Расчет эксплуатационных показателей
Работы таксомоторов Цель: изучить методику определения технико-эксплуатационных показателей работы автомобилей – такси и расчета необходимого их количества.
Краткие теоретические сведения Объём таксомоторных перевозок в городах, производительность автомобиля-такси по количеству перевезенных пассажиров предопределяют необходимое списочное количество легковых автомобилей-такси. Среднее наполнение автомобиля-такси, количество поездок за смену, средняя дальность поездки с пассажирами существенно влияет на производительность легкового автомобиля-такси и на величину доходов и на доходную ставку. Объём таксомоторных перевозок в городах, производительность автомобиля-такси по количеству перевезенных пассажиров предопределяют необходимое списочное количество легковых автомобилей-такси. Суточный пробег такси определяется как произведение эксплуатационной скорости на время в наряде : (11.1) Платный пробег, учитываемый по показаниям таксометра, является основным показателем производительности подвижного состава. Определяется как произведение суточного пробега на коэффициент платного пробега (показывает, какая часть общего пробега сопровождалась взиманием с пассажира проездной платы): (11.2) Количество поездок с пассажирами: (11.3) где - средняя дальность проездки с пассажирами, км; может быть принята равной средней дальности поездки одного пассажира на автобусных пригородных маршрутах. Для расчёта количества легковых автомобилей-такси в городе необходимо рассчитать объём перевозок, подлежащий освоению легковыми автомобилями-такси: (11.4) где в - транспортная подвижность населения, т. е. количество поездок, приходящееся на одного жителя в год, которое зависит от группы города. Группа города определяется по числу жителей;
N – население города, чел; М - удельный вес объёма перевозок легковых автомобилей-такси от общего объёма перевозок в городе, %.
Таблица 11.1 – Значения М
Объём таксомоторных перевозок можно определить, зная число жителей и среднее по стране количество поездок в легковом автомобиле-такси, приходящееся на одного жителя в год: (11.5) Среднесуточный объём перевозок легковых автомобилей – такси: (11.6) где - календарное число дней. Эксплуатационное количество легковых автомобилей-такси рассчитываем, зная суточный объём перевозок и суточную производительность такси по количеству перевезенных пассажиров: (11.7) где - суточная производительность такси, зависит от времени в наряде, эксплуатационной скорости, коэффициента наполнения, средней дальности поездки пассажиров, коэффициента платного пробега: (11.8) (11.9) где - вместимость такси, мест. Инвентарное количество такси: (11.10) где - коэффициент использования парка. Списочное (инвентарное) количество такси можно определить, исходя из числа жителей и нормативной насыщенности легковыми автомобилями - такси, т. е. количество такси, приходящихся на 1000 жителей. Если использовать отчётные данные АТП легковых автомобилей-такси, списочное количество автомобилей-такси для города можно рассчитать исходя из того, что существующий спрос на такси удовлетворяется пока не полностью и состоит из удовлетворённого спроса и неудовлетворённого .
Рисунок 11.1 – Существующий спрос на таксомоторы
Существующий спрос на таксомоторы можно определить по формулам:
(11.11) (11.12) где - коэффициент, учитывающий неудовлетворённый спрос, (11.13) Таблица 11.2 - Коэффициент неудовлетворённого спроса на такси
Тогда списочное количество такси, необходимое для удовлетворения спроса населения в этом виде перевозок составит: (11.14) Госавтотранс НИИпроект предложил города Украины по числу жителей разделить на 4 группы. В зависимости от группы города (таблица 11.3) предлагаются нормативы транспортной подвижности населения на такси , с учётом группы города установлены нормативы насыщенности города легковыми автомобилями-такси (таблица 11.4) на перспективу. С учётом группы города и существующей насыщенности легковыми автомобилями-такси установлены нормативы суточной продолжительности эксплуатации автомобилями-такси (таблица11.5), а также нормативы коэффициента платного пробега автомобилей-такси (таблица 11.6) и плотности сети стоянок (таблица 11.7). Таблица 11.3 - Нормативная подвижность населения на автомобилях-такси
Таблица 11.4 - Нормативы насыщенности городов Украины такси
Таблица 11.5 - Нормативы суточной продолжительности эксплуатации такси автомобиля-такси
Таблица 11.6 - Нормативы коэффициента платного пробега такси
Таблица 11.7 - Нормативы плотности сети таксомоторных стоянок в городах, стоянок на 1000 чел.
Следует иметь в виду, что с целью повышения рентабельности работы таксомоторного транспорта НИИАТом установлены нормативы для крупных городов. Количество стоянок такси не менее 1 на 1км2, численность такси на 1000 жителей не менее 1-1,35, эксплуатационная скорость не менее 29,5км/ч, коэффициент плотного пробега не ниже 0,79; время работы такси на линии не ниже 10,4 часа. Количество стоянок определяется по формуле: (11.15) где - нормативная плотность сети таксомоторных стоянок. Доходы за перевозки пассажиров легковыми автомобилями-такси определяем, зная тариф за одну посадку , за один платный км , за один час платного простоя и количество, соответственно, посадок, платных км и платных часов простоя: (11.16) где - число платных часов простоя: (11.17) Доходная ставка: (11.18)
Задание Рассчитать эксплуатационное и инвентарное количество легковых автомобилей-такси, количество стоянок такси, годовую сумму доходов по данным, представленным в таблице В1 приложения В. Примечание: принять следующие значения показателей: среднюю дальность поездки с пассажирами 5-10км, коэффициент использования парка 0,75-0,85, вместимость автомобиля – такси 4пасс, коэффициент использования вместимости 0,5-0,75, значения тарифов принять самостоятельно.
Практическая работа № 12
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|