Три основные стадии правового регулирования: начальная, пере-ходная, заключительная и факультативная стадию.
Начальная стадия – стадия юридической регламентации об-щественных отношений (стадия общего действия норм права, ор-ганизационная стадия, стадия возведения норм права в закон) предполагает создание нормативной основы правового регулирова-ния. Происходит определение правового статуса субъектов права (определение компетенции органов власти, объема прав и обязан-ностей для граждан и их организаций). Производится упорядочение определенных групп (видов) общественных отношений, не нося- щих конкретный характер. Оказывается информационное воздейст-вие на участников общественных отношений. Переходная стадия – стадия возникновения субъективных прав и обязанностей (стадия индивидуализации и конкретизации прав и обязанностей) предполагает наступление определенных юридических фактов (событий или действий) и возникновение кон-кретных правоотношений. Субъекты правоотношений наделяются субъективными правами и юридическими обязанностями, носящи-ми индивидуальный (персонифицированный характер). Заключительная стадия – стадия реализации субъективных прав и обязанностей (стадия наступления результата правового регулирования) предполагает реализацию субъективных прав и юридических обязанностей субъектов конкретных правоотноше-ний. Для государственных органов это может быть выполнение стоящих перед ними задач, для граждан и их организаций удовле-творение своих прав и интересов. Последняя стадия может зани-мать длительный период времени, прежде чем будут реализованы права и обязанности субъектов правоотношений (например, семей-ные, трудовые отношения). факультативная стадия – стадия применения права. Это происходит когда конкретные правоотношения, следовательно, реализация прав и обязанностей субъектов, не могут возникнуть без правоприменительной деятельности органов власти и должностных лиц (например, регистрация брака, выдача гражданину паспорта и т. д.).
В. Н. Хропанюк определяет механизм правового регули-рования как «…систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений»1. А. В. Малько считает, что «механизм правового регулирова-ния – это система правовых средств, организованных наиболеее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права»2. По мнению Т. Н. Радько: «Механизм правового регулирова-ния – это система правовых средств (элементов), осуществляющих одновременное взаимосвязанное регулирование общественных от-ношений определенного вида». механизм правового регу-лирования - система взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование оп-ределенных общественных отношений, приведение их в ста-бильное и упорядоченное состояние. Признаки: 1) механизм правового регулирования носит государствен-но-властный характер, поскольку осуществляется при помощи норм позитивного права, т. е. исходящих от государства, и опирает-ся на возможность применения государственного принуждения.; 2) механизм правового регулирования представляет собой сложную и организованную систему, состоящую из различных элементов, направленную на реализацию прав и обязанностей субъектов правоотношений; 3) механизм правового регулирования имеет строго опреде-ленные пределы воздействия на общественные отношения; 4) механизм правового регулирования направлен на регули-рование общественных отношений, имеет целью создание устой-чивой и упорядоченной системы общественных отношений;
5) механизм правового регулирования осуществляется при помощи системы правовых средств, способов и методов правового регулирования; 6) механизм правового регулирования характеризуется стадийностью действия, предусматривающего последовательное прохождение определенных стадий правового регулирования; 7) механизм правового регулирования зависит от внешних и внутренних факторов определяющих его эффективность. Элементы механизма: С. С. Алексеев к элементам механизма правового регулирования относит: юридические нормы; правоотношения; акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей1. А. В. Малько выделяет пять основных элементов и стадий механизма правового регулирования: 1) нормы права; 2) юридический факт или фактический состав; 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент). Некоторые ученые выделяют в качестве самостоятельных элементов механизма правового регулирования – законность (В.А. Шабалин), правовое сознание и правовую культуру (В. В. Лазарев, С. В. Липень). Однако можно согласить с теми учеными, которые элементы механизма правового регулирования разделяют на основные и вспомогательные. К основным элементам обычно относят нормы права, правоотношения, акты реализации субъективных прав и обязанностей и акты применения права. К вспомогательным – все остальные правовые средства (нормативные правовые акты, акты толкования права, правосознание, юридическую технику и др.). Мерами повышения эффективности правового регулирования и соответственно его механизма будут являться: 1)совершенствование качества правотворчества; 2)совершенствование правоприменительного процесса; 3)повышение уровня правовой культуры как общества в целом, так и лиц, осуществляющих правотворчество и правоприменение, а также иные меры. Вместе с тем эффективность механизма правового регулирования зависит не только от юридических, но и от неюри-дических факторов (например стабильности и развитости полити-ческой системы, уровня развития экономики, качества образования и здравоохранения, занятости населения, развитости духовно-нравственной и культурной сферы общества, информационных технологий и средств телекоммуникаций, состояния защищенности (безопасности) общества и т. д.).
56. Способы и методы правового регулирования: понятие и соотношение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|