Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные методы профилактики и лечения аномалий и деформаций зубочелюстного аппарата




Методы лечения аномалий и деформаций зубочелюстного аппарата разно­образны. Их выбор зависит от возраста ребёнка, причины деформации, клини­ческой формы и степени выраженности аномалии, развития зубов и челюстей, а также от общего состояния ребёнка и других факторов. Все методы лечения делятся на профилактические, аппаратные, комбинированные (с использова­нием физиотерапевтических, хирургических методов интенсификации), хи­рургические, протетические. Аппаратный метод лечения является главным в лечении аномалий и деформаций зубочелюстного аппарата, а все остальные названные выше методы — вспомогательными.

 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

Известный клиницист С. П. Боткин говорил: "Болезнь легче предупре­дить, чем её лечить". Предупредить аномалии и деформации зубочелюстного аппарата можно лишь путём своевременного устранения причин, которые их вызывают или оказывают содействие возникновению. Предупреждение забо­леваний зубочелюстного аппарата, в том числе аномалий прикуса, проводится как общими, так и местными мероприятиями.

Все профилактические методы лечения аномалий зубочелюстного аппара­та можно разделить на следующие периоды:

I. — до зачатия ребёнка (создание медико-генетических кабинетов);

II. — внутриутробный;

III. — лактационный (первые полгода жизни ребёнка);

IV. — от 6 мес до конца временного прикуса (2—2,5 года);

V. — сменный прикус (6—13 лет);

VI. — постоянный прикус (с 13 лет).

 

МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

В последние десятилетия вопросам изучения с генетических позиций ано­малий зубов, челюстей, костей лицевого и мозгового отделов черепа начали уделять особое внимание. В связи с этим были открыты медико-генетические кабинеты.

Молодым людям целесообразно получать в них консультацию перед вступ­лением в брак или после его заключения, но перед зачатием ребёнка. Это позволит избежать несчастья или уменьшить его опасность.

В процессе оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом происходит сли­яние половых клеток и образуется зигота с удвоенным числом хромосом. Про­исходит передача генетической информации от родителей их потомку. Гомо­зиготный организм развивается из пары идентичных генов по исследуемому признаку, например генов здоровых родителей, гетерозиготный — из пары неидентичных генов от здоровых и больных родителей.

Существует доминантный и рецессивный тип наследования. При доми­нантном типе наследования признака происходит его передача из поколения в поколение, при рецессивном необходимо исследование сибсов — родственни­ков пробанда (родных братьев и сестёр, двоюродных братьев и сестёр). Кроме того, обследованию подлежат дяди, тети, племянники, двоюродные дяди и тети пробанда. Важно собрать подробный генеалогический анамнез. Риск пов­торения заболевания, определённый путём медицинской статистики, при каж­дой беременности равен 25 %. Передачу признаков по наследованию устано­вить нелегко, поскольку родители больных детей нередко бывают здоровыми, но являются носителями патологического гена. Большинство нарушений, вхо­дящих в эту категорию, связаны с биохимическими (метаболическими) рас­стройствами.

На передачу в наследование аномалий размера, формы, структуры зубов, размера челюстей, врождённых несрастаний в челюстно-лицевом участке ука­зывали Л. В. Ильина-Маркосян (1951), D. Eismann (1960), Н. М. Чупрынина и Л. С. Москвина (1965), R. Frankel (1967), В. Ю. Курляндский (1970), Л. Э. Фро­лова (1976), Н. G. Gerlach (1978), Ф. Я. Хорошилкина (1982).

Особое внимание следует обращать на микропризнаки аномалий, в част­ности при адентии отдельных или всех зубов у пробанда, на уменьшение разме­ров зубов по сравнению с нормой у сибсов и других родственников, оценивать форму лица (Ф. Я. Хорошилкина, Л. П. Зубкова, 1977; С. X. Агаджанян, 1984).

Следует также учитывать, что подобные нарушения в челюстно-лицевой области могут развиваться у родителей и детей без генетического основания. Их клиническое проявление может быть аналогичным, а причини разнообраз­ными, полиэтиологическими.

Цель медико-генетической консультации — обмен информацией между врачом и будущими родителями. Важно сообщить будущим родителям об их возможностях выбора тех или иных решений, помочь заинтересованным чле­нам семьи советами при решении их проблем в преодолении возможных стра­даний, определении путей, которые помогут супругам принять правильное ре­шение.

В процессе медико-генетического консультирования устанавливают:

· болеет ли человек, обратившийся за консультацией, наследственной бо­лезнью, не является ли он носителем заболевания;

· есть ли риск рождения ребёнка с наследственным пороком развития в челюстно-лицевой и других областях;

· какие осложнения, вызывающиеся наследственным заболеванием, име­ет один из партнеров, собирающихся вступить в брак, или супруги, которые собираются иметь ребёнка, какой прогноз риска повторения таких нарушений у потомка;

· какую помощь могут получить родители, принимая решение после уста­новления пренатального диагноза;

· какую профилактическую и лечебную помощь можно предоставить ро­дившемуся ребёнку при наличии генетически обусловленного порока разви­тия, где можно получить необходимую помощь, в какой последовательности и в какие возрастные периоды.

Для современного медико-генетического консультирования характерна доступность разнообразных средств исследования, в том числе пренатальная диагностика. Её цель не в решении вопросов вместо супругов, а лишь в разъ­яснении им ситуации, в предупреждении случаев проявления тяжёлых на­следственных заболеваний.

Медико-генетическая консультация позволяет определить степень риска рождения ребёнка с врождённой патологией, аналогичной таковой у родите­лей или их родственников. Эти сведения важны для определения возможности профилактики аномалий у детей и сибсов, а также особенностей комплексно­го лечения, включающего проведение профилактических ортодонтических, миотерапевтических, хирургических и других мероприятий в определённые возрастные периоды и в определённой последовательности для предупрежде­ния стойких нарушений прикуса и деформаций лица.

 

ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД

В связи с тем, что этиологические факторы могут воздействовать в любом возрасте, профилактические мероприятия должны проводиться на всех этапах роста и развития ребёнка.

Различают общую и специальную профилактику аномалий зубочелюстного аппарата. Общая профилактика заключается в создании оптимальных усло­вий для роста и развития всего организма, начиная с внутриутробного перио­да. В это время необходимо принять меры к предупреждению травм, разнооб­разных заболеваний и нарушений обмена веществ беременной. Следует защитить будущую мать от вредных психических, физических или химических влияний и создать ей благоприятные условия работы и быта.

Будущей маме необходимо проводить оздоровительные мероприятия — гимнастику, закаливание организма, водные процедуры и др. Нужно обеспе­чить душевное равновесие беременной, заботливое, мягкое и чуткое отноше­ние к ней родных и знакомых, нормальный образ жизни, продолжительное пребывание на свежем воздухе, благоприятные жилищные условия, рацио­нальное питание, т. е. употребление пищи, богатой витаминами, минеральны­ми солями в оптимальной пропорции с другими необходимыми питательными веществами, важными для нормального развития организма ребёнка и его зубочелюстного аппарата.

Влияние на здоровье беременной и кормящей матери важно по той при­чине, что для развития нормального детского организма вообще и зубочелюстного аппарата в частности большое значение имеют гигиена работы и быта, роды должны быть физиологическими, необходимо избегать всякого рода ро­довспомогательных операций (щипцы, вакуум и пр.), кормление ребёнка должно быть грудным.

 

ЛАКТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

После рождения ребёнка нужна благоприятная внешняя среда для его раз­вития и предупреждения общих заболеваний. Особое значение имеет режим и характер вскармливания. Нужно следить за правильным положением головы ребенка во время сна. Период лактации характеризуется уже посредственным влиянием на организм матери и формирование организма ребёнка. Этот пери­од тоже исключительно профилактический. Кроме воздействия на организм матери с целью повышения качества и количества грудного молока, осущест­вляется и непосредственное влияние на организм ребёнка, которое заключает­ся в улучшении условий его быта.

С. О. Дулицкий рекомендует в холодное время года (при — 15°С) первые прогулки ребёнка начинать с 3—4-недельного возраста. Летом при температуре воздуха не ниже +18 °С (в тени) без ветра надо постепенно приучать ребёнка 3-месячного возраста к воздушным ваннам. В холодное время года воздушные ванны следует проводить в комнате, начиная с месячного возраста. Важен так­же правильный уход за ребёнком. Не следует его перегревать чрезмерным за­кутыванием: одежда и постель не должны вызывать потение, ребёнок должен принимать каждый день гигиенические ванны, а начиная с 2-месячного воз­раста — обтирание тёплой (37 °С) подсоленной водой.

Кормить ребёнка следует грудным молоком. Материнское молоко полезно по следующим причинам: само молоко, с физиологической точки зрения, бо­лее полноценно для ребёнка, чем смеси; грудное молоко для ребёнка является самой здоровой пищей.

И. П. Павлов писал: "Секреторная работа желудка для усвоения молока значительно менее трудоёмкая в сравнении со всякой другой пищей". Для переваривания грудного молока достаточно небольшой ферментативной спо­собности желудочного и поджелудочного соков, а у ребёнка в возрасте 3—4 мес секреторная деятельность пищеварительных желёз количественно и качествен­но более слабая, и суррогатное молоко плохо переваривается. Некоторую роль играет также более благоприятное, чем в молоке животных, соотношение каль­ция и фосфора (1: 1) в женском молоке.

Установлено, что дети, находящиеся на искусственном вскармливании, чаще и тяжелее болеют, чем дети на естественном вскармливании. Эти дети также медленно прибавляют в массе.

Исходя из этих соображений, нужно убеждать матерей, чтобы они дольше кормили ребенка грудным молоком, конечно, при этом должно быть учтено состояние здоровья матери. В случае искусственного вскармливания необхо­димо принять меры качественного его приближения к естественному вскарм­ливанию. Для этого необходимо, чтобы соска была сделана из резины, по своей эластичности и форме напоминающей грудной сосок; чтобы бутылка находилась не в вертикальном, а горизонтальном положении и молоко не само лилось в рот, а ребёнок прилагал к этому усилия. Необходимо также следить за тем, чтобы бутылка с молоком не давила на нижнюю челюсть во избежание её деформации. Во время кормления ребёнка необходимо брать на руки, чтобы приблизить процесс кормления к естественному.

Уже с первого или второго месяца жизни некоторые дети подолгу сосут кулачок, поэтому профилактика сосания пальцев и кулачка должна начинать­ся с первых дней жизни ребёнка.

Необходимо также приучать ребёнка к правильному положению во время сна. Надо следить за тем, чтобы ребёнок во время сна не подкладывал ладонь под щёку, не спал с запрокинутой или с наклонённой головой.

ПЕРИОД ВРЕМЕННОГО ПРИКУСА

В период временного прикуса общая профилактика сводится к предупреж­дению детских инфекционных заболеваний (скарлатина, корь, дифтерия, по­лиомиелит, коклюш и др.), а также нарушений обмена веществ, особенно кальциевого. Борьба с рахитом, лечение эндокринных расстройств и заболева­ний носа, носовой и гортанной части глотки имеют непосредственное отноше­ние к предупреждению деформаций зубочелюстного аппарата. При выявлении этих заболеваний детей необходимо направлять к специалисту.

В период временного прикуса основной целью лечения является создание условий для нормального роста и развития разнообразных отделов зубочелюст­ного аппарата, что достигается с помощью миогимнастики, а также соответс­твующей аппаратуры. Последняя предназначена не только для перемещения зубов, но и для стимулирования роста недоразвитых отделов челюстей и норма­лизации соотношения зубных рядов. Кроме того, с помощью простых ортодонтических аппаратов (коронки, разъединяющие прикус, каппы или пластинки) устраняется блокирование отдельных групп зубов и тем самым — механические причины, мешающие росту соответствующего отдела челюстей и перемещению нижней челюсти в правильное положение. В этом же возрасте применяют та­кие конструкции аппаратов, которые осуществляют лечебное влияние путём изменения функций мышц челюстно-лицевой области ребёнка.

Значительную роль в развитии деформаций зубочелюстного аппарата иг­рают такие заболевания, как рахит, инфекционные болезни, нарушенное ды­хание через нос, ненормальное развитие эндокринной системы.

Для борьбы с рахитом и его последствиями необходимо в раннем возрасте создать ребёнку такие жилищные условия, условия питания и воздушно-све­тового режима, которые предотвратили бы данное заболевание. К ним отно­сится пища, богатая витаминами, особенно ретинолом (витамин А) и эрго-кальциферолом (витамин Э), молоко и животные жиры. Пища обогащается витаминами под воздействием ультрафиолетовых лучей. Инактивные антира­хитические вещества, содержащиеся в молоке и животных жирах, под влияни­ем солнечного света активизируются и благотворно влияют на детский орга­низм, предотвращая развитие рахита.

Очень важна для оздоровления организма в целом и зубочелюстного аппа­рата в частности питьевая вода и степень её насыщения минеральными соля­ми. Эффективным средством для профилактики и лечения рахита является рыбий жир. С. О. Дулицкий предлагает давать детям рыбий жир, начиная с месячного возраста, постепенно увеличивая количество от 5 капель до 1 чай­ной ложки (2 раза в день). Продолжительное пребывание на свежем воздухе, облучение всего организма ультрафиолетовыми лучами имеет большое значе­ние не только для оздоровления детского организма вообще, но и специфичес­кого лечения рахита и антирахитической профилактики.

Наличие в организме достаточного количества эргокальциферола способст­вует полному усвоению фосфора и кальция костной тканью, в том числе и зубной. Овощи и фрукты в сыром виде также необходимо включать в рацион детского питания в большом количестве. Таким образом, условия питания, благоприятные жилищные условия и пребывание на свежем воздухе способст­вуют нормальному формированию костной ткани, усиливают её сопротивле­ние деформациям.

Тяжёлые инфекционные заболевания также являются причинным факто­ром в развитии деформаций зубочелюстного аппарата. Итак, борьба с детски­ми инфекциями приводит к непосредственной профилактике аномалий при­куса. Для этого необходимо оберегать ребёнка от общения с больными, стара­тельно выхаживать заболевшего ребёнка до полного его выздоровления.

Следует помнить, что естественный иммунитет обусловлен чисто физио­логическими механизмами, которые регулирует нервная система, и является фактором равновесия организма с внешней средой. Нервная система ребёнка ещё несовершенна и недостаточно дифференцирована, поэтому из-за слабых анализаторских и регуляторных механизмов детского организма и возникает особая восприимчивость ребёнка, слабость естественного иммунитета к ин­фекционным заболеваниям.

Патология верхних дыхательных путей должна быть устранена путём свое­временного направления больных детей к оториноларингологу. Врач-ортодонт должен помнить, что ни одна деформация не может быть полностью устранён­ной без оздоровления верхних дыхательных путей и борьбы за полноценное дыхание через нос, которое нарушается при наличии полипов, разрастании аденоидов, искривлении носовой перегородки и т. д.

Неполноценная функция эндокринной системы, например, при наруше­нии деятельности гипофиза, щитовидной, паращитовидных и других желёз от­ражается на развитии зубочелюстного аппарата. Такого ребёнка следует напра­вить на осмотр к эндокринологу. Следовательно, врач-ортодонт должен рабо­тать всегда в контакте с педиатрами, оториноларингологами, эндокринологами и другими специалистами с целью успешного лечения деформаций и закреп­ления отдалённых результатов этого лечения.

Пища, как известно, играет большую роль в правильном развитии ребён­ка. Не только её химический состав, но и консистенция имеет значение для нормального развития зубочелюстного аппарата. У детей, страдающих "ленью жевания", жевательные мышцы не развиты, а это неблагоприятно сказывается на зубочелюстном аппарате. Необходимо таких детей учить быстро и энергич­но измельчать пищу, помочь им развивать жевательные мышцы. Этого можно достичь кормлением детей не мягкой (протёртой), а жёсткой пищей. Вместо каш и жидкой пищи, мягкого белого хлеба следует давать чёрствый чёрный хлеб (корочку), сырые фрукты и овощи. Такая пища нуждается в усиленном пережёвывании, поэтому способствует развитию жевательных мышц.

Необходимо также с малых лет лечить больные зубы. Особое внимание следует уделять лечению и сохранению временных вторых зубов и шестых пос­тоянных моляров. Необходимо приучать ребёнка старательно ухаживать за зу­бами, правильно чистить зубы, полоскать полость рта после еды, а в случае появления кариозных зубов — своевременно их пломбировать. Необходимо убеждать родителей, что временные зубы, несмотря на короткий срок службы, должны полноценно выполнять свою функцию во все время своего существо­вания, иначе кариозные зубы и ранняя экстракция могут привести к неприят­ным последствиям — остеомиелиту, укорочению зубной дуги и т. д.

Что же касается вредных привычек, то следует принимать всяческие меры к их устранению. Если ребёнок закусывает нижнюю губу и в результате этого чрезмерно развивается верхняя челюсть и недостаточно нижняя, то для избавления от этой вредной привычки нужно научить ребёнка на протяже­нии некоторого времени закусывать верхнюю губу, тогда рост верхней че­люсти замедлится, а нижней — усилится. Если у ребёнка передние зубы не сходятся (открытый прикус), необходимо научить ребёнка кусать твёрдые предметы боковыми зубами, а также натягивать губы для их взаимного смы­кания. Благодаря этому уменьшится расстояние между передними зубами, а также закроется зияющая ротовая щель, что наблюдается при открытом при­кусе. Необходимо также приучить ребёнка к правильному положению во вре­мя сна.

Вредные привычки развиваются у детей в период роста, когда податливые кости могут легко деформироваться. Пальцы, язык, кулачок являются искусст­венно созданной плоскостью, по которой скользят зубы, и в отличие от естест­венных наклонных плоскостей (нёбные поверхности фронтальных зубов и по­верхности бугорков) при прорезывании зубов способствуют неправильному направлению прорезывающимся зубам. Иначе говоря, эти вредные привычки создают новые неблагоприятные условия для развития зубного аппарата.

К мероприятиям, предупреждающим аномалии прикуса в раннем возрас­те, следует также отнести общую гимнастику и специальные упражнения для жевательных и мимических мышц.

Для правильного проведения общей гимнастики необходимо направить ребёнка к врачу по лечебной физкультуре. Что касается специальной гимнас­тики — упражнений для жевательных и мимических мышц, то эти мероприя­тия играют важную профилактическую роль на начальной стадии развития аномалии и не теряют своего значения в сменном прикусе. Для их проведения нужно своевременно обратиться к ортодонту. К группе мышц, подлежащих тренировке при аномалиях прикуса, относятся собственно жевательная мыш­ца, височная, крыловидные нёбные, круговая мышца рта и др.

Миогимнастика

Существуют разнообразные способы профилактических упражнений для лечения деформаций зубочелюстного аппарата, тем не менее предложенная Роджерсом (Rogers) система упражнений получила наибольшее применение.

Основные положения этих методов тренировки недоразвитых и слабо функционирующих мышц челюстно-лицевой области таковы:

1.Сокращение мышц должно осуществляться с минимальной амплитудой (размахом);

2.Интенсивность сокращения таких мышц должна соответствовать её фи­зиологической роли, не должна быть чрезмерной;

3.Скорость и продолжительность сокращений мышц должна быть при­способлена к особенностям этого движения — сначала они должны быть мед­ленными, беспрерывными и регулярными;

4.Между двумя последующими сокращениями должна быть пауза, равная продолжительности самого сокращения;

5.Сокращения мышц при каждом упражнении должны повторяться не­сколько раз и длиться до появления лёгкой локальной усталости, которая и определяет длительность упражнения.

В. С. Куриленко (1965), взяв правила Роджерса (1917) за основу методики миогимнастики при деформациях зубочелюстного аппарата, предложила сле­дующие упражнения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...