Каким быть уровневому образованию в России?
Многие полагают, что переход на многоуровневое образование снизило качество высшего образования. Об этом свидетельствует опыт многих вузов, которые приступили к реализации уровневого образования. Зачем усугублять ситуацию? Быть может, надо дать время для адаптации нашей образовательной системы к новым условиям? Кстати об этом свидетельствует и опыт тех вузов, которые приступили к реализации многоуровневого образования. Мы готовы признать, что качество высшего образования снизилось. Или, напротив, опровергнуть это мнение. Однако необходимо уточнить, о каком качестве идет речь. То образование, которое мы имеем, оно – качественное? То образование, которое мы называем «моноуровневым», – оно качественное? По каким критериям мы определяем этот уровень качества, «ниже которого уже нельзя»?
По мнению специалистов Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, «качество образования раскрывается через систему определений, отражающих единство системно-структурных и ценностно-прагматических аспектов. Эта система является противоречивой. Основные противоречия — это противоречия между внутренним и внешними моментами качества образования, между статическими и динамическими моментами качества образования, между качеством образования как результатом и как процессом»[23].
Так какой же уровень мы признаем эталонным для измерения качества образования? Европейский или отечественный? Если европейский, то нас ждет разочарование: в Европе разное понимание качественного образования, как разное понимание и «стандартных квалификационных характеристик». Бесспорно, в мире начались процессы, направленные на поиски общих критериев оценки качества подготовки специалистов в различных университетах Америки, Австралии и Европы. Но эти процессы нуждаются в осмыслении и главное - в объективной оценке. Именно поэтому преждевременно делать какие-либо заключения о снижении (или, напротив – повышении) качества уровневого образования.
Наиболее распространенными являются такие показатели качества, как: качество преподавательского состава; состояние материально-технической базы учебного заведения; мотивация преподавательского состава; качество учебных программ; качество инфраструктуры: качество знаний; востребованность выпускников; конкурентоспособность выпускников на рынке труда; достижения выпускников и др. Можно продолжить этот список. Но до сих пор мы стараемся использовать те показатели, которые не «требуют дополнительных измерительных показателей». Например, как измерить качество образовательных программ? Быть может, количество докторов и кандидатов наук является показателем качества образования? Признаемся, что это далеко не так…Вернее, этот показатель не всегда определяет уровень качества образования. В настоящее время каждый вуз должен объективно оценить свой «потенциал качества». Кто-то закупает современную технику для учебного процесса, но это еще только первый шаг, поскольку о качестве будет идти речь тогда, когда эта техника станет не украшением, а частью учебного процесса. Должно появиться программное обеспечение, адекватное конкретным задачам образовательных программ. То есть речь должна идти не о материально-техническом обеспечении факультетов, а об обеспеченности образовательных программ. Иногда показателем качества образования становится количество компьютеров на студента и преподавателя. Но при этом отсутствует локальная связь, которая объединила бы все структурные подразделения университета. Как сегодня можно говорить о качественном образовании, если нет единого образовательного ресурса. Факультеты создают каждый свою ресурсную базу, а ведь треть дисциплин, включенных в учебные планы, должны иметь объединенные ресурсы, которые постоянно должны пополняться и корректироваться.
Парадоксально, нолюбая модель образования (в том числе и европейская) приобретает у нас свои «национальные черты». Например, широкое распространение получила модель «5 в 4», которая дискредитировала многоуровневое образование в России. Об этом, кстати, говорят и пишут наши зарубежные эксперты. Наш опыт реализации двух моделей подготовки бакалавров и магистров (условно их обозначим как 4 +2 и 2+2+2) показал, что выбор модели обусловлен не только ГОС, но и степенью готовности конкретного вуза к реализации этой модели. Думается, что появление ГОС третьего поколения потребует более продуктивную модель (1+3+2). Ведь усиливается давление рынка труда на высшее образование с точки зрения подготовки специалиста, «владеющего ключевыми профессиональными знаниями и умениями, обеспечивающими непосредственную пригодность к занятости». Речь идет о том, что квалификация как бакалавра, так и магистра должная быть востребована не в силу каких-либо государственных законов, а по ее реальной востребованности работодателем. Некоторые вузы, обеспокоенные тем, что не был узаконен статус бакалавра, начали внедрение многоуровневой системы с подготовки магистров. Чаще всего в дискуссиях об уровневом образовании главным признается вопрос о месте и сфере деятельности выпускника бакалавриата. Мы убеждены, что это решает конкретный работодатель. Наши представления о применении знаний и умений, сформированных в вузе, весьма условны (даже в такой прикладной сфере деятельности, как образование). Запрос современных работодателей к вузам весьма конкретен: нужна подготовка специалистов с практической готовностью к выполнению профессиональных задач. Поступление в магистратуру дает более эффективные результаты для успешной профессиональной деятельности тем бакалаврам, которые имеют некий профессиональный опыт: у них сформированы конкретные образовательные задачи.
Мы, например, начали на факультете подготовку в заочной магистратуре тех, кто работает в школе от 5 до 15 лет. Такого заинтересованного и мотивированного студента в получении конкретных знаний и умений мы давно уже не имели. Привычка работать со студентом, который еще не знает, чем он будет заниматься в будущем, сформировала и у преподавателей определенное отношение к студентам, как к детям - все решаем за студента. Переход на уровневую систему – это «не разовое мероприятие»: появился приказ, а на следующий год уже все «перешли». Это систематическая и целенаправленная работа по подготовке студента и преподавателя к новым условиям работы, к новым условиям взаимоотношений, построенных на сотрудничестве и признании за каждым своих прав и обязанностей. Уже в конце 90-х гг. ХХ в. -начале ХХ1 в. стало понятно, что переход на уровневое образование – вопрос времени. Тот, кто это понял, попытался апробировать разные модели подготовки бакалавра и магистра, в том числе и совместно с зарубежными вузами. Опыт чрезвычайно плодотворный и полезный для всех сторон (об этом свидетельствует наш опыт подготовки магистров из Китая). Попытка и сейчас обратить переход на уровневое образование в некий эксперимент – обречена на провал: вуз не сможет быть конкурентоспособным уже и потому, что образовательная среда, соответствующая уровневому образованию, формируется годами, а иногда и десятилетиями. Этого не надо бояться: традиционная система образования имеет свою историю, свой опыт, свои традиции – все это результат многолетней работы. Но формирование этой среды не может осуществлять в рамках одного-двух факультетов. Это образовательная среда университета. Именно поэтому план перехода на уровневое образование сейчас уже должны принять все. Наши зарубежные коллеги по-разному относятся к Болонскому процессу. В Европе «болонские» преобразования являются частью государственной программы, а поэтому финансируются из государственного бюджета. Вместе с тем эти преобразования привели и к сокращению преподавательского состава…
Долгое время образование развивалось как «закрытая и целостная система». Самым главным в квалификационной характеристике выпускника считалась готовность к продолжению учиться. И вдруг сейчас появилась формула «хорошо обучающийся профессионал». Возникла необходимость более ранней и более мотивированной направленности молодежи на профессиональное развитие и рост. Образование, в том числе и высшее, вынуждено вступать во взаимодействие с работодателем. Именно он формирует облик профессионала для работы в конкретной области. «Пригодность к трудоустройству» стала отличительной характеристикой для специалиста. А это означает, что цели образовательных программ определяет не только вуз, но и общество в целом, работодатель и сам студент. Например, студент хочет получить образование в оптимальные для него сроки. Он может воспользоваться образовательными услугами других вузов для решения конкретных задач. Это те реалии, с которыми приходится считаться. «Ломать» ничего не надо. Но реализация уровневого образования потребует изменения образовательного процесса. Тот, кто начал это делать «спокойно и без рывков», опираясь на опыт других, безусловно, сумеет справиться даже с самыми сложными вопросами.
Переход на уровневое образование подразумевает и право студента на получение Европейского приложения к диплому (Diploma Supplement). Приложение к диплому - документ, выдаваемый высшими учебными заведениями студентам при получении диплома о высшем образовании. Приложение к диплому используется, прежде всего, как инструмент представления. Он был разработан совместно Европейской Комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО как результат деятельности рабочей группы и пилотного проекта 1996-1998 годов. Теперь приложение признано как один из ключевых элементов Болонского процесса. 45 стран Болонского процесса согласились на введение приложения на Берлинской Встрече министров в сентябре 2003 года, где было установлено, что «[министры] ставят цель организовать процесс, по которому каждый студент, дипломирующийся с 2005 года, должен автоматически бесплатно получать приложение к диплому на широко распространенном европейском языке». (Коммюнике Конференции Министров, отвечающих за систему Высшей школы, 19 сентября 2003 года в Берлине). Приложение к диплому - объяснительный документ, прилагаемый как к аттестату зрелости, так и к диплому о высшем образовании. Следует признать, что Приложение к диплому в России пока носит пока рекламный характер конкретного учебного заведения. Вместе с тем, наш опыт выдачи Приложения к диплому (бакалавриат, магистратура) в течение трех лет показывает, что разработка и организация выдачи такого приложения является важным шагом в совершенствовании технологий оценки результатов обучения студентов по основным образовательным программам.
В Европейском Приложении к диплому отсутствуют такие привычные нам слова как «зачет» и «экзамен»: все дисциплины оцениваются в принятой балльной системе и, таким образом, являются равноправными. Парадоксально, но порой студенты, имеющие «красный диплом» (в соответствие с традиционной системой оценки), при получении Европейского приложения занимают далеко не лидирующие позиции в общем рейтинговом списке студентов. Кстати, рейтинговые показатели в Приложении являются главным параметром оценки результатов обучения студента.
ключевое слово
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|