Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА ДИСЦИПЛИНЫ В ФОРМАТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА





дисциплина, ГОС третьего поколения, компетентностный подход, компетенция, кредит, базовый учебный план, рабочий учебный план, статус дисциплины в учебном плане

Что больше всего вызвало негативное отношение к появлению новых макетов государственных образовательных стандартов третьего поколения?

 

Вопрос о статусе дисциплины.

Мы привыкли, что дисциплина является обязательной единицей государственных стандартов первого и второго поколений, в которых давался не только перечень дисциплин, но и определялись дидактические единицы и количество часов трудоемкости. Весь стандарт как социальный документ представлялся как некий обязательный набор дисциплин, которому были подчинены требования к учебно-методической обеспеченности, материально-технической обеспеченности и др.

Казалось, что жесткая заданность учебного плана, а также содержание образовательных программ, формируемых в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, позволят всем высшим учебным заведениям одинаково и в полной мере реализовать эти требования.

Проверка готовности вуза к реализации образовательной программы была направлена на выявление соответствия образовательной программы дидактическим единицам, отраженным в стандарте. При этом не было попыток соотнести эти дидактические единицы с дидактическими единицами дисциплин школьной программы. Тот, кто участвует в реализации ГОС второго поколения, вынужден «делать вид», что в рамках отведенного времени возможно изучить конкретную дисциплину.

 

 

между нами говоря

Если бы современный студент сравнил то, что является требованиями ГОС в части определения содержательного наполнения дисциплины с тем объемом информации, которую он получает в рамках отведенного времени на изучение дисциплины, то он мог бы выдвинуть достаточно обоснованные рекламации.

Как показал анализ действующего ГОС для того, чтобы выполнить его требования, студент должен каждый день прочитывать более трех тысяч страниц текста, поскольку основным средством обучения является учебник и учебные пособия.



То, что до сих пор вузы вынуждены реализовывать учебные планы, включая в них калейдоскоп различных дисциплин, иногда превышающий реальные возможности студента к их освоению, свидетельствует о том, что данную систему необходимо менять.

Кроме того, так называемый дисциплинарный подход, используемый в системе подготовки специалистов, уже не соответствует требованиям сегодняшнего дня. По свидетельству психологов и других специалистов данный подход и дальше формирует «фрагментарную картину знаний» у выпускника, что снижает его профессиональную готовность к выполнению профессиональных задач.

Это осложняется и статусом дисциплины в образовательном процессе: самодостаточная и, в известном смысле, самостоятельная единица учебного плана. Интеграция знаний, которая декларируется на концептуальном уровне, становится формальной. Примером такого формального подхода к интеграции является попытка внедрения междисциплинарной государственной аттестации, которая предполагает проверку знаний не по одной дисциплине, и даже не по нескольким дисциплинам, а по направлению. При этом учебный процесс сохраняет свои традиционные формы и принципы организации. Опыт показал, что изменения государственной итоговой аттестации невозможно без изменения учебного процесса в целом.

Интеграция предполагает взаимосвязанность и взаимообусловленность всех составляющих учебного процесса. На смену дисциплинарному подходу приходит модульный, или точнее кредитно-модульный, подход к организации учебного процесса.

Вместе с тем на современном этапе, на наш взгляд, не должно быть резких перемен в организации учебного плана. Это связано с необходимостью адаптации преподавателей к новым условиям, которые сформировались не только под воздействием внешних (европейских) инициатив образовательного сообщества, но и в результате внутренних изменений, обусловленных запросами общества, прежде всего – работодателей.

Пять лет тому назад, когда Россия определяла свое отношение к вступлению в Болонский процесс, в докладе Берган Сьюр отмечалась ощутимая разница в подходе преподавания и обучения в России от европейских традиций: любое высшее образование предполагает не только освоение фактов и знаний, но и тренировку способностей использовать эти знания критически и творчески. Особое внимание было обращено на то, что во многих странах Европы полагают – акцент в российском высшем образовании следовало бы больше сместить в область решения прикладных проблем. Если эта точка зрения неверна, то задача России состоит в том, чтобы изменить ее. Если же верна, следует добиться того, чтобы через несколько лет проблема ушла в прошлое[14].

Прошло шесть лет…

 

Сумели ли мы доказать Европе, что эта точка зрения неверна?

 

Под влиянием внешних факторов, а именно необходимостью демонстрировать свое отношение к европейским инновационным процессам в области высшего образования, началась работа по проектированию новых образовательных стандартов на компетентностной основе.

В европейской традиции компетентностный подход означает ориентацию на глубокие системные преобразования, в том числе процессы обучения и оценивания, содержательного наполнения образовательных программ и использования образовательных технологий, введение ECTS и применение Европейской структуры квалификаций высшего образования.

Мы намеренно не затрагиваем концептуально-методологические вопросы, связанные с компетентностным подходом, поскольку до сих пор ведется работа по выработке «языка компетенций». Это не означает, что университеты должны ждать завершения этой работы. Как бы многомерно ни трактовались компетенции в специальной литературе, следует признать, что компетентностный формат, отраженный в стандартах третьего поколения, в большей степени, соответствует запросам работодателей.

 

необходимая информация

Макет предложенного для обсуждения государственного образовательного стандарта третьего поколения отражает компетентностно-кредитный формат. В нем обозначены квалификации с точки зрения уровня, результатов обучения и компетенций, что означает, с одной стороны, переход от предметной дифференциации к междисциплинарной интеграции, с другой стороны – расширение академической свободы относительно наполнения образовательных программ. Значительно сокращается инвариантная часть стандарта, увеличивается степень свободы студента в выборе образовательных траекторий, вводится новый критерий трудозатрат студентов в виде зачетных (кредитных) единиц, охватывающих все виды учебной деятельности. Введение нового ГОС потребует усиления направленности на диагностику достижений студентов, которые они должны продемонстрировать в режиме заданных оценочных средств и технологий.

 

 

Работодатель хочет видеть в выпускнике университета специалиста, готового совершенствовать, пополнять и корректировать свои знания и профессиональные умения. Это связано со стремительными изменениями практически во всех профессиональных областях под влиянием внедрения новых технологий и увеличения объемов информации.

 

В качестве ключевых позиций, определяющих статус университетов, выделяется, в первую очередь, качество предоставляемых образовательных услуг. Каждому университету необходимо определить, какие факторы и в какой степени влияют достижение качественного образования.

Не менее сложным и не менее актуальным является вопрос определения критериев эталонного уровня качества знаний. Дисциплина становится одним из главных способов формирования компетенций. Оценку уровня приобретенных компетенций мы во многом определяем в рамках конкретных дисциплин. Не количество дисциплин в учебном плане становится основополагающим, а роль конкретных дисциплин в становлении профессионального облика будущего специалиста.

Но и при сохранении дисциплинарного подхода следует определить функциональное назначение каждой дисциплины и ее статус в учебном плане. Можно предложить рассматривать каждую дисциплину с точки зрения ее роли в формировании профессиональной компетенции.

Мы полагаем, что компетенции могут формироваться, совершенствоваться, корректироваться на различных уровнях образования. Речь идет о том, что при разработке государственных стандартов высшего профессионального образования подготовки бакалавра на компетентностной основе должны быть учтены те компетенции, которые сформировались (полностью или частично) на предыдущей ступени (школа, профессиональный колледж). Разрабатывая государственные стандарты подготовки магистров, также следует учитывать сформированные ранее компетенции. Та же взаимосвязь должна прослеживаться и при проектировании образовательных программ.

 

Изменение статуса дисциплины в образовательном процессе началось с появления рекомендаций Минобразования РФ (от 28.11.2002 № 14-52-988ин/13), в которых дисциплины по степени обязательности и последовательности усвоения со­держания образования делились на три группы:

(А) дисциплины, изучаемые обязательно и строго последовательно во времени,

(В) дисциплины, изучаемые обязательно, но не последовательно,

(С) дисциплины, которые студент изучает по своему выбору.

В каждую из перечисленных групп могут входить дисциплины любого цикла, предусмотренного в базовых учебных планах.

Соотношение трудоемкости между группами дисциплин (А), (В) и (С) устанавливается ученым советом факультета на основании действующих нормативных документов.

 

возможны варианты решения вопроса

 

Дисциплины группы (А) и группы (В) отличаются друг от друга только одним: первая группа предполагает «строгую последовательность по времени». Именно это и вызывает споры всех проектировщиков. Дело осложняется тем, что само понимание «последовательности» неоднозначно трактуется. Последовательность накопления знаний по конкретной дисциплине? Последовательность изучения дисциплин в учебном плане? Последовательность накопления знаний в рамках всей программы?

Как нам кажется, речь должна идти о последовательности накопления знаний и формировании умений в рамках образовательной программы. Вероятно, в дальнейшем будут другие принципы установления статуса дисциплин, например, модульный принцип формирования учебного плана.

Неоправданным является, на наш взгляд, формальный подход к объединению дисциплин в группы с учетом их отнесенности к федеральному или национально-региональному (вузовскому) компонентам.

 

наш опыт

При распределении дисциплин на группы рекомендуем учитывать целевое назначение и содержание дисциплины. В гуманитарных науках последовательность освоения определяется во многом объемом изучаемой области знаний (например, при изучении истории литературы требуется время для «начитывания» материала, освоения первоисточников, ознакомления с критической литературой и др.). Такие объемные дисциплины логично относить к дисциплинам группы А. Очень сложные в теоретическом отношении дисциплины следует относить к дисциплинам группы В, поскольку они требуют поэтапного овладения знаниями и особых способов формирования знаний по предметной области в целом.

 

В базовом учебном плане традиционно отражаются следующие параметры:

· Сроки изучения

· Трудоемкость в часах

· Количество аудиторных часов

· Количество часов на самостоятельную работу

· Количество часов в неделю

· Форма проведения занятий (лекции, практические, лабораторные и др.)

· Форма отчетности (зачет, экзамен).

 

В контексте перехода на индивидуально-ориентированный процесс обучения вводится рабочий учебный план, в котором фиксируются следующие параметры дисциплины:

· Статус (группа А, В, С)

· Количество кредитов

· Количество аудиторных часов

· Количество внеаудиторных часов

· Максимальное количество баллов

· Минимальное количество баллов

Обратите внимание, что в базовом учебном плане главной измерительной единицей учебного времени является аудиторный час, в рабочем учебном плане – кредит.

 

ключевое слово

Кредит (зачетная единица трудоемкости) — единица измерения результатов обучения, достигнутых за определенное время на данном уровне. Термин обычно связывается с модульными курсами, основанными на зачетных баллах/кредитах; 1 кредит равен 36 академическим часам полной трудоемкости при максимальной нагрузке 54 академических часа в неделю.

 

Для заметок и вопросов

 


 

3.3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА

 

рабочая программа дисциплины, диагностические карты остаточных знаний, технологическая карта дисциплины, контрольно-измерительные материалы, информационный ресурс по дисциплине, междисциплинарное поле знаний, уровень оценки ожидаемых результатов, остаточные знания

 

В последнее время актуальной задачей объявлено создание учебно-методического комплекса дисциплины (УМК). Под УМК понимается комплект документов и материалов, определяющий уровень обеспеченности дисциплины в соответствии с требованиями ГОС и учебного плана.

УМК призван обеспечивать необходимый уровень и объем содержания образования, организацию самостоятельной работы, контроль качества знаний и др. Принято включать в УМК учебные программы, учебник или учебное пособие, практику, контрольно-измерительные материалы, методические рекомендации для преподавателей и методические указания для студентов.

Увеличение объемов информации и изменение принципов работы с ней делает невозможным своевременное обновление УМК по дисциплинам. Кроме того, становится практически невозможным включить актуальную информацию в УМК. Весь материал должен быть четко структурирован с учетом уровня подготовки каждого студента, а также возможности выбора индивидуальной траектории в освоении образовательной программы.

Нам представляется, что необходимо создать такое организационно-методическое обеспечение дисциплины, которое бы позволяло преподавателю быстро вносить коррективы с учетом индивидуально-ориентированной направленности учебного процесса, а студенту определит стартовые позиции и контрольные точки освоения знаний. Такое обеспечение должно носить открытый характер для пополнения и регулярного обновления и корректировки.

 

В условиях реализации индивидуально-ориентированного учебного процесса мы предлагаем следующую структуру организационно-методического обеспечения дисциплины и пошаговый план работы над его созданием.

В структуру этого обеспечения входят:

§ Рабочая программа дисциплины

§ Диагностические карты остаточных знаний

§ Технологическая карта дисциплины

§ Контрольно-измерительные материалы

§ Информационный ресурс по дисциплине

 

Ø РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Программа дисциплины является обязательной составляющей основной образовательной программы. Как правило, учебные программы дисциплин разрабатываются на базе примерных программ дисциплин, рекомендованных Министерством образования и науки. Основой является ГОС по соответствующему направлению, где отражены основные дидактические единицы дисциплины. Данный подход и требования к его выполнению были заданы ГОС второго поколения.

 

Нам представляется, когда будут введены ГОС третьего поколения, преподаватель самостоятельно должен будет написать программу дисциплины в соответствии с ожидаемыми (планируемыми) результатами освоения образовательной программы.

 

 

предлагаем новое понятие

 

Рабочая программа дисциплины – это программа, в которой определяется место дисциплины в междисциплинарном поле, устанавливаются междисциплинарные связи, отражаются возможные уровни ожидаемых результатов обучения с учетом различных форм аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работы.

Рабочая программа дисциплиныадресована непосредственно студенту, поэтому в ней содержится только та информация, которая необходима студенту для освоения дисциплины и планирования конкретных результатов обучения.


наш опыт

В рабочей программе дисциплины могут содержаться следующие сведения:

Ø Наименование дисциплины

Ø Количество кредитов

Ø Междисциплинарное поле знаний

Ø Уровни ожидаемых результатов

Ø Тематическое структурирование

Ø Источники поиска информации (литература, Интернет-ресурсы, каталоги и базы данных, информационно-поисковые системы, медиа-ресурсы и др.)

Ø Организация внеаудиторной работы

Ø Организация самостоятельной работы

 

макет РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины  
Количество кредитов  
Междисциплинарное поле знаний
Смежные дисциплины Понятийный аппарат
Ожидаемые результаты
Знает и понимает
пороговый стандартный эталонный
Умеет
пороговый стандартный эталонный
Готов
пороговый стандартный эталонный
Тематическое содержание
Блоки Форма работы: Вид работы:
теоретической направленности    
практической направленности    
Источники поиска информации
Организация внеаудиторной работы
Наименование темы, раздела Форма работы
Организация самостоятельной работы
               

1. ОПИСАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОЛЯ ЗНАНИЙ

Междисциплинарное поле знаний формируется на базе так называемых смежных дисциплин. Эти дисциплины направлены на формирование единого интегрального знания на базе единого понятийного аппарата, образуют взаимосвязанную целостность в рамках конкретной образовательной программы и объединены определенным тематическим единством. При этом смежными будут являться дисциплины не только предшествующие изучаемой в плане последовательности освоения, но последующие, поскольку эти дисциплины составляют единый информационный блок.

Определение междисциплинарного поля знаний - достаточно трудная задача для преподавателя, так как требует изучения конкретных материалов образовательной программы, но и описания образовательной программы предыдущей ступени. Целесообразно работу по формированию единого интегрального знания вести на этапе проектирования образовательной программы.

Другой важной составляющей формирования межпредметного поля знаний является понятийно-терминологический аппарат. При этом следует учесть, что количество базовых[15] терминов предметной области достаточно ограничено.

 

ШАГ 2. ОПИСАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Задача описания ожидаемых результатов потребует от преподавателя нового осмысления содержания дисциплины, ее функционального назначения, форм контроля качества знаний и учебно-методического обеспечения.

 

1. Результаты обучения определяются не только с точки зрения представления обучения (быть способным понимать), но и с точки зрения представления конкретных результатов (быть способным демонстрировать понимание).

 

2. Описание ожидаемых результатов целесообразно вести через такие параметры, как:

Ø знание и понимание;

Ø применение знаний (умения);

Ø способность к расширению знаний и формированию новых умений.

 

При разработке рабочей программы дисциплины мы определяем, что студент

знает и понимает:

§ основные теоретические положения предметной области;

§ терминологическую систему предметной области и др.

 

умеет:

§ применять свои знания и понимание в практической деятельности;

§ осуществлять поиск информации и ее обработку;

§ умеет работать со справочными источниками и др.

 

способен:

§ самостоятельно увеличивать актуальную информацию;

§ интерпретировать полученную информацию;

§ анализировать информацию в широком междисциплинарном контексте и др.

 

3. Важно соотносить ожидаемые результаты обучения с уровнем обучения. Это предполагает, что не следует планировать одни и те же ожидаемые результаты обучения для разных ступеней (бакалавриат, магистратура). На разных ступенях результаты обучения и их оценка должны отличаться.

 

4. Представляя в рабочей программе ожидаемые результаты, следует предусмотреть конкретные способы их проверки и оценки, которые будут представлены в технологической карте дисциплины.

 

5. Для описания ожидаемых результатов обучения целесообразно использовать глагольные формы (знать, демонстрировать, распознавать, идентифицировать, вос­производить, репродуцировать, интерпретировать, выяснять, представлять, переводить, разъяснять, исполнять, использовать, внедрять, проводить, переносить, дифференцировать, характеризовать, структурировать, генерировать, создавать, составлять, конструировать, перепроверять, согласовывать, выяснять, контролировать, тестировать).

 

6. При проектировании ожидаемых результатов следует предусмотреть различные уровни оценки ожидаемых результатов[16]:

· Пороговый

· Стандартный

· Эталонный

 

Пороговый уровень предполагает отражение тех ожидаемых результатов, которые определяют минимальный и достаточный набор знаний и умений для решения профессиональных задач в соответствии с уровнем квалификации.

 

Стандартный уровень предполагает отражение сформированных заданных компетенций, позволяющих выполнять профессиональные задачи и совершенствовать квалификационную подготовку на последующих уровнях.

 

Эталонный уровень предполагает отражение приобретенных студентом компетенций, позволяющих креативно решать профессиональные задачи, самостоятельно использовать потенциал интегрированных знаний для освоения новых областей и совершенствования уровня своей квалификационной подготовки.

 

На каждом уровне целесообразно предусмотреть дополнительные вида работ, стимулирующие студента для достижения более высокого результата.

 

7. Все результаты обучения должны иметь конкретную оценку в принятой системе оценки знаний. Это означает, что каждый ожидаемый результат должен быть проверяем тем или иным способом. Технология проверки отражается в технологической карте дисциплины.

 

ШАГ 3. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Описывая содержание дисциплины необходимо определенным образом его структурировать.

 

1. Следует определить темы, которые формируют когнитивную, или теоретическую базу, а также темы, имеющие функциональный характер, то есть формирующие практические умения.

 

2. Определить формы и виды работы по каждой теме.

 

Блоки Форма работы: Вид работы:
теоретической направленности лекция, коллоквиум, семинар, консультация и др. аудиторная, внеаудиторная, самостоятельная
практической направленности практическое занятие, тренинг, лабораторная работа, мастер-класс, ролевая игра и др. аудиторная, внеаудиторная, самостоятельная

 

Как показывает наш опыт, содержание дисциплины должно постоянно корректироваться. Это связано с:

· уровнем подготовленности обучаемых, который устанавливается при диагностике вводных знаний (см. диагностические карты дисциплины);

· уровнем обеспеченности дисциплины (наличие цикла видео-лекций, цикла электронных презентаций, курса дистанционного обучения и др.);

· функциональным назначением дисциплины (основная, дополнительная и др.).

С учетом требований организации учебного процесса в новых условиях необходимо предусмотреть оптимальное соотношение аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работы студента на разных уровнях обучения:

Бакалавриат – 30% - 30% - 40%,

Магистратура – 20% - 30% - 50%.

Такое соотношение, несомненно, зависит от направленности образовательной программы.

 

ШАГ 4. ОПИСАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ

 

1. В данном разделе следует:

· указать обязательную и дополнительную литературу по дисциплине, выполняя при этом аккредитационные требования (обязательная литература должна быть опубликована не более пяти лет назад).

· предложить Интернет-ресурсы, каталоги и базы данных, информационно-поисковые системы, медиа-ресурсы и др. (для установления возможных ресурсов следует обратиться в библиотеку университета).

2. Студент может самостоятельно, используя современные информационные технологии, осуществить поиск необходимой информации (в том числе и на иностранном языке).

3. Описание источников информации может быть представлено в информационном ресурсе дисциплины, размещаемом в локальной сети.

4. При формировании следует учитывать междисциплинарные источники поиска информации.

 

ШАГ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

ключевое слово

Внеаудиторная работа студента по дисциплине - это одна из форм организации теоретического и практического обучения, которая предполагает организованную преподавателем активную работу студента по освоению дисциплины во внеаудиторное время (по расписанию, устанавливаемому преподавателем).

 

Внеаудиторная работа студента является важной образовательной составляющей, ориентированной на формирование умений на базе полученных знаний.

Внеаудиторная работа направлена на формирование профессионально-ориентированных умений и навыков. Выделение внеаудиторной работы как самостоятельной формы обучения обусловлено тем, что смещаются акценты в обучении: от расширения диапазона знаний к формированию практико-ориентированных умений.

При реализации задач внеаудиторной работы необходимо использовать возможности современной материально-технической базы университета: ресурсный центр, компьютерные классы, лингафонный мультимедийный комплекс, диагностический центр, мультимедийные аудитории, методические кабинеты, лаборатории и др.


 

наш опыт

Учитывая, что внеаудиторная работа должна быть основана на деятельностном подходе, следует разработать способы контроля и самоконтроля освоения программного материала во внеаудиторное время. Наиболее продуктивными является выполнение:

1. типовых заданий,

2. внеаудиторных контрольных работ,

3. лабораторных работ,

4. разного типа тестов (пилотный, достижений, мономорфный, полиморфный, обучающий, на сложность, на скорость, репетиционный, смешанный и др.),

5. анализа текста (чтение и перевод, фонетический, синтаксический, комплексный, лексический, филологический, лингвистический и др.).

 

Степень разработанности учебно-методического обеспечения дисциплины во многом определяется именно уровнем организации внеаудиторной работы.

 

При заполнении рабочей программы дисциплины следует указать конкретные виды деятельности студента в рамках внеаудиторной работы.

Например:

Организация внеаудиторной работы
Наименование темы, раздела Форма работы
Функции инфинитива в предложении Контрольная работа

 

ШАГ 6. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ключевое слово

 

Самостоятельная работа студента по дисциплине - это одна из форм организации обучения, которая предполагает организованную преподавателем активную самообразовательную работу студента по освоению программы дисциплины, расширению предметного поля знаний, интеграции знаний и самопроверке качества усвоения знаний.

 

1. Роль самостоятельной работы в ходе освоения образовательной программы стремительно возрастает.

2. Необходимо предусмотреть оптимизацию методов обучения на базе внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий, позволяющих осваивать учебный материал в оптимальном режиме трудозатрат студента в нидивидуально-ориентированном процессе обучения. Речь идет о внедрении технологий организации самостоятельной работы. Однако этот вид деятельности студентов требует структурированной методической и информационной поддержки, а также соответствующего ресурсного и технического обеспечения.

 

наш опыт

 

В рабочую учебную программу целесообразно включить все предлагаемые преподавателем виды самостоятельной работы. Каждый студент выбирает тот набор, который соответствует его уровню способностей и образовательных запросов. При этом мы отмечаем, что выполнение видов самостоятельной работы является обязательным для получения оценки по дисциплине (критерии оценки отражены в технологической карте дисциплины).

Самостоятельная работа предполагает выполнение студентом заданий, творческих работ и др., определяемых преподавателем, а также работы по самообразованию и самопроверке.

 

Наиболее продуктивными являются следующие задания самостоятельной работы:

1. Составление картотеки (терминологическая, библиографическая, понятийно-терминологическая, иллюстративная, фактографическая и др.)

2. Выполнение творческого задания (подготовка ролевой игры, фрагмента урока, фрагмента занятия и др.)

3. Подготовка доклада, сообщения

4. Подготовка проекта

5. Информационно-аналитическая работа(реферирование и аннотирование,составление библиографии по теме,поисковая работа с различными источниками информации и др.)

6. Организация и проведение эксперимента

7. Создание баз данных

8. Разработка материалов для диагностических классов и дистантного обучения

9. Создание и поддержка обучающих сайтов

10. Создание АОС (автоматизированных обучающих систем) и др.

Критерии оценки самостоятельной работы отражаются в технологической карте дисциплины.

 

Для заметок и вопросов

 


Ø ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ

Не менее важной задачей при создании организационно-методического обеспечения дисциплины является выстраивание образовательной парадигмы и установление преемственности между дисциплинами предметной области.

Это означает, что при формировании программы дисциплины и пакета контрольно-измерительных материалов должны быть предусмотрены так называемые диагностические карты остаточных знаний, устанавливающие уровень сформированных компетенций на каждой ступени обучения (школа, первая ступень бакалавриата, вторая ступень бакалавриата и др.).

 

Необходимо создавать диагностические карты остаточных знаний и умений на «входе» и «выходе» обучения.

 

1. Под вводными знаниями мы имеем в виду ту совокупность знаний, на базе которых формируется блок новых знаний и совершенствуются приобретенные умения.

2. Остаточные знания представляют собой комплекс декларативных и процедурных знаний, который составляет индивидуальную профессиональную характеристику специалиста.

3. При определении того, какие знания являются остаточными (а в конченом счете – ядерными), нужно изучить рабочие программы и диагностические карты выводных остаточных знаний предшествующих дисциплин, входящих в междисциплинарное поле.

4. Под выводными остаточными знаниями мы имеем в виду те знания, которые являются «переносными», то есть используются в дальнейшем для наращивания, углубления, совершенствования знаний и выработки новых умений.

5. Формы и виды проверки остаточных знаний определяются и разрабатываются преподавателями.

6. Диагностическая карта позволяет наметить индивидуальную программу обучения для тех студентов, которые по результатам проверки не достигли порогового уровня. Студенту предоставляется возможность самостоятельно изучить неосвоенный материал и вновь пройти контрольное испытание во внеаудиторное время.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ВВОДНЫХ/ВЫВОДНЫХ ЗНАНИЙ

макет

Фамилия, имя, отчество
Наименование предыдущей ступени обучения
Наименование дисциплины
Описание остаточных знаний Вид проверки Необходимый минимум Оценка остаточных знаний студента
знает      
умеет      
способен (для карты выводных знаний)      
Итого:    

 

 

Ø ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

ключевое слово

Технологическая карта дисциплины — описание форм, критериев и способов оценки качества знаний и умений по дисциплине.

Технологическая карта дает студенту представление об ожидаемых результатах обучения и способах их проверки.

Технологическая карта дисциплины составляется преподавателем, группой преподавателей (в том случае, если преподавание одной дисциплины осуществляется сразу несколькими преподавателями), проектной группой (при модульном обучении).

 

Технологические карты дисциплин утверждаются на заседаниях кафедр и подписываются заведующим кафедрой.

Технологические карты дисциплин сдаются в деканат до начала семестра.

 

Студент должен иметь возможность в любой момент ознакомиться с любой технологической картой, которая должна храниться на кафедрах, а также размещаться на образовательных сайтах.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Макет

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.