Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль государства в экономике развитых стран.




Государство должно вмешиваться т.к. рынок самостоятельно не справляется.

Уровень данного вмешательства в разных странах различен.

Из Пичурина:

Механизм участия государства в постиндустриальной экономике содержит несколько элементов:

- государственное планирование;

- государственная собственность, на долю которой приходится от 20% до 40% ВВП;

- участие в ценообразовании;

- налогообложение, позволяющее перераспределять доходы в обществе и влиять на пропорции развития различных отраслей народного хозяйства;

- финансовая поддержка отдельных компаний, отраслей;

- правовое регулирование экономической деятельности.

Государственное планирование

Под «планирующей системой» понимается совокупность корпораций, которые не могут существовать без перспективного планирования своего развития и без знания прогноза развития государства, в котором они существуют. «Планирующая система» составляет ядро экономики развитых стран. Доля продукции, приходящейся на «планирующую систему», может колебаться в разных странах от 60-70% ВВП до 90%. Причем, к этой «планирующей системе» принадлежат не только сами крупные корпорации, но и огромная масса мелких «компаний — сателлитов», которые существуют благодаря заказам крупных компаний. Так, японская «Тойота» окружена 25 тысячами небольших компаний - поставщиков, которые производят около половины стоимости продукции «Тойоты». Сейчас такая же тенденция децентрализации производства наблюдается в автомобилестроении Великобритании. Таким образом, можно сказать, что «планирующая система охватывает сферы хозяйственной деятельности, которые основаны на массовом высокотехническом производстве.

Почему менеджмент крупных корпораций, фактически управляющий экономикой развитых стран, поддерживает идею государственного планирования? Потому что крупные корпорации теперь уже не могут жить без государственного планирования.

Во-первых, они стали настолько большими, что, действуя несогласованно, они могут нанести вред обществу и друг другу. Государственное планирование позволяет скоординировать их деятельность, чтобы избежать противонаправленных действий.

Приведем пример. В свое время ассоциация британских энергетиков приняла решение о переходе к производству электроэнергии на газовом топливе вместо угля. От принятия этого решения до замены угля газом прошло несколько лет, необходимых для создания новых энергетических агрегатов, строительства новых электростанций и т.п. Когда же электростанции стали переходить на газ, угольщики потеряли рынки сбыта, в результате чего значительная часть шахтеров осталась без работы. Страна столкнулась с серьезной социальной проблемой, на решение которой потребовалось время и большие деньги из бюджета. А сейчас, много лет спустя, возникают сомнения: а правильно ли было с точки зрения энергетической безопасности закрывать шахты?

Во-вторых, несмотря на то, что корпорации такие большие, каждая из них не в состоянии спрогнозировать развитие экономики в целом. Но не имея представления о развитии народного хозяйства своей страны, о развитии мировой экономики, эти корпорации не в состоянии разрабатывать перспективные планы своего развития. Будучи достаточно инерционными и потому не способными быстро маневрировать, они не могут устойчиво развиваться без перспективного планирования.

Приведем пример. В ФРГ на последних выборах в парламент значительная доля мест досталась «зеленым», одним из лозунгов которых было закрытие атомных электростанций. Конечно, о немедленном закрытии этих электростанций не может быть и речи, так как их доля в общем энергобалансе составляет 30%, и страна оказалась бы без электроэнергии, остановив их. Но концепция дальнейшего развития энергетики сейчас кардинально пересматривается. Одной из идей является постепенная замена атомных электростанций, срок службы которых составляет еще 20-30 лет, на электростанции, использующие возобновляемые источники энергии (ветер, солнце, вода). Чтобы через 20-30 лет эти новые электростанции стали давать те 30%, которые дают сегодня атомные, уже сегодня необходимо проводить огромную работу по созданию нового энергетического оборудования. Те компании, которые пойдут по этому пути, могут потом получить великолепные рынки сбыта. Но это потребует от них уже сейчас огромных капиталовложений, а для того чтобы осуществлять эти инвестиции, они должны быть уверены в стабильности принятой концепции, заручиться поддержкой общества.

Вот почему государственное планирование, ранее рассматривавшееся на Западе как чисто советский инструмент, все более широко применяется в планово-рыночной экономике.Роль государственного плана заключается не только в обозначении общенародных целей, но и в координации деятельности будущих участников программ, направленных на достижение этих целей.

Широко известно, что сама идея государственного планирования - одно из фундаментальных марксистских положений об устройстве нового общества - длительное время рассматривалась западными экономистами как нереализуемая и подрывающая основы свободного предпринимательства. Необходимость концентрации усилий промышленности на решении оборонных задач уже во время первой мировой войны вынудила правительства Англии, Франции, России и Германии заниматься тактическим планированием, координацией деятельности отдельных отраслей и предприятий. Но это рассматривалось как вынужденная мера в чрезвычайной ситуации, и намерений продолжить согласованные действия после окончания войны предприниматели не имели. Разработка и успешное выполнение первого пятилетнего плана в СССР обратили внимание наиболее дальновидных буржуазных экономистов на колоссальный потенциал, заложенный в планировании.

 

Государственное вмешательство в ценообразование может проявляться по-разному.

В тех случаях, когда общество заинтересовано в ускоренном развитии каких-то отраслей, могут быть разрешены увеличенные амортизационные списания и отчисления в другие фонды. В результате в этих отраслях возрастают издержки, что дает возможность повышать цены без увеличения налоговых отчислений. Нормы амортизации могут увеличиваться в 1,5-2 раза

Нередко практикуется снижение налогов на прибыль для тех отраслей, в развитии которых государство заинтересовано. Экономия на налогах позволяет компаниям увеличивать инвестиции, расширять объемы и в итоге снижать цены или приводит к непосредственному снижению цен, поскольку позволяет сохранить прибыль.

Кредитные льготы также дают возможность снижать цены без ущерба для изготовителя.

Прямая государственная финансовая по мощь предоставляется в виде дотаций на инвестиции, субсидий на покрытие убытков от хозяйственной деятельности. Это делается в тех случаях, когда, по оценке государства, издержки высоки по объективным причинам, но оно заинтересовано в том, чтобы цены не были такими же высокими. Так, во Франции в 1985 г. компания, занимающаяся средствами коммуникации, получила дотацию в размере 33,6 млрд. франков. Этим был предотвращен рост цен на ее услуги, оказываемые населению, и создана возможность для технического перевооружения.

Лидерство в ценах. В этом случае воздействие государства на цены заключается в том, что оно как крупнейший производитель или потребитель каких-то видов продукции или услуг влияет на цены, складывающиеся на рынке. Если, например, французская государственная компания «Рено», имеющая большой удельный вес на рынке, устанавливает цены на автомобили, то остальным продавцам приходится с этим считаться. Или если она же, покупая автомобильные листы в больших количествах, добивается от поставщиков какого-то уровня цен, то это влияет на цены, предлагаемые металлургами другим покупателям. В данном случае государство влияет на цены как хозяйственный субъект, а не как административный орган. В тех странах, где доля государственной собственности достаточно велика, лидерство в ценах оказывает существенное влияние. Гос. заказы, которые в некоторых странах составляют до 25-30% от ВНП, также позволяют устанавливать лидерство в ценах, если доля приобретаемой государством продукции или услуг имеет большой удельный вес на рынке. Если, допустим, в Швейцарии значительная часть жилья строится за счет муниципальных органов, то они в состоянии влиять на его стоимость.

Прямое воздействие на цены.

Во-первых, это непосредственное установление цен государством или замораживание их на какой-то период времени. Это самый быстрый способ стабилизировать цены или изменить их в нужном направлении. Но применяется он только в экстремальных ситуациях, потому что имеет следующие недостатки:

- админ-ное установление цен ограничивает конкуренцию со всеми вытекающими негативными последствиями;

- админ-тивно устанавливаемые цены, как правило, отрываются от реальных общественно необходимых затрат, и тем самым ограничивается действие з-на ст-ти как автоматического регулятора пропорций в пр-ве и инвестировании;

- внутренние цены отрываются от мировых, что сразу же отражается на результатах ВЭД.

Поэтому пользуются этим методом крайне неохотно, когда не остается другого выхода. В послевоенные годы, в условиях дефицита, он широко применялся. Сейчас право административного установления или замораживания цен обычно присваивается высшему законодательному органу или правительству, да и то на ограниченный срок.

Второй вариант прямого воздействия - введение косвенных налогов (акцизы, налог на добавленную стоимость). Доля этих налогов в цене может составлять от 4 до 30% и более. Например, конечные цены на бензин во Франции увеличиваются под влиянием этих налогов более чем в 2 раза, и поэтому даже небольшое повышение или понижение налогов может заметно изменить реализационную цену товаров.

Третий вариант прямого воздействия - это установление фиксированных льготных цен и тарифов на товары и услуги, производимые в государственном секторе. Государство может в отдельных регионах отраслях продавать по льготным ценам вырабатываемое им сырье, энергию, оказывать транспортные услуги по более низким тарифам, давая тем самым возможность своим потребителям снижать издержки и цены. Это может делаться в интересах поддержания конкурентоспособности отраслей или сохранения рабочих мест в регионах.

Договоры о ценах.

Примерно с середины 1960-х гг. значительное распространение во Франции получили договоры о ценах. Они заключаются правительственными органами с отдельными компаниями, объединениями, концернами, ассоциациями производителей. В них определяются намерения сторон в области ценообразования, например, динамика или индексы цен на те или иные виды продукции. Скажем, представители государства и изготовители сельскохозяйственной техники договариваются, что цены на их продукцию за пять лет не должны подняться выше, чем на 15%. Оговариваются также основания для увеличения цен. Например, обязательное повышение потребительских свойств. Могут оговариваться предельные уровни цен на конкретные виды продукции. Стороны исходят при этом не только из необходимости обеспечения рентабельной работы предприятий-изготовителей, но и из соблюдения интересов потребителей.

Контроль над ценами — это нечто переходное от невмешательства к регулированию. Есть во Франции такое понятие - свободные контролируемые цены. Означает оно, что оговаривается диапазон, в пределах которого производители сами могут устанавливать цены на ряд товаров. В отличие от непосредственного установления цен государством контроль не исключает ценовую конкуренцию, но ограничивает возможности рыночного саморегулирования. Обычно динамика освобождения цен такова: сначала регулирование, затем контроль над ценами, затем наблюдение за ними и, наконец, полное освобождение, когда созданы все условия для свободной конкуренции. Режим свободно наблюдаемых цен заключается в том, что цены устанавливаются самими производителями, однако для их введения предприниматели должны получить согласие правительственных органов. В Германии под контролем находится около половины всех розничных цен, но диапазон устанавливается достаточно широкий. Например, цена на мясо в зависимости от его качества может устанавливаться в диапазоне от 3 до 30 марок за кг. Поскольку мясо не является дефицитом, то конкурирующие между собой производители стремятся снижать цены, и по 30 марок за килограмм они его не продают. Даже самые лучшие сорта стоят дешевле. Как только цены приближаются к верхнему или нижнему пределу, для ценообразования это становится сигналом тревоги о неблагополучии дел на рынке.

6. Правительственные ограничения в ценообразовании. Даже те цены, которые считаются полностью свободными, не могут назначаться продавцом произвольно. Есть обязательные для всех правила ценообразования, за соблюдением которых следят правительственные органы. Существуют, например, в США, предельные нормы прибыли. Если продавец, назначая цену, опускается ниже предела рентабельности, то последнее может быть расценено как демпинг, а это уже нарушение антимонопольного законодательства. Назначая слишком высокую цену, при которой прибыль настолько велика, чтооказывается превышенным верхний предел рентабельности, продавец рискует быть обвиненным в нарушении правил ценообразования. Оптимальной считается норма прибыли 10-15% к авансированному капиталу до вычета налогов. Норма прибыли после вычета налогов, по данным за 1989 г.,составила: «Бритиш-Петролеум» - 1,7%, «Сименс» - 7,9, «Фольксваген» - 6,9, «Филипс» - 5,6% [80]. Как видим, несмотря на то, что это компании- олигополии, уровень прибыли - не сверхвысокий.

Мы не в состоянии в этом обзоре описать все правила ценообразования. Приведем только несколько примеров.

Запрещается ценовая дискриминация. В США в соответствии с законом Робинсона - Патмена для зашиты мелких розничных магазинов от нечестной конкуренции больших сетей розничной торговли производителям и оптовикам запрещено во взаимоотношениях с различными покупателями продукции аналогичного профиля применять разные цены, скидки, премии. Условия реализации продукции должны быть одинаковыми для всех участников сбыта.

Ограничение минимальных цен. В ряде штатов США приняты законы о нечестной торговле, в соответствии с которыми цены не могут быть ниже, чем издержки плюс фиксированный процент, покрывающий накладные расходы и прибыль. Это опять-таки защита мелкой розничной сети от хищнического ценообразования, которым пользуются большие компании для вытеснения конкурентов.

В разных странах существуют различные правила ценообразования, но ни в одной стране ценообразование не происходит произвольно. Это еще раз говорит о том, что полной экономической свободы при современной рыночной экономике нет ни в чем и ни для кого.

7. Косвенное воздействие на цены заключается в том, что вводятся или отменяются квоты, таможенные ограничения на какие-то товары, меняются таможенные тарифы, размеры эмиссии денег.

Установление квот на товары широко практикуется в Европейском сообществе, в США. В свое время в США введение квот на японские автомобили помогло поддержать более высокие цены на американские автомобили. Всякое ограничение на ввоз более дешевых конкурентоспособных товаров - это метод косвенного повышения цен. Точно так же и таможенные ограничения на ввоз каких-либо товаров помогают поддержанию более высоких цен на свои товары на внутреннем рынке. Введение правил по экологичности, безопасности, энергоснабжению стало одним из методов таможенных ограничений и косвенного влияния на цены. Изменение таможенных пошлин на ввоз и вывоз каких-либо товаров тоже влияет на их цену на внутреннем рынке. Например, в Финляндии очень низкие пошлины на цитрусовые, потому что правительство поставило задачу увеличить в рационе жителей этой северной страны долю овощей и фруктов. Цена, скажем, килограмма бананов в январе составляла 5-6 марок (минимальная месячная зарплата 3000 марок). Если бы правительство проводило политику максимального насыщения бюджета, то оно, наоборот, старалось бы увеличить пошлину на эти привлекательные для населения продукты. Но это была бы политика сиюминутной выгоды. Во-первых, упал бы спрос, и неизвестно, больше ли стали бы поступления в бюджет от ввоза этих продуктов. Но, самое главное, это было бы в ущерб здоровью населения, которое всегда должно стоять на первом плане.

Эмиссионная политика, направленная на ограничение денежной массы, приводит к сокращению платежеспособного спроса и, следовательно, к снижению цен.

8. Для того чтобы активно влиять на ценообразование, необходимо обладать информацией о движении цен. Поэтому во всех развитых странах уделяется большое внимание наблюдению за ценами. Этим наблюдением занимаются центральные статистические управления, центральные и местные органы ценообразования, университеты, независимые комиссии потребителей, научно-исследовательские центры профсоюзов. Главная задача наблюдения за ценами - определение динамики стоимости жизни и влияния движения цен на уровень издержек и национальную конкурентоспособность. На основании этих данных принимаются решения об индексации заработной платы и пенсий. Поэтому движение цен отслеживается не только государственными институтами, но и общественными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...