Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ НИРС В БАКАЛАВРИАТЕ





программа НИРС, индивидуальный план НИРС, общая программа НИРС, индивидуальная программа НИРС, технологическая карта НИРС, планирование НИРС, техническое задание НИРС

В рамках действующего государственного образовательного стандарта по направлению подготовки бакалавра учебно-исследовательская работа студентов не включена в учебный план как самостоятельный вид деятельности.

 

Инновационные изменения современного образовательного процесса обусловливают значительное расширение видов деятельности студентов в бакалавриате. Активно внедряемые кредитная и балльно-рейтинговая системы в рамках нового учебного процесса[20] существенно меняют характер и оценки любого вида деятельности студентов, в том числе и научно-исследовательской.

 

наш опыт

 

Нам представляется, что наиболее оптимальным количеством кредитов по НИРС в бакалавриате является 8 за 4 года обучения. При этом студент имеет право на индивидуальное планирование своей деятельности, то есть он может самостоятельно определить, какое количество кредитов за научно-исследовательскую деятельность будет набирать на каждом курсе.

 

Студент имеет право:

· самостоятельно определить кафедру, на которой он будет выполнять НИР;

· изменить тему научно-исследовательской работы, а также кафедру;

· предложить самостоятельную тематику учебно-исследовательской работы;

· получать своевременную информацию об оценке своих результатов на всех этапах деятельности;

· выбирать сроки выполнения индивидуальных заданий.

 

Студент обязан:

· разработать индивидуальный план учебно-исследовательской работы (совместно с руководителем НИРС);

· систематически предоставлять отчеты о полученных результатах.

 

возможны варианты решения вопроса

Программа НИРС должна иметь планомерный и последовательный характер и подразумевать конкретный (проверяемый) результат. С этой целью мы выделили в графике учебного процесса недели научно-исследовательской работы студентов. Эти недели появляются за счет сокращения времени, отведенного на сессии.



Программа НИРС составляется каждой кафедрой в соответствии с программой научно-исследовательской работы кафедры. Условно, назовем ее общая программа НИРС.

 

Общая программа НИРС должна предполагать:

· участие студентов в различных исследовательских проектах и научно-методических разработках кафедры,

· выполнение индивидуальных и групповых заданий, направленных на реализацию конкретных прикладных задач и подготавливающих будущих бакалавров и магистров к профессиональной деятельности с использованием современных информационных и образовательных технологий.

 

На основе общей программы НИРС каждым студентов составляется индивидуальная программа, в которой отражаются конкретные виды заданий для каждого студента.

 

На поисково-познавательном уровне (1 и 2 курсы) к таким заданиям можно отнести:

· поиск информации;

· поиск источников информации;

· отбор информации с четким выделением в нем базовой и дополнительной информации;

· систематизация информации;

· каталогизация информации;

· структурирование информации.

 

На познавательно-аналитическом уровне (3 и 4 курсы) наиболее успешно студенты справляются с такими видами заданий как:

· поиск технологий работы с информацией;

· отбор технологий работы с информацией;

· поиск технологий отбора и хранения информации;

· поиск технологий представления информации;

· формальная обработка данных для предоставления в ресурсную базу.

 

Учебно-исследовательская работа студентов помогает преподавателю сформировать так называемый индивидуальный ресурс дисциплины. Не менее интересной является и работа студентов по структурированию информации в рамках создания образовательных сайтов. Наш опыт показал, что образовательные сайты, созданные студентами оказались наиболее адаптивными к реальному учебному процессу.

Представляется очевидным, что необходимо широко использовать коллективные формы познавательной деятельности студентов. Одно и то же задание может быть выполнено группой студентов. Выполнение коллективного задания формирует навыки «работы в команде», самоорганизации и внутренней дисциплины, ответственности за результаты своей работы. Как показал наш опыт, особый интерес у студентов вызывает коллективная работа и возможность проявить собственный потенциал в этом виде деятельности.

В ходе исследовательской работы студентов бакалавриата развиваются:

· познавательные навыки,

· умения ориентироваться в информационном пространстве,

· умения взаимодействовать в рамках научного поиска.


предлагаем новое понятие

 

В рамках инновационного образовательного процесса в технологической карте НИРС отражаются:

· планирование научно-исследовательской деятельности (индивидуальное, групповое);

· индивидуальные результаты научно-исследовательской деятельности студента.

 

При планировании следует определить:

· кто формулирует техническое задание (заказчик);

· какие задачи должны быть решены в ходе выполнения технического задания;

· каковы ожидаемые результаты выполнения технического задания;

· как можно использовать полученные результаты.

 

возможны варианты решения вопроса

 

Нам представляется целесообразным планирование НИРС преподавателем – руководителем НИРС. Именно поэтому организация НИРС становится наиболее эффективной в том случае, если преподаватель заранее определяет тематику и задачи НИРС.

Описание результатов выполнения технического задания заполняет сам студент (за исключением оценивания результатов работы в баллах).

В целом, оценивание результатов НИРС осуществляется не только руководителем, но и заказчиком.

 

1. В качестве заказчика НИРС могут выступать различные структурные подразделения университета (факультеты, кафедры, управления, лаборатории, центры), а также школы, гимназии и другие образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки и ресурсные центры.

 

руководство, методика заполнения документов

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Техническое задание должно быть ориентировано на выполнение конкретного задания, которое может быть как частью коллективного задания, так и индивидуального.

 

При составлении технического задания необходимо:

· четко сформулировать задачи работы;

· спланировать поэтапное выполнение работы;

· предусмотреть возможность практического применения полученных результатов.

 

наш опыт

В качестве задач НИРС и ожидаемых результатов в бакалавриате наиболее эффективными представляются:

 

Планируемая задача Ожидаемый результат Форма отчета
- поиск информации о ….. - список ресурсов, - аннотированное оглавление, - структурирование информации,   - картотека ресурсов, - электронный каталог, - фрагмент корпуса текстов, - электронная презентация
- поиск технологии …… - описание технологии и возможностей применения в познавательной деятельности - электронная презентация

 

Наиболее продуктивным и интересным для студентов является создание электронных журналов, сетевых дневников, блогов, временных групп на различных порталах, в которых отражаются результаты НИРС. Но именно этот вид отчетности должен быть доступным и преподавателю, а это означает необходимость в овладении современными образовательными технологиями как студенту, так и преподавателю.

 

При определении возможности практического применения полученных результатов следует определить место и способ их применения, например:

 

Ресурсный центр самостоятельная работа студентов

Образовательный процесс название дисциплины

 

В результатах выполнения технического задания, которые заполняются студентом, отражаются:

· наименование итогового продукта,

· форма представления итогового продукта.

Картотека примеров электронная презентация

 

Студент может выполнить дополнительную работу или изменить предполагаемую форму отчета. Для этого в технологической карте вводится параметр – дополнительная работа.

Выполнение технического задания оценивается в 90 баллов. На выполнение дополнительной работы отводится 10 баллов, что позволяет выделить тех студентов, которые проявляют инициативы исследовательского и познавательного характера.

При оценивании НИР студента необходимо учитывать качество и объем выполнения технического задания, а также степень активности и самостоятельности студента в выполнении этого задания.

 

Целесообразно в технологическую карту вносить отзыв заказчика о качестве исполнения технического задания. Это нужно особенно для тех студентов, рейтинг которых определяется не только руководителем НИРС, но и кафедрой.

Успешное выполнение технического задания дает возможность получения:

· максимального количества баллов;

· высокого рейтинга;

· рекомендации кафедры или ученого совета факультета для участия в проектных разработках, заграничных стажировках, грантах;

· именных стипендий;

· рекомендации кафедры или ученого совета факультета для поступления в магистратуру.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НИРС

макет

 

ФИО студента  
Курс, группа  
ФИО руководителя НИРС  
Заказчик
 
Техническое задание
Задачи  
 
 
Ожидаемый результат Форма отчета Сроки Кол-во баллов
       
       
Возможность практического применения  
Результаты выполнения технического задания
Итоговый продукт Форма представления Кол-во баллов
     
Дополнительная работа Форма представления Кол-во баллов
     
Отзыв заказчика
 
Итого:  
         

 

Исходя из императивов времени, необходимо предусмотреть публичное обсуждение полученных результатов или освещение этих результатов на сайтах факультета или университета.

 

Для заметок и вопросов





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.