Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ НИРС В МАГИСТРАТУРЕ





триместр, ожидаемее результаты НИРС, межкафедральные научные коллективы

Организация НИРС в магистратуре определяется спецификой целевого назначения магистратуры в рамках уровневого образования, содержанием и целевой установкой магистерской программы, а также уровнем научного потенциала университета. В соответствии с действующим стандартом подготовки магистров НИРС включена как обязательная составляющая в учебный план. Согласно действующему стандарту на НИРС в магистратуре отводится 774 часа, что составляет 21 кредит. По усмотрению выпускающей кафедры эти кредиты могут быть распределены как равномерно в течение двух лет, так и неравномерно, то есть, перераспределены в зависимости от конкретного технического задания каждого студента.

 

Рекомендуем следующее распределение кредитов по триместрам:

триместр Количество кредитов

 

 

НИРС в магистратуре направлена на развитие:

· аналитических и креативных способностей студента,

· умений анализировать, интерпретировать и представлять результаты научно-исследовательской работы,

· способностей организовывать научно-исследовательскую работу,

· навыков работы с современными технологиями поисково-аналитической работы,

· навыков формирования и пополнения ресурсных баз различной направленности для решения профессиональных задач.

 

 

Особенность организации НИРС в магистратуре заключается в том, что необходимо с одной стороны соотнести, а с другой стороны разграничить, такие виды деятельности студента как научно-исследовательская работа и подготовка магистерской диссертации. Как ни парадоксально, именно эта проблема требует серьезного осмысления.

 

между нами говоря

 

Как известно, программа подготовки магистров предусматривает большое количество часов трудоемкости, отведенное для научно-исследовательской работы и подготовки магистерской диссертации. Из 3888 часов указанные виды деятельности составляют 1854 часа, т.е. практически половину. Следовательно, и в зачетных единицах (кредитах) эти виды деятельности также должны составлять половину (60 из 120 за два года обучения). Таким образом, становится очевидным, что организация НИРС и подготовка магистерской диссертации приобретают первостепенное значение.



 

При проектировании магистерской программы следует особое внимание обратить на формулирование ожидаемых результатов НИРС.

Компетенции, формируемые в рамках научно-исследовательской работы, необходимы для успешного написания и защиты магистерской диссертации.

 

Традиционно вопросами организации НИРС и подготовки магистерской диссертации занимаются научные руководители, что неизбежно приводит к объединению этих видов деятельности в один, а именно написанию выпускной квалификационной работы.

Если проанализировать опыт реализации магистерских программ, то обнаруживается, что в большинстве случаев НИРС направлена на написание каких-либо научных работ (рефератов, статей, докладов) или на участие студентов в работе СНО. Естественно, что в такой научной работе принимает участие лишь небольшое количество студентов, имеющих определенные способности и высокую степень мотивации (рекомендация в аспирантуру).

Несомненно, что подготовка магистерской диссертации предполагает работу студента над заданной темой диссертации, курируется научным руководителем и находит свое выражение в теоретическом и/или прикладном представлении исследуемой проблематики.

 

наш опыт

 

Представляется очевидным, что наиболее успешной и плодотворной является организация НИРС в рамках межкафедральных научных коллективов, что предполагает участие студентов в различных исследовательских проектах и научно-методических разработках, выполнение индивидуальных и групповых заданий, направленных на реализацию конкретных фундаментальных и прикладных задач и подготавливающих будущих магистров к профессиональной деятельности с использованием современных информационных и образовательных технологий.

 

Выпускающая кафедра:

· определяет характер и основную проблематику НИРС,

· назначает руководителя НИРС (индивидуальное или коллективное руководство),

· утверждает заказчика НИРС,

· согласовывает индивидуальный график работы студента ,

· анализирует итоговые результаты НИРС,

· определяет возможности практического применения результатов,

· оценивает выполнение технического задания.

 

Для формирования инновационной среды факультета наиболее успешными являются следующие направления НИРС:

1. Разработка и апробация диагностирующих материалов (тесты, срезовые контрольные, задания для самостоятельной работы, лабораторные работы и др.);

2. Подбор и систематизация материалов для студентов-заочников по дисциплинам (материалы для самостоятельной работы, аннотация научных работ по конкретным темам, сборники текстов и упражнений, рабочие тетради и др.);

3. Разработка новых способов презентации научной информации, в том числе и в электронном виде;

4. Участие в разработке и оформлении научного проекта;

5. Участие в подготовке и проведении студенческих научных конференций;

6. Разработка страниц сайтов факультета, кафедр и др.

 

между нами говоря

 

Следует признать, что новое понимание роли НИРС в подготовке магистра ведет к изменению характера исследовательской работы преподавателей, участвующих в реализации магистерской программы, поскольку меняется роль преподавателя в представлении знаний: преподаватель должен определить обязательные и дополнительные виды деятельности студента в рамках учебной дисциплины, оценить их соответствующим количеством баллов, разработать систему оценок, что требует от него дополнительных временных затрат и определенного пересмотра содержания дисциплины.

 

НИРС, организуемая вне аудиторных часов, требует серьезной подготовки со стороны преподавателя, отвечающего за ее организацию. Руководство этим видом деятельности должно осуществляться теми преподавателями, которые профессионально и психологически готовы к такой работе.

Нам представляется, что руководство НИРС могут осуществлять те преподаватели, которые более адаптированы к современным информационным процессам, имеют творческий потенциал и новый взгляд на само понятие научно-исследовательской работы.


 

руководство, методика заполнения документов

 

Руководитель НИРС совместно со студентом магистратуры заполняют технологическую карту НИР. Руководитель НИРС должен определить критерии оценки (количество баллов) ожидаемых результатов.

 

Руководитель НИРС помогает студенту:

· сформулировать конкретные научно-исследовательские задачи;

· определить ожидаемые результаты и возможности практического применения результатов,

· спланировать этапы работы.

 

Студент магистратуры имеет право:

· разработать несколько технологических карт, поскольку его научная работа в рамках магистратуры может быть разнонаправленной,

· самостоятельно определить техническое задание и ожидаемые результаты,

· найти заказчика под конкретное техническое задание.

 

Техническое задание может включать следующие индивидуальные формы отчета:

Ø выполнение научно-исследовательских проектов и грантов;

Ø участие в работе научных и научно-практических конференций;

Ø написание тезисов, статей (индивидуально и совместно с преподавателями);

Ø участие в подготовке сборников научных трудов;

Ø выполнение заданий кафедры (по плану научно-исследовательской работы кафедры);

Ø участие в работе СНО;

Ø участие в конкурсах молодых ученых.

 

Успешное выполнение технического задания дает возможность получения:

· максимального количества баллов,

· высокого рейтинга;

· рекомендации кафедры или ученого совета факультета для участия в проектных разработках, заграничных стажировках;

· именных стипендий;

· рекомендации кафедры или ученого совета факультета для поступления в аспирантуру.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НИРС

макет

ФИО студента  
Наименование магистерской программы  
ФИО руководителя НИРС  
Заказчик
 
Техническое задание
Задачи  
 
 
Ожидаемый результат Форма отчета Сроки Кол-во баллов
       
       
Возможность практического применения  
Результаты выполнения технического задания
Итоговый продукт Форма представления Кол-во баллов
     
Дополнительная работа Форма представления Кол-во баллов
     
Отзыв заказчика
 
Итого:  
         

 

 

возможны варианты решения вопроса

 

Нам представляется, что в технологической карте НИРС студента магистратуры отзыв заказчика должен быть полностью.

Не менее важным при оценивании результатов НИРС является обязательное публичное обсуждение полученных результатов, формирующее навыки публичной научной дискуссии (заседание СНО, круглые столы, конференции, научно-практические семинары и др.).

 

наш опыт

 

Мы постарались найти свои особенные формы отчетности, которые продолжают традиции конкретного учебного заведения. Так, на филологическом факультете РГПУ им. А.И.Герцена наиболее успешной формой завершения и оценивания НИРС стала ежегодная магистерская конференция «Магистры филфака науке и образованию».

Подготовка, организация и проведение конференции полностью осуществляется самими магистрами. Каждый год студенты предлагают новую модель организации и проведения научной конференции, способы представления научных знаний, формы презентации научной информации.

Вместе с тем, вероятно, следует организовать цикл семинаров и мастер-классов, направленных на обучение и подготовку организаторов конференции. Для такого рода семинаров нужна соответствующая ресурсная поддержка в виде коллекции видео-конференций, записей научных дискуссий.

Участие в работе конференции является составной частью НИРС, обязательной для каждого магистра. На конференции подводятся итоги научно-исследовательской деятельности магистров за два года обучения.

 

Развитие и эффективная реализация результатов НИРС в образовательном процессе

 

· стимулирует научно-исследовательскую работу преподавателей,

· способствует расширению информационных ресурсов и локальных баз данных,

· расширяет границы предметных областей знаний,

· повышает эффективность прикладных исследований,

· формирует познавательные и исследовательские компетенции студентов,

· способствует мотивированному внедрению современных технологий в исследовательскую работу.

Таким образом, система и результативность организации НИРС в системе уровневого образования должны стать рейтинговым показателем конкурентоспособности вуза, факультета, кафедры.

 

Для заметок и вопросов

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенность нового этапа реализации уровневого обучения после 2010 года заключается в том, что дисциплина будет рассматриваться в междисциплинарном поле предметных знаний, а это означает, что главным целью включения той или иной дисциплины в образовательную программы является ее потенциал для формирования необходимых компетенций.

Мы понимаем, что нужен определенный подготовительный этап для осмысления нового статуса дисциплины в условиях компетентностно-кредитно-модульного учебного процесса. Даже само наименование учебного процесса сейчас вызывает острые дискуссии.

 

Однако мы хотим предостеречь всех тех, кто полагает, что переход на уровневую систему обучения является лишь формальным актом, не требующим кардинального изменения организации учебного процесса в целом.

Как бы ни складывались отношения к инновационным процессам в образовании, необходимо уже сейчас готовиться к кардинальным изменениям.

 

Сильный Преподаватель нужен сильному Университету!


Рекомендуем прочитать:

Адам С., Блок П. ECTS: от перезачета к накоплению кредитов: Вызов 21-го столетия / Перев. Е.В. Шевченко // EAIE Forum. 1999. Vol. I. No 3. P. 8–9.

Бадарч Д. Высшее образование США. М., НИИВО, 2001.

Байденко В. И. Болонский процесс. Курс лекций. М.: Логос, 2004.

Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. 4-е изд., стереотип. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2003.

Байденко В.И. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения экспертов). 2-е изд. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2003.

Байденко В.И., Селезнева Н.А., Карачарова Е.Н. Концепция российского мониторинга Болонского процесса. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / Под ред. К.Пурсиайнена и С.А. Медведева. М.:РЕЦЭП, 2005.

Виландеберк А.А., Шубина Н.Л. Новый учебный процесс: Коротко о главном: методическое пособие для преподавателей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.

Волкова И.Е., Иванов С.С. Терминологические особенности введения системы зачетных единиц // Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: Материалы к Всероссийскому совещанию 23 апреля 2003 года, г. Москва / Под ред. В.Н. Чистохвалова. М.: Изд-во РУДН, 2003.

Даличов Ф. Сравнительное изучение академических кредитных систем в международном контексте / Перев. Е.В. Шевченко // Journal of Studies in International Education. 1997. Vol. 1. № 2. New York: CIEE. P. 21-32.

Дьячко А.Г., Крупин Ю.А., Громов С.В. Расчет кредитных единиц как уровня образования в сопоставлении российской, европейской и американской образовательной системы // Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: Материалы к Всероссийскому совещанию 23 апреля 2003 года, г. Москва / Под ред. В.Н. Чистохвалова. М.: Изд-во РУДН, 2003.

Качество высшего образования и система зачетных единиц // Высшее образование в России. 2004. №5. С. 14–18.

Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: научно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПу им. А.И.Герцена, 2006.

Магистратура и Болонский процесс: вузовский эксперимент: научно-методическое пособие / под ред. Проф. В.А.Козырева. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.

Проблемы введения зачетных единиц в высшем профессиональном образовании. Материалы всероссийского совещания 23 апреля 2003 года г. Москва / под ред. В.Н.Чистохвалова. М., 2003.

 

ECTS USRES’ GUIDE. European Credit Transfer and Accumulation System and the Diploma Supplement. Brussels, 17 August, 2004.

Интернет-реесурсы:

http://www.bologna-berlin2003.de

http://ec.europa.eu/education/programmes/socrates/ects

 


ПРИЛОЖЕНИЕ





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.