Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ НИРС В СИСТЕМЕ УРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ





научно-исследовательская работа студентов, уровни научно-исследовательской работы студентов, поисково-познавательный, познавательно-аналитический, креативно-аналитический

 

 

Особенность реализации уровневого образования в современных условиях во многом определяется общей «программой действий» Европейского образовательного сообщества, получившей название «болонские соглашения». Болонский процесс обусловил переоценку роли университета, поскольку «революция качества», происходящая в сфере образования, наряду с пересмотром структуры подготовки специалистов, разработки теории и методологии теории управления качеством образования, выдвигает в число приоритетных задачи интеграции науки и образования. «Интегральная связь между высшим образованием и научными исследованиями очень важна для европейского высшего образования и является определяющей для характеристики «европейский университет»[17].

Как правило, интеграция науки и образования рассматривается в плоскости преподаватель – исследователь. Нам представляется важным и необходимым изменение акцентов в организации и структурировании исследовательской работы в современном университете.
Необходимость повышения качества образования в целом, которое невозможно без кардинального изменения образовательного процесса на всех его уровнях, обусловлена переосмыслением подходов к научно-исследовательской работе студентов (далее НИРС).

До сих пор является общепринятым мнение, что НИРС осуществляется только с «избранными» студентам, имеющими определенный научный потенциал, исследовательские способности и хорошие фундаментальные знания.

 

Изменение идеологии подготовки специалиста в системе уровневой (многоуровневой) подготовки привело к изменению понимания роли научно-исследовательской работы в формировании профессиональных компетенций.

 

Деятельностный подход, определяющий современный образовательный процесс, меняет позицию студента, который становится активным участником образовательного процесса, умеющим критически оценивать не только качество «готовых знаний», но и добывать новые, еще не включенные в учебные дисциплины. Навыки, приобретенные студентом в ходе исследовательской деятельности, становятся одним из главных результатов освоения образовательной программы (как в бакалавриате, так и в магистратуре). Не менее важным является формирование способности студента применить полученные теоретические знания в практическом аспекте.



«Особенностью науки в современном обществе является то, что она постепенно превратилась в особую сферу профессиональной деятельности, поэтому необходимо готовить современных исследователей к самореализации в этой сфере»[18].

Как показал наш опыт реализации уровневого образования, включение НИРС в образовательную программу подготовки бакалавра и магистра является обязательным и необходимым условием их успешной реализации. Следует особо подчеркнуть, что рассмотрение НИРС как обязательной составляющей образовательной программы является отличительной особенностью современного университетского образования. В недалеком будущем конкурентоспособность университета будет оцениваться качеством организации и реализации программ научно-исследовательской работы не только преподавателей, но и студентов.

В то же время конкурентоспособность выпускника университета будет оцениваться исходя из тех профессиональных компетенций, которые будут сформированы и закреплены в рамках научно-исследовательской работы.

Изменение статуса НИРС существенно меняет и характер научно-исследовательской работы преподавателей. Известно, что научная работа кафедр университета традиционно рассматривается в рамках основных научных направлений и научных школ. Основными показателями научной работы преподавателя принято считать участие в конференциях, публикацию монографий и статей. В современных условиях инновационный потенциал вуза оценивается по эффективности внедрения результатов научной деятельности в образовательный процесс. Личность современного преподавателя во многом формируется под влиянием императивов времени. Можно сколько угодно рассуждать о необходимости перемены роли преподавателя в процессе подготовки специалистов, но при этом отводить ему роль «исполнителя» учебного плана.

Настало время, когда каждый преподаватель должен участвовать в создании инновационной образовательной среды. Именно от этого зависит его рейтинг (а в скором времени и оплата труда). Особое значение для формирования инновационного потенциала современного преподавателя имеет его научный потенциал, для стимулирования и реализации которого необходимо создать условия и соответствующую базу в рамках образовательного пространства. Именно руководство преподавателем научно-исследовательской работой студентов является мощным стимулом для развития этого потенциала.

Таким образом, НИРС является одним из главных императивов современного университетского образования.

 

наш опыт

Представляется очевидным, что в рамках инновационного образовательного процесса включение студента в исследовательскую деятельность начинается с 1 курса.

В качестве рабочей гипотезы мы предлагаем выделить три уровня овладения навыками научно-исследовательской деятельности:

· Поисково-познавательный

· Познавательно-аналитический

· Креативно-аналитический.

 

На 1-2 курсах бакалавриата студент участвует в поисково-познавательной деятельности, обусловленной содержанием изучаемых дисциплин и направленной на поиск и отбор информации.

 

На 3-4 курсах бакалавриата исследовательская деятельность студента имеет познавательно-аналитическую направленность и предполагает отбор и анализ полученной информации.

 

В магистратуре научно-исследовательская деятельность студента имеет креативный характер и предполагает не просто анализ информации, но и ее интерпретациюв аспекте решения профессиональных задач.

 

Рис.3. Направленность научно-исследовательской работы на различных ступенях высшего образования

 

Безусловно, это деление на уровни носит достаточно условный характер, что определяется, с одной стороны, спецификой предметной области знаний, с другой, – степенью сформированности профессиональной компетенции и навыками научно-исследовательской работы самого преподавателя.


между нами говоря

 

Следует признать, что многие преподаватели полагают, что студенты 1 и 2 курсов бакалавриата не готовы к осуществлению исследовательской деятельности. А между тем современная школа (и прежде всего гимназии) осуществляет этот вид деятельности с большим успехом и видимыми результатами. Многие выпускники школ, которые поступают в университет, не только готовы, но и имеют определенные навыки исследовательской работы по заданной теме. Безусловно, далеко не каждый преподаватель может руководить этим видом деятельности. Объединить вокруг себя студентов, найти интересную проблематику, составить индивидуальный план для каждого студента, суметь организовать обсуждение полученных результатов – все это требует от преподавателя особых навыков. Кроме того, сегодня очевидно, что такого рода работу может осуществлять тот преподаватель, который сам может работать в научном коллективе - проектной (грантовой) группе.

 

Таким образом, включение всех студентов в исследовательскую деятельность, безусловно, потребует изменения характера деятельности каждого преподавателя, а это, в свою очередь, потребует разработки программ повышения квалификации преподавателей по вопросам организации научно-исследовательской деятельности студентов и способам оценки ее результатов.

 

Следует отметить, что организация научно-исследовательской работы преподавателей в рамках кафедры, университета на сегодняшний день изменилась коренным образом. Это связано с введением системы оценок деятельности кафедр и университета по критериям государственной аккредитации, используемым при экспертизе показателей деятельности университетов. Можно «сокрушаться» по поводу их несовершенства, однако в настоящее время именно эти показатели определяют рейтинг университета.

Не менее существенным фактором является и участие университетов в реализации инновационных программ. «Реализация инновационной программы вуза должна вести к качественному изменению уровня образования, научных разработок и эффективности их внедрения»[19]. Особенностью современного этапа является способность и готовность вуза реализовать результаты научно-исследовательской работы в образовательном процессе.

 

Для заметок и вопросов


 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.