Организация и технологии оценки нирс в бакалавриате
программа НИРС, индивидуальный план НИРС, общая программа НИРС, индивидуальная программа НИРС, технологическая карта НИРС, планирование НИРС, техническое задание НИРС В рамках действующего государственного образовательного стандарта по направлению подготовки бакалавра учебно-исследовательская работа студентов не включена в учебный план как самостоятельный вид деятельности.
Инновационные изменения современного образовательного процесса обусловливают значительное расширение видов деятельности студентов в бакалавриате. Активно внедряемые кредитная и балльно-рейтинговая системы в рамках нового учебного процесса[20] существенно меняют характер и оценки любого вида деятельности студентов, в том числе и научно-исследовательской.
наш опыт
Нам представляется, что наиболее оптимальным количеством кредитов по НИРС в бакалавриате является 8 за 4 года обучения. При этом студент имеет право на индивидуальное планирование своей деятельности, то есть он может самостоятельно определить, какое количество кредитов за научно-исследовательскую деятельность будет набирать на каждом курсе.
Студент имеет право: · самостоятельно определить кафедру, на которой он будет выполнять НИР; · изменить тему научно-исследовательской работы, а также кафедру; · предложить самостоятельную тематику учебно-исследовательской работы; · получать своевременную информацию об оценке своих результатов на всех этапах деятельности; · выбирать сроки выполнения индивидуальных заданий.
Студент обязан: · разработать индивидуальный план учебно-исследовательской работы (совместно с руководителем НИРС); · систематически предоставлять отчеты о полученных результатах.
возможны варианты решения вопроса Программа НИРС должна иметь планомерный и последовательный характер и подразумевать конкретный (проверяемый) результат. С этой целью мы выделили в графике учебного процесса недели научно-исследовательской работы студентов. Эти недели появляются за счет сокращения времени, отведенного на сессии. Программа НИРС составляется каждой кафедрой в соответствии с программой научно-исследовательской работы кафедры. Условно, назовем ее общая программа НИРС.
Общая программа НИРС должна предполагать: · участие студентов в различных исследовательских проектах и научно-методических разработках кафедры, · выполнение индивидуальных и групповых заданий, направленных на реализацию конкретных прикладных задач и подготавливающих будущих бакалавров и магистров к профессиональной деятельности с использованием современных информационных и образовательных технологий.
На основе общей программы НИРС каждым студентов составляется индивидуальная программа, в которой отражаются конкретные виды заданий для каждого студента.
На поисково-познавательном уровне (1 и 2 курсы) к таким заданиям можно отнести: · поиск информации; · поиск источников информации; · отбор информации с четким выделением в нем базовой и дополнительной информации; · систематизация информации; · каталогизация информации; · структурирование информации.
На познавательно-аналитическом уровне (3 и 4 курсы) наиболее успешно студенты справляются с такими видами заданий как: · поиск технологий работы с информацией; · отбор технологий работы с информацией; · поиск технологий отбора и хранения информации; · поиск технологий представления информации; · формальная обработка данных для предоставления в ресурсную базу.
Учебно-исследовательская работа студентов помогает преподавателю сформировать так называемый индивидуальный ресурс дисциплины. Не менее интересной является и работа студентов по структурированию информации в рамках создания образовательных сайтов. Наш опыт показал, что образовательные сайты, созданные студентами оказались наиболее адаптивными к реальному учебному процессу. Представляется очевидным, что необходимо широко использовать коллективные формы познавательной деятельности студентов. Одно и то же задание может быть выполнено группой студентов. Выполнение коллективного задания формирует навыки «работы в команде», самоорганизации и внутренней дисциплины, ответственности за результаты своей работы. Как показал наш опыт, особый интерес у студентов вызывает коллективная работа и возможность проявить собственный потенциал в этом виде деятельности. В ходе исследовательской работы студентов бакалавриата развиваются: · познавательные навыки, · умения ориентироваться в информационном пространстве, · умения взаимодействовать в рамках научного поиска. предлагаем новое понятие
В рамках инновационного образовательного процесса в технологической карте НИРС отражаются: · планирование научно-исследовательской деятельности (индивидуальное, групповое); · индивидуальные результаты научно-исследовательской деятельности студента.
При планировании следует определить: · кто формулирует техническое задание (заказчик); · какие задачи должны быть решены в ходе выполнения технического задания; · каковы ожидаемые результаты выполнения технического задания; · как можно использовать полученные результаты.
возможны варианты решения вопроса
Нам представляется целесообразным планирование НИРС преподавателем – руководителем НИРС. Именно поэтому организация НИРС становится наиболее эффективной в том случае, если преподаватель заранее определяет тематику и задачи НИРС. Описание результатов выполнения технического задания заполняет сам студент (за исключением оценивания результатов работы в баллах). В целом, оценивание результатов НИРС осуществляется не только руководителем, но и заказчиком.
1. В качестве заказчика НИРС могут выступать различные структурные подразделения университета (факультеты, кафедры, управления, лаборатории, центры), а также школы, гимназии и другие образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки и ресурсные центры.
руководство, методика заполнения документов
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Техническое задание должно быть ориентировано на выполнение конкретного задания, которое может быть как частью коллективного задания, так и индивидуального.
При составлении технического задания необходимо: · четко сформулировать задачи работы; · спланировать поэтапное выполнение работы; · предусмотреть возможность практического применения полученных результатов.
наш опыт В качестве задач НИРС и ожидаемых результатов в бакалавриате наиболее эффективными представляются:
Наиболее продуктивным и интересным для студентов является создание электронных журналов, сетевых дневников, блогов, временных групп на различных порталах, в которых отражаются результаты НИРС. Но именно этот вид отчетности должен быть доступным и преподавателю, а это означает необходимость в овладении современными образовательными технологиями как студенту, так и преподавателю.
При определении возможности практического применения полученных результатов следует определить место и способ их применения, например:
Ресурсный центр самостоятельная работа студентов Образовательный процесс название дисциплины
В результатах выполнения технического задания, которые заполняются студентом, отражаются:
· наименование итогового продукта, · форма представления итогового продукта. Картотека примеров электронная презентация
Студент может выполнить дополнительную работу или изменить предполагаемую форму отчета. Для этого в технологической карте вводится параметр – дополнительная работа. Выполнение технического задания оценивается в 90 баллов. На выполнение дополнительной работы отводится 10 баллов, что позволяет выделить тех студентов, которые проявляют инициативы исследовательского и познавательного характера. При оценивании НИР студента необходимо учитывать качество и объем выполнения технического задания, а также степень активности и самостоятельности студента в выполнении этого задания.
Целесообразно в технологическую карту вносить отзыв заказчика о качестве исполнения технического задания. Это нужно особенно для тех студентов, рейтинг которых определяется не только руководителем НИРС, но и кафедрой. Успешное выполнение технического задания дает возможность получения: · максимального количества баллов; · высокого рейтинга; · рекомендации кафедры или ученого совета факультета для участия в проектных разработках, заграничных стажировках, грантах; · именных стипендий; · рекомендации кафедры или ученого совета факультета для поступления в магистратуру.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НИРС макет
Исходя из императивов времени, необходимо предусмотреть публичное обсуждение полученных результатов или освещение этих результатов на сайтах факультета или университета.
Для заметок и вопросов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|