Пути преодоления безработицы на селе
Проблема занятости и безработицы – одна из ключевых в условиях рыночной экономики. Качество жизни и труда сельского населения было и остается для России важнейшим индикатором национального самочувствия и условием экономической, культурной и политической независимости. На сельском рынке труда по сравнению с городским остро стоят вопросы, связанные с занятостью и безработицей, уровнем доходов и бедностью населения. Уровень бедности сельских жителей значительно выше, чем в городе. Сегодня из 40 миллионов граждан, живущих за чертой бедности, 29,5 миллиона – селяне. Основными факторами бедности на селе являются высокий уровень безработицы и обесценивание сельскохозяйственного труда. Низкий уровень заработной платы, распространенная натуроплата, активный труд в личном подсобном хозяйстве – все это требует разработки мероприятий по регулированию занятости на селе. К первоочередным проблемами занятости, требующим решения, относятся: – ухудшение демографической ситуации; – высокая занятость в личном подсобном хозяйстве; – низкий уровень развития альтернативных сфер занятости, заработной паты и доходов сельских жителей; – узость сферы приложения труда в сельском хозяйстве; – более высокий уровень и продолжительность аграрной безработицы по сравнению с городской; – низкая конкурентоспособность, слабая профессиональная и территориальная мобильность сельского населения на городском рынке труда; – высокая доля неформального сектора среди занятых; – низкая закрепляемость выпускников аграрных учебных заведений в сельской местности; – недостаточная материальная заинтересованность в аграрной занятости.
Несомненно, что занятость в сельскохозяйственном производстве – это не только экономическая, но и социальная проблема. В целях улучшения ситуации на аграрном рынке труда, достижения и поддержания общего и структурного паритета между спросом и предложением на этом рынке необходимы меры по его развитию. В целях повышения эффективности используемого труда, формирования рациональной структуры занятости и преодоления безработицы необходим комплекс мероприятий, проводимых на государственном и региональном уровне. Необходима реализация федеральных и региональных программ занятости, программ социально-экономического развития сельских территорий и развитие системы социального страхования и защиты от безработицы, по снижению дифференциации сельских районов по уровню безработицы, по закреплению молодежи на селе путем предоставления субсидий молодым специалистами, льгот при найме и получении жилья и т.д. Большую роль в этом должна играть государственная служба занятости населения, в стратегии ее действий значительное место должно отводиться мерам, нацеленным на повышение уровня занятости и качества рабочей силы в аграрном производстве. Прежде всего, акцент необходимо делать на разъяснении для сельских жителей вопросов труда и занятости, в том числе и о профессиях, которые востребованы на рынке труда. В практике хозяйствования целесообразно осуществление эффективной инвестиционной политики, проводимой на уровне государства и предприятий аграрного производства. Инвестиционную деятельность необходимо осуществлять, используя все многообразие ее источников. В качестве последних следует использовать государственные инвестиционные ассигнования; собственные финансовые ресурсы; заемные и внутрихозяйственные финансовые средства инвесторов; привлеченные финансовые средства инвесторов; прямые иностранные инвестиции; денежные средства, централизуемые ассоциациями и союзами предприятий.
Известно, что доступность информации, разнообразие предоставляемых услуг, возможность оперативного получения ответов помогает многим, впервые обратившимся в службу занятости, находить себе работу без постановки на учет и дополнительной помощи. Эта задача может быть решена путем создания сети консультационных пунктов при сельских администрациях, работающих по графику, путем выезда специалистов службы занятости в деревни и села. Реструктуризация АПК повлекла за собой не только высвобождение работающих, но и повышение спроса на квалифицированных работников, удовлетворить который можно, закрепляя на селе молодежь. В связи с этим целесообразно шире практиковать профориентационные мероприятия, нацеливающие сельских жителей на участие в сельхозпроизводстве. В условиях дефицита рабочих мест на селе целесообразно использование гибких форм занятости и самозанятости безработных сельчан в коллективных и частных предпринимательских структурах, в семейных крестьянских хозяйствах и личном подсобном секторе. При этом работу по поддержке и развитию инициативы безработных граждан, постоянно проживающих в сельской местности и желающих организовать собственное дело, нужно строить на взаимодействии центров занятости населения, сельских администраций и руководителей хозяйств. Существует множество вопросов повышения сельской занятости, которые должна решать местная администрация. К ним следует отнести обеспеченность ЛПХ средствами малой механизации и кормами, выделение пастбищ, сенокосов, поставки молодняка скота и птицы, снабжение семенами, минеральными удобрениями, ядохимикатами и т. д. Повсеместно стоит вопрос о содействии в получении кредитов, в реализации излишков сельскохозяйственной продукции, производимой в личных хозяйствах, об улучшении их торгово-заготовительного обслуживания. Нельзя забывать и о привлечении безработного населения к общественным работам. С помощью значительного увеличения объема и перечня видов временных и общественных работ можно достигнуть некоторого снижения уровня безработицы на селе. В сельской местности реальна организация работ, направленных на улучшение санитарно-экологического состояния сел.
Учитывая сезонный характер сельскохозяйственного производства, реалистичным представляется привлечение безработных к сезонным работам. Это лесоохранные и лесовосстановительные работы, сбор грибов, ягод, лекарственных трав, строительство и ремонт дорог, жилья, коммуникаций. Для повышения уровня занятости населения сельских районов большой эффект имеет территориальное распределение рабочей силы из трудоизбыточных районов в трудонедостаточные с обеспечением доставки граждан к месту работы и обратно. Возможность осуществления внутренней трудовой миграции важно еще и потому, что она способствует сокращению притока иностранной рабочей силы, привлекаемой для выполнения целого ряда как основных, так и вспомогательных работ. Реализация и внедрение данных мероприятий позволит сделать сферу сельского хозяйства более привлекательной для населения страны. Также необходима активная государственная политика, направленная на создание и модернизацию рабочих мест, развитие на селе альтернативных видов занятости, малого бизнеса, социальной и инженерной инфраструктуры, формирование мотивации к труду, привлечение квалифицированных работников в эту сферу экономики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|