Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Романо-германская семья правовых систем




Признаки нормы права.

Нормативность. Данный признак свидетельствует о том, что норма права рассчитана на применение не в конкретном (казуальном) случае, а в ряде сходных ситуаций, т. е. носящих общий (обобщенный) характер.

Общеобязательность. Данный признак указывает на необходимость соблюдения нормы права всеми участниками правоотношений и лицами попадающими в сферу ее действия.

Неперсонифицированность. Этот признак говорит о том, что норма права оказывает свое воздействие либо на всех лиц, либо на значительные группы людей, а не на конкретное лицо.

Системность. Данный признак показывает, что норма права не существует сама по себе (изолировано), а функционирует только в системной связи с другими правовыми нормами, содержащимися в конкретной системе права.

Формальная определенность. Данный признак можно рассматривать как закрепление правовой нормы во внешне выраженной форме с соблюдением установленных формальных правил и процедур.

Многократность действия. Правовая норма рассчитана на неопределенное количество случаев, т. е. может быть реализована всякий раз, когда возникают соответствующие условия или обстоятельства, при этом не прекращает своего действия даже в случае ее исполнения.

Установление или санкционирование государством. Правовая норма устанавливается не произвольным субъектом правоотношений, а только компетентным, наделенным нормотворческими полномочиями: государством в лице его должностных лиц и органов государственной власти, либо государство санкционирует издание правовых норм органами и должностными лицами местного самоуправления, другими негосударственными организациями, народом (путем референдумов, собраний, сходов) и т. д.

Предоставительно-обязывающий характер. Данный признак указывает на то, что норма права, представляя одной стороне правоотношения определенное право, одновременно возлагает на другую сторону соответствующую обязанность.

Регулирование общественных отношений. Данный признак указывает, что правовая норма устанавливается или санкционируется государством с определенной целью – управление обществом, оказание воздействие на существующие общественные отношения для их упорядочения.

Обеспечение силой государственного принуждения. Правовые нормы, в случае их нарушения субъектами правоотношений, подлежат защите со стороны государства с применением силовых методов и привлечением правонарушителей к юридической ответственности.

Структура правой нормы – это внутреннее ее строение. Большинство современных ученых считают, что норма права имеет трехзвенную структуру и в качестве структурных элементов выделяют: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Однако ряд авторов подвергают сомнению данное правило. Так В. В. Лазарев и С. В. Липень указывают, что типичные правовые нормы имеют два элемента: гипотезу и диспозицию либо санкцию1.

Гипотезой (от греч. hypothesis – основание, предположение) называется первая часть нормы, в которой предусматриваются жизненные обстоятельства, при наступлении которых в реальности возникает определенное отношение.

Диспозицией (от лат. dispositio – расположение в определенном порядке) называется вторая часть нормы, в которой устанавливается отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Это сами права и обязанности, в совокупности составляющие модель поведения.

Санкцией (от лат. sanctio – строжайшее постановление) называется третья часть нормы, в которой определяются меры ответственности субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией.

Существует классификация гипотез по нескольким основаниям:

по характеру содержания (по форме выражения):

 

 общие (абстрактные), определяют условия действия нормы при помощи общих родовых признаков;

 

конкретные (казуальные), определяют специальные условия действия нормы.

 

по степени определенности:

 

абсолютно определенные (содержат юридические факты, обуславливающие действие нормы);

 

абсолютно неопределенные (не содержат юридических фактов, обуславливающих действие нормы);

 

 относительно определенные (содержат указания на ограничительные условия действия нормы).

 

по степени сложности выделяют гипотезы:

 

простые (содержат одно обстоятельство, с которым связано действие нормы);

 

сложные (содержат несколько обстоятельств, с которыми связано действие нормы);

 

альтернативные (содержат несколько обстоятельств, при наступлении одного из которых наступает действие нормы).

 

Виды диспозиций нормы права. Как уже было сказано выше, диспозиция представляет собой часть правовой нормы, содержащая конкретное правило поведения. Существует классификация диспозиций по нескольким основаниям:

по способу описания:

 

простые (содержат указания на деяние без описания присущих ему признаков);

 

описательные (содержат указания на деяние и описание присущих ему признаков);

 

отсылочные (содержат указание на деяние и ссылку на другую норму того же нормативного акта, которая содержит признаки этого деяния);

 

бланкетные (содержат указание на деяние и ссылку на другой нормативный акт, который содержит признаки этого деяния либо указывают на незаконность определенного деяния, тем самым

 

отсылая правоприменителя к закону, устанавливающему нарушенные требования).

по юридической направленности:

 

предоставительно-обязывающие (содержат правила поведения для двух и более сторон правоотношения);

 

обязывающие (содержат правила поведения только обязанного лица);

 

управомочивающие (содержат вид и меру возможного поведения);

 

рекомендательные (содержат желательную для государства, но не обязательную модель поведения);

 

запрещающие (содержащие вид и меру поведения лица, за которое предусматривается юридическая ответственность).

 

Виды санкций нормы права. Ведя разговор о санкции, которая является частью правовой нормы, определяющая вид и меру последствий соблюдения либо нарушения диспозиции субъектом правоотношения, можно также классифицировать ее по нескольким основаниям:

По отраслевой принадлежности выделяют:

 

уголовно-правовые санкции (штраф, лишение свободы, исправительные работы и др.);

 

гражданско-правовые санкции (возмещение убытков, взыскание неустойки в виде штрафа или пени за нарушение договорных обязательств);

 

административно-правовые санкции (штраф, конфискация, лишение специального права и др.);

 

дисциплинарно-правовые санкции (выговор, строгий выговор, увольнение и др.).

 

По объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий (по степени определенности) различают следующие виды санкций:

 

абсолютно-определенные санкции (вид и размер неблагоприятных последствий точно указан);

 

относительно-определенные санкции (вид неблагоприятного последствия указан точно, а размер в определенных пределах);

 

альтернативные санкции (содержат набор неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель имеет возможность выбора).

По характеру последствий:

 

штрафные санкции (содержат неблагоприятные для правонарушителя последствия);

 

правовосстановительные санкции (направлены на восстановление нарушенного права).

 

В правотворческой деятельности законодатель далеко не всегда помещает норму права в аналогичную по содержанию статью нормативного правового акта. Возможны следующие варианты соотношения нормы права и статьи нормативного правового акта:

 

1) все элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) содержаться в одной статье нормативного правового акта;

 

2) одна статья нормативного правового акта содержит несколько норм права;

 

3) элементы нормы права содержатся в различных статьях одного нормативного правового акта;

 

4) элементы нормы права содержатся в различных нормативных правовых актах.

Виды:

По функциям в механизме правового регулирования (функциональной роли) различают юридические нормы: исходные нормы и нормы-правила поведения.

Исходными являются такие нормы права, которые занимают высшую ступень в системе законодательства и при этом имеют максимально общий характер. Такие нормы определяют основы правового регулирования. Исходные нормы в свою очередь подразделяются на: нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции.

Нормы-начала есть такие нормы права, которые закрепляют устои существующего строя, основы общественных отношений.

Нормы-принципы есть юридические нормы, содержащие принципы права.

Определительно-установочные нормы есть юридические нормы, устанавливающие целевые установки законодателя в определенной отрасли права либо правовом институте.

Нормы-дефиниции есть юридические нормы, содержащие легальные определения категорий и понятий.

Нормы-правила поведения есть нормы, непосредственно регулирующие общественные отношения. Они подразделяются на регулятивные и охранительные нормы (по назначению).

Регулятивные нормы есть нормы права, рассчитанные на правомерное поведение субъектов правоотношений и устанавливающие их права и обязанности.

Регулятивные нормы, в свою очередь подразделяются на: обязывающие, запрещающие и управомочивающие (в зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей).

Обязывающие нормы – нормы права, устанавливающие для субъектов правоотношений определенные обязанности, требующие совершения определенных деяний.

Запрещающие нормы – нормы права, устанавливающие для субъектов правоотношений ограничения на совершение определенных деяний.

Управомочивающие нормы – юридические нормы, предоставляющие субъектам правоотношений право на совершение определенных деяний.

Охранительные нормы – это нормы права, рассчитанные на неправомерное поведение субъектов правоотношений и устанавливающие меры их юридической ответственности и защиты нарушенных прав. Охранительные нормы подразделяются на карательные (предусматривающие наказание за противоправные деяния) и правовосстановительные (направлены на защиту и восстановление нарушенных прав, интересов) нормы.

По степени общности различают общие и специальные нормы.

К общим нормам относятся такие, которые охватывают своим действием все правовые институты определенной отрасли права.

К специальным нормам относят такие, которые регулируют какой-либо вид родовых отношений с учетом их особенностей.

По отраслям права (предмету и методу правового регулирования) различаются нормы отраслей права:

конституционного, административного, уголовного, гражданского и др.

В зависимости от функциональных особенностей отрасли права выделяют нормы процессуальные и материальные.

По методу правового регулирования различают нормы: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.

Императивные нормы – нормы права, которые не допускают законного отступления от содержащегося в ней правила поведения.

Диспозитивные нормы – нормы права, которые допускают m конное, договорное отступление от содержащегося в ней правила поведения.

Поощрительные нормы – нормы права, закрепляющие поощрение участникам правоотношения, выполнившим определенные предписания.

Рекомендательные нормы – нормы права, содержание правила поведения, соблюдение которых выгодно для государства и общества, но не обязательно.

В зависимости от субъектов правотворчества различают нормы права, созданные государственными органами, негосудар-ственными органами (например, органами местного самоуправления) и принятые народом в процессе непосредственной демократии (на референдуме, собраниях, сходах).

В зависимости от круга лиц, на которые распространяется действие нормы, различают общераспространенные (общие) и специальнораспространенные (специальные).

Общераспространенные нормы права действуют в отношении всех лиц, подпадающих под юрисдикцию государства.

Специальнораспространенные нормы права действуют в отношении определенных категорий лиц.

В современной литературе по теории государства и права встречаются и другие классификации правовых норм:

в зависимости от объема нормативности 1:

 

 отправные нормы;

 

 нормы-предписания.

 

по степени общности2:

 

 первичные;

 

 общие;

 

 конкретные.

в зависимости от роли в регулировании общественных отношений 1:

 

 типичные:

 

 регулятивные;

 

 обязывающие;

 

 запрещающие;

 

 управомочивающие;

 

 правоохранительные.

 

 нетипичные (специализированные):

 

 общезакрепительные;

 

 декларативные;

 

 дефинитивные;

 

 оперативные;

 

 коллизионные.

 

по объему регулирования общественных отношений:

 

 общие;

 

 специальные.

 

в зависимости от механизма правореализации:

 

 непрерывного, постоянного действия;

 

 дискретного (от лат. discretus – прерывистый, состоящий из отдельных частей) действия.

 

в зависимости от способа выражения и закрепления, т. е. по источникам права:

 

 нормы, издаваемые государственными органами и выраженные в нормативных актах;

 

 нормы, закрепленные в нормативных договорах;

 

 нормы, выработанные судебной и административной практикой и выраженные в судебных и административных прецедентах;

 

 нормы, закрепленные в юридических обычаях;

 

 нормы, вырабатываемые юридической наукой;

 

 нормы, закрепленные в религиозных догмах.

 

 

49. Правовая типология (понятие правовой системы, семья правовых сис-тем, сравнительное правоведение).

Система – это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Система права – это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм и вместе с тем в разделении права на отно-сительно самостоятельные структурные элементы (правовая норма, субинститут права, институт права, подотрасль права, отрасль пра-ва, комплексная отрасль права).

нужно четко различать два понятия – «систе-ма права» и «правовая система». М.И. Пискотин указал на то, что «помимо понятия «система права» в литературе иногда употребляется понятие «правовая система». Если первое отражает главным образом внутреннее строение права, то второе – его место в ряду других общественных явлений наряду с экономической, по-литической и иными системами»2. Правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития обще-ства, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их орга-низациями (государствами) и используемый ими для достижения своих целей6.

Каждое государство имеет собственную правовую систему. Правовая система отдельно взятого государства называется нацио-нальной правовой системой. Каждая национальная система облада-ет своими оригинальными чертами, так как в ней отражаются куль-турные, политические, социально-экономические, исторические особенности общества. При этом можно выделить группы право-вых систем, которые обладают определенными общими чертами. Такие группы именуются правовыми семьями.

Самой популярной является классификация Давида Рене, Он выделяет три главные группы пра- вовых систем: романо-германскую правовую семью, семью общего права, семью социалистического права. К ним примыкает осталь-ной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты, ко-торый получил название «религиозные и традиционные системы»1.

А.Х. Саидов -восемь правовых семей: романо-германскую, сканди-навскую, латиноамериканскую, правовую семью общего права, му-сульманскую, индусскую правовые семьи, семью обычного права и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. Историческое развитие признает-ся главным в определении их особенностей.

В современном мире выде-ляются три главные группы правовых систем, образующих три се-мьи: романо-германскую или семью континентального права, анг-ло-американскую или семью общего права, семью социалистиче-ского права. В каждой из этих правовых семей имеется немало под-вигов. Кроме того, следует иметь в виду, что существуют и иные правовые системы, которые с высокой мерой условности в юриди-ческой литературе объединяют в семью религиозно-традиционного права2.

Сравни́тельное правове́дение, правова́я компаративи́стика, юриди́ческая компаративи́стика — отрасль (раздел) правоведения (юридической науки), изучающая правовые системы различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий.

Сравнительно-правовой метод исследования начал применяться ещё в глубокой древности. Например, Платон сравнивал законы различных греческих полисов. Дальнейшее развитие сравнительно-правовой метод получил в Новое время. Во Франции Шарль Монтескье в своем труде «О духе законов» прибег к сопоставлению различных правовых систем и на предложениях относительно причин различий между этими системами строил свое понимание права. В Германии идею о сравнении правовых систем первым выдвинул Лейбниц.

Однако в качестве самостоятельной научной дисциплины сравнительное правоведение оформилось только во второй половине XIX века. Важнейшими событиями для развития новой науки стали основание в 1869 году французского общества сравнительного законодательства и проведение в 1900 году 1-го Международного конгресса сравнительного права.

В настоящее время существует целый ряд работ и статей, посвященных вопросам сравнительного правоведения, это, прежде всего, работы таких ученых, как Рене Давид, З. Петери, М. Ансель, М. Рейнстайн, А. Х. Саидов, М. Н. Марченко, В. С. Нерсесянц.

В настоящее время сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина является неотъемлемой частью отечественной юриспруденции, несмотря на попытки отдельных авторов отказать ему в наличии самостоятельного предмета исследования. По суждению А. X. Саидова, сравнительное правоведение существует в трех значениях: как метод, как наука и как учебная дисциплина.

М. Н. Марченко - «оно выступает как «вполне сложившаяся, относительно самостоятельная и обособленная от всех других гуманитарных наук юридическая научная и учебная дисциплина, имеющая свой собственный предмет, метод, сферу применения выполняющая свою собствен-ную роль в системе юридических знаний и юридического образования и имеющая свое особое социальное назначение»

В качестве обоснования самостоятельности сравнительного правоведения можно привести следующий аргумент: оно не сводится лишь к методу сравнительно-правового анализа законодательства, отдельных институтов права и идей о праве, а нацелено на получение целостной картины правового развития мира.

Сравнительное правоведение, получило широкое развитие после 2-й мировой войны 1939—45. Распространение его связано с расширением международных связей (в т. ч. экономических) между государствами, с разрядкой международной напряжённости.

Целью сравнительного правоведения является изучение законов и правовых систем различных государств с целью выявления новых закономерностей в развитии права и использования этих закономерностей для стимулирования общего развития правовой теории и юридического строительства.

 

Цели можно свести к нескольким основным:

 

· познавательная (глубокое и масштабное изучение правовых явлений в различных государствах);

 

 

· интегративная (четкая ориентация в разработке способов гармонизации и сближения правовых систем);

 

Практическая (способствовать сближению и унификации законодательства различных государств в тех областях, где это очевидно необходимо (прежде всего, гражданское, торговое, гуманитарное право);

выработка предложений по совершенствованию собственной национальной системы права на основе изучения правового опыта зарубежных государств.)

· пропагандистская (информирование о значимости правовой системы страны).

В настоящее время научные исследования в сфере сравнительного правоведения проводятся в следующих учреждениях:

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ;

Институт государства и права Российской Академии Наук;

НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Академии Генеральной прокуратуры РФ.

50. Романо-германская и англосаксонская правовые семьи: проблемы соот-ношения.

Романо-германская семья правовых систем

Романо-германская традиция является старейшей и наиболее влиятельной в мире. Она берет свое начало в римском праве- на базе кодекса императора Юстиниана. Романо-германская правовая семья объединяет главным образом правовые системы стран континентальной Европы, это Австрия, Бельгия, Германия, Италия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Франция, Швейцария и некоторые другие страны. К этой группе государств относится и Российская Федерация. Название данной правовой се-мьи сложилось из признания в ее формировании заслуг как римско-го права, так и германской правовой науки2.

Во всех странах романо-германской правовой семьи признает-ся деление права на публичное и частное. В самом общем виде можно сказать, что к пуб-личному праву относятся те отрасли и институты, которые опреде-ляют статус и порядок деятельности органов государства и отно-шения индивида с государством, а к частному – отрасли и институ-ты, регулирующие отношения между частными лицами.

 

В странах романо-германской семьи правовых систем сущест-венное внимание уделяется анализу юридической силы норматив-ных правовых актов, принятых государственными органами (долж-ностными лицами) различного уровня. Акты вышестоящих орга-нов, принятые в пределах их компетенции, обладают большей юри-дической силой, чем акты нижестоящих государственных органов (должностных лиц).

Романо-германская правовая система отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников. В этой правовой системе господствующая роль отведена закону и в первую очередь кодексу. Закон образует как бы скелет правопорядка. В системе законодательства высшую юридическую силу имеет конституция.

В континентальных системах права, к каковым принадлежит и правовая система России, особое значение имеет верховенство Конституции как Основного Закона (режим конституционной за-конности)1. Соответствие Конституции – обязательное требование к раз-витию текущего законодательства. Одни государства в целях под-держания соответствия законодательства конституции устанавли-вают судебный контроль за конституционностью законов. В Япо-нии, государствах Латинской Америки судья может отказаться применить закон, если сочтет его противоречащим Основному за-кону. Другие государства, например Австрия, Италия, Российская Федерация, ФРГ, учредили специальные суды, на которые возлага-ется проверка конституционности законов1.

Источником романо-германского права также является обычай. Хотя обычай и сыграл весьма важную роль в эволюции континентального права, однако на современном этапе его развития применение обычая как источника права очень ограничено по сравнению с законодательством. Обычай применяется лишь тогда, когда закон прямо отсылает к нему.

Среди источников континентального права на современном этапе его развития существенно возросло значение и судебной практики. Однако здесь роль судебного прецедента не так велика, как в системе общего права. Это обусловлено традицией романо-германской правовой системы, где основное место среди источников права отводится закону. Правовая норма, созданная судебной практикой, не имеет того авторитета, которым обладают законодательные нормы. Исключение составляют нормы судебного прецедента, создаваемые высшими судебными инстанциями. Например, в ФРГ такой авторитет придан решениям Федерального конституционного суда, в Португалии – решениям Пленума Верховного суда, в России – решениям Конституционного Суда, в Испании – решениям Верховного суда.

Значительное место в системе источников права в государст-вах романо-германской правовой семьи занимают международные договоры. Их место в иерархии правовых актов часто сопоставимо с конституционными законами.

Определенное место среди источников права занимает юридическая доктрина. В течение длительного времени доктрина была основным источником права в романо-германской правовой семье.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...