Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие правовой нормы, необходимой для урегулирования конкретного правоотношения и практического разрешения юридического де-ла.
Аналогия закона – это способ преодоления пробела в праве, при котором правоприменительное решение принимается на основе нормы права, регулирующей сходные общественные отношения. Аналогия закона предполагает соблюдение ряда условий: а) отсутствие конкретной юридической нормы, регули-рующей данное общественное отношение; б) наличие общей правовой урегулированности данного случая (конкретного правоотношения) нормами соответствующей отрасли права; в) существование другой юридической нормы, относящейся к той же отрасли права (аналогичной нормы права), регулирующей схожие общественные отношения. В гипотезе аналогичной нормы указаны фактические обстоятельства, схожие с теми, с которыми столкнулся правоприменитель. Сходство юридических фактов в данном случае и позволяет задействовать диспозицию, а при необходимости и санкцию аналогичной нормы права. Примером аналогии закона может послужить норма ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, которая гласит: «В случае отсутствия норм права, регули-рующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регули-рующие сходные отношения (аналогия закона)…». Аналогия зако-на применяется также и в других отраслях законодательства, на-пример, в семейном и гражданском законодательстве (ст. 5 СК РФ, ст. 6 ГК РФ). Субсидиарное применение права (от лат. subsidium – помощь) – это способ преодоления пробела в праве, при котором правоприменительное решение принимается на основе юридиче-ской нормы из другой отрасли права. Субсидиарное применение права можно рассматривать как разновидность аналогии закона, некоторые авторы (С. С. Алексеев, В.И. Леушин, С.В. Поленина и др.) называют его межотраслевой аналогией закона, но чаще в юридической литературе используется термин «субсидиарная аналогия».
Субсидиарная аналогия предполагает наличие следующих условий: а) отсутствие конкретной юридической нормы, регули-рующей данное правоотношение; б) наличие общей правовой урегулированности данного случая нормами права; в) существование юридической нормы, относящейся к дру-гой отрасли права (аналогичной нормы права), регулирующей схо-жие общественные отношения. Примером с убсидиарного применения права может послужить ст. 4 Семейного кодекса РФ устанавливающая, что «к названным в статье 2 настоящего Кодекса имущественным и личным неимуще-ственным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством (статья 3 настоящего Кодекса), при-меняется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений». Аналогия права – это способ преодоления пробела в праве, при котором правоприменительное решение принимается на основе принципов права, исходя из общего смысла и духа законодательства. Применение аналогии права при решении юридического дела предполагает соблюдение следующих условий: а) отсутствие конкретной юридической нормы, регулирую-щей данный случай (правоотношение); б) отсутствие аналогичной нормы права; в) общую правовую урегулированность данного правоотно-шения; Как уже было отмечено, при преодолении пробела в праве и разрешении юридического дела правоприменитель должен исходить из смысла и духа законодательства. На практике это означает использование принципов права – общих, межотраслевых, отраслевых, принципов институтов, которые закреплены в праве и выполняют регулирующую функцию. Например, в ст. 5 СК РФ устанавливается, что в случае отсут-ствия соответствующих норм семейного и (или) гражданского за-конодательства права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости. Аналогия права встречается также в граждан-ском (п. 2 ст. 6 ГК РФ), жилищном (п. 2 ст. 7 ЖК РФ), гражданско-процессуальном (ч. 3 ст. 11 ГПК РФ) и других отраслях законода-тельства.
Применение аналогии не допускается в уголовном и административном законодательстве. Здесь действует правовая аксиома: «Нет преступления (проступка) без указания его в зако-не». Это является важной юридической гарантией неприкосновенности личности, в случае возникновения вопроса о привлечении правонарушителей к уголовной или административной ответственности. Дискуссионным остается вопрос о применении аналогии в процессуальном праве, т. к. в АПК РФ и УПК РФ соответствующие нормы отсутствуют, а соответствующее решение правопримените-ля может привести к искажению законодательства, нарушению прав личности или другому правонарушению. Применение аналогии – это не устранение пробела в праве, так как он продолжает сохраняться. Это его преодоление. Устранение пробела в праве, т. е. его полная ликвидация, возможна только в процессе правотворчества.
60. Правовые акты: понятие, виды, соотношение.
правовой акт - официальный письменный документ, имеющий обязательную силу, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений. Понятию «П.а.» соответствует понятие «юридический акт».
П.а. присущи определенные устойчивые признаки:
а) это письменный документ определенного рода, обладающий особой формой выражения содержащейся в нем информации. Данная форма предполагает: структуризацию текста акта и его построение по правилам юридической техники (главы, статьи, элементы, нормы и т.п.); формулирование правил поведения длительного или разового характера; нормативный язык; использование специфически юридических понятий и терминов; соблюдение обязательных реквизитов, свойственных каждому акту;
б) П.а. имеет официальный характер, что проявляется в издании его от имени органа, организации либо государства. Управомоченность названных субъектов принимать П.а. предопределяется конституцией, законом, положением, уставом, т.е. статутным актом. Отсюда следует важное правило об издании каждым субъектом только тех видов П.а., которые за ним закреплены;
в) издание П.а. допускается строго в пределах компетенции управомоченного на его принятие субъекта. Министерство, региональная администрация, городское собрание представителей и иные органы гос-ной власти и местного самоуправления с помощью П.а. реализуют закрепленную за ними компетенцию, действуют в рамках предметов ведения и полномочий;
г) П.а. обладает целевой ориентацией. В нем выражены в концентрированной форме социальные интересы. Акт может выражать гос-ную волю (если акт издан от имени государства), волю социальной общности (населения той или иной территории), властное веление (если акт издан гос-ным органом), согласие и равнопартнерские отношения. В любом случае интерес и воля получают строго определенную и обязательную форму выражения;
д) П.а. предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается с помощью разных способов: установления правовых норм, возникновения, изменения и прекращения правоотношений, признания, создания и изменения юридического состояния, посредством обеспечения реализации правовых норм, правовой защиты законных интересов;
е) П.а. обладает общеобязательностью. Это значит, что акт официально признан государством и его институтами. Его обязаны исполнять физические и юридические лица, которым он адресован, с ним они должны сообразовывать свои поведенческие акты и юридические действия. Игнорирование П.а., их нарушение, воспрепятствование реализации актов являются нарушениями законности и недопустимы. Они влекут различные способы восстановления баланса актов, их юридической силы и авторитета, с одной стороны, применение мер дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности к виновным лицам - с другой;
Классификацию П.а. можно построить на основе такого критерия, как их нормативная природа. В этом смысле П.а. подразделяются на нормативные правовые акты, т.е. П.а., содержащие нормы права, регулирующие определенную сферу общественных отношений, и индивидуальные правовые акты, которые порождают права и обязанности только у тех субъектов, которым они адресованы.
Все правовые акты в зависимости о направленности действия, т.е. от порождаемых юридических последствий, делятся на три группы: - Нормативно-правовые акты (НПА) - направлены на установление, изменение или отмену норм права; - Акты толкования (интерпретационные) - направлены на разъяснение норм права; - Акты применения права (индивидуальноправовые) - направлены на реализацию предписаний правовых норм. Еще один критерий классификации П.а. - способ оформления акта и придания ему юридической силы. С этой точки зрения различают: а) первичные акты - законы, постановления и т.п., непосредственно приобретающие юридическую силу, вводимые в действие, и б) вторичные (утверждаемые) акты, к которым относятся, напр., инструкция, утвержденная приказом министра, положение, утвержденное постановлением главы администрации и т.п. П.а. различаются также по порядку принятия. Речь идет об актах, принимаемых гос-ным органом в коллегиальном порядке. Это законы, постановления Государственной Думы и Совета Федерации, законодательных органов субъектов РФ, решения судов и др. Другая группа П.а. принимается на основе единоначалия - указы и распоряжения Президента РФ, распоряжения главы областной администрации и др. Существуют также акты, принимаемые в коллегиальном порядке, но оформленные актами единоличного характера, напр., решения коллегий министерств, которые чаще всего проводятся в жизнь приказами министра. В др. случаях предварительное коллегиальное обсуждение проектов актов служит способом их апробации, учета позиции специалистов, ученых, организаций-партнеров, а также общественного мнения. Научные, консультативные, экспертно-аналитические, координационные комиссии, советы и центры предназначены для этих целей. Соотношение правового акта и нормативного акта, нпа: Несмотря на некоторые общие черты, акт применения права следует отличать от нормативного правового акта. К основным раз- личиям можно отнести: 1. Акт применения права используется для индивидуально- го правового регулирования конкретного правоотношения, а нор- мативный правовой акт осуществляет нормативное (общее) регули-
рование общественных отношений, устанавливая общие правила поведения субъектов права. 2. Акт применения права не является источником права в отличие от нормативного правового акта. 3. Акт применения права содержит правовое предписание, а нормативный правовой акт норму права. 4. Акт применения права носит индивидуальный характер, т. к. воздействует на конкретных лиц, а нормативный правовой акт действует в отношении неопределенного круга лиц. 5. Акт применения права рассчитан на однократноедейст- вие в определенной ситуации, а нормативный правой акт рассчитан на многократное использование для неопределенного количества случаев (ситуаций). 6. Акт применения права является результатом правопри- менительной деятельности, а нормативный правовой акт принима- ется в процессе правотворчества. 7. Акт применения права ниже нормативного правового ак- та по юридической силе, т. к. всегда принимается на основании со-390 ответствующего нормативного правового акта и не должен ему противоречить. 8. Нормативный правовой акт – это всегда письменный офи- циальный документ, а акт применения права может выражаться в устной форме (замечание, предупреждение должностного лица или устное распоряжение руководителя) или конклюдентной форме (жесты регулировщика дорожного движения, железнодорожного диспетчера, спортивного арбитра и т. д.). Как уже было замечено, письменный акт применения права является официальным документом, обладающим определенной структурой. В актах применения права принято выделять: I. Вводную часть, которая включает наименование акта (по- становление, определение, приказ, приговор и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа (должностного лица) издавшего акт, дело (вопрос, коллизия) по которому принят акт. II. Описательная часть, которая содержит фабулу дела (от лат. fabula – повествование, история) с перечислением всех факти- ческих обстоятельств и иную значимую правовую информацию, ставшую известной и послужившую основанием для возбуждения юридического дела. III. Мотивировочная часть включает в себя анализ доказа- тельств подтверждающих наличие фактических обстоятельств юридического дела и правовую квалификацию установленных фак- тических обстоятельств. IV. Резолютивная часть содержит решение по юридическому делу, обязательное для участников данного правоотношения и оп- ределяющее их субъективные права, юридические обязанности, от- ветственность. Структура актов применения права может носить усеченный характер, например, в них может отсутствовать описательная и мо- тивировочная часть (выписки из постановлений, приказов, прото- колов и др.), либо присутствовать только резолютивная часть (ре- золюции типа «утверждаю», «согласен», «исполнить», «принять к рассмотрению» и др., с указанием даты и подписи должностного лица). 61. Должное в праве и морали. В научной и учебной литературе по теории государства и пра-ва к социальным нормам относят нормы права, морали, обычаи, религиозные, корпоративные, политические нормы. Норма права – это общеобязательное, формально определен-ное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений1. Мораль и право являются самостоятельными социальными ре-гуляторами, но обладают рядом общих (единых) признаков: направлены на регулирование общественных отношений; действуют на группу людей; это определенные правила поведения, которые должны выполняться; невыполнение их влечет соц ответственность и др. Однако они обладают и существенными различиями, что особенно четко проявляется при сравнении права и морали по ряду критериев (оснований). По способу создания (формирования, возникновения). Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, формируются в результате правотворческой (прежде всего законодательной) и правоприменительной (в основном судебной) деятельности. Нормы морали в свою очередь возникают в обществе независимо от государства (хотя государство может оказывать определенное воздействие на становление морали через правовые предписания, пропаганду идеологии, СМИ и др.), складываются в общественном сознании на представлениях о добре и зле, чести, достоинстве, справедливостии в поведении людей, социальных групп, классов и иных социальных общностей.. По форме фиксации (внешнего выражения). Нормы права в подавляющем своем большинстве фиксируются в письменных источниках: нормативных правовых актах, юридических прецедентах, нормативных договорах, юридических доктринах. В отличие от них нормы морали обычно закрепляются в общественном сознании, и живут в сознании людей в виде принципов, понятий, идей, оценок, хотя могут иметь свое выражение в произведениях литературы и искусства, текстах религиозных источников. По степени определенности. Нормы права - это формально-определенные правила поведения, представляющие собой предписания, где четко определены предмет и пределы правового регулирования, права и обязанности участников общественных отношений, их ответственность, гарантии. Нормы морали формальной определенность не обладают и носят более общий характер в виде принципов, положений, идей. По степени обязательности. Нормы права, как было уже отмечено выше представляют собой общеобязательные правила поведения, являющиеся обязательными для исполнения всеми членами общества. Что касается морали, то в обществе существует также система общепринятых моральных норм, но в силу возрастных, половых, национальных, религиозных, социальных отличий между людьми и отсутствия четкой определенности моральных норм, отсутствует общеобязательность их выполнения (в частности, уважительное отношение к женщине, людям пожилого возраста воспринимаются по-разному, например, на Кавказе, Татарстане, Башкортостане и в центральных регионах России. На Кавказе отправить пожилых родителей в дом для престарелых считается позором для всех родственников, что является нормальным явлением в других российских регионах. В свою очередь, на Кавказе нормой считается социальное неравенство между мужчиной и женщиной, которая всю жизнь находится под опекой отца, мужа, брата или иных родственников мужского пола; в семейных отношениях моральное признание многоженства). По способу обеспечения. Нормы права гарантируются государством, обеспечиваются его принудительной силой. Моральные же нормы обеспечиваются внутренним убеждением человека и общественным мнением. По характеру регулятивного воздействия, право действует через механизм правового регулирования посредством юридических средств. В противоположность этому моральные нормы выражены в субъективно-безличном долженствовании и воздействуют на человека путем формирования внутренних регуляторов его поведения: ценностей, мотивов, установок (будь гуманным, справедливым, и т.д.). Это означает, что регулятивное воздействие моральных норм не имеет в отличие от норм правовых заранее установленных способов их поведенческой реализации. По уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая безоговорочно осуждают любые формы проявления лжи, клеветы, обмана, тогда как право осуждает только наиболее опасные и тяжкие их проявления. Мораль осуждает любые формы антиобщественного поведения, право наказывает только злостное и общественно опасное поведение людей. По характеру и порядку ответственности за их нарушение. Нарушение правовых норм влечет наступление юридической ответственности, выраженной в различных негативных последствиях для правонарушителя, носящих личный, организационный, имущественный или иной характер. При этом человек наказывается от имени государства, что исключает какое-либо произвольное толкование наказания за правонарушение. Мораль не располагает тем набором мер принуждения, которыми обладает право, поэтому нарушение норм морали влечет за собой общественное осуждение, которое иногда может выражаться в мерах общественного воздействия (замечание, предупреждение, выговор, исключение из общественной организации). Взаимодействие права и морали выражается в их взаимном воздействии друг на друга. Право, как правило, берет под свою защиту общепризнанные нормы морали. Например, честь и достоинство лица защищаются правом. В качестве примеров взаимодействия права и морали можно привести положения ст.130 УК РФ и ст.150 ГК РФ. Статья 130 УК РФ «Оскорбление»: 1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев. 2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся в произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года. Статья 150 ГК РФ «Нематериальные блага»: 1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя. 2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. Влияние морали на право выражается в том, что право любого современного государства основывается на преобладающей в обществе морали. Поэтому влияние морали на право имеет место как в процессе правотворчества, так и в процессе реализации права. Насыщение правовых норм нормами морали формирует более уважительное отношение членов общества к праву. Противоречия между правом и моралью могут возникать в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам могут быть отнесены политические, социальные, экономические кризисы в жизни общества, которые не зависят от конкретных людей или социальных групп, государственных органов. Например, распад СССР и как результат ослабление российского государства, всей политической системы; отсутствие цензуры, низкий уровень жизни граждан в российском обществе привело к снижению нравственных требования, целью стало зарабатывание денег и личное обогащение любым путем, в т.ч. противоправным. Мораль стала более терпима к противоправным деяниям, а право не реагировало на снижение моральных устоев своих сограждан (наркомания, алкоголизм, проституция, безнадзорность и т.п.). Субъективные причины противоречий, возникающих между правом и моралью, наоборот, зависят от людей, общественных организаций, государственных органов. Существующие в государствах авторитарные, тоталитарные антидемократические режимы могут привести к тому, что право не учитывает сложившиеся в обществе моральные ценности, игнорируя мораль в правотворческой и правоприменительной деятельности (например, честь, достоинство, репутация, свобода человека и антидемократические режимы – понятия несовместимые). Наличие и пропаганда государственной идеологии также приводит к возникновению коллизий между правом и моралью (например, коммунистическая (фашистская) идеология и семейные ценности, воспитание детей в интернатах, длительное и раздельное проживание супругов при государственной производственной необходимости (строительство крупных промышленных, военных, транспортных объектов), запрет неравных браков по классовой или национальной принадлежности). В демократических государствах также возникает немало коллизий между правовыми и моральными нормами. В частности Н.И. Матузов приводит некоторые жизненные ситуации, которые характерны для современного общества. Первая ситуация. Известно, что фактический (незарегистрированный) брак не влечет никаких юридических последствий, и отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить алименты и оказывать материальную помощь. По закону — да, а по совести, по морали? Вторая ситуация. Восемнадцатилетняя девушка, выйдя замуж требовала выделения своей доли из общей жилплощади, на которой проживали отец, мать и старший брат. Несмотря на уговоры и категорические возражения родителей против дележа (размена) она твердила одно: я имею право. Никакие моральные соображения, возмущение соседей, знакомых ее не смущали. Третья ситуация. Молодые матери, не желая воспитывать детей, оставляют их в роддоме. В «отказных расписках» они пишут, что не будут иметь претензий к будущим их усыновителям. Законом это не запрещено, право молчит, а нравственное чувство оскорбляется, эти мамы ощущают на себе мощный моральный прессинг. Как мы видим достижение справедливости и соблюдение моральных норм в этих случаях возможно только при активной общественной (гражданской) позиции и с помощью применения правовых норм, конфликт может быть разрешен на основании соответствующего судебного решения.
62. Внешняя и внутренняя свобода в праве и морали. Внутренняя свобода- это субъективное право, а внешняя свобода-объективное(наше взаимодействие с окр.обществом). Учитывая тот факт, что нормы права являются разновидностью социальных норм, соотношение права и иных социальных норм рассматривают обычно с точки зрения их единства, различия, взаимодействия и противоречия. Мораль обычно рассматривают как систему правил поведения, основанных на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге, которые служат мерилом оценки деятельности людей, их объединений, государственных органов, предприятий, учреждений и других участников общественных отношений. Приведем некоторые определения понятия морали, встречающиеся в юридической литературе. Е. И. Темнов: «мораль - социальная норма, выражающая автономную позицию индивида, его самостоятельную и сознательную оценку окружающего, исходя из собственных представлений о добре и зле, должном, справедливом и т.п.». Н. И. Матузов: «Мораль... представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности». Л. А. Морозова: «мораль представляет собой правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов» Мораль и право являются самостоятельными социальными регуляторами, но обладают рядом общих (единых) признаков: являются общими правилами; носят сознательно-волевой характер (т.е. возникают в связи с волей и сознанием людей); служат критериями оценки социально значимого поведения людей; соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества; определяют границы поведения людей; направлены на регулирование общественных отношений и др. Однако они обладают и существенными различиями, что особенно четко проявляется при сравнении права и морали по ряду критериев (оснований). По способу создания (формирования, возникновения). Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, формируются в результате правотворческой (прежде всего законодательной) и правоприменительной (в основном судебной) деятельности. Нормы морали в свою очередь возникают в обществе независимо от государства (хотя государство может оказывать определенное воздействие на становление морали через правовые предписания, пропаганду идеологии, СМИ и др.), складываются в общественном сознании на представлениях о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости в поведении людей, социальных групп, классов и иных социальных общностей.. По форме фиксации (внешнего выражения). Нормы права в подавляющем своем большинстве фиксируются в письменных источниках: нормативных правовых актах, юридических прецедентах, нормативных договорах, юридических доктринах. В отличие от них нормы морали обычно закрепляются в общественном сознании, и живут в сознании людей в виде принципов, понятий, идей, оценок, хотя могут иметь свое выражение в произведениях литературы и искусства, текстах религиозных источников. По степени определенности. Нормы права - это формально-определенные правила поведения, представляющие собой предписания, где четко определены предмет и пределы правового регулирования, права и обязанности участников общественных отношений, их ответственность, гарантии. Нормы морали формальной определенность не обладают и носят более общий характер в виде принципов, положений, идей. По степени обязательности. Нормы права, как было уже отмечено выше представляют собой общеобязательные правила поведения, являющиеся обязательными для исполнения всеми членами общества. Что касается морали, то в обществе существует также система общепринятых моральных норм, но в силу возрастных, половых, национальных, религиозных, социальных отличий между людьми и отсутствия четкой определенности моральных норм, отсутствует общеобязательность их выполнения (в частности, уважительное отношение к женщине, людям пожилого возраста воспринимаются по-разному, например, на Кавказе, Татарстане, Башкортостане и в центральных регионах России. На Кавказе отправить пожилых родителей в дом для престарелых считается позором для всех родственников, что является нормальным явлением в других российских регионах. В свою очередь, на Кавказе нормой считается социальное неравенство между мужчиной и женщиной, которая всю жизнь находится под опекой отца, мужа, брата или иных родственников мужского пола; в семейных отношениях моральное признание многоженства). По способу обеспечения. Нормы права гарантируются государством, обеспечиваются его принудительной силой. Моральные же нормы обеспечиваются внутренним убеждением че-ловека и общественным мнением. По характеру регулятивного воздействия, право действует через механизм правового регулирования посредством юридических средств. В противоположность этому моральные нормы выражены в субъективно-безличном долженствовании и воздействуют на человека путем формирования внутренних регуляторов его поведения: ценностей, мотивов, установок (будь гуманным, справедливым, и т.д.). Это означает, что регулятивное воздействие моральных норм не имеет в отличие от норм правовых заранее установленных способов их поведенческой реализации. По уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая безоговорочно осуждают любые формы проявления лжи, клеветы, обмана, тогда как право осуждает только наиболее опасные и тяжкие их проявления. Мораль осуждает любые формы антиобщественного поведения, право наказывает только злостное и общественно опасное поведение людей. По характеру и порядку ответственности за их нарушение. Нарушение правовых норм влечет наступление юридической ответственности, выраженной в различных негативных последствиях для правонарушителя, носящих личный, организационный, имущественный или иной характер. При этом человек наказывается от имени государства, что исключает какое-либо произвольное толкование наказания за правонарушение. Мораль не располагает тем набором мер принуждения, которыми обладает право, поэтому нарушение норм морали влечет за собой общественное осуждение, которое иногда может выражаться в мерах общественного воздействия (замечание, предупреждение, выговор, исключение из общественной организации). Взаимодействие права и морали выражается в их взаимном воздействии друг на друга. Право, как правило, берет под свою защиту общепризнанные нормы морали. Например, честь и достоинство лица защищаются правом. Статья 150 ГК РФ «Нематериальные блага»: 1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя. 2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. Влияние морали на право выражается в том, что право любого современного государства основывается на преобладающей в обществе морали. Поэтому влияние морали на право имеет место как в процессе правотворчества, так и в процессе реализации права. Насыщение правовых норм нормами морали формирует более уважительное отношение членов общества к праву. Противоречия между правом и моралью могут возникать в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам могут быть отнесены политические, социальные, экономические кризисы в жизни общества, которые не зависят от конкретных людей или социальных групп, государственных органов. Например, распад СССР и как результат ослабление российского государства, всей политической системы; отсутствие цензуры, низкий уровень жизни граждан в российском обществе привело к снижению нравственных требования, целью стало зарабатывание денег и личное обогащение любым путем, в т.ч. противоправным. Мораль стала более терпима к противоправным деяниям, а право не реагировало на снижение моральных устоев своих сограждан (наркомания, алкоголизм, проституция, безнадзорность и т.п.). Субъективные причины противоречий, возникающих между правом и моралью, наоборот, зависят от людей, общественных организаций, государственных органов. Существующие в государствах авторитарные, тоталитарные антидемократические режимы могут привести к тому, что право не учитывает сложившиеся в обществе моральные ценности, игнорируя мораль в правотворческой и правоприменительной деятельности (например, честь, достоинство, репутация, свобода человека и антидемократические режимы – понятия несовместимые). Наличие и пропаганда государственной идеологии также приводит к возникновению коллизий между правом и моралью (например, коммунистическая (фашистская) идеология и семейные ценности, воспитание детей в интернатах, длительное и раздельное проживание супругов при государственной производственной необходимости (строительство крупных промышленных, военных, транспортных объектов), запрет неравных браков по классовой или национальной принадлежности). Н.И. Матузов приводит некоторые жизненные ситуации, которые характерны для современного общества. Первая ситуация. Известно, что фактический (незарегистрированный) брак не влечет никаких юридических последствий, и отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить алименты и оказывать материальную помощь. По закону — да, а по совести, по морали? Вторая ситуация. Восемнадцатилетняя девушка, выйдя замуж требовала выделения своей доли из общей жилплощади, на которой проживали отец, мать и старший брат. Несмотря на уговоры и категорические возражения родителей против дележа (размена) она твердила одно: я имею право. Никакие моральные соображения, возмущение соседей, знакомых ее не смущали. Третья ситуация. Молодые матери, не желая воспитывать детей, оставляют их в роддоме. В «отказных расписках» они пишут, что не будут иметь претензий к будущим их усыновителя
|
|
|