Образование – результат процесса обучения и воспитания, выражающийся в формировании у человека необходимых знаний, умений, навыков.
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – сложное собирательное понятие, включающее в себя правовое воспитание и правовое обучение. Цель: Преодоление деформации правового сознания и особенно правового нигилизма, повышение общего уровня правосознания и правовой культуры граждан, формирование в обществе правовых установок, представлений, взглядов направленных на уважительное отношение к праву. По мнению Т. Н. Радько: «правовое воспитание – это деятель-ность соответствующих субъектов, направленная на формирование высокого правосознания и правовой культуры личности, осуществ-ляемая разнообразными средствами и методами, выраженная в раз-ных формах»2. А. Б. Венгеров указывает, что правовое воспитание – это це-ленаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, ци-вилизованных способов решения споров, профилактики правона-рушений. Пра-вовое воспитание как целенаправленную систематическую дея-тельность государственных органов, общественных организа-ций, граждан и их коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры личности, для обеспе-чения эффективного правового регулирования общественных отношений, соблюдения в обществе законности и правопорядка. Общей целью правового воспитания является формирование политически активной, высоконравственной личности, обладающей высоким уровнем правового сознания и правовой культуры. К специальным целям правового воспитания личности как оп-ределенного вида деятельности компетентных субъектов можно отнести формирование у индивида:
системы правовых знаний;
правовой убежденности;
мотивов и привычек правомерного, социально активного поведения.
Цели получают свою конкретизацию в задачах правового воспитания, каковыми являются формирование:
1) знаний основных предписаний правовых норм, правильном понимании их смысла и содержания;
2) глубокого внутреннего уважения к праву, законам, право-судию, правам и интересам других граждан, правопорядку;
3) умения самостоятельно применять правовые знания на практике;
4) привычки правомерного поведения в соответствии с при-обретенными правовыми знаниями;
5) на эмоционально-чувственном и сознательно-волевом уровне негативного отношения к нарушениям правовых норм. Формами правового воспитания выступают: правовое про-свещение, правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, правовое самовоспитание. В числе средств и методов правового воспитания и соответст-венно правового обучения находят применение: беседы, семинары, лекции, круглые столы, народные университеты правовых знаний, издание юридической и справочно-консультативной литературы, студенческие факультативы, в рамках которых студенты юридических вузов привлекаются к обучению основам права школьников средних и старших классов, тематические вечера по правовым вопросам, деятельность юридических клиник для граждан при юридических вузах, использование социальной рекламы правовой тематики, приглашение известных юристов и представителей правозащитных организаций в общеобразователь-ные и иные учебные заведения для передачи и разъяснения право-вых знаний.
52. Мусульманское право. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО — одна из самостоятельных правовых систем, основывающаяся на религии ислама, имеющей государственный характер. В современном мире мусульманское право имеет широкое распространение: государства Арабского Востока (Иран, Ирак, Иордания, Кувейт); мусульманские общины Африки (Сомали, Танзания, Кения и др.); некоторые балканские страны (Албания, Косово); страны СНГ (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и др.); субъекты РФ (Татарстан, Чеченская республика, Ингушетия); крымские татары в Украине и др. Особенность правовых систем мусульманских стран в том, что они функционируют на религиозной основе ислама — религии, имеющей государственный характер.
Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат («прямой путь») – это совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммада. Нормы шариата регулируют вопросы поведения мусульман в повседневной жизни в их отношениях между собой и с властью. Шариат как религиозная система законодательства была создана ранними мусульманскими учеными-правоведами постепенно на основе главных источников ислама – Корана и Сунны. Шариат явился результатом человеческой интерпретации этих текстов и логических построений, сделанных на их основе. Центральная идея шариата заключается в строгом соблюдении установленных Аллахом дозволений и запретов, которые не могут быть нарушены ни властями при принятии законов, ни людьми в их действиях. История мусульманского права начинается с Пророка Мухаммада, жившего в 570–632 гг. на Аравийском полуострове, который адресовал от имени Аллаха некоторые основные правила поведения, содержащие разъяснения всего сущего и руководство к пути праведному для верующих. На дальнейшее развитие мусульманской правовой системы существенное влияние оказали мусульманские правоведы и кадии (судьи). В VIII–X вв. были разработаны единые для всех мусульманских правовых школ общие положения и принципы. На современном этапе развития в странах мусульманского мира активно идет процесс заимствования норм других правовых систем, особенно европейской правовой системы. Это связано с тем обстоятельством, что европейская цивилизация и культура оказывают существенное влияние на многие мусульманские страны. С принятием европейской модели национального государства европейская правовая система стала нормой и во внутреннем законодательстве, и в международных отношениях, а в компетенции шариата остались только семейное право и система наследования. В Турции, например, практически уже не действуют нормы мусульманского права, а в некоторых странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений. В странах, где господствуют исламские фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, Афганистан, ЙАР, Ливия, Судан), мусульманское право имеет большее влияние. Нормы мусульманского права регулируют многие вопросы гражданского, семейного, государственного, уголовного и других отраслей права. Здесь наблюдается своеобразный ренессанс мусульманско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям.
Источники мусульманского права. К основным источникам исламского права можно отнести: Коран, сунну, иджму, кияс[1]. К дополнительным источникам относятся Местные обычаи. Признавались сложившиеся в самом арабском обществе - урф - и у покоренных народов - адаты. Фирманы - указы и распоряжения халифов. Кануны - законы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|