Олигополия, основные характеристики и примеры. Стр 172-175
Олигопольный рынок Рынок считается олигопольным, если на долю нескольких компаний приходится его значительная часть. В разных странах существуют различные методики оценки для определения состояния рынка. Но в большинстве случаев рынок считается олигопольным, если 3 -4 крупнейших компании контролируют, не менее 40-5 0 % продаж на рынке. Выше приведенные цифры по США и Японии характеризовали именно олигопольные рынки. По существу, ядро планирующей экономики, это компании - олигополисты. Как правило, он и «производят высокотехничную продукцию массового спроса: автомобили, часы,. холодильники, компьютеры, бытовую электронику и. т.п. Производство такой продукции требует больших первоначальных капиталовложений, т.к. оно должно быть высокомеханизированным и автоматизированным. Иначе невозможно обеспечить низкий уровень издержек и высокое качество. Масштабы производства этих компаний так велики, что множество больших Компаний не смогло бы найти себе достаточный объем сбыта даже в больших странах. Поэтом у 1-5 компаний контролируют рынок. К олигопольным относятся также рынки вооружений, тракторов, комбайнов, аэрокосмической продукции, нефтяной и нефтехимической продукции. Эти компании создают нередко 40-50% ВНП развитой страны. Любая новая крупная компания, желающая проникнуть на олигопольный освоенный рынок, встречает почти непреодолимые трудности. Во-первых, необходим огромный капитал, чтобы обеспечить высокотехнологичное производство. Иначе будут большие издержки и низкое качество. Во-вторых, само внедрение на рынок возможно только за счет создания преимуществ для покупателя в цене, качестве или обслуживании по сравнению с конкурентами-олигополистами. Бороться новой компании придется не с какой-то одной, а со всей группой компаний, контролирующих рынок. А это не реально. Так что небольшое количество конкурентов объяснимо. Но возникает другой вопрос. Почему все-таки остается несколько конкурентов? Почему одна сильнейшая компания не подминает под себя остальные, создавая чисто монопольную ситуацию на рынке? Помимо антимонопольного законодательства, которое не всегда успешно, но все-таки препятствует монополизму, есть более веские причины.
Во-первых, борьба между компаниями-олигополистами связана с такими большими потерями для каждой из них, что может оказаться борьбой без победителя. Если какая-то одна из действующих на рынке компаний захочет поглотить другую, она должна будет снижать цены. Но это ударит по всем остальным, а не только по одной компании. Они вынуждены будут объединиться против возмутителя спокойствия. Но даже объединившись, они вынуждены будут нести огромные потери, чтобы устранить с рынка строптивого конкурента. Потому что, вложив огромные средства в ОФ, любая из компаний готова нести какие-то временные потери в конкурентной борьбе, чтобы не потерять все капиталовложения. Поэтому попытки насильственного устранения конкурентов, когда каждый их них является мощной корпорацией, практически безнадежны. Если учесть, что у руководства корпорациями стоят не хозяева-частники, а профессионалы-менеджеры, то становится понятным, что нерациональные побудительные мотивы (честолюбие хозяина, личная неприязнь к конкуренту), которые когда-то могли быть причиной конкурентных схваток, теперь исчезли. Вторая причина, препятствующая поглощению одной олигопольной компании другой компанией-конкурентом, экономическая нецелесообразность такого объединения.. Выгоды от снижения издержек за счет роста объема на условно-постоянных расходах могут перекрываться потерями от снижения управляемости. Ведь эти компании и так объединяют сотни заводов, на которых работают сотни тысяч работников. А если они еще сольются воедино, то будет неуправляемый монстр. Таким образом, мы видим, что бытовавшее в середине 1950-1960-х годов в зарубежной и советской экономической литературе предположение о неизбежности дальнейшей монополизации отраслей не подтверждается.
Есть сферы народного хозяйства, где, несмотря на антимонопольное законодательство, действительно господствуют монополии. Это сферы с более ограниченным по масштабам рынком - рынком специфической продукции производственно-технического назначения. И есть сферы с гораздо более масштабными рынками, где монополии невозможны. На этих рынках существует олигополия. Есть еще третья причина, препятствующая монополизации отраслей, производящих высокотехничную продукцию для населения. Эта причина заключается во все более осознаваемой необходимости иметь конкурента как побудителя собственного развития. Так, в середине 1970-х годов в Японии автомобильная компания '"Мазда" в силу ряда причин оказалась на грани краха. Компании-конкуренты "Тойота" и "Ниссан" оказали ей финансовую, управленческую помощь и помогли сохраниться в ряду крупнейших производителей. Одной их важнейших причин этой необычной для того времени политики называлась необходимость сохранения конкурента, чтобы соперничество побуждало к движению. Следует заметить, что когда в США в конце 1970-х годов компания "Крайслер" оказалась в аналогичной ситуации, то ее конкуренты "Форд" и "Дженерал Моторс" сделали все от них зависящее, чтобы не дать ей выжить. Американские менеджеры в то время оказались не способны мыслить долгосрочными категориями, но сегодня они тоже признают полезность сохранения конкурента для собственного развития. Иначе, отмечают они в работе "Американский менеджмент на пороге XXI века", отрасль в целом может оказаться неконкурентоспособной на внешнем рынке. Это понимание полезности соперничества стало настолько всеобщим, что'' разрешается даже внутрифирменная конкуренция между отделениями, заводами одной компании. Разумеется, в определенных пределах.
Теперь рассмотрим, в чем заключается конкуренция между компаниями, занимающими олигопольное положение на рынке. Мы уже отметили ранее, что ценовая конкуренция нерациональна. В вопросах ценообразования все эти компании действуют согласованно, как единый монополист. Антимонопольные законы, запрещающие согласование цен, оказываются бессильными, потому что никаких письменных и даже устных согласований, являющихся официальным доказательством запрещенной деятельности, компаниям-олигополистам не требуется. Они научились действовать согласованно и, не нарушая законов, навязывать рынку свои цены. В этом умении навязывать рынку цены заложена возможность эксплуатации планирующей системой рыночной. Конкуренция ведется в сфере качества продукции и оказания послепродажных услуг. Изыскиваются все новые способы привлечения покупателя за счет более полного удовлетворения его потребностей и уменьшения его издержек при удовлетворении этих потребностей. Это борьба не на уничтожение конкурента. Это борьба за выживание и некоторое расширение сферы влияния. Но от этого она не перестает быть жесткой и напряженной. Увеличение доли рынка на десятые доли процента является крупным достижением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|