Роль кредита в развитии сельского хозяйства и финансировании программ сельского развития
Роль кредита в процессе общественного воспроизводства состоит в кредитовании в основном оборотного капитала в сфере производства и обращения. Однако в условиях недостатка основного капитала среднесрочные и особенно долгосрочные кредиты часто используются в западных странах для приобретения и расширения основного капитала (земля, сооружения, механизмы и т.д.). И такие кредиты являются, по существу, финансированием. Кредит охватывает все сферы деятельности современного сельскохозяйственного производителя. И задачи кредита можно свести, на наш взгляд, к следующим: способствовать росту жизненного уровня сельскохозяйственных товаропроизводителей и всего населения в целом; оказывать самое непосредственное воздействие на рост сельскохозяйственного производства и укрепление экономического положения крестьянских хозяйств; предоставлять дешевый кредит всем категориям сельскохозяйственных товаропроизводителей для увеличения производства путем дополнительных затрат на улучшение ведения хозяйства; способствовать более полному и жесткому использованию кредитных ресурсов по назначению; предоставлять кредиты сельскохозяйственным товаропроизводителям в достаточном количестве, по более низким процентным ставкам и в необходимое время. В самом общем виде сельскохозяйственный кредит может быть классифицирован на основании: цели, для которой требуется кредит; длительности срока, на который берется кредит; гарантии или обеспеченности, под которую дается кредит. Первичные общества сельскохозяйственного кредита – это общества взаимного кредита. Они осуществляют только для своих членов общества: предоставление кратко- и среднесрочных кредитов; поставку сельскохозяйственного оборудования и материалов и их распределение; организацию сбыта сельскохозяйственной продукции; помощь в составлении и выполнении планов сельскохозяйственного производства; услуги консультационного, просветительного и иного характера.
Их финансовые ресурсы состоят как из собственных средств (акционерный или паевой капитал, вклады членов, резервный фонд и вступительные взносы), так и из привлеченных (займы, вклады нечленов, государственные безвозмездные субсидии). Кооперативные банки играют большую роль и выполняют следующие функции: предоставление кредитов членам первичных обществ для производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, покупки семян, удобрений; руководство и контроль за деятельностью первичных обществ, оказание им организационной и иной помощи; осуществление обычных банковских операций в сельской местности (прием вкладов, чеков, хранение драгоценностей и продажа ценных бумаг, предоставление ссуды членам под депозитные квитанции, правительственные облигации, под золото и серебро и сельскохозяйственную продукцию). Кроме того необходимо отметить, что они не попадают под действие антимонопольного законодательства и их деятельность ориентирована прежде всего на обслуживание фермерских хозяйств. И соответственно, они пользуются льготами по налогам. Государство из бюджетных средств оказывает им помощь, которая распространяется и на специализированные сельскохозяйственные банки по следующим направлениям: снижение ссудного процента; выдача льготного кредита на укрупнение хозяйства и проведение землеустроительных работ; перепланировка хозяйств; изменение структуры и типа производства. А основными источниками финансовых ресурсов центральных кооперативных банков являются: вклады населения, займы кооперативных банков на местах, правительственные ссуды и безвозмездные субсидии, резервы, акционерный капитал.
Общей для этих финансовых учреждений является тенденция распространять свою деятельность за пределы сельскохозяйственного сектора. Но, в то же время, они наталкиваются на ограниченность чисто сельскохозяйственного плана: размеры вкладов фермеров недостаточны для обеспечения потребности в кредитах фермерского сектора. Более того, политика ограничения роста производства сельскохозяйственной продукции делает сельское хозяйство менее привлекательной и даже рискованной для банков сферой деятельности. Коммерческие банки активно занимаются вопросами кредитования сельского хозяйства. При этом они используют прямые и косвенные методы. Прямое кредитование бывает краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. Краткосрочный кредит служит в основном для финансирования текущих затрат, таких как семена и удобрения. Среднесрочный кредит идет, как правило, на покупку машин, скота и т.д. Право собственности на землю для получателя кредита здесь особенно ценно, так как оно позволяет использовать землю в качестве дополнительного обеспечения, которое обычно требует кредитор при предоставлении больших сумм. Для покупки земли используется долгосрочный кредит. Обеспечением для кредитора является сама земля (при условии, что цены на землю не упадут). Косвенное кредитование коммерческими банками сельскохозяйственных товаропроизодителей проявляется в оказании им помощи в распределении минеральных удобрений и других сельскохозяйственных материалов и оборудования, а также в предоставлении займов через кредитные общества, продовольственную корпорацию. Помимо выполнения традиционных банковских операций (прием вкладов и предоставление займов) коммерческие банки оказывают агентам кредитования аграрного сектора услуги консультативного, технического и иного характера. В каждой из стран главным коммерческим банком является Государственный банк того или иного государства. Кроме тех случаев, когда государство осуществляет вмешательство в форме субсидирования сельскохозяйственных кредитов, что делается очень редко, процентные ставки в основном соответствуют общему состоянию кредитного рынка в данной стране. В современных условиях во многих государствах идет перераспределение национальных ресурсов в целях накопления и финансирования инвестиций и использования кредитов в интересах национального экономического развития. А эффективное функционирование агропромышленных предприятий – первочередная задача любой страны. В нашей стране спрос на заемные денежные средства растет вместе с инфляцией и ростом цен. Поэтому необходимо развивать системы льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставлять им кредиты с процентной ставкой в виде разницы между действующей и льготной процентными ставками, дотировать из бюджета, предусмотреть также кредитование затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение оборудования со сроками возврата кредита в течение 5 лет.
По мнению экономистов-практиков, в условиях рыночной экономики большое значение для формирования основного производственного капитала приобретает система ипотечного кредита, в силу того что рентабельность сельскохозяйственного производства часто достаточно низкая, а источником капиталовложений является, прежде всего, долгосрочный кредит. Но необходимо помнить, что в сельском хозяйстве ипотечный кредит может играть двоякую роль. С одной стороны, он позволяет мобилизовать необходимые капиталовложения, с другой – служит каналом постоянного оттока средств из аграрного сектора. Банки в данном случае стремятся выдать займы под залог земли. Но сами при этом не заинтересованы в ее приобретении. А в некоторых странах, таких как Япония, Италия, вообще установлен жесткий предел на размер сельскохозяйственного землевладения для физических и юридических лиц. И условия для займа – обеспечение дохода, гарантированного недвижимостью. В благоприятной экономической ситуации система ипотечного кредита в целом выполняет свою роль, хотя и сравнительно дорогой для фермеров ценой. Но в условиях хронического кризиса в виде неплатежей, падения цен на сельскохозяйственную продукцию, снижения фермерских доходов, ставится под угрозу сам факт существования собственности фермеров на землю. Возникает опасность массового обезземеливания крестьян и для ее предотвращения необходимо вмешательство государства.
Для того чтобы ипотека заработала в сельском хозяйстве, нужно адекватное освоение ипотечного механизма, под которым понимается совокупность правовых, организационных и финансово-экономических инструментов и способов их применения для регулирования отношений между участниками инвестиционного процесса по поводу ресурсов (капитала), гарантией эффективного использования которых является залог недвижимости (ипотека). В этой связи формирование ипотечного механизма в сельском хозяйстве предполагает взаимодействие трех взаимосвязанных и взаимообусловленных систем – правовой, организационной и экономической. Первая представляет собой научно обоснованную совокупность общих правил и норм, обусловливающую форму поведения (права и обязанности) участников ипотечных отношений. Вторая состоит из институциональной инфраструктуры, включающей органы землеустройства и органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, нотариат, банки и иные финансово-кредитные организации, оценочные и риелторские институты, страховые компании, суды, налоговые инспекции, а также совокупности организационно-экономических отношений, обеспечивающих взаимодействие субъектов ипотечного механизма. И, наконец, последняя, экономическая система – это совокупность финансово-экономических рычагов, инструментов, способов и стимулов для регулирования ипотечных отношений. К сожалению, действующая нормативно-правовая база не содержит развернутого регулирования ипотеки сельскохозяйственной недвижимости, особенно земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому освоение ипотечного механизма с целью привлечения долгосрочных финансовых источников в сельскохозяйственное производство должно, на наш взгляд, осуществляться с учетом ряда особенностей. В широком смысле слова формирование ипотечного механизма в сельском хозяйстве должно означать создание основы регулирования отношений участников инвестиционного процесса, направленного на повышение плодородия сельскохозяйственных угодий и их рациональное использование, достижение конкурентоспособного и эффективного сельскохозяйственного производства, а также создание благоприятных социальных и жилищных условий на селе.
Участников ипотечного рынка можно разделить на регулирующие, эмиссионно-кредитные (прямые участники) и инфраструктурные (косвенные участники). К регулирующим органам относятся: центральный (федеральный) банк; федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг; саморегулируемые организации (ипотечные ассоциации, союзы ипотечных кредитных организаций, национальные ассоциации профессиональных участников ипотечного рынка). В состав эмиссионно-кредитных институтов входят: специализированные ипотечные кредитные организации; ипотечные агенты (ИА) – специализированные коммерческие организации в форме акционерного общества, исключительным предметом деятельности которых является приобретение прав требования по кредитам (займам), обеспеченным ипотекой, и (или) закладных и которым предоставлено право осуществлять эмиссию облигаций с ипотечным покрытием (ИП) (ипотечных облигаций); небанковские финансовые посредники (строительно-сберегательные кассы, агентства, потребительские кооперативы, общества взаимного кредита и др.). Эмиссию ипотечных облигаций могут осуществлять только ипотечные агенты, а также кредитные организации, выполняющие требования ЦБ РФ, дополнительные обязательные нормативы, величину и методику определения которых устанавливает ЦБ РФ. На основании федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» к эмиссионно-кредитной категории участников ипотечного рынка в России также можно отнести управляющие ипотечным покрытием компании, регистраторов владельцев ипотечных сертификатов участия, а также специализированные депозитарии по ведению реестра ипотечного покрытия. Инфраструктурные (косвенные) институты ипотечного бизнеса состоят из кредитного бюро, юридических и страховых компаний, независимых оценщиков и т.д. Таким образом, при создании необходимых условий ипотечное кредитование в России может стать методом привлечения инвестиционных ресурсов долгосрочного характера в аграрный сектор экономики. Вместе с тем на начальном этапе реальные размеры ипотечного кредитования будут значительно меньше из-за крайне неудовлетворительного финансового состояния большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей. До тех пор, пока сельскохозяйственное производство при нормальном уровне менеджмента не будет давать норму прибыли, равную средней по экономике в целом, ипотека земель сельскохозяйственного назначения не может быть инструментом организации широкомасштабного долгосрочного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, рычагом развития АПК в целом и, соответственно, обеспечивать окупаемость затрат на его освоение в сельском хозяйстве. В этих условиях лизинг является мощным инвестиционным инструментом, с помощью которого финансируется до 30-35 % инвестиций в оборудование. По сравнению с прямым кредитованием лизинг может быть более доступной формой привлечения инвестиций, поскольку не требует сложного пакета гарантий по кредитной сделке, так как предприятие получает фонды в полную собственность лишь при условии полного выкупа (тяжесть бремени по гарантированию кредитной сделки в этом случае перекладывается на лизинговую компанию). С финансовой точки зрения, лизинговая сделка – альтернатива операции по привлечению кредита, необходимого для приобретения основных производственных фондов. В этом случае возникновение дополнительного экономического звена между сельхозпредприятием и кредитором в виде лизинговой компании предполагает перекомпоновку некоторых элементов его затрат, связанных с возвратом предоставленных средств. К преимуществам лизинга, по сравнению с прямым кредитом, можно отнести следующее: экономию средств по уплате налога на прибыль за счет включения в себестоимость процентных платежей по кредиту; возможности использования механизма ускоренной амортизации, что позволяет экономить расходы по уплате налога на прибыль и налога на имущество. Средства для долгосрочной аренды машин и оборудования могут быть как частными, так и государственными. Примером в нашей стране служит компания ООО «Росагролизинг», созданная в феврале 2001 г. как раз для этих целей. Вопрос о том, как следует использовать государственные средства, выделяемые на лизинг, до сих пор является предметом горячих дискуссий. Некоторые предложения предусматривали допуск любой частной лизинговой компании к участию в тендере на получение субсидированных средств, что создало бы более конкурентную рыночную систему в данной сфере. Отказ от данной схемы носит вынужденный характер, так как в России сейчас фактически нет лизинговых компаний, имеющих достаточный объем финансовых ресурсов и развитую инфраструктуру. Лизинговые сделки представляют собой коммерческое (частное) финансирование, которое должно осуществляться исключительно частными компаниями и лицами. В то же время Правительство может предоставлять гарантии против политических рисков в целях привлечения инвесторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|