Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы развития земельной реформы




 

Земельная реформа является стержнем экономических преобразований, и её направление определяют отношение к земле. Она затрагивает интересы каждого гражданина и общества в целом. Общей основой идеологии и методологии совершенствования земельных отношений и проведения земельной реформы стала необходимость включения земель в рыночную экономику, т.е. платное землепользование (налоги и арендные платежи), использование земель в сделках (купля-продажа, залог, дарение, право на обмен) и переход к различным формам собственности. Земельное реформирование в республике осуществлялось поэтапно.

Первый этап: 1990-1994 г. Законы: «О крестьянском хозяйстве» (1990 г.); «Земельный кодекс РК» (1991 г.); «О земельной реформе в РК» (1991 г.); «О земельном налоге» (1991 г.).

Действие их на практике обеспечило передачу земель в ведение местной административной власти в соответствии с их компетенцией, определенной республиканским законодательством. Было положено начало перераспределению сельскохозяйственного земельного фонда республики в процессе формирования разнообразных форм хозяйствования, для которых создали необходимые организационные, экономические и социальные условия.

Земельный кодекс провозгласил все земли государственной собственностью республики. Новыми положениями в нем были введение права пожизненного наследуемого владения земельными участками, предоставленными для организации крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, дачного строительства и т.д.

На первом этапе предусматривалось разгосударствление и приватизация имущества совхозов. Последнее осуществляется через аренду, использование выкупа, акционирование и безвозмездную передачу отдельных видов имущества в коллективную собственность.

В результате приватизации государственные сельскохозяйственные предприятия преобразуются в коллективные или частные предприятия, кооперативы, крестьянские хозяйства, хозяйственные товарищества, акционерные общества и другие негосударственные формы хозяйствования.

Законы 1 этапа реформирования (1990-1994 гг.) определили поворот от социализма к рыночной экономике.

Второй этап: 1994-1995 г. Указы Президента РК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» и «О дальнейшем совершенствовании земельных отношений» (апрель 1994 г.)

Данные указы Президента РК поддержали фактический передел и юридическое оформление прав на землевладение, и аренду земли.

В республике впервые был введен институт купли-продажи права землепользования, тем самым земля была вовлечена в рыночные отношения.

Третий этап: 1995-2000 г. Указ Президента РК, имеющий силу закона «О земле» (декабрь 1995 г.).

Указ решил одну из острейших проблем, препятствовавших проведению активной инвестиционной политики в производство. Он определил пределы и условия передачи земель в частную собственность граждан и юридических лиц и открыл дорогу к земельному рынку.

В целях систематизации инструментов регулирования земельных отношений выделяют следующие аспекты:

- экономический – рента, дивиденды, аренда, земельный оборот (рынок), залог, налог;

- правовой – владение, пользование, распоряжение;

- экологический – порча, загрязнение, потеря плодородия, засоление, эрозия;

- землеустроительный – размещение и размеры участков земель, рекультивация, меры по борьбе с эрозией и потерей плодородия;

- административный – штрафы, предупреждения, санкции, изъятия.

Четвертый этап: 2000-2003 г. Закон «О земле РК» (24 января 2001 г.). Самыми «достижениями» этого закона были: замена постоянного сельскохозяйственного землепользования на временное на условиях аренды; сокращение срока землепользования с 99 до 49 лет.

По новому Закону все негосударственные организации и крестьянские хозяйства стали арендаторами, то есть временными пользователями земли. Ушли в прошлое понятия «пожизненное наследуемое владение», «постоянное землепользование».

По новому Закону предельные (максимальные) размеры земельных участков, которые могут находиться в землепользовании для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, устанавливаются в размере не более пятнадцати среднерайонных земельных долей на каждого члена хозяйства.

Пятый этап: с 2003 года по настоящее время. Земельный Кодекс Республики Казахстан (20 июня 2003 г.). Кодекс полноценно регламентирует отношение собственности на землю: государства, граждан, государственных и негосударственных лиц.

Он определяет объекты частного землевладения земли сельскохозяйственного назначения, и наделять ими граждан для развития домашнего личного хозяйства, садоводства, дачного строительства, а также физических и юридических лиц для товарного сельскохозяйственного производства, научных и учебных целей.

Реформирование агарного сектора национальной экономики республики основывается, прежде всего, на преобразовании земельных отношений. Поэтому в целях создания оптимальной структуры многоукладной экономики в сельском хозяйстве, преодоление отчуждения тружеников от земли, средств производства и результатов их труда необходимо введение экономических инструментов регулирования земельных отношений. Экономические регуляторы должны включать в себя модернизированный механизм платы за землю, обеспечение оптимального землеустройства новым формам хозяйствования.

С экономической частью тесно соседствует экологическая часть реформы. Очевидно, что расширенное воспроизводство плодородия земель является одной из более чем актуальных задач всего современного общества и земельной реформы в частности.

Особо нужно отметить необходимость управления ходом земельной реформы. Механизм управления земельной реформой сводится к следующему:

1) развитие положений Земельного кодекса по земельным отношениям и землеустройству;

2) определение совокупности организационных мероприятий;

3) составление программы проведения реформы;

4) уточнение роли и задач маслихатов, оценка их деятельности, оказание им помощи; анализ и оценка хода реформы со стороны административных органов и Парламента;

5) обеспечение хода реформы ресурсами, кадрами, информацией, научными и методическими разработками;

6) освещение, пропаганда, реклама реформы массовыми средствами информации;

7) стимулирование всех заинтересованных сторон в реализации реформы; определение эффективности отдельных шагов, этапов, мероприятий.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «земельная реформа».

2. Какие цели и задачи необходимо было решить в процессе земельного реформирования в Казахстане?

3. Раскройте содержание и основные направления земельной реформы в республике.

4. Какие основные законы в области земельных отношений были приняты в республике в процессе проведения земельной реформы?

Рекомендуемая литература

1. Есполов Т.И., Сейфуллин Ж.Т. Управление земельными ресурсами. Учебник. – Алматы, 2004.

2. Спектор М.Д. Земельные отношения и землеустройство. Астана, 2005.

3. Гендельман М.А., Крыкбаев Ж.К. Научные основы землеустройства и кадастра: Учебник. – Астана: Фолиант, 2004. – 172 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...