучателя.

Таким образом, даже те компании, которые на момент покупки оборудования по каким-либо причинам не хотели, не могли или попросту не знали о возможностях лизинга, имеют возможность использовать все его преимущества (включая ускоренную амортизацию, отнесение лизинговых платежей на себестоимость и т.д.) уже после приобретения оборудования. Эта схема лизинга часто используется именно с целью получения налоговых льгот, предусмотренных для договора финансовой аренды.

Наконец, возвратный лизинг часто является наиболее эффективным и относительно дешевым способом улучшения финансового положения предприятия. Величина арендных платежей при данном виде лизинга зависит в основном от текущей стоимости кредита и стоимости арендуемого оборудования за вычетом амортизации.

3. Левередж (кредитный, паевой, раздельный) лизинг или лизинг с дополнительным привлечением средств наиболее сложный, так как связан с многоканальным финансированием и используется, как правило, для реализации дорогостоящих проектов.

Отличительной чертой этого вида лизинга является то, что лизингодатель, покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю его сумму, а только часть. Остальную сумму он берет в ссуду у одного или нескольких кредиторов. При этом лизинговая компания продолжает пользоваться всеми налоговыми льготами, которые рассчитываются из полной стоимости имущества.

Другой особенностью этого вида лизинга является то, что лизингодатель берет ссуду на определенных условиях, которые не очень характерны для отечественных финансово-кредитных отношений. Кредит берется без права обращения иска на активы лизингодателя. Поэтому, как правило, лизингодатель оформляет в пользу кредиторов залог на имущество до погашения займа и уступает им права на получение части лизинговых платежей в счет погашения ссуды.

Таким образом, основной риск по сделке несут кредиторы – банки, страховые компании, инвестиционные фонды или другие финансовые учреждения, а обеспечением возврата ссуды служат только лизинговые платежи и сдаваемое в лизинг имущество. На Западе более 85% всех крупных лизинговых сделок построены на основе левередж лизинга.

4. Лизинг – помощь в продажах представляет собой осуществление сбыта имущества с использованием лизинга на основании специального соглашения, заключенного между поставщиком (продавцом) имущества и лизинговой компанией. Эти соглашения имеют различные формы. В простейшем случае название лизинговой компании, ее адрес, телефон и основные условия лизинга указываются в рекламных материалах поставщика, и все вопросы по лизингу имущества с потенциальным пользователем непосредственно решает лизинговая компания. При этом в соглашении между поставщиком и лизинговой компанией предусмотрено, что в случае банкротства лизингополучателя поставщик обязан выкупить имущество у лизинговой компании.

5. Сублизинг. Часто лизинг осуществляется не напрямую, а через посредника. Схематично это выглядит так. Имеется основной лизингодатель, который через посредника, как правило, также лизинговую компанию, сдает оборудование в аренду лизингополучателю. При этом в договоре предусматривается, что в случае временной неплатежеспособности или банкротства посредника лизинговые платежи должны поступать основному лизингодателю. Подобные сделки получили название «сублизинг».

6. Оперативный лизинг. Этот вид лизинга применяется при небольших сроках аренды оборудования, когда котором продолжительность жизненного цикла изделия значительно больше контрактного срока аренды. При оперативном лизинге оборудование не полностью амортизируется за время аренды и может быть вновь сдано в аренду или возвращено арендодателю. На практике сделки оперативного лизинга не превышают трехгодичного периода. Арендатор в данных сделках сохраняет за собой право аннулировать контракт при условии предварительного уведомления арендодателя. Эта форма лизинга предусматривает большую ответственность арендатора за сохранность объекта аренды. Арендатор берет на себя обязательство самостоятельно заключать контракты с фирмой-поставщиком на ремонт и техническое обслуживание оборудования.

7. Мокрый и чистый лизинг. Мокрый лизинг (wet leasing) предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, за которые несет ответственность лизингодатель. Кроме этих услуг по желанию лизингополучателя лизингодатель может взять на себя обязанности по подготовке квалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и др. Если техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и др. лежат на лизингодателе, то говорят о «лизинге, включающем дополнительные обязательства» (wet leasing). Предметом такого вида лизинга, как правило, бывает сложное специализированное оборудование. Wet leasing обычно используют либо изготовители этого оборудования, либо оптовые организации; финансовые учреждения и банки редко обращаются к этому виду лизинга, поскольку в их распоряжении отсутствует необходимая техническая база.

Чистый лизинг (net leasing) – это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель. Поэтому в данном случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи. В отношениях «чистого лизинга» участвуют банки, страховые компании и иные финансовые организации, занимающиеся лизинговым бизнесом.

В развитии лизинга сельскохозяйственной техники в России можно выделить два этапа.

С 1994 г. технику по лизингу поставляло ОАО «Росагроснаб» за счет средств госбюджета. По состоянию на конец 2001г. сельскохозяйственные предприятия получили по федеральному лизингу 4,6 тыс. тракторов, 2,7 тыс. комбайнов, 1164 сеялки, 423 автотранспортные машины общей стоимостью 15,4 млрд руб.

На втором этапе в 2001г. на организацию лизинга техники было выделено 5,5 млрд руб. (3 млрд руб. из бюджета и 2,5 млрд руб. из дополнительных доходов), создана государственная агропромышленная лизинговая компания ОАО «Росагролизинг». Компания по конкурсу выбирает операторов (посреднические организации), которые получают и передают по договорам технику сельскохозяйственным предприятиям. Операторами являются региональные ОАО «Росагроснаб», предприятия-изготовители, ремонтно-технические предприятия, МТС и другие коммерческие предприятия.

На конец 2004г. сельскохозяйственные предприятия имели в наличии технику, поступившую по лизингу: 19,4 тыс. тракторов (3,9 % от общего парка), 12,2 тыс. зерноуборочных комбайнов (9,2 %); из них вновь созданной лизинговой компанией ОАО «Росагролизинг» за 2002-2004 гг. поставлено лишь 4443 трактора и 8463 зерноуборочных комбайна.

В стоимостном выражении ОАО «Росагролизинг» поставил за эти годы техники на 22 млрд руб., или 17% общей стоимости приобретенных сельскохозяйственными предприятиями машин и оборудования. Иными словами, существенного влияния на обновление технической базы и рост сельскохозяйственного производства лизинг техники ОАО «Росагролизинг» не оказывает.

Это объясняется тем, что лизинг техники за счет средств федерального бюджета через ОАО «Росагролизинг» стал недоступен для большинства сельскохозяйственных предприятий, особенно работающих убыточно или имеющих низкую рентабельность, так как они не могут гарантировать оплату лизинговых платежей.

Внешний торговый баланс России в отношении сельскохозяйственной техники резко отрицательный, т.е. импорт значительно преобладает над экспортом.

Рынок экспорта. Анализ структуры экспорта показывает, что сегодня российская техника в основном востребована на рынках стран СНГ. Это объясняется конкурентоспособностью российской продукции (в первую очередь по цене) и традиционными предпочтениями сельхозтоваропроизводителей этих стран.

Крупнейшими импортерами сельхозтехники среди стран СНГ являются Казахстан, Украина и Узбекистан. На их долю в 2008 году пришлось 75% всего экспорта из России. Однако в 2009-2010 годах позиция России на рынках Украины и Узбекистана несколько пошатнулась. Так, Украина в 2008 году стала членом ВТО и снизила ввозные таможенные пошлины на целый ряд продукции сельхозмашиностроения, в связи с чем возрос импорт на внутренний рынок страны подержанной сельхозтехники из западной Европы.

В Узбекистане снижение российского экспорта было связано с изменениями во внешней политике руководства страны (договоренностями о поставках в Республику техники John Deere) и неконвертируемостью национальной валюты. Падение доли экспорта, в связи со сложившейся ситуацией в производстве, составило 65% в 2010 году. Среди стран дальнего зарубежья крупными импортерами являются Литва и Болгария.

Рынок импорта. В числе лидеров стран-поставщиков сельхозтехники на российский рынок – Германия (28%), Беларусь (16%), США (11%).

Сложившаяся ситуация на российском рынке сельхозмашиностроения обусловлена следующими системными проблемами:

– низкий уровень инвестиций в отечественное сельхозмашиностроение;

– высокий моральный и физический износ производственных мощностей;

– недостаточное количество разработок новых моделей техники;

– отсутствие стабильного платежеспособного спроса на внутреннем рынке;

– низкая доля экспорта в производстве;

– недостаточное развитие производства компонентной базы.

«Стратегия развития сельхозмашиностроения России до 2020 года» - это программный документ, характеризующий состояние отрасли и определяющий основные направления государственной политики в области сельхозмашиностроения на средне- и долгосрочную перспективы. Решение рассмотренных раннее проблем является приоритетным направлением стратегии. Еще одной мерой поддержки отечественного сельхомашиностроения является программа ОАО «Росагролизинг» по обновлению парка сельскохозяйственной техники срока реализации 2012-2014гг.

Прогнозы большинства аналитиков по вопросу развития сельхозмашиностроения в условиях членства России в ВТО весьма неутешительные. Предсказываются последствия как положительные, так и отрицательные.

Негативные последствия:

Снижение ввозных таможенных пошлин. Снижение импортных тарифов на 11% на тракторы, кормо- и зерноуборочные комбайны (с нынешних 14%) позволит зарубежным производителям заложить эту разницу в цену продукции. Произойдет пятикратный рост импорта. По мнению экспертов, вступление в ВТО не отразится на объеме рынка, однако, значительно скажется на его структуре: во всех сегментах российского рынка увеличится доля импорта. Это будет связано со снижением таможенных ставок, механизмов государственной поддержки.

Выравнивание структуры себестоимости. Россия под давлением стран-участников ВТО будет вынуждена повысить цены на энергоносители, что, в свою очередь, отразится на сельхозмашиностроении в виде роста цен на технику. Таким образом, мы лишимся еще одного конкурентного преимущества – меньшей цены в сравнении с зарубежной продукцией.

Свободный доступ рабочей силы. С открытием границ в страну хлынет поток низкоквалифицированных специалистов, что лишь усилит социальную напряженность. И без того невысокие зарплаты в АПК и сельхозмашиностроении, недостаточный уровень социальной защиты лишь усугубят ситуацию и ограничат приток квалифицированных кадров в отрасль.

Доступ на рынок услуг. В качестве действенного механизма по поддержке сельхозпроизводителя можно назвать предоставление сельхозтехники в лизинг. Однако с вступлением в ВТО данный механизм либо будет отменен, либо должна быть допущена к закупкам продукция зарубежных компаний. При существующем уровне развития отрасли это лишь усугубит и без того сложное состояние сельхозмашиностроения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...