Основные методы профилактики и лечения аномалий и деформаций зубочелюстного аппарата
Методы лечения аномалий и деформаций зубочелюстного аппарата разнообразны. Их выбор зависит от возраста ребёнка, причины деформации, клинической формы и степени выраженности аномалии, развития зубов и челюстей, а также от общего состояния ребёнка и других факторов. Все методы лечения делятся на профилактические, аппаратные, комбинированные (с использованием физиотерапевтических, хирургических методов интенсификации), хирургические, протетические. Аппаратный метод лечения является главным в лечении аномалий и деформаций зубочелюстного аппарата, а все остальные названные выше методы — вспомогательными.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ Известный клиницист С. П. Боткин говорил: "Болезнь легче предупредить, чем её лечить". Предупредить аномалии и деформации зубочелюстного аппарата можно лишь путём своевременного устранения причин, которые их вызывают или оказывают содействие возникновению. Предупреждение заболеваний зубочелюстного аппарата, в том числе аномалий прикуса, проводится как общими, так и местными мероприятиями. Все профилактические методы лечения аномалий зубочелюстного аппарата можно разделить на следующие периоды: I. — до зачатия ребёнка (создание медико-генетических кабинетов); II. — внутриутробный; III. — лактационный (первые полгода жизни ребёнка); IV. — от 6 мес до конца временного прикуса (2—2,5 года); V. — сменный прикус (6—13 лет); VI. — постоянный прикус (с 13 лет).
МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ В последние десятилетия вопросам изучения с генетических позиций аномалий зубов, челюстей, костей лицевого и мозгового отделов черепа начали уделять особое внимание. В связи с этим были открыты медико-генетические кабинеты.
Молодым людям целесообразно получать в них консультацию перед вступлением в брак или после его заключения, но перед зачатием ребёнка. Это позволит избежать несчастья или уменьшить его опасность. В процессе оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом происходит слияние половых клеток и образуется зигота с удвоенным числом хромосом. Происходит передача генетической информации от родителей их потомку. Гомозиготный организм развивается из пары идентичных генов по исследуемому признаку, например генов здоровых родителей, гетерозиготный — из пары неидентичных генов от здоровых и больных родителей. Существует доминантный и рецессивный тип наследования. При доминантном типе наследования признака происходит его передача из поколения в поколение, при рецессивном необходимо исследование сибсов — родственников пробанда (родных братьев и сестёр, двоюродных братьев и сестёр). Кроме того, обследованию подлежат дяди, тети, племянники, двоюродные дяди и тети пробанда. Важно собрать подробный генеалогический анамнез. Риск повторения заболевания, определённый путём медицинской статистики, при каждой беременности равен 25 %. Передачу признаков по наследованию установить нелегко, поскольку родители больных детей нередко бывают здоровыми, но являются носителями патологического гена. Большинство нарушений, входящих в эту категорию, связаны с биохимическими (метаболическими) расстройствами. На передачу в наследование аномалий размера, формы, структуры зубов, размера челюстей, врождённых несрастаний в челюстно-лицевом участке указывали Л. В. Ильина-Маркосян (1951), D. Eismann (1960), Н. М. Чупрынина и Л. С. Москвина (1965), R. Frankel (1967), В. Ю. Курляндский (1970), Л. Э. Фролова (1976), Н. G. Gerlach (1978), Ф. Я. Хорошилкина (1982). Особое внимание следует обращать на микропризнаки аномалий, в частности при адентии отдельных или всех зубов у пробанда, на уменьшение размеров зубов по сравнению с нормой у сибсов и других родственников, оценивать форму лица (Ф. Я. Хорошилкина, Л. П. Зубкова, 1977; С. X. Агаджанян, 1984).
Следует также учитывать, что подобные нарушения в челюстно-лицевой области могут развиваться у родителей и детей без генетического основания. Их клиническое проявление может быть аналогичным, а причини разнообразными, полиэтиологическими. Цель медико-генетической консультации — обмен информацией между врачом и будущими родителями. Важно сообщить будущим родителям об их возможностях выбора тех или иных решений, помочь заинтересованным членам семьи советами при решении их проблем в преодолении возможных страданий, определении путей, которые помогут супругам принять правильное решение. В процессе медико-генетического консультирования устанавливают: · болеет ли человек, обратившийся за консультацией, наследственной болезнью, не является ли он носителем заболевания; · есть ли риск рождения ребёнка с наследственным пороком развития в челюстно-лицевой и других областях; · какие осложнения, вызывающиеся наследственным заболеванием, имеет один из партнеров, собирающихся вступить в брак, или супруги, которые собираются иметь ребёнка, какой прогноз риска повторения таких нарушений у потомка; · какую помощь могут получить родители, принимая решение после установления пренатального диагноза; · какую профилактическую и лечебную помощь можно предоставить родившемуся ребёнку при наличии генетически обусловленного порока развития, где можно получить необходимую помощь, в какой последовательности и в какие возрастные периоды. Для современного медико-генетического консультирования характерна доступность разнообразных средств исследования, в том числе пренатальная диагностика. Её цель не в решении вопросов вместо супругов, а лишь в разъяснении им ситуации, в предупреждении случаев проявления тяжёлых наследственных заболеваний. Медико-генетическая консультация позволяет определить степень риска рождения ребёнка с врождённой патологией, аналогичной таковой у родителей или их родственников. Эти сведения важны для определения возможности профилактики аномалий у детей и сибсов, а также особенностей комплексного лечения, включающего проведение профилактических ортодонтических, миотерапевтических, хирургических и других мероприятий в определённые возрастные периоды и в определённой последовательности для предупреждения стойких нарушений прикуса и деформаций лица.
ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД В связи с тем, что этиологические факторы могут воздействовать в любом возрасте, профилактические мероприятия должны проводиться на всех этапах роста и развития ребёнка. Различают общую и специальную профилактику аномалий зубочелюстного аппарата. Общая профилактика заключается в создании оптимальных условий для роста и развития всего организма, начиная с внутриутробного периода. В это время необходимо принять меры к предупреждению травм, разнообразных заболеваний и нарушений обмена веществ беременной. Следует защитить будущую мать от вредных психических, физических или химических влияний и создать ей благоприятные условия работы и быта. Будущей маме необходимо проводить оздоровительные мероприятия — гимнастику, закаливание организма, водные процедуры и др. Нужно обеспечить душевное равновесие беременной, заботливое, мягкое и чуткое отношение к ней родных и знакомых, нормальный образ жизни, продолжительное пребывание на свежем воздухе, благоприятные жилищные условия, рациональное питание, т. е. употребление пищи, богатой витаминами, минеральными солями в оптимальной пропорции с другими необходимыми питательными веществами, важными для нормального развития организма ребёнка и его зубочелюстного аппарата. Влияние на здоровье беременной и кормящей матери важно по той причине, что для развития нормального детского организма вообще и зубочелюстного аппарата в частности большое значение имеют гигиена работы и быта, роды должны быть физиологическими, необходимо избегать всякого рода родовспомогательных операций (щипцы, вакуум и пр.), кормление ребёнка должно быть грудным.
ЛАКТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД После рождения ребёнка нужна благоприятная внешняя среда для его развития и предупреждения общих заболеваний. Особое значение имеет режим и характер вскармливания. Нужно следить за правильным положением головы ребенка во время сна. Период лактации характеризуется уже посредственным влиянием на организм матери и формирование организма ребёнка. Этот период тоже исключительно профилактический. Кроме воздействия на организм матери с целью повышения качества и количества грудного молока, осуществляется и непосредственное влияние на организм ребёнка, которое заключается в улучшении условий его быта. С. О. Дулицкий рекомендует в холодное время года (при — 15°С) первые прогулки ребёнка начинать с 3—4-недельного возраста. Летом при температуре воздуха не ниже +18 °С (в тени) без ветра надо постепенно приучать ребёнка 3-месячного возраста к воздушным ваннам. В холодное время года воздушные ванны следует проводить в комнате, начиная с месячного возраста. Важен также правильный уход за ребёнком. Не следует его перегревать чрезмерным закутыванием: одежда и постель не должны вызывать потение, ребёнок должен принимать каждый день гигиенические ванны, а начиная с 2-месячного возраста — обтирание тёплой (37 °С) подсоленной водой. Кормить ребёнка следует грудным молоком. Материнское молоко полезно по следующим причинам: само молоко, с физиологической точки зрения, более полноценно для ребёнка, чем смеси; грудное молоко для ребёнка является самой здоровой пищей. И. П. Павлов писал: "Секреторная работа желудка для усвоения молока значительно менее трудоёмкая в сравнении со всякой другой пищей". Для переваривания грудного молока достаточно небольшой ферментативной способности желудочного и поджелудочного соков, а у ребёнка в возрасте 3—4 мес секреторная деятельность пищеварительных желёз количественно и качественно более слабая, и суррогатное молоко плохо переваривается. Некоторую роль играет также более благоприятное, чем в молоке животных, соотношение кальция и фосфора (1: 1) в женском молоке. Установлено, что дети, находящиеся на искусственном вскармливании, чаще и тяжелее болеют, чем дети на естественном вскармливании. Эти дети также медленно прибавляют в массе. Исходя из этих соображений, нужно убеждать матерей, чтобы они дольше кормили ребенка грудным молоком, конечно, при этом должно быть учтено состояние здоровья матери. В случае искусственного вскармливания необходимо принять меры качественного его приближения к естественному вскармливанию. Для этого необходимо, чтобы соска была сделана из резины, по своей эластичности и форме напоминающей грудной сосок; чтобы бутылка находилась не в вертикальном, а горизонтальном положении и молоко не само лилось в рот, а ребёнок прилагал к этому усилия. Необходимо также следить за тем, чтобы бутылка с молоком не давила на нижнюю челюсть во избежание её деформации. Во время кормления ребёнка необходимо брать на руки, чтобы приблизить процесс кормления к естественному.
Уже с первого или второго месяца жизни некоторые дети подолгу сосут кулачок, поэтому профилактика сосания пальцев и кулачка должна начинаться с первых дней жизни ребёнка. Необходимо также приучать ребёнка к правильному положению во время сна. Надо следить за тем, чтобы ребёнок во время сна не подкладывал ладонь под щёку, не спал с запрокинутой или с наклонённой головой. ПЕРИОД ВРЕМЕННОГО ПРИКУСА В период временного прикуса общая профилактика сводится к предупреждению детских инфекционных заболеваний (скарлатина, корь, дифтерия, полиомиелит, коклюш и др.), а также нарушений обмена веществ, особенно кальциевого. Борьба с рахитом, лечение эндокринных расстройств и заболеваний носа, носовой и гортанной части глотки имеют непосредственное отношение к предупреждению деформаций зубочелюстного аппарата. При выявлении этих заболеваний детей необходимо направлять к специалисту. В период временного прикуса основной целью лечения является создание условий для нормального роста и развития разнообразных отделов зубочелюстного аппарата, что достигается с помощью миогимнастики, а также соответствующей аппаратуры. Последняя предназначена не только для перемещения зубов, но и для стимулирования роста недоразвитых отделов челюстей и нормализации соотношения зубных рядов. Кроме того, с помощью простых ортодонтических аппаратов (коронки, разъединяющие прикус, каппы или пластинки) устраняется блокирование отдельных групп зубов и тем самым — механические причины, мешающие росту соответствующего отдела челюстей и перемещению нижней челюсти в правильное положение. В этом же возрасте применяют такие конструкции аппаратов, которые осуществляют лечебное влияние путём изменения функций мышц челюстно-лицевой области ребёнка. Значительную роль в развитии деформаций зубочелюстного аппарата играют такие заболевания, как рахит, инфекционные болезни, нарушенное дыхание через нос, ненормальное развитие эндокринной системы. Для борьбы с рахитом и его последствиями необходимо в раннем возрасте создать ребёнку такие жилищные условия, условия питания и воздушно-светового режима, которые предотвратили бы данное заболевание. К ним относится пища, богатая витаминами, особенно ретинолом (витамин А) и эрго-кальциферолом (витамин Э), молоко и животные жиры. Пища обогащается витаминами под воздействием ультрафиолетовых лучей. Инактивные антирахитические вещества, содержащиеся в молоке и животных жирах, под влиянием солнечного света активизируются и благотворно влияют на детский организм, предотвращая развитие рахита. Очень важна для оздоровления организма в целом и зубочелюстного аппарата в частности питьевая вода и степень её насыщения минеральными солями. Эффективным средством для профилактики и лечения рахита является рыбий жир. С. О. Дулицкий предлагает давать детям рыбий жир, начиная с месячного возраста, постепенно увеличивая количество от 5 капель до 1 чайной ложки (2 раза в день). Продолжительное пребывание на свежем воздухе, облучение всего организма ультрафиолетовыми лучами имеет большое значение не только для оздоровления детского организма вообще, но и специфического лечения рахита и антирахитической профилактики. Наличие в организме достаточного количества эргокальциферола способствует полному усвоению фосфора и кальция костной тканью, в том числе и зубной. Овощи и фрукты в сыром виде также необходимо включать в рацион детского питания в большом количестве. Таким образом, условия питания, благоприятные жилищные условия и пребывание на свежем воздухе способствуют нормальному формированию костной ткани, усиливают её сопротивление деформациям. Тяжёлые инфекционные заболевания также являются причинным фактором в развитии деформаций зубочелюстного аппарата. Итак, борьба с детскими инфекциями приводит к непосредственной профилактике аномалий прикуса. Для этого необходимо оберегать ребёнка от общения с больными, старательно выхаживать заболевшего ребёнка до полного его выздоровления. Следует помнить, что естественный иммунитет обусловлен чисто физиологическими механизмами, которые регулирует нервная система, и является фактором равновесия организма с внешней средой. Нервная система ребёнка ещё несовершенна и недостаточно дифференцирована, поэтому из-за слабых анализаторских и регуляторных механизмов детского организма и возникает особая восприимчивость ребёнка, слабость естественного иммунитета к инфекционным заболеваниям. Патология верхних дыхательных путей должна быть устранена путём своевременного направления больных детей к оториноларингологу. Врач-ортодонт должен помнить, что ни одна деформация не может быть полностью устранённой без оздоровления верхних дыхательных путей и борьбы за полноценное дыхание через нос, которое нарушается при наличии полипов, разрастании аденоидов, искривлении носовой перегородки и т. д. Неполноценная функция эндокринной системы, например, при нарушении деятельности гипофиза, щитовидной, паращитовидных и других желёз отражается на развитии зубочелюстного аппарата. Такого ребёнка следует направить на осмотр к эндокринологу. Следовательно, врач-ортодонт должен работать всегда в контакте с педиатрами, оториноларингологами, эндокринологами и другими специалистами с целью успешного лечения деформаций и закрепления отдалённых результатов этого лечения. Пища, как известно, играет большую роль в правильном развитии ребёнка. Не только её химический состав, но и консистенция имеет значение для нормального развития зубочелюстного аппарата. У детей, страдающих "ленью жевания", жевательные мышцы не развиты, а это неблагоприятно сказывается на зубочелюстном аппарате. Необходимо таких детей учить быстро и энергично измельчать пищу, помочь им развивать жевательные мышцы. Этого можно достичь кормлением детей не мягкой (протёртой), а жёсткой пищей. Вместо каш и жидкой пищи, мягкого белого хлеба следует давать чёрствый чёрный хлеб (корочку), сырые фрукты и овощи. Такая пища нуждается в усиленном пережёвывании, поэтому способствует развитию жевательных мышц. Необходимо также с малых лет лечить больные зубы. Особое внимание следует уделять лечению и сохранению временных вторых зубов и шестых постоянных моляров. Необходимо приучать ребёнка старательно ухаживать за зубами, правильно чистить зубы, полоскать полость рта после еды, а в случае появления кариозных зубов — своевременно их пломбировать. Необходимо убеждать родителей, что временные зубы, несмотря на короткий срок службы, должны полноценно выполнять свою функцию во все время своего существования, иначе кариозные зубы и ранняя экстракция могут привести к неприятным последствиям — остеомиелиту, укорочению зубной дуги и т. д. Что же касается вредных привычек, то следует принимать всяческие меры к их устранению. Если ребёнок закусывает нижнюю губу и в результате этого чрезмерно развивается верхняя челюсть и недостаточно нижняя, то для избавления от этой вредной привычки нужно научить ребёнка на протяжении некоторого времени закусывать верхнюю губу, тогда рост верхней челюсти замедлится, а нижней — усилится. Если у ребёнка передние зубы не сходятся (открытый прикус), необходимо научить ребёнка кусать твёрдые предметы боковыми зубами, а также натягивать губы для их взаимного смыкания. Благодаря этому уменьшится расстояние между передними зубами, а также закроется зияющая ротовая щель, что наблюдается при открытом прикусе. Необходимо также приучить ребёнка к правильному положению во время сна. Вредные привычки развиваются у детей в период роста, когда податливые кости могут легко деформироваться. Пальцы, язык, кулачок являются искусственно созданной плоскостью, по которой скользят зубы, и в отличие от естественных наклонных плоскостей (нёбные поверхности фронтальных зубов и поверхности бугорков) при прорезывании зубов способствуют неправильному направлению прорезывающимся зубам. Иначе говоря, эти вредные привычки создают новые неблагоприятные условия для развития зубного аппарата. К мероприятиям, предупреждающим аномалии прикуса в раннем возрасте, следует также отнести общую гимнастику и специальные упражнения для жевательных и мимических мышц. Для правильного проведения общей гимнастики необходимо направить ребёнка к врачу по лечебной физкультуре. Что касается специальной гимнастики — упражнений для жевательных и мимических мышц, то эти мероприятия играют важную профилактическую роль на начальной стадии развития аномалии и не теряют своего значения в сменном прикусе. Для их проведения нужно своевременно обратиться к ортодонту. К группе мышц, подлежащих тренировке при аномалиях прикуса, относятся собственно жевательная мышца, височная, крыловидные нёбные, круговая мышца рта и др. Миогимнастика Существуют разнообразные способы профилактических упражнений для лечения деформаций зубочелюстного аппарата, тем не менее предложенная Роджерсом (Rogers) система упражнений получила наибольшее применение. Основные положения этих методов тренировки недоразвитых и слабо функционирующих мышц челюстно-лицевой области таковы: 1.Сокращение мышц должно осуществляться с минимальной амплитудой (размахом); 2.Интенсивность сокращения таких мышц должна соответствовать её физиологической роли, не должна быть чрезмерной; 3.Скорость и продолжительность сокращений мышц должна быть приспособлена к особенностям этого движения — сначала они должны быть медленными, беспрерывными и регулярными; 4.Между двумя последующими сокращениями должна быть пауза, равная продолжительности самого сокращения; 5.Сокращения мышц при каждом упражнении должны повторяться несколько раз и длиться до появления лёгкой локальной усталости, которая и определяет длительность упражнения. В. С. Куриленко (1965), взяв правила Роджерса (1917) за основу методики миогимнастики при деформациях зубочелюстного аппарата, предложила следующие упражнения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|