Эволюция смешанной экономики
Еще в начале книги говорилось о том, что крупные корпорации, составляющие основу современной экономики, не могут успешно развиваться в обстановке нестабильности. Они должны планировать свое будущее, а это возможно лишь тогда, когда внешняя среда предсказуема. Именно в создании обстановки предсказуемости, стабильности и заключается одна из важнейших экономических функций капиталистического государства. Эту функцию еще интерпретируют как создание экономической безопасности. Народное хозяйство, основанное на соединении рыночных начал и начал государственного регулирования, именуют смешанной экономикой. Соединение этих двух противоположных по своей сути начал превращает капиталистический хозяйственный механизм из «анархичного, монополизированного и эгоцентричного в регулируемый, конкурентный и социализированный»[37]. Смешанная экономика позволяет обеспечивать: - экономическую безопасность на макроуровне, т. е. предотвращение периодических кризисов, сотрясавших капиталистическую систему ранее; - экономическую безопасность компаний благодаря системе государственной поддержки крупного,среднего и мелкого предпринимательства; экономическую безопасность индивидов через систему социальной поддержки.Под словом «безопасность» в данном случае подразумевается сведение к минимуму риска, защищенность от непредвиденных изменений. Безопасность на макроуровне обеспечивается" государственным планированием, бюджетным регулированием и вмешательством в ценообразование, о которых было сказано ранее. Это позволяет обеспечивать рост отдельных отраслей и соответственно избегать тех стихийно складывавшихся раньше диспропорций, которые приводили к кризисам.
Экономическая безопасность индивидов, обеспечиваемая системой перераспределения целого ряда общественных благ, освещалась в этой главе. А вот на экономической безопасности компаний и предприятий имеет смысл остановиться. Прежде всего, надо рассмотреть вопрос о том, следует ли обеспечивать экономическую безопасность компаний, предпринимателей. Экономисты-неоклассики утверждают, что предотвращение риска приведет к замедлению развития. Именно угроза разорения при выборе неудачного решения заставляет искать оптимальные пути, стимулирует прогресс. А если поддержать неэффективно работающие компании, то они так и останутся убыточными, паразитируя на теле общества. Конечно, нельзя не согласиться с тем, что эти рассуждения имеют основания. Но экономический риск, как и любое явление, имеет противоположные свойства. Неоклассики видят положительные свойства риска, но не видят его разрушительных последствий. На примере компании «Крайслер» мы уже показывали, что ее крах затронул бы благополучие сотен тысяч человек. Может ли общество оставаться безразличным к их судьбе? А ведь с деятельностью этой компании в той или иной мере было связано благополучие еще десятков тысяч поставщиков, заказчиков и их работников. Экономические неудачи, когда речь идет о крупных корпорациях, перестали быть частным делом. Ли Яккока сумел доказать это американскому конгрессу, оперируя цифрами. И любой менеджер, сталкивающийся с экономикой, в отличие от неоклассиков, не в теории, а на практике, понимает необходимость снижения риска. «Банкротство неэффективной фирмы, как динамит, имеет две стороны. С одной стороны, это естественное проявление рыночных сил; с другой - угроза всем другим фирмам-поставщикам и покупателям, а также банкам-кредиторам, не говоря уже о социальной угрозе и угрозе сохранения самого механизма конкуренции. Поэтому система государственной и частной поддержки отдельных фирм, включая финансовую помощь, контроль и при необходимости реорганизацию, составляет элемент экономической безопасности» [37].
Так обосновывается необходимость безопасности крупных компаний -их гибель может привести к слишком большим разрушениям. А почему надо поддерживать мелкие фирмы, ведь их банкротство никто и не заметит1? Государство вынуждено поддерживать мелкие фирмы потому, что иначе им не выжить в противостоянии с планирующей системой. Исчезновение каждой из них не является трагедией, но если исчезнут они все, то экономика потеряет ту гибкость, маневренность, которой она обязана наличию мелкого бизнеса. А теперь рассмотрим, как обеспечивается экономическая стабильность. Начнем с крупных корпораций. Во-первых, выступая как заказчик, государство в период депрессии старается увеличить объем государственных заказов. В США, Англии, к примеру, государство в качестве покупателя обеспечивает реализацию до 20% валового национального продукта. В европейских странах удельный вес государственного заказа еще выше, он достигает 30%. В период подъема государственный заказ снижается. Так сглаживается цикличность. В первую очередь эта помощь оказывается предприятиям военно-промышленного комплекса, а также гражданских отраслей, определяющих научно-технический прогресс, В США на их долю приходится 2/3 государственных заказов. Влияние государственных заказов на развитие фирм можно проиллюстрировать на таком примере. Во Франции наибольших успехов в повышении конкурентоспособности на мировых рынках достигли те отрасли высокой технологии, в которых удельный вес государственных заказов в реализации не опускается ниже 30%. Посредством целевых заказов государство существенно облегчает предприятиям быстрое крупносерийное освоение новой продукции. Создается гарантированный сбыт, так необходимый для отлаживания производства. Например, в целях создания и поддержания спроса на терминал «Минитель», подключаемый к системе видеосвязи непосредственно через телефонную сеть, французское государство за свой счет оснастило этим прибором многих абонентов.
Во-вторых, государство нередко приходит на помощь компаниям «больных» отраслей. Такими во многих странах сейчас являются металлургия, судостроение. Так, в Испании модернизация экономики в 1980-е гг. началась как раз с мощных государственных инвестиций в эти отрасли. Реконструкция и переоснащение этих предприятий позволили потом обновить материально-техническую базу других отраслей и выйти на конкурентоспособный уровень. В некоторых случаях убыточные предприятия национализируются, государство приобретает контрольный пакет акций, иногда предоставляет льготные кредиты. Но в любом случае стараются предотвратить полную ликвидацию, чтобы избежать тех потрясений экономики, о которых говорилось ранее. Необходимо отметить, что государство не берет на себя роль постоянного донора убыточных компаний. Оказывается разовая помощь при условии существования программы выхода из кризиса и выполнение этой программы берется под контроль, чтобы иметь возможность частично или полностью вернуть вложенные средства. В-третьих, государство нередко выступает защитником своих компаний от внешней экспансии. Так, в США в 1982 г. ограничивался экспорт японских автомобилей квотой в 1,85 млн. в год. ЕЭС в 1985 г. ограничило ввоз японских видеомагнитофонов в страны Общего рынка квотой 2,25 млн. штук, тем самым, уменьшив ввоз по сравнению с 1984 г. на 1,7 млн. Понимание опасности «экономического национализма» только начинает приходить к наиболее дальновидным стратегам. А пока протекционизм существует. Достаточно сказать, что в списке Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), составленном в 1980-е гг., предусматриваются более 600 видов различных нетарифных барьеров, влияющих на торговлю промышленными товарами. Об оказании помощи малым предприятиям можно рассказать на примере Японии [38]. 1. В условиях частого и быстрого технического обновления малым предприятиям нужна единовременная финансовая помощь для переоснащения. Те, что связаны с крупными компаниями, получают эту помощь от них, расплачиваясь за нее независимостью и низкими ценами. Но не весь малый бизнес может быть привязан к крупным компаниям. Поэтому государство оказывает поддержку тем, кто в ней особенно нуждается, предпочитая иметь дело с объединениями малых предприятий, союзами, отраслевыми ассоциациями.
2. Государственная поддержка оказывается при перепрофилировании малых предприятий. Применение соответствующих мер - финансовая помощь, налоговые льготы - разрешается местным властям при утверждении планов предприятий, их отраслевых объединений и ассоциаций. Вообще с мелкими предприятиями больше работают местные власти. Отличительная черта всех этих мер поддержки - временный характер. И оказывается поддержка, если перепрофилирование идет в нужном государству, причем приоритетном, направлении. Принцип приоритетности позволяет концентрировать средства, привлекать внимание частного сектора к решению необходимых обществу задач. 3. Оказывается научное содействие центральными, префектурными НИИ в передаче малым предприятиям новейших технологий, проведении исследований, снабжении их информацией о новых технологиях. 4. Оказывается содействие в получении государственных заказов. Доля малых предприятий в правительственных заказах составляет 45%, а в заказах общественных организаций - 32%. 5. Предусмотрены меры по социальной защите работников малых предприятий (с числом работающих менее 300). Владельцы малых предприятий заключают контракт от имени своих служащих со специально созданным фондом взаимопомощи при увольнении. Владельцы систематически уплачивают взносы, но зато при увольнениях эти фонды выплачивают выходное пособие их служащим. Многие из этих способов поддержки мелкого предпринимательства практикуются и в других странах. Итак, смешанная, или регулируемая, социально-рыночная экономика в какой-то мере обеспечивала стабильность системы и создавала условия для экономического роста в послевоенные годы. Но после энергетического кризиса 1973 - 1974 гг., а особенно с приходом к власти республиканской партии в США и консерваторов в Великобритании она стала подвергаться все более ожесточенной критике. В чем же причины? 1. Государственное регулирование особенно эффективно, когда народное хозяйство в силу каких-то причин дестабилизировано (кризис, война). Устранение диспропорций между отраслями, восстановление платежеспособного спроса в послекризисный период 1930-х гг. и в послевоенный период в европейских странах были наглядным доказательством эффективности государственного регулирования. Кейнсианство было признанной экономической доктриной во всех развитых капиталистических странах. Но по мере того как стабилизировалась экономическая ситуация, все менее очевидной становилась необходимость государственного регулирования. Ведь любой механизм, будучи отрегулированным, не выходит из строя мгновенно после прекращения регулирования. Он может работать в спокойной обстановке еще долго, пока будут накапливаться какие-то отклонения, а может мгновенно выйти из строя, если произойдут резкие изменения, требующие регулирования. Точно так же перестает быть очевидной необходимость государственного вмешательства в работу рыночного механизма. Зато все большее недовольства вызывают недостатки государственною регулирования. Бюрократизм, некомпетентность, политиканство, коррупция заслоняют преимущества последнего. Представители правых кругов, забывшие или так и не понявшие, что именно государственное регулирование спасло капиталистическую систему от краха, начинают видеть в нем элемент социализации (а это так и есть), мешающий свободному предпринимательству. В итоге экономисты-неоклассики и политики-неоконсерваторы призвали мир к дерегулированию.
2. Энергетический кризис 1973 - 1974 гг. заставил изменить отношение к природным ресурсам и осознать, что эпоха экстенсивного развития закончилась. К этому же времени благодаря НТР произошло количественное насыщение по многим видам продукции в промышленно развитых странах. В результате вторая половина 1970-х гг. была вынужденно ознаменована переориентацией производства на достижение более высокого качества. Количественный рост перестал быть определяющим фактором успеха. Естественно, это привело к снижению темпов экономического роста, измеряемого стоимостными показателями. Снижение темпов роста стало поводом для заявлений о замедлении развития экономики вследствие снижения предпринимательской активности, обусловленного государственным регулированием. Попробуем разобраться, а означает ли на самом деле снижение темпов роста ВНП замедление развития экономики? Реальное богатство общества измеряется количеством и качеством товаров и услуг, а не их стоимостью, которую отражает валовой национальный продукт. Это всем понятно, т.к. свести разнообразные виды продукции воедино весьма затруднительно, используют стоимостные показатели. Такая подмена была еще более или менее терпима, когда качество продукции менялось не очень часто. Главным критерием развития было увеличение количества, а оно в сопоставимых ценах неплохо отражалось через динамику стоимостных показателей. Но сейчас, когда НТР привела к резкому ускорению сменяемости поколений продукции, оценка развития экономики без учета изменения качества продукции неадекватна. «Валовой национальный продукт является скорее количественным, чем качественным показателем. Он не отражает в полной мере улучшений качества товаров. В той мере, в какой в течение определенного времени повышается качество продукции, в такой же мере показатель ВНП недоучитывает рост нашего материальною благосостояния», -говорят по этому вопросу Макконелл и Брю [1, с. 149].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|